вторник, 9 декабря 2003

Постепенно выравниваюсь на фоне так и не посуровевшей, вопреки предсказаниям синоптиков, зимы. Небольшой минус, мягкий снег временами, возможны сильные порывы ветра, поскольку резко меняется освещение, но дома этого не ощущается. После того самого целевого выхода в воскресенье больше из дому не выходил. Зато сегодня, выспавшись, после небольшой уборки и перебранки с Олей, подвигнув её на упаковку разобранного дедовского стола, сел за стол с неплохим настроением, и столкнулся с проблемами с мышкой, которые начались ещё вчера. Выяснилось вскоре, что просто отошёл контакт в гнезде. Лиза второй день на новой неделе не даёт уроков, Лерочка впервые в жизни болеет вместе с ней. И жизнь возвращается в свои берега после бурного проявления гражданской активности с моей стороны, которая, надо признать, обошлась мне недёшево. Будни. Теракт в центре столицы у гостиницы «Националь» в преддверии Дня Конституции уже в текущую пятницу, пока народ ещё не остыл от выборов и от новых долларовых страхов. Это уже не шуточки: несколько жертв, раненые, само место и время, не допускающие сомнений в том, кто и с какой целью совершил это злодеяние. В конце 158-ой не очень-то благодарный материал. Подумываю о немедленном подключении остальных ноябрь-декабрьских тетрадей 1997-2000 гг. К тому же сегодня, завтра завершаются игры в группах Лиги Чемпионов и возобновятся только в марте будущего года. Подумать надо также и о темповой прогулке, поскольку истекает третий день после последнего выхода. Словом, есть, чем заняться, чтобы не быть в курсе событий он лайн, лишний раз не напоминая себе о том, где, когда, в каком окружении живёшь, и под чьим чутким руководством исполняешь!

Это нечто
               
«Это 74-ый
год в поездке с папой, мамой
поездом и прошлогодний
громовой раскат в буране»!
Четверть века в перспективе,
череда воспоминаний,
в коммуналке ждём квартиры
и терпенья не хватает!
Это, понимаешь после,
высшей степени культура
выживания в особой
выжитой среде халтурной!
          ______________

Пасмурь, дождик моросящий,
на оттаявших газонах –
зелень – нечто в настоящем
вне традиций и канонов
вроде тех же гроз декабрьских
дико невообразимых
первых в полосе центральной
редких аномалий зимних!

Необычный цвет асфальта
с ягодным налётом сизым, –
поскользнуться и без фальши
опрокинуться на спину!
В небо с высотобоязнью
замереть и провалиться, –
чем, мол, времени обязан, –
нечем хвастать и гордиться!

Можно сбросить обороты,
бормотание надежды
безнадёжных обормотов,
словно зимнюю одежду,
как когда-то в Стрыйском парке:
европейская глубинка
мне отвесила подарков,
что пинков в крутых ботинках!

Тишина замшелой тайны
с сенью вековых деревьев
кладбища, святых святая
снов эпохи Возрожденья!
Там впервые, как на выстрел
подобрался внешним взглядом
к католической развилке
европейского заката!

До панов ясновельможных
в склепах, рыцарских надгробий
граждан третьего сословья,
что с достатком, безусловно!
Были немцы и поляки,
украинцы и румыны,
венгры, чехи и словаки
упокоенные с миром!

Вся Восточная Европа
в лучшем образцовом виде:
то, что не давали, – лопай,
только бы не подавиться
красотою, что подавит,
рот открытый не закроешь, –
тянет средними веками
черни с тамошним уродством!

Множество снующих белок
по зелёным плавным склонам
гор, поросших мощным лесом
по классическим канонам.
Пуповина Закарпатья
с Верхне-Львовским диалектом,
Верхне-Рейнский под проклятьем
Рейху Третьему в подтексте!

«Верховина, мати моя»,
Трускавец, Нафтуся, Юся,
Тиса сплавщиков-героев,
шум гуцульского безумства!
До «Венка Дуная», правда,
и того, что проходили
полосой сплошных препятствий
в «людоедском общем стиле»!
          ______________

Можно сбросить обороты
бормотания надежд
безнадёжных обормотов
в припустившем вдруг дожде….
Мифы времени и места
в концентрических кругах:
по-отдельности и вместе
все продулись в пух и прах!

Где же силы молодые
отрицания вины
в торжествующем наиве
веры в завтрашние дни?!
Дожидаемся провала
возвышающей любви, –
грандиозного начала
пира посреди чумы!

Очень сложно слишком просто
этот ларчик отпирать:
чудо и болезни роста
в общей связке открывать!
Как за стыд и страх ни прятать
полувымышленный мир,
только на стезе возврата
меру смысла сохраним!

среда, четверг, 10-11 декабря 2003
Это уже похоже чуточку на зиму: небольшой мороз с прояснением в небе, скачок атмосферного давления, полное нежелание вставать раньше полудня, потому что вчера досидел до просмотра дневника лиги чемпионов, отдавая, так сказать, последнюю дань европейским футбольным кубкам. Правда, нашёл вчера время, силы выйти на прогулку, и во время прохождения круга совершил первую пробежку трусцой метров на двести секунд, может быть, за тридцать. 
               
Вставочка в текущий файл №20
Проба пера «в очках с дырочками» перед тем, как снять их и работать без очков, чего не делал на ноутбуке, может быть, никогда, не знаю только, как и когда, ещё или уже! В ту же среду 10 декабря 2003 г., когда истекли практически ровно две недели работы без очков на стационарном компе. На счёт три снял очки, и пошла плясать губерния, несколько отодвинувшись назад. Не всё так просто: на некотором отдалении и при неплохом освещении лучше пока очки не снимать. На ноутбуке всё очень и очень непривычно близко. Короче говоря, не будем торопить события. Пока долго копируются видеофайлы, можно играть в шахматы и шашки, смотреть первые свои фотографии, имея в виду похождения с камерой в первое после приобретения время, а можно и тренировать глаза, различая невооружённым зрением знаки на клавишах и экране ноутбука. Опять меняется погода, на этот раз от холода к сырому промозглому теплу.
На второй день после бани 11 декабря при полнолунии во время копирования фильма «по просьбам трудящихся» для Лизы, сбежавшей с Джоем из дому, отчасти, чтобы преподать урок Мише. Так вот, сейчас вполне прилично вижу, как это обычно бывает после хорошей и в то же время щадящей пропарки, если к тому же успеть отдохнуть перед тем, как снова сесть за компьютер. А я и не тороплюсь, долгая впереди предстоит зима! Собираю потихоньку ноябрь-декабрьские тетради, хотя не знаю, почему не готовиться начать именно с нового января. Кстати, возвращается год обезьяны после самых перспекивных 80 и 92 гг, когда помесячно менялось исключительно всё в течение круглого года. Сегодня же в честь 85-летия Солженицына нахожу подборку критических работ о «200 лет вместе», кое-что прочитываю, чтобы крепче убедиться в том, что давно уже знал, потом отсылаю этот веб-адрес в письме-напоминании о нас на оба израильские дома. Лиза одумалась, вернулась домой после того, как несколько раз звонили Мише, который уже крепко спал, как раз к тому времени, когда Лерочка просыпалась на балконе. Кстати, завтра ей исполняется 11 месяцев, ровно, как сообщают время по телефону.

пятница, 12 декабря 2003
День Конституции! Мечта! Праздник государственной соцреалистической мечты. 9 месяцев 56-летнего круга, 11 месяцев Лерочке, за окнами мягкая зима, можно спокойно сидеть за столом при открытой балконной двери. Под лёгкую романтическую музыку. С чего начать? С  просмотра извлечённого материала с начала недели, которая не заладилась, потому что как бы участвовал в выборах, в которых не принимал участия ни сном ни духом. Потом эти перемены в погоде, сказывающиеся на переменах настроения и физического состояния, наконец, не надо забывать, как проходили последние сутки и даже часы жизни деда, который уйдёт из этой жизни в полдень 14-го числа сего месяца. Надо помнить ещё и не разрешённый, точнее неисчерпанный в то время вопрос с Анной, Олиной сестрой, по поводу так называемого наследства. Только чуточку пытаюсь что-то делать в тетради этим же днём семь лет тому. Ба! – нынешней Конституции уже первый детский юбилей – десятилетие! Очень приятно. Микки Джаггер, солист Роллинг Стоунз, некогда соперничавший на равных с самим «Биттлз», получает звания Рыцаря от только что перенесшей операцию по удалению мениска английской королевы, а у нас Макаревич к 50-летию, как в старые добрые советские времена получает орден вслед за Гребенщиковым от любимого Президента за большие заслуги перед Отечеством IV степени, который одновременно благодарит великого Солженицына, ничем его не награждая, так как тот пять лет тому отказался от большой ельцинской награды.  «Вот так и живём и не ждём тишины»: со взрывами, отголосками войн, с большими переделами собственности, во время выборов, как пира во время чумы, и всё такое. Проклятие, одним словом, плохим и злым, слава всем способным, добрым и честным! Ну и если включить ТВ, то с ужасными рефренами как в кошмарах спящего, затраханного страхом интеллигентного «совка», продолжается всё та же праздничная эстрадная вакханалия незатухающих «звёзд». Типа «пластинка должна быть заиграна», как начальство нужно знать в лицо, как и понимать свою временную волну, вне которой – ничего не может быть.
Впрочем, бывают исключения из правил, как, например, напоминание о Марии Каллас – великой драматической актрисе оперной сцены, выдающемся сопрано XX века.

суббота, 13 декабря 2003
Я так и  продолжаю прекрасно отдыхать, оправдываясь местно- временными недомоганиями непрояснённого характера. Не тороплюсь спешить убегать от самого себя, форсировать финиш 158-ой, а также погружаться в последующие тетради. Так, потихоньку копаюсь, но не так, чтобы совсем уже закапываться, отказываться от направления главного удара, отпускать себя далеко. Смотрю хорошие фильмы, просматриваю одним глазом свежую прессу, информацию о происходящих в стране и мире событиях, играю в так называемые раньше, во времена Оно,  «отпускные» настольные игры, открываю почту, даже не надеясь на отклик, поскольку интересы настолько не совпадают, что при малейшем сокращении дистанции может возникать вполне естественная неприязнь. Ибо тому, кто первый поймёт, надо находиться выше, имея точку наблюдения, без всякого снисхождения к самим себе. Чтобы тому, кто находится в «своём, так сказать, исконном положении» не начать по праву справедливо обижаться, почувствовав малейшие вибрации не смертного происхождения. Поэтому терпение и смирение, если даже понимание уже наработано с годами. Вчерашний вечер завершился внезапной несильной метелью, утро так же неожиданно оказалось почти солнечным. Пока погода то и дело выходит из рамок прогнозов. Год завершается, незаметно приближаемся к порогу: солнцестоянию и солнцевороту, Рождеству и Новому году. Соскучившись по солнечному свету, делаю несколько снимков из окон, заодно проверяя баланс белого.

                ***
Конституции принятьем, -
и законов не найти
лучше в мире без понятий,
без которых нам не жить, -
завершается триада
трудных экстремальных дней:
праздник, праздник! – деньги тратить
хором как-то веселей!

Всё по-прежнему имеем
в разрушительном пути
с идеальным возмещеньем…
счастья детства впереди!
При бесснежье нежный минус
с ветерком, не мокрый снег, –
ничего, что тонус ниже,
если ненависти нет….

Но без вьюги завыванья,
устрашений без конца
обессмыслено взыванье
к Богу в душах и сердцах!
Девальвирована радость
дома, хлеба и тепла
до эстрадного парада
балаганных равных благ!

Ну, чего не пожелаешь,
не жалея никого,
поневоле отмирая
в нежеланьях каждым днём!
Вздох страдательной гримасы,
признак духа торжества –
тоже как бы экстра-класса
знак вниманья «большинства»!



                ***
Бывает, просто не заметишь,
как в сон внезапно попадая,
самозабвенно, словно в детстве
фонтан фантазий открываешь!
И в стёкла ветер бьёт с присыпкой,
то снег, то дождь, – не всё равно ли
во тьме кромешной без улыбки
какой терзаться новой ролью?!

Я должен двигаться и видеть,
как ни замылен глаз эпохи,
от настроений не зависеть
«прекрасной жизни» однобокой!
Сам должен жить на этом свете,
в дарах данайцев не нуждаясь, –
в конкретном времени и месте
стать жертвой даже не пытаясь!

Покой и воля – извлеченья
давно утраченного царства
непоглощённого свеченья
культуры «доброго тиранства»!
«Собою властвуй» без господства
над обделёнными собою
на стадии воспроизводства
родства не помнящих героев!
          _____________

«Быть знаменитым некрасиво»,
как быть незаменимым тоже,
питая волю злою силой,
взывая к множеству ничтожеств!
Неисчерпаемая жила –
источник блага, безусловно,
потом выходит лишь могила,
хотя в конце начало – слово!

Преображение, по сути, –
провал на точке высочайшей, –
здесь и сейчас не дотянуться
до состоявшегося раньше.
Все обещанья, ожиданья
ведут к истокам и прологу
до самой «встречи и слиянья»
в венце пространства мирового!



                ***
Сокращаются краткие дни,
удлиняются долгие ночи, –
тщетно ждём наступленья зимы
не скучая по ней, между прочим.
А в просроченных сроках сполна
проверятся данности годность:
безразличных белков пелена,
фунт презрения, грош превосходства!

Но себе я позволить могу
жить наощупь слепым ощущеньем,
не глядеть на позор и беду
разорения и разрушенья.
Жду не краха, помимо греха
от постыдного смертного страха,
но в движенье к стиху от стиха
возрождения духа с размахом!

Что в себе отражённой толпой,
что не принятой обществом жертвой
каждый божий приверженец мой
выпадал из рядов оппонентов!
Это может утешить меня,
невзирая на всё безобразье,
ведь и сам я бывал для себя
обаятельно дико опасен!



                ***
Тень сражения с рожденья
нависает, словно долг:
тайных снов предвосхищенья
отработать раб не смог!
Зависает страх тарелкой
НЛО,  храня добро
глаз косящих чудо-белок,
архитекторов-бобров!

Можно многого не ведать
и почти за всё простить,
но ни воздуха, ни света
не хватает, чтобы жить!
Сделки со стереотипом
от гусиного пера
доведут до триединства
штык-лопатки-топора!

По завершении работы ответил на только что пришедшее письмо Марка с двумя его фото со свадьбы С. Чернис, сожалеющего, что я не оценил профессионализм Игоря Урина. Продолжать эту тему естественно не стал. Речь шла о том, смогу ли я после достаточного отдыха выбраться на заснеженные улицы с морозным ветерком или застряну дома с тяжёлыми последствиями нового начала. Нет, всё же вышел, переломив себя, на темповую ходьбу был неспособен, но прошёлся довольно далеко, невзирая на жёсткий северо-западный ветер. Заприметив светящиеся окна бассейна, кажется, впервые после времени аккордных работ, когда его сдавали строители, подошёл и прочитал долгожданное объявление о продаже абонементов после 22 декабря. Надо будет только запастись справкой от терапевта. Академический час стоит 95 рублей, если ты не школьник и не пенсионер. В любом случае надо будет попробовать.

воскресенье, 14 декабря 2003
А теперь несётся никем не прогнозированная сильнейшая метельная волна, то есть, полный поворот на 180°! Погода резко начала меняться под утро, пропал сон и всё такое. Оля со вчерашнего дня готовится к поминкам по деду, - сегодня ровно год, как он ушёл от нас, - придут все свои. которых заодно и поснимаю. Метель также знатная, не мешало бы и ей заняться. Но сначала дело: посмотрим, насколько продвинулся и что ещё предстоит осилить в рамках 158-ой тетради.

              ***
Отупею, надо думать,
опуская пониманье,
принимая в общей сумме
«не-судьбу», как воздаянье!
Всех признаю, презирая,
сверхталантливых, полезных,
не завидовать стараясь, –
ревновать легко и честно!

Принимаю всё, что можно,
ничего не отвергая:
невозможное возможно…
не сейчас, не здесь, не с нами.
Но в себе не разуверюсь,
распрощавшись с веским шансом
проявиться в диких дебрях
человеком ренессанса!



                ***
Когда ещё так не хватало
признанья публики, цветов,
счастливых слёз, что капитала…
из неоплаченных долгов!
Благословенный белый зимний
запоминается навек
день бесконечный нежно-синий
сквозь радужность ресниц и век!

Поиздержавшись на поддержку
покинутых времён и мест,
зима пришла не без задержки
из мира рухнувших надежд!
Волшебный снег, привет скитальцу
в пластах смещения эпох,
губ уголков, – царя Итаки
лук натянуть никто не смог!

И всё, уже Юля позвонила в двери, придя на два часа раньше общего сбора, Оля ещё моется, за окном несётся густая метель. Мощные потоки снега, который уже сегодня ночью начнёт превращаться в вязкую хлипкую слякоть. Поминаем деда. Много снимаю 11-месячную Лерочку. Молодёжью, себе  на уме, чтобы снимки хорошие получились, надо заниматься отдельно. Юля совсем не получается, Миша и Лиза получаются неважно, я сам и не думаю сниматься. Но, в конце концов, всё получается неплохо: и деду дань отдали, и посидели, пообщались, насколько это возможно, и вкусно поели, и память осталась. Одни уходят, другие приходят, и жизнь продолжается. После ухода гостей заглянул в новости и ахнул: Хусейна поймали! Только сейчас вспомнили, что с начала апреля, по сути, около 9 месяцев после взятия Багдада, это первая, прямо влияющая на мировую политэкономию, весть! Поэтому пришлось читать, смотреть и слушать затем поздно ночью и ранним утром все имеющиеся в моём распоряжении источники СМИ. Кроме прочего, снова почувствовал на своём физическом состоянии резкий спад атмосферного давления.


Рецензии