О воспоминании

О воспоминании, которое меня могло и не посетить, и многим оно будет непонятно, что очень жаль!

Кто ещё сейчас способен об этом вспомнить?! Дело не в том, что я – такой особенный, просто зациклился на этой теме, а о том, о чём скажу, и сам мог уже не вспомнить. Ведь та страна мелькнула в истории, как миг, и исчезла, оплёванная (по поводу чего постарались многие), и она исчезает из памяти в виде нелепого, уродливого. А мне вот вдруг вспомнилась та страна одним своим штрихом, про который даже я забыл…
Про ту страну уже многие имеют весьма смутное представление, потому напомню, как она началась: все человеческие страсти в это время перекипели, всякое в ней было, но лично я появился после трети срока её существования, когда слёзы, кровь и страдания, связанные с фактом появления её на свет, были позади. Мне тоже довелось пережить немало всякого, но, как сказал, затрону вроде маленький штрих, о котором вдруг вспомнил… Сразу оговорю: о власти в той стране речи не будет, я о том, какой народ в основной массе в ней получался.
Воспоминание моё коснулось молодёжи, а на своём веку мне удалось узнать и увидеть лично несколько поколений молодой поросли, в ком удавалось разбудить мысль, которую надо считать главной, в ней рождаемой: "Самое прекрасное, что может загореться в человеке – это чувство благородства!" Вот вдруг от какой мысли я проснулся в одну из последних ночей… Конечно, будет сильным преувеличением говорить, что этой мыслью проникались поголовно все дети в стране СССР, но та мысль, что они родились в молодой стране, подобной какой в мире ещё не было, прочно обосновывалась в огромном количестве детских голов, даже у неучей и хулиганов, которых было немало. Эти слова очень даже действовали на молодых ребят, причём не на одно поколение.
Что же касается благородства, то это понятие усваивалось в душах прежде всего тех детей, которые сызмальства приобщались к чтению в запой. Это было той государственной политикой – наполнять страну дешёвыми книгами (в смысле их цены, но не содержания), которая давала плоды, а осуществляли её подвижники, которые платили немалую цену за то, чтобы растить особое поколение. Среди подвижников я прежде всего имею в виду учителей, но и в других сферах их было много. Что же касается писателей, без произведений которых такая молодёжь, очень может быть, и не появлялась бы, назову всего нескольких – а их было великое множество (причастных к воспитанию чувства благородства): Пушкин, А. Дюма, Каверин, А. Грин, Паустовский, Чарльз Диккенс, Виктор Гюго, Стендаль, Марк Твен, Джек Лондон и много-много других…
 Конечно, благородство – это такое великое чувство, что посвящать его воспитанию в юных душах несколько предложений – смешно! Но я ведь взялся написать о воспоминании, прожившем в моём мозгу всего миг, и сказал уже больше того, что меня разбудило. А написать решил об этом потому, что об этом может уже никто и не вспомнить! То время отгремело и ушло в прошлое… и очень многие хотят, чтобы оно забылось навсегда…
Раз уж перешёл на другую страницу, заполню и её… Неужели всё это было на самом деле?! Когда подлость, душевную низость, беспросветную серость и ничтожность помыслов люди стеснялись выставлять наружу?! Подавляющим большинством людей это считалось недостойным Человека, и они верили, что благородство станет самым уважаемым качеством в людях!
Их всегда немного, тех, кто задаёт тон! Но когда этим немногим удаётся зажечь множество других, к людям приходит то время, какое называют Эпохой!.. А теперь безотносительно к той стране, которая мне вдруг вспомнилась – о судьбе разных народов.
Подлые времена повторялись на этой земле без счёту, практически в каждой стране, но тёмные периоды сменялись светлыми тоже регулярно. Кому-то везло пожить продолжительное время и в светлые времена; бывало, что и Эпохи, когда дух торжествовал, были продолжительными… И теперешнее время в разных уголках необъятной земли разное. Но много и таких мест, где наверняка очень хочется кому-то крикнуть: "Господи, ведь так прекрасно родиться Человеком на этой земле! Ну почему всё так устроено, что у нас торжествует подлость, а такой ему антипод, как благородство, многие считают качеством, присущим только идиотам?!"
Лично я считаю, что самое большое зло в жизни вершится тогда, когда на первое место в ней выходят деньги. И богатым людям нести убытки кажется хуже светопреставления!.. А вот такое воспоминание, как моё, их ночью не разбудит. Ибо кошмары у них бывают совсем от другого, но только не оттого, что на свете нет места благородству (независимо от уровня развития и интеллекта). И какую бочку не катили бы на страну СССР, но она пока была единственной в мире, где при отсутствии солидных денег в кубышке можно было сохранять чувство собственного достоинства, а без этого благородство массово проявляться не может. Мои слова не надо понимать так, что нигде никогда не было благородных людей в заметном числе. Я о том, что когда кровь и плоть пропитаны желанием идти на всё ради того, чтобы быть богатым, говорить о благородстве смешно.
Конечно, все страны одинаково обеспеченными в материальном плане не будут на этом свете никогда. И малообеспеченные в них будут мыкаться по-разному. Но уже с XXI века человечество вполне может сделать так, чтобы не было ни одного её члена, не имеющего прожиточного минимума. И тогда благородство в людях не будет таким же редким явлением, как во времена Сервантеса, написавшего свою великую книгу "Дон Кихот", которую, кстати, дети в стране СССР когда-то читали с восторгом и восхищением. А какой смысл говорить о благородстве, если это понятие для подавляющего большинства такая же абракадабра, как для торгашей слово духовность (я не оскорбляю работников торговли, среди которых есть и профессионалы, и таланты, и просто приличные люди во всех отношениях, я о другом).
А. Дорский


Рецензии