Вновь свободен

Жизнь по-старому или вновь свободен

«Я СВОБОДЕН, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит СТРАХ,
Я свободен с диким ветром наравне,
Я свободен - наяву, а не во сне»

Эта мелодия Кипелова несет в себе совсем другой заряд, но почему-то подходит мне поддерживать бодрое состояние духа, пока идет тяжелый процесс отвыкания.

Читайте, что значит найти в себе силы вырваться из многолетнего, казалось бы замкнутого, круга служения тлеющему огоньку.

Я пишу эти заметки исключительно потому, что знаю, тема бросания курить ОЧЕНЬ важна для многих, но большинство предпочитают делать вид, что их это не сильно тревожит. Если вы еще не бросили курить, это не обозначает, что вы слабохарактерный человек. Просто вам не повезло, тот импульс, тот толчок, которого вы так ждете, просто еще не дошел до вас. Ускорьте его приход сами, займитесь проблемой прямо сейчас (я не сказал, бросьте курить, я сказал, займитесь проблемой). Вам нужно пройти тест на ваше умение соглашаться с логическими доводами и принимать на их основе решения. Больше ничего.

1. День первый
15 февраля 2011. Ощущения после первого дня жизни по-старому.

Проснулся в 4 утра и уже не спал. То ли быстро восстановился (за 5 часов?), то ли нервничаю. Вчера день был сложный.

Оказывается, жить по-новому не всегда означает благо. 34 года назад я начал жить по-новому, с сигаретой в зубах. Теперь решил вернуться к старой жизни. Недаром говорят, что порой новое – это хорошо забытое старое.

Появились запахи. Не то, чтобы я их не слышал прежде, но теперь как-то отчетливей и контрастней. Пока в основном неприятные, - запах нездоровых зубов или желудка собеседника, который расположился ближе к тебе, чем следовало бы. Раньше не чувствовал. Жутко воняют сигареты на улице.

Небо на голову не свалилось. Невероятных мук не испытывал. Сохранилось пока свойство мозга подавать сигнал в конкретной ситуации. Например, что-то завершаю из намеченного на день, мелькает мысль, а потом… покурю. Быстро одергиваюсь (также мысленно), теряю слишком мало, приобрести могу значительно больше.

Появилось некоторое ощущение возвращения в юность. Это добавляет эйфории, которая периодически охватывает.

Слушаю Кипелова «Я свободен», не очень в тему, но созвучно.

Действительно, с сожалением смотрю на курящих, особенно женщин. Идет навстречу, без перчаток (мороз с утра -18), зато с зажженной сигаретой. Дурацкая картинка.

Говорят, что самыми убежденными коммунистами были в прошлом глубоко верующие люди. То есть, самый убежденный атеист - это очень верующий прежде человек. И наоборот, самые оголтелые безбожники - это бывшие священники. Нечто подобное происходит с экс-курцами. Именно они становятся самыми ярыми противниками курения, после того, как бросят, разумеется. Особенно приятно плевать вниз, если удалось выбраться наверх, или с особенной тщательностью вытирать ноги о вчера еще себе подобных. Хочу уйти от этой психологической установки. С другой стороны, курцы – очень консервативный и зашоренный народ. Еще позавчера я был одним из них.

Сохранилась тревога, что сорвусь. Не очень явно выраженная, но все же легкий зуд присутствует. В принципе, это именно мой путь. Не медикаментозный, не силоволевой, а интеллектуальный, аналитический, логический.

Вдруг вспомнилось, сколько же лет позади рука об руку с отравой. Начиная  с острова Березового в Финском заливе. Потом душный, распираемый плотным дымом трюм учебного парохода. Потом Арктика, где я так и не поборол себя. Несмотря на то, что купался в проруби. Скажете, безвольный человек. А как же прорубь?

Отец всегда осуждал меня за пристрастие к табаку, но не дождался правильного моего решения. Теперь вот – в память о нем.

Дочь старшая всегда мягко осуждала. Кардиолог все же. Недавно взяла с меня обещание, что я сделаю рентгеновский снимок легких. Теперь, надеюсь, не потребуется, проблема уйдет вслед за никотином.

«Я СВОБОДЕН, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит СТРАХ,
Я свободен с диким ветром наравне,
Я свободен - наяву, а не во сне».

По сути решаю две задачи. Первая – убить малого зверя, постоянно требующего никотин. Вторая – изгнать большого зверя из мозга, каленым железом выжечь стереотипы, связывающие курение с различными повседневными ситуациями, в которых я привык держать во рту сигарету.

Утром, когда проснулся, вдруг понял, что написать дневник отвыкания, ухода от зависимости, этакого побега из замка Ив, очень хорошая идея. Во-первых, кому-то еще может пригодиться, во-вторых, это делает процесс более интересным, стимулирует держаться и идти дальше.

Избавиться от ощущений никотиновой марионетки – сильный стимул. Просто приятно думать о том, что, благодаря мне, учредители табачной компании теперь купят пусть на одно колесо, но меньше к новому «Мерсу». С другой стороны, возможно, теперь вообще не придется платить подручным в клинике Бондаря, по крайней мере, за себя. Хотя, не дай бог им вообще когда-либо платить за кого бы то ни было.

Не использую никаких заменителей, за исключением «Орбита» и то, скорее, для освежения дыхания. Купил клюквенный сок, снимаю приступы потребности в никотине, просто смывая напряженность в горле.

Утром, на прогулке с Айташом, пропускал через себя свет зари, в полные легкие вдыхал мороз, наблюдал за широкой лентой грачей, растянувшейся на все небо, чувствовал прилив сил, заряжался, как аккумулятор, природной энергией. Все вроде как всегда, только свет чуть ярче, звуки чуть резче, пульс чуть чаще. Вот пока и вся разница. Стану ли я рьяно посыпать голову пеплом, жалея о целой череде упущенных лет? Пожалуй, нет, тогда я был по-своему счастлив, хоть и не прав. Просто сейчас для меня наступило другое время, и я стану другим.

Решение зрело давно. Три года назад в Киеве в своем рабочем кабинете я скачал из  книгу А. Карра «Легкий способ». С тех пор эта книга в электронном варианте «висела» непрочитанной на рабочих столах моих компьютеров. Одним из решающих импульсов стала намечающаяся поездка в США. Восьмичасовый перелет – истинное испытание для курильщика со стажем. Плюс, по моим представлениям,  в Штатах мало мест для курения и царит атмосфера общественного порицания курильщиков. Дочитав книжку до конца, определил свою последнюю сигарету.

Последний день курения – 13 февраля. Неудачная дата? Для «него» - да. Я имею в виду маленького «никотинового зверя», тамагочи, заботливо оберегаемого мной в течение 34 лет. Я же верю в позитив цифры 13, поскольку это компания, состоящая из 12 апостолов плюс Иисус.

По дороге в Киев и обратно (когда еще не добрался и до середины книги) с удивлением почувствовал, что могу, не очень напрягаясь, выдержать 12 часов в поезде без сигарет. Более того, выйдя из поезда, закурить не сразу, а выдержав паузу минут в 10. А раньше ожидал Красноармейска, потом Днепра, потом Шевченко, чтобы выскочить в одной футболке на мороз и закурить. Это правда, но, оказывается, можно поступать по-другому.

Два новых ощущения, к которым теперь нужно привыкнуть. Первое, не нужно беспокоиться по поводу того, сколько сигарет осталось в пачке, последняя она из блока или нет, и есть ли Lucky Strike light именно в нашем магазине. Второе, вместо пачки сигарет ежедневно можно покупать что-то другое, например, сок. Но даже, если кошелек случайно остался дома, то можно не покупать сок, просто обойтись без него. Обойтись без сигарет прежде было просто не мыслимо.

Сегодня приступы тяги к утраченному никотину повторяются даже чаще, чем вчера. Исчезли ощущения периодического полета, легкой эйфории, в целом не было особых подъемов или спадов настроения. Волны никотинового голода накатываются не реже одного раза в час. При этом, физический дискомфорт не идет ни в какое сравнение с психологическим. Очень хорошо, что все время занят делом, мне просто некогда погружаться в вязкий анализ подавленных ощущений утраты никотиновой свободы, направляемый все еще зависимым мозгом на поиск любых оправданий для того, чтобы оспорить принятое решение.

Все мои попытки подобрать некий аналог ощущений, которые провоцируются «никотиновым зверем» пока оказываются несостоятельными. Это, конечно, похоже на чувство голода или жажды, но только отчасти. По ощущениям, задействовано все «нутро» от желудка до гортани. Эпицентр расположен в горле. Наиболее подходящее слово для описания – периодический дискомфорт, который то усиливается, то ослабевает. Время от времени появляется повышенное слюноотделение, возможно, поэтому напрашивается сравнение с чувством голода. Прием пищи или жидкости позволяет с одной стороны отвлечься, с другой, получить некую компенсацию за испытываемый дискомфорт. В течение дня растет психологическое напряжение. Сломаться сейчас было бы слишком гнусно. По большому счету останавливает опасение, что будет нанесен просто сокрушительный удар по самолюбию и чувству собственного достоинства. Дай бог нам сил.

Вечером дискомфорт ослабевает, приближается ночь, я все еще уверенно следую своему решению.

Продолжение завтра...

2. День второй

16 февраля 2011. Ощущения после второго дня жизни по-старому.

Вы удивитесь, но не происходит ничего необычного. «Никотиновый зверь» по-прежнему пытается заполучить дозу и время от времени достает мозг, который в свою очередь использует противоядие в форме сделанной два дня назад психологической самоустановки. Другими словами, нас давят, мы сопротивляемся. Пока успешно.

Все по-прежнему здорово воняет. Особенно выхлопы машин во дворе и зажженные сигареты прохожих по пути на работу. Курящие люди по сути своей крайне эгоистичны. Четко осознаю это только сейчас. Их на самом деле совершенно не интересует, что чувствуют находящиеся рядом некурящие.

Зависимость от никотина иногда приобретает  поистине гротескные формы. В активе моих прошлых достижений - повторное использование окурков из урны гостиничного номера к утру следующего дня. Просто закончились сигареты, а взять было негде. Вспоминаю также, как я обменял плитку шоколада на нескольких дешевых (и вонючих) сигарет во время путешествия по Крыму. Я как раз рассчитывал бросить курить на отдыхе, да не собрался духом. Пришлось заниматься обменом, поскольку поначалу путешествие проходило вдали от цивилизации и магазинов.

За завтраком обсудил свое решение с младшей дочерью. Она поддерживает, но как-то настороженно. Видимо, думает, посмотрим, чем это все закончится в ближайшие дни. Она удивительно современный по отношению к курению человек, т.е. не курю и не тянет. Молодец, пример для великовозрастного родителя. Тем не менее, ее реакция только укрепляет меня в принятом решении, я по-хорошему внутренне «завожусь» и получаю дополнительный стимул сдержать слово, данное себе. Решение продолжать курить принимается исключительно мной самим, я это хорошо помню. Все-таки желание работать на благосостояние директора табачной фабрики уже исчезло.

Испытываю некоторое затруднение от того, что не знаю, что сработает на результат лучше: постоянно накручивать себя «жареными» фактами и давить железной логикой или просто жить, не придавая происходящему никакого особенного значения. Первое может плохо сработать из-за того, что постоянно «приподнятое» настроение может просто утомить, банально надоесть. Кроме того, оно требует постоянного напряжения для «генерации» различных картинок и логических умопостроений. Это – тяжелая артиллерия и ее использовать нужно только в моменты наибольших сомнений. Впрочем, у каждого могут быть свои рецепты.

Хорошо работают наушники с Кипеловым, который все время мне напоминает, Я свободен!!

Я курил в Лондоне и Праге. Я курил в Барселоне и Брюсселе. В Уругвае и Мозамбике. Разглядывая пингвинов на отдающих голубизной айсбергах или зеленые склоны гор о. Маврикий. На сопках Камчатки  и терриконах Донецка, в полярных поселках Хатанга и Черский, на Северной Земле и дрейфующем льду Арктики. В Индийском, Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах! По-моему, этого достаточно. Весь вопрос в том, успею ли теперь собрать безникотиновую географическую коллекцию.

Везет с погодой, ясное небо и крепчайший по утрам мороз создают мое бодрое настроение и поддерживают устойчивую психику. Все время расставляю страховочные якоря, т.е. рассказываю о своем решении родным, расширяю круг свидетелей, чтобы труднее было дезертировать с этой позиции.

«Под холодный шепот звезд» я сжег «последний мост». Последняя сигарета была действительно выкурена поздним вечером воскресенья на лоджии. Звезды – тоже свидетели.

Если верить Аллену (Аллен Карр – автор известного легкого способа бросания курить с туманного Альбиона), мне потребуются около 3 недель, чтобы убить «никотинового зверя», т.е. с наступлением весны совпадет изгнание беса. Конечно, останется страх вернуться на прежние позиции и, конечно, еще долго будут возникать соблазны, направляемые прочно врезавшимися за десятилетия в мозг стереотипами. Будем держать оборону.

Продолжение завтра...

3. День третий
17 февраля 2011. Ощущения после третьего дня жизни по-старому.

Очень легко с утра. Пробежка по морозу вокруг ставка добавляет оптимизма и создает настроение. Везет на ясную солнечную погоду. Мне кажется, что в пасмурную было бы труднее.

Так же несложно переносить никотиновый дефицит в вечерние часы. Сейчас полнолуние, огромная луна заливает светом все еще белый снег, создавая опять же мажорное настроение.

Сложнее всего днем. Периодически накатывает своего рода «девятый вал», с которым нелегко совладать. Практически исчезло чувство страха, боязнь не устоять перед соблазном, не вползти назад в привычное болото, но до полной независимости еще далеко. Сегодня на одном совещании в перерыве давали чай и кофе в помещении, где разрешалось курить. Легко перенес этот стрессовый фактор и даже нашел другого курильщика, который втайне мечтает соскочить с крючка. Пообещал ему книгу Карра.

Пытаюсь понять, в чем феномен психологической зависимости. Много лет я мысленно планировал последовательность действий в течение дня: сделаю это и это, перекур, затем начну вон то и т.д. Подсознание до сих пор дробит день на отрезки между перекурами. Сознание же, напротив, борется с попыткой автоматически закурить. На эту борьбу и уходит масса душевной энергии, напрягая тебя, создавая иллюзию принесения в жертву чего-то ценного.

Вторая составляющая тяжелых мыслей в основе своей является реакцией на запрет. Как? Нельзя вообще?! Черт возьми, что за насилие над свободой такого независимого человека, как я?

Гоню прочь любые намеки на ревизию принятого решения. Расставляю дополнительные якоря (анкоры), рассказывая о своих скромных достижениях друзьям.

Практически прошел дистанцию в 100 часов. Много это или мало? И то, и другое. Промежуточные итоги таковы: не жалею  о принятом решении, расстановка «маячков» логических установок в голове работает, нужно только слегка стимулировать сознание и изредка «подливать масла в огонь», слегка себя накручивая образами табачного воротилы с сигарой в зубах, ловящего тебя в свои сети, или скромного эскулапа, выписывающего счет за медуслуги.

Жизнь постепенно становится более естественной без сигареты, нежели с сигаретой. Важно вести активный образ жизни, не зацикливаться на постоянном прослушивании собственных «тяжких» ощущений никотинового голода, генерировать своего рода творческие подходы для того, чтобы обойти соблазны. Короче, все не так тяжело, как казалось до момента принятия решения.

Продолжение завтра ...

4. День четвертый
18 февраля 2011. Ощущения после четвертого дня жизни по-старому.

С полнолунием обычно связана повышенная активность планетарных процессов, таких как морские приливы, например. Думаю, что на живую материю изменения гравитационного режима тоже имеют некоторое влияние. Во всяком случае, я в дни полнолуний, когда окрестности всю ночь залиты ярким лунным светом, иногда теряю сон и становлюсь более раздражительным. Проснулся в половине второго, думая, что уже пять и пора вставать, чтобы идти гулять с собакой. Потом долго не удавалось снова заснуть, зато пришло в голову множество новых идей по работе.

Я не религиозный человек и даже не верующий. Скорее, сомневающийся атеист. Но все-таки иногда в жизни происходят вещи, которые трудно объяснить сугубо с материалистических позиций. Утром на прогулке с собакой, как обычно обошли пруд по льду. Мой щенок 7 месяцев от роду и весом под 50 кг совершенно безобидный увалень, который любит общение с людьми и собратьями. Агрессии при этом ноль. Кроме того САО любит самостоятельно принимать решения, которые я не всегда успеваю предугадать. Сегодня утром он решил, что сбегать метров за 70 к бездомной собачьей своре дело правильное и у него на это есть все полномочия. Короче, парень ломанулся, пересек железнодорожные колеи заводской дороги и стал "здороваться". Я в зимнем обмундировании догнал его не сразу, а уже тогда, когда три малых щенка из этой своры дружно и зло давали отпор нахальному мальчику. Мой боец, увидев мою серьезную обеспокоенность его самостоятельностью (орал я, наверное, выше нормы), решил вернуться снова на ставок и побежал назад через "железку". И тут я, преследуя его, замечаю метрах в 15 поезд. Щенок проскочил, я решил успеть за ним. Вдруг спотыкаюсь, падаю, как Анна Каренина на рельсы и ... дальше, как в боевике, выполняю сложный маневр, перекатываюсь  на пространство между колеями. За моими ногами проходит поезд. Всю суть произошедшего начинаю понимать только минут через 10. Наступает озноб и дикий кашель - легкие проветрил бывший курильщик.

Для чего столько подробностей? Во-первых, потому, что даже после этого случая я НЕ закурил. А во-вторых, наверное, "системный администратор с небес" решил, что ОН еще не досмотрел этого сериала наглого курильщика с 34 летним стажем. Решил, что еще рано. В таком случае, я принял важное и правильное решение :).

Кстати, я совсем забыл прокомментировать, действительно ли книга А. Карра является чудом (miracle, marvel, wonder как говорят на родине автора бестселлера) или это просто попытка заработать на проблеме, касающейся по разным регионам от 30 до 40% взрослого населения планеты. И то, и другое. Секрет чуда заключается в том, что книга грамотно выстроена психологически. Вы легко попадаете в ловушки, расставленные автором, в ситуации, когда вы просто не можете врать себе. Как следствие, вы просто вынуждены принимать правильное решение, к которому постепенно подводит вас автор. И скажите ему за это спасибо. А насчет заработать... Аллен бы не был английским бухгалтером, если бы не смог заработать на самой большой собственной проблеме :).

Кстати, метод не сработает, если у вас плохо с логикой и самоуважением, это интеллектуальная игра.

Втрое мое наблюдение, проблемы курильщика интернациональны и не зависят от уровня ваших доходов, хотя процент курящих среди богатых в целом ниже, чем среди среднего класса. Практически все примеры из книги подходят для украинского курильщика или имеют достаточно близкие аналогии, и в этом смысле нет культурного барьера.

Вообще никотиновая зависимость штука очень индивидуальная, она может быть сильно или слабо выражена, т.е. вы можете курить по 2 пачки в день, а можете - 5 сигарет в неделю. Сходство только в том, что 2 со временем превратятся в 3, а 5 увеличится до 10. Я отношу себя к достаточно, хоть и не запредельно, зависимым субъектам. Иными словами за 25 сигарет в сутки я не выбивался, да и то уже к концу периода зависимости. Уровень вашей зависимости будет определять уровень дискомфорта после решения бросить. Уверяю всех, что даже при очень высоком уровне зависимости, уровень дискомфорта от дефицита никотина лежит в пределах возможного преодоления. Легкость, с которой вы будете бороть желание нарушить свой собственный запрет, зависит от вашей способности настроить себя на эту волну.

Какие существуют фобии бросающего курить? На мой взгляд их несколько.

- Я не смогу выдержать данное себе обещание и получу лишнее разочарование в собственных силах.

- Я буду жить под прессом 100% - ного запрета, никаких исключений, как сапер, который ошибается один раз.

- Мне будет сложно не договориться с самим собой, чтобы вернуться на прежние позиции.

- Любой серьезный стресс быстро все поставит на прежнее место.

Список можно продолжать до бесконечности, но большинство из них достаточно серьезны, иначе от попыток бросить курить просто не было бы отбою из среды множества страдающих тяжелыми формами зависимости. Рекомендация человека с 5 дневным пока стажем следующая, пробуйте в любом случае. В случае успеха, вы получите именно то, чего так давно и безуспешно добивались. В случае поражения, вы сможете повторить попытку, выдержав паузу, а все издержки окупаются с лихвой, даже если удача достигнута не с первого раза.

Еще одно приятное обстоятельство текущей ситуации, я легко делюсь опытом, готов помочь любому, кто выскажет такое пожелание. Адрес для контактов: yabrosilkurit@gmail.com

Продолжение следует...

5. День пятый
Появилось ощущение чуть более здорового состояния прямо с утра. Ощущения в легких такие, как будто их почистили от ржавчины металлической щеткой и наспех покрасили. До полного очищения еще нужно поработать. Как я уже говорил ранее, стараюсь поделиться своей новостью с друзьями. Делаю это намеренно, чтобы сложнее было менять решение. Лучший друг из Питера прислал письмо в поддержку моей инициативы. Цитирую с его разрешения, поскольку оно достаточно показательно с точки зрения удаленной перспективы.

"Я бросил курить почти 10 лет назад года в Москве во время командировки. С тех пор я выкурил только одну сигарету - это было в 2006 году в Кейптауне, когда мы на пароходе отмечали завершение антарктического рейса. За четыре предшествующих года я не сделал ни одной затяжки, даже в тех случаях, когда бывал здорово навеселе.
В тот вечер на пароходе в Кейптауне на спиртное мы не налегали, а "налегали" главным образом на приятные разговоры. Многие естественно курили, и это, уже как обычно, не вызывало у меня никакого возбуждения. Но тут кто-то вытащил пачку "Кента". И тогда-то у меня мелькнула шальная мысль - в молодости я очень любил эти сигареты, и я вполне осознанно решил, что сейчас здесь, в Кейптауне, в Южном полушарии, я имею право на исключение в виде одной единственной сигареты!
Несмотря на почти четырёхлетний на тот момент стаж некурения я выкурил сигарету с большим удовольствием. После чего, после чего... меня тут же вырвало на глазах у всего честного народа.
Это была единственная сигарета в моей жизни, которую я выкурил в Южном полушарии. И это был единственный случай в моей жизни, когда выкуренная после длительного перерыва сигарета не стала причиной нового срыва в затяжной штопор. Я просто понял, что наверно я уже действительно своё откурил."

Не знаю, радоваться этому или нет, но куда-то исчезла, рассосалась пафосность в моих самоощущениях. Ну бросил курить, ну держишься почти 200 часов и что? Жизнь просто продолжается, нужно зашить дырку на пиджаке для ордена и перестать лелеять в голове картинку, будто несешь тяжеленный крест, возложив на свои хрупкие плечи всю тяжесть Вселенной. Все, что происходит - нормально, это не подвиг, это воплощение элементарного здравого смысла!
Звонила старшая дочь, рада моим скромным достижениям, а я доволен сохраняемым имиджем человека, умеющего держать слово.

Еще цитата из Интернета. Я не собираюсь перечислять все возможные недуги, порождаемые курением, но это из области нетипичных последствий.

"Для человека курящего уже стало привычным слышать, что курение увеличивает риск развития рака легких, вызывает в них хроническую обструктивную болезнь и провоцирует сердечно - сосудистые заболевания. Но курение еще и ускоряет процессы старения в организме. Например, оно стремительно старит структуры глаза и нарушает зрение. Очень опасно то, что мало кто из курящих людей знает о его деструктивном действии на зрение. Об этом говорилось на Конгрессе Wonca Europa в Малаге (Испания). Около 86% населения не имеет ни малейшего представления об опасности курения для зрения и его негативном действии на глаза. Об этом не знают ни те кто курит, ни те, кто находится рядом с курильщиками. 78% людей никогда не слышали, что курение провоцирует катаракту, а 62% - что оно старит и буквально выводит из строя сетчатку глаза. Между тем, проблемы со зрением начинаются у курильщиков в среднем на пять лет раньше, чем у людей некурящих. Эксперты Посольства медицины хотели бы пояснить читателям, что происходит это по двум причинам: из за непосредственного воздействия токсических субстанций табачного дыма на глаза и нарушения кровообращения в сосудах глаза из за деструктивного влияния составных компонентов табака, попадающих туда из легких с кровью. Это вызывает уменьшение уровня питательных веществ и антиоксидантов, поступающих к структурам глаза, и быстрое старение его клеток, что приводит к потере зрения." (Источник).

6. День шестой
Возможно у кого-то мои записи вызывают ощущение, что именно в моем конкретном случае все легко и просто: решил, бросил, хвастает. На самом деле каждый день идет борьба, каждый день успеха - это победа над своей слабостью. Нет легких побед, есть правильные стратегия и тактика.
В течение вчерашнего дня было несколько отчаянных попыток "лукавого" загнать меня в угол. Пару раз мне пришлось здорово напрячься, чтобы привести свою психику в равновесие. Могу сказать одно, выдержать эти атаки - реально. Просто нужно понимать, что время от времени требуются усилия воли, рассудка, необходимо иногда напрягать мозги, включать творческое начало, чтобы не сломаться. Именно поэтому я уже говорил, что это интеллектуальная игра.
В такие минуты я включаю механизм внутреннего диалога, так сказать "сам на сам". Диалог вокруг фактов и домыслов. Естественно, что тема одна - никотиновая зависимость или табакокурение, как кому больше по душе. Итак:
- Зависимость есть (или была до недавнего времени)?
- Есть.
- Это очевидный результат манипулирования моим сознанием?
- Да.
- Нравится ли тебе осознавать, что тобой манипулируют (или, более жестко, что ты марионетка)?
- Однозначно, нет.
- Помнишь ли ты последние часы жизни твоей сестры в онкологии Бондаря? Можешь хотя бы приблизительно представить, как ей было больно? Твой ли это путь?
- Нет, вне сомнения. Хоть в ее страданиях никотин и не повинен...

Диалог обычно продолжается не очень долго, но требует некоторого умственного напряжения. Тем для обсуждения - море безбрежное, важно не лениться. Не разрешить себя загнать опять в стойло.
Странно, что практически все мы уделяем большое внимание личной гигиене, регулярно предпринимаем усилия, чтобы, проще говоря, от нас не воняло. Удивительно, но мало кому из курящих приходит в голову, что первые пару минут после очередной сигареты от них просто сногсшибательно несет вонью. Не подумайте, что я внезапно прозрел и пытаюсь всех поучать всего через неделю с момента решения бросить это дурное дело. Просто постарайтесь понять, что решение само по себе в значительной степени меняет восприятие вами правды обо всем этом.
Знаете, какая была реакция моего собеседника на рассказ о решении не курить во время утренней прогулки с собаками? "На это нужно специально настроиться", - после чего идет быстрый перевод темы разговора. Мы, курильщики, зачастую просто боимся обсуждать эту тему, хотя втайне мечтаем остановиться.
Я точно также много лет отвечал людям, которые меня любят и желают добра, придет время, наступит мой день. Теперь думаю, что он и вправду наступил. Само решение сродни нырянию в прорубь. Я могу так говорить, поскольку действительно нырял в очень холодную воду. Кстати, существует мнение, что "моржевание" - это тоже зависимость, которая возникает со временем, только адреналиновая.
Еще одно неожиданно всплывшее воспоминание из "прежнего" периода. В восьмидесятые, когда особенно часто стали умирать вожди, и это время злые языки прозвали "пятилеткой пышных похорон", один мой знакомый, читая очередной некролог, любил повторять, "ну вот, еще один бросил курить". Черный юмор звучит зловеще, но ведь и правда, иногда только смерть останавливает эту зависимость. Не хочу, чтобы обо мне так сказали в, надеюсь, отдаленной перспективе.
Чего по ощущениям действительно не хватает? Привык переключаться с помощью сигареты, выполняя монотонную или напряженную работу. То есть, не получаешь психологической разгрузки. Нужно подбирать заменители или аналоги.
Страшилки о вреде вашему здоровью заставляют задуматься, но не надолго. Курильщик рассуждает примерно так. Спору нет, это не полезно, можно даже сказать, вредно. И сразу расскажет анекдот о долгожителях Грузии. Помните, берут интервью у деда, которому исполнилось 100 лет и который всю жизнь вел праведный образ жизни, во всем придерживался, от всего воздерживался. Вдруг раздается грохот на втором этаже дома, где живут братья-долгожители. Это мой старший брат, опять напился и ссорится с очередной женой, говорит долгожитель. Может тут же добавить поговорку "Кто не курит и не пьет..." Бравада, защитная реакция в ответ на посягательство на самое охраняемое.
Я не могу жаловаться на здоровье. При том, что мне чуть за 50, я все еще не имею карточки в регистратуре своей поликлиники. Ну не обращаюсь и нет. И все же, бросив курить, я думаю, что устранил очень серьезную угрозу для здоровья.  В отличие от Карра, я не бухгалтер, а моряк и полярник в прошлом. Хозяин огромного ротвейлера, с которым 12 лет плечом к плечу, от его первого шага до последнего вздоха. Было все: и драки, и кровь. Отношу себя к людям, для которых оправданный риск - норма жизни. Но курение нельзя отнести к категории оправданных рисков.
Есть еще один фактор, лежащий в основе принятого решения. Он, пожалуй, не осознанный с самого начала, скорее, подсознательный. Тот факт, что я решился после 50-ти завести САО (средне-азиатскую овчарку), обозначает, что мне как минимум 15 ближайших лет понадобится отменное здоровье, если я не готов быть виноватым во всех возможных проблемах, связанных с большой собакой.
Вспомнился случай из жизни, рассказанный одним знакомым. У него живет во дворе собственного дома САО, кобель на 90 кг. Вышел он как-то прогулять пацана в степь за поселком и слегка расслабился. Хоть парень и был на строгом ошейнике, но, увидев корову, решил рассмотреть ее поближе и рванул от души вперед. Хозяин, которого подопечный тащил на поводке, поводок из рук не выпускал, а лихорадочно вспоминал, сколько же стоит корова,  25 или 30 тысяч. Наконец, собака устала и решила отложить знакомство к огромному облегчению хозяина. Воспитание собаки такой породы играет, конечно, определяющее значение, но здоровье тоже иметь необходимо :).

7. День седьмой
В том, что я пишу, становится все меньше информации, связанной с проблемой отвыкания, и все больше событий обычной нормальной жизни. Возможно, это связано с тем, что меня эта проблема с каждым днем беспокоит все меньше. Возьму паузу в несколько дней, чтобы накопить фактаж...
Вполне ожидаемо, что на указанный адрес электронной почты письма не приходят, т.е. проблема эта "никого не беспокоит", сам недавно был такой.

8. День за днем
23 февраля.
Не считая того, что сегодня традиционный мужской праздник, могу засвидетельствовать, что течение моей жизни приобрело более-менее монотонный характер. Время от времени вспыхивает протест погибающего никотинового зверя. Требуются усилия, чтобы ему противостоять. Однако, еще не было мгновения за последние 10 дней, чтобы я испытал глубокое разочарование по поводу принятого ранее решения. Курить вредно, не современно, и я спрыгнул с этого крючка.
Хотя можно тратить время и так:
Курящий пассажир подал в суд на ДонЖД
Пассажир поезда №№ 037-038 «Донецк-Киев» Игорь Марусенко подал в суд на Донецкую железную дорогу с требованием возмещения морального ущерба и обустройства в поездах мест для курения. В настоящее время дело отправлено на рассмотрение в суд.

По словам Марусенко, в середине января он ездил в командировку в Киев, пользуясь услугами Донецкой железной дороги. По дороге в Киев и обратно, сотрудники железной дороги сообщили, что курить в поезде запрещено, сообщает ИА RBN.

«Возможность курения на вокзале также была исключена, поскольку согласно ст. 1 Закона Украины “О мероприятиях по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения” это общественное место, где курение запрещено. Тогда как Закон Украины “О мероприятиях по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения” не относит поезд к общественным местам. В свою очередь, нарушение на запреты курения в поездах и общественных местах может повлечь за собой штраф до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан – в первом случае и до десяти необлагаемых минимумов во втором», – отметили в агентстве.

В то же время, как пояснил в комментарии «УРА-Информ.Донбасс» пресс-секретарь ДонЖД Владимир Селиванов, Донецкая железная дорога является структурным подразделением ГП «Укрзализныця» и не имеет права самостоятельно принимать подобные решения, в частности, об обустройстве мест для курения.

«Это больше вопрос к администрации железнодорожного транспорта Украины, потому что мы структурное предприятие, входим в “Укрзализныцю” и выполняем все указания, которые регламентированы свыше. Согласно закону, в Украине запрещено курение в общественных местах, к которым относится и железнодорожный транспорт. Здесь мы не можем где-то индивидуально, в отдельном регионе сделать такую услугу», – подчеркнул Селиванов.

Он заверил, что юристы ДонЖД всесторонне изучат обстоятельства инцидента и дадут ему соответствующую правовую оценку.

Напомним, в Украине действует закон №1824-17 от 21 января 2010 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения употребления и продажи пива и слабоалкогольных напитков», согласно ст. 15-2 которого запрещается курение в общественных местах, в том числе, и общественном транспорте, включая транспорт международного сообщения.

УРА-Информ.Донбасс

24 февраля

Десять дней позади, если бы не бросил, уже бы выкурил целый блок. Получил письмо от знакомого, который рассказал об утренних ощущениях курильщика. Первая сигарета - это всегда легкое головокружение, если курить не на ходу, а на балконе, не говоря уже о закрытом помещении. Учащенный пульс, легкое потоотделение и мысли, когда же это закончится. Соглашаюсь и дополняю, первая сигарета мне всегда добавляла пессимизма, как-то все представлялось в более мрачном свете.

26 февраля

Заканчивается вторая неделя. На самом деле далеко не все позади. Приступы случаются иногда серьезные. Другое дело, что побороть их можно и нужно. Главное, не опускаться до поиска отмазок, которые так щедро генерирует воображение, подогреваемое "никотиновым зверем". Жить ему осталось неделю.

4 марта

Подходит к концу третья неделя. Я перестаю замечать свое новое состояние. Теперь оно как бы естественное. Хочется ли при этом закурить? Да, но не очень сильно. Во всяком случае, страхи, которые рисовало мое воображение накануне принятого решения, не оправдались или не сбылись.

Оглядываясь назад, что считаю важным? Я совершил ПОСТУПОК. Иногда это нужно делать, чтобы сохранять уважение к себе на должном уровне. Я убедился в том, что способен убедить себя в чем-то "по-серьезному", т.е. моя самоуправляемость пока на высоте. У меня внутри крепнет убеждение, что теперь я становлюсь требовательнее к чистоте воздуха, чистоте воды, чистоте улицы, если угодно. Вполне предполагаемо, что за этим решением могут последовать и другие, улучшающие что-то во мне или вокруг меня.

24 марта

Прошли три недели с момента последней публикации сообщений на сайте. Все идет по-прежнему, периодически возникает желание закурить, которое легко преодолевается и незаметно исчезает. Короче, все это не сопровождается муками каторжанина. Жизнь продолжается  в прежнем ритме, она просто стала экономнее с точки зрения расходов на сигареты.

Зато какой кайф испытываешь  в период 8 часового трансатлантического перелета!

25 марта

Сегодня сорок дней с момента принятого решения поставить крест на никотине, нужно отметить :).

31 марта

Завтра (1 апреля) посмеемся, но я по-прежнему не курю. Последний мой, очень давний, рекорд составлял 1 месяц и держался на "силе воли", а не на "силе убеждения". Внутренняя мотивация, даже искусственно сгенерированная, все же оказывается действенным инструментом. Продолжаю гордиться удавшимся экспериментом над собой. Не перестаю удивляться продолжающим дымить на улице, на крыльце учреждений, на автобусных остановках. Странно, но совсем недавно был одним их них. Удивительно пакостен человек, стоит слегка отдалиться от себе подобных и уже приятно, что ты не такой, что ты разумней (в смысле, благоразумней).

5 апреля

Читаю мрачную статистику, доволен тем, что хоть немного ее улучшил.

«Если в целом по Украине удельный вес курящих начал постепенно уменьшаться, то в Донецкой области этот показатель среди населения в возрасте 12 лет и старше в течение последних трех лет равен 29% (в среднем по Украине он составил в прошлом году 22% против 26% в 2008 году)», – отметили в управлении.

Среди всех жителей области, имеющих эту вредную привычку, 41% выкуривают за сутки от 16 до 20 сигарет, а 4% – более 20 сигарет, то есть практически целую пачку.

Из общего числа курящих более шестой части курят от года до 5 лет, каждый пятый – от 6 до 10 лет, 28% – от 11 до 20 лет, 35% – более 20 лет.

Существенное подорожание табачных изделий для большинства курильщиков не стало препятствием, а лишь увеличило их денежные расходы. На покупку табачных изделий в расчете на одно домохозяйство области в 2008 году за месяц тратилось в среднем 24 грн в 2009 году – 63 грн, а в 2010 году, по последним данным за III квартал, – 76 грн.

УРА-Информ.Донбасс

15 апреля

Два месяца жизни по-новому за плечами. Кто бы мог подумать, что это возможно еще в канун Нового года! Перед каждым днем рождения и Новым годом я много лет испытывал угрызения совести по поводу неудачной практики бросания курить. Кто бы мог подумать, что это не так сложно, как всегда казалось! Кстати, сэкономил 750 гривен за это время.

7 мая

Зашел на сайт только для того, чтобы дать знать возможным посетителям, все по-прежнему, все неизменно, я продолжаю старый новый путь. Приглашаю всех сомневающихся сделать поступок.

22 мая

Я уже писал о ложных стереотипах. Еще один - распространенный миф о том, что очень хочется курить после того, как выпьешь, и соответственно, большой риск сорваться. Не работает, по крайней мере, со мной.

5 июня

Сегодня ночью впервые за все время с момента принятого решения приснилось, что закурил. В предыдущие разы все это происходило достаточно быстро,  а здесь на удивление долго подсознание не напоминало о себе. Впрочем и холодного пота тоже не было. Все быстро забылось. Стабильно не курю.

1 июля

Почему-то думал, что время от времени придется перечитывать "английского бухгалтера" (Аллен Карр, если кто не читал), чтобы поднимать боевой дух. Пока не приходится, и не разу не пожалел о своем решении бросить 4,5 месяца назад.

3 августа

Все нормально, проблем нет. Приближаюсь к полугодию.

11 августа

"На алкогольные напитки среднестатистическая семья в Донецкой области тратит больше средств (1,6% всех совокупных расходов), чем на образование (1,1%), а на табачные изделия (2,4%) – больше, чем на отдых и культуру (1,9%)" - вот такая грустная статистика. Я сэкономил уже почти 1800 грн. семейного бюджета и надеюсь, что еще смогу много сэкономить.
Как ни удивительно, но о существовании сигарет я теперь вспоминаю только по утрам, когда по дороге на работу прохожу мимо остановок общественного транспорта и наблюдаю, как едва проснувшиеся земляки (и землячки) насилуют организм никотином. Всегда стараюсь побыстрее преодолеть этот участок пути, сильно воняет.

22 августа

Как-то странно, но пропустил дату полгода. 15 августа можно было отметить первый значимый этап, поскольку полгода - это уже заметный период. Внутреннее состояние то же, что и прежде, то есть курить не тянет, скорее испытываю недоумение, видя курящих и, если хотите, испытываю чувство жалости ко всем, кто не способен  принять правильное решение.

15 ноября

Вдруг приснилось, что курю. Самое интересное, что во сне отлично помню, что давно бросил. Не очень расстроился, пока спал, но когда проснулся все же испытал некое облегчение от того, что все это только снилось. Получается, что подсознание располагает весьма слабыми "тормозами" в отличие от хорошо настроенного сознания. Девять месяцев - это уже кое-что. Никаких усилий сегодня не приходится прилагать, чтобы не начать снова эту бездумную гонку со здравым смыслом. По-прежнему сочувствую тем людям, которые ранним утром с фанатизмом наполняют легкие дымом в ожидании троллейбуса. Они все еще не могут понять, что являются продуктом изощренной манипуляции и платят за свою неспособность увидеть собственную убогость со стороны дорогую цену.
Все, кому удалось это прочесть, но пока не удалось бросить - присоединяйтесь к  продвинутому сознанию!

15 декабря

Десять месяцев позади, ни одного дня ностальгии или разочарования, так держать!!
Дочь написала в скайп из Питера, что видела плохой сон:
"мне кстати сегодня снилось, что ты снова курить начал, не знаю, к чему такое) приснилось, что мы вместе в магазине, и ты покупаешь 2 пачки лаки страйка, а я возмущаюсь))". Так что не только мне иногда снятся рецидивы этой отравы. Вы обрекаете на мучительную аналитику подсознание еще и своих близких, являясь к ним в снах с сигаретой.

9. Год за плечами
14.02.2012 Ровно год. Кто бы мог подумать. Я давно не считаю вероятность рецидива высокой. У меня просто не стало этой проблемы. Я понял, что ЭТО под под контролем. Причем контроль вовсе не обременителен, это просто естественная часть меня.
Тем, кто еще болен. Победите себя. Психологически. Вы сможете. Удачи...

16 февраля 2012


Я СЧАСТЛИВ!
       
Граждане,
         у меня
               огромная радость.
Разулыбьте
          сочувственные лица.
Мне
   обязательно
              поделиться надо,
стихами
       хотя бы
              поделиться,
Я
 сегодня
        дышу как слон,
походка
       моя
          легка,
и ночь
      пронеслась,
                как чудесный сон,
без единого
           кашля и плевка.
Неизмеримо
          выросли
                удовольствий дозы.
Дни осени -
           баней воняют,
а мне
     цветут,
            извините,-
                розы,
и я их,
      представьте,
                обоняю.
И мысли
       и рифмы
              покрасивели
                и особенные,
аж вытаращит
            глаза
                редактор.
Стал вынослив
             и работоспособен,
как лошадь
          или даже -
                трактор.
Бюджет
      и желудок
               абсолютно превосходен,
укреплен
        и приведен в равновесие.
Стопроцентная
             экономия
                на основном расходе -
и поздоровел
            и прибавил в весе я.
Как будто
         на язык
                за кусом кус
кладут
      воздушнейшие торта -
такой
     установился
                феерический вкус
в благоуханных
              апартаментах
                рта.
Голова
      снаружи
             всегда чиста,
а теперь
        чиста и изнутри.
В день
      придумывает
                не меньше листа,
хоть Толстому
             ноздрю утри.
Женщины
       окружили,
                платья испестря,
все
   спрашивают
             имя и отчество,
я стал
      определенный
                весельчак и остряк -
ну просто -
           душа общества.
Я
 порозовел
          и пополнел в лице,
забыл
     и гриппы
             и кровать.
Граждане,
         вас
            интересует рецепт?
Открыть?
        или...
              не открывать?
Граждане,
         вы
            утомились от жданья,
готовы
      корить и крыть.
Не волнуйтесь,
              сообщаю:
                граждане -
                я
сегодня -
         бросил курить.

В. Маяковский

15 августа 2012.
Полтора года позади! Кто бы мог подумать!
Единственно о чем жалею, что не подвернулась раньше поездка в Америку и не заставила жизнь бросить эту заразу много лет назад! Чувство жалости и снисхождения вызывают люди, для которых важно, будут ли все пачки сигарет поступать в продажу одинаковыми или нет. Австралия - первая страна, радикально влияющая на спящее сознание курильщика, под их громкий ропот о нарушении прав личности или авторских прав.

5 января 2013
Я все еще рад случившемуся почти два года назад. Как бы это не было противно сторонним наблюдателям, кто, возможно, ждет, когда он сорвется. Два результата этого уже почти двухлетнего эксперимента стали очевидными для меня.
1. Если бы я знал, что смогу бросить столь резко и относительно легко, сделал бы это намного раньше.
2. Приятное чувство утраченной зависимости иногда тешит душу, когда слышу очередные новости о крепнущих гонениях на курильщиков.
Все эти ограничения на разрешенные места для курения, удорожание продукта и прочая ерунда - больше не предмет моего беспокойства. Как и тревога о том, сколько на конец дня осталось в пачке сигарет и где ближайший вечерний магазин, в котором есть именно та гадость, которую я курю. Я больше не нервничаю на затянувшихся совещаниях, не планирую, как выдержать более 40 минут какой-нибудь нудной говорильни. Короче, свобода от никотина штука достойная уважения. Сочувствую тем, кто этого никак не может понять...

15 февраля 2013
Два года минуло...
1. Сэкономил 7000 гривен (900 долларов)
2. Пришел к выводу, что проблема бросить и все связанные с ней сложности - просто старательно поддерживаемый миф.

23 февраля 2013
С днем Советской армии и ВМФ! 464 человека посмотрели блог, и ни одна душа не высказалась в комментариях! Какая же все-таки закрытая тема для каждого.
Поднимаю тост в этот мужской праздник за тех, кто может принимать решения и следовать им!!

11 октября 2013
Я по-прежнему уверенно держусь без особых напрягов. Пишу это для скептиков, не верящих в свои силы.

15 февраля 2014
Ровно три года. Все в норме. Я доволен собой.

12 мая 2014
Через два дня будет 39 месяцев с того момента, как я не курю. И даже ни разу не пробовал опять начать это дурное дело. :)

26 сентября 2014
Добавить нечего. Все по-прежнему, несмотря на войну...

14 февраля 2015
Ровно ЧЕТЫРЕ года с того самого момента, как мне удалось заставить себя принять это решение. Ни одного дня не пожалел.

14 февраля 2016
Это пять! в зачет! я жив, не сошел с ума, доволен своим поступком! чего и вам желаю!

8 мая 2017
Шесть лет минуло! В "годовщину" не вспомнил о дате. Все в прошлом ;)

14 февраля 2018
Все по-прежнему. Удивляюсь тем, кто до сих пор в плену иллюзий и помогает кому-то зарабатывать ценой своего здоровья.

14 февраля 2019 года
ВОСЕМЬ лет не курю!!

14 февраля 2022 года.
Все так же. Можно удивляться, но ни одного инцидента! Решайтесь сделать поступок, если вам все еще не хватает смелости!


Рецензии