Подкова счастья. Часть 2

           В  это время в кузнице у наковальни Фаддей и Настя. А Настя - не поймешь: парень ли, девушка - в длинном фартуке, коса под платок упрятана, ли¬цом чумаза. По кузнице пляшут отблески огня. В дверь робко заглядывает Меланья.
     Меланья. Бог помощь, Фаддеюшка!
     Фаддей. А, соседка! Здравствуй, здравствуй, проходи, да хвастай!
     Меланья. Чего не похвастать? Хорошо живем: за нуждой в люди не ходим - своей хватает...
     Фаддей. Не печалься, соседка. Век живи - век надейся. Часом, помочь чем надо?
     Меланья. Фаддеюшка, сказывают, будто ты все на свете можешь...
     Фаддей. Пустое болтают.
     Меланья. Сыну моему помог бы...
     Фаддей. Помочь можно, если не сложно...
     Меланья. Счастья б ему дал...
     Фаддей. Такое скажешь! Счастье - не подкова, из рук в руки не передашь. А сына веди сюда. Вот... ковать научу. А у ремесла не без промысла.
     Меланья. Да здесь он, за дверью! Макар!
               Робко входит Макар, молча кланяется.
     Фаддей. Чего оробел? Не робей, воробей? С петухом дерись! Поближе ступай.
     Меланья. Вот и ладно. Ну, пошла я. Чтоб не мешать. Дочка-то твоя, сосед, ах труженица! Славная. Кому-то невесткой в дом... Пошла я... А ты, Макар, во всем Фаддея слушайся. (Уходит).
     Фаддей. Значит, кузнецом решил стать?
     Макар. Да я отродясь не ковал - не умею.
     Фаддей. Так и я не кузнецом родился. Помучишься, так научишься. Ты, Настя, в избу ступай. Обед нам спроворь.
              Настя уходит.
     Фаддей. Вот тебе клещи. Держи. Я полосу железную возьму. Её огнём разогреть - чисто воск будет. Чего ковать-то будем?
     Макар. Да по мне, хоть подкову. Говорят, счастье приносит.
     Фаддей. Подкову - так подкову. В хозяйстве всегда сгодится. Ты полосу клещами зажми. Я молот возьму. Поглядывай да смекай!
          Закипает работа. Фаддей молотом стучит, Макар полосу держит.
          Настина светелка. Появляется Настя. Скинула фартук, а под ним красный, узорами писанный сарафан. Сбросила с головы платок - и упала на плечи длинная, тугая коса. Сполоснула Настя лицо под рукомойником, утёрлась узорчатой ширинкой и предстала красой-девицей, в зеркало на себя загляделась).
     Настя. Ой, сердце стучит, будто воробышек в руке бьется. День нынче радостный! Макара увидела! Не часто случается...(Зеркалу). Да ведь и не глянул он на тебя! Не замечает вовсе. (Отвернулась от зеркала). Конечно, как и полюбить такую никудышнюю! (Снова в зеркало заглянула). Вот. Нос картошкой. За место щек - вмятины. А глаза-то, глаза - словно ложки. (Не выдержала). И все-то я на себя наговарива!. Да и на судьбу грех жаловаться. Вот осилит Макар ремесло, кузнецом станет. Каждый день будем видеться! (Закружилась по светелке). Ох, непутёвая! Болтаю, а у самой обед не готов!..
         А в кузнице вовсю идет работа. Только сейчас уже Макар кует, а Фаддей вроде подручного у него.
         В кузницу заглядывает Кривда.
     Кривда. Стучат. Гляди-ка: уже что-то получается. Макар ремесло осилит, а я спор проиграю! Не быть тому! Призову-ка я на помощь Лихо Одноглазое.
      Ударилась Кривда об пол, черной птицей обернулась, прошумела крыльями над кузнецами.
     Макар (отмахивается от птицы). Чёрный ворон - не к добру.
     Фаддей. Трудись, сынок. Сильней ударь! Труд любую силу чёрную побивает. Ещё разок ударь - с этого боку... Теперь с другого. Хорош! Вынимай подкову! В воду ее! Готова!
      Высоко над головой поднял Макар зажатую щипцами подкову. Любуется.
     Фаддей.  Молодец! Славно учился - вот и отличился. И мне радость: толковый помощник. Теперь и водицы испить не грех. (Заглянул в ведро). Экая досада, в ведре пусто!
        А тут и Настя вошла. Будто светом все кругом озарилось.
     Фаддей. Кто ж это к нам? Фу, дурень старый, родную дочку не признал! Да и то: отмылась, да нарядилась - засверкала, будто солнышко.
     Макар (вполголоса, будто впервой увидел Настю). И вправду: будто солнышко! И где ж мои глаза были - не замечал?! С чего это сердце петухом запело?
     Настя. Будет вам, батюшка!
     Фаддей. Застеснялась... Да я так, к слову. Не заметил - уже и выросла. Впору жениха присмотреть...
     Макар (про себя). Зачем искать? Я уже нашёлся!
     Настя. Вот обед... Простыл, поди...
     Фаддей. Ну, дочка, угощай! Садись, Макар, отведай нашего хлебова. Ты, Настя, по воду сходи. Ключевой испить охота.
     Настя. Иду, батюшка! (Взяв ведро, уходит).
     Фаддей. Без соли, без хлеба, какая беседа? Потолкуем, как жить будем. Поедим, да опять за работу.
             За сценой раздались шум-гром, лошадиный храп.
     Фаддей. Не придется поесть. Приехал кто-то.
              Появляется Лихо Одноглазое.
     Лихо. Эй, кузнец, чего гостей не встречаешь?
     Фаддей. Время полдничать. Стряслось что?
     Лихо. Конь захромал! Подковать надо, да побыстрей!
     Фаддей. Это можно. Пошли, Макар. (Уходите Макаром, но тотчас возвращаются). Что, хозяин, коня-то не сберёг? Копыто разбил напрочь. Особую подкову надо, чтобы приладить.
     Лихо. Ставь особую! Да поскорей! Не поскуплюсь, ни дна мне, ни покрышки!
Фаддей. Особую еще выковать надо!
Лихо. Неужто готовой нет? Эк, не везёт! У царя Горехода нынче бал невест. Я тоже зван. Опоздаю - невест разберут. А скакать еще далече, за тридевять земель.
Фаддей. Коня загонишь, а и половины не осилишь.
    Лихо. Сказал! Конь-то у меня не простой: за час с севера на юг перемахивает. Так что дело в подкове.
    Фаддей. Сам-то кто будешь?
    Лихо. Неужто не встречались?
    Фаддей. Впервой вижу.
    Лихо (поет). Я - Лихо Одноглазое,
             К вам гостем на порог.
             Коль не взлюблю - так сразу же
             Скручу в бараний рог!
             Кого хочу - помилую,
             По-царски награжу.
             А на меня кто с силою –
             Того не пощажу.
             Коварное и хитрое,
             Со мной тягаться - смех!
             Я только с виду хлипкое,
             А так - сильнее всех!
             Ну как, узнал меня?
    Фаддей. Доселе не знавал. А вот слыхать приходилось.
    Лихо. Ещё бы! Где я мимо пройду, там три года куры не несутся. Торопись, кузнец! Со мной шутки плохи!
    Фаддей. Не стращай: нет такой подковы. (За¬думался). Хозяин худ, да коня жалко.
    Макар. Может мою испытать?
    Фаддей. Могла б сойти. Так первая у тебя. На счастье надо бы оставить.
    Лихо (подступило к Макару). Отдай, парень, подкову! А счастье за мной! Одарю, озолочу - ни дна мне, ни покрышки!
    Фаддей. Себе на радость оставь.
    Лихо (Фаддею). Молчи, старый. (Макару). Сказал ведь: одарю!
    Макар. Уж коли так... Бери!
    Лихо. Вот и сговорились. За дело, кузнец!
            Уходят. И почти тотчас появляется Настя с ведром, за нею - Лихо, норовит в лицо Настино           заглянуть.
    Лихо. Постой, девица! Дай ещё раз на тебя взглянуть! Прошла - ослепила. Сыщу ль ещё где такую? (Поет).
                - Я - Лихо Одноглазое,
                К вам гостем на порог.
                Коль не взлюблю - так сразу же
                Скручу в бараний рог.
                А коли полюблю кого –
                По-царски награжу...
     Лихо.  Пошла б за меня, красавица? (Пытается ее обнять).
     Настя. Ах, нет! (Роняет ведро). Батюшка, Макар!
             Появляются Фаддей и Макар.
     Фаддей. Звала, дочка?
            Настя бросается к Фаддею.
     Лихо. Эй, кузнец! А что если на твоей дочке женюсь?
    Фаддей. Дело сердечное - не прикажешь. Спроси - пойдет ли?
    Настя. Нет-нет, батюшка!
    Фаддей. Вот и весь сказ! Не любо ты ей, Лихо Одноглазое.
Лихо. Как со мной разговариваешь! (Насте). Захочу - по-моему будет. К свадьбе готовься! А не пойдешь - разорю вас, по миру пущу. (Макару). Пойдем, молодец. Я слово держу!
Фаддей. Не ходи, Макар! За недобрым пойдешь - на худое набредёшь. Лихо вцепится - не отпустит.
    Лихо (тянет Макара за рукав). Не слушай старого. Пошли! (Уводит Макара).
               Лихо Одноглазое и Макар возле кузницы.
    Лихо.  Ты мне - подкову, а я тебе - золотой. (Подает монету).
    Макар. Золотой? Отродясь в руках не держал... (Вертит в руке, потом потер об полу, над головой поднял - любуется. И вдруг брызнул из протянутой макаровой руки золотой дождь. Будто рассыпалась та единственная монета на множество себе подобных). Ух ты, мать честная! (Потянулся было Макар ладони подставить под дождь, да тот вдруг и прекратился. А вместо звона падающих монет - дробный да довольный смешок Лиха повис).
    Лихо. Хочешь, - озолочу? Всё в моей власти! Не веришь? Бери! Будто из-под земли вырос мешок, доверху набитый сверкающими монетами.
    Лихо. За так отдаю.
Макар. С чего щедрый такой?
    Лихо. Ну не совсем за так, за пустячок. То и надо: живи, как я скажу. Что для себя из мешка отсыпал - пользуйся, а уж коли другому из мешка отмерил - вдвое больше вернуть проси. Иначе всё богатство прахом пойдет. Запомнил?
         За спиной у Лиха Одноглазого Правда показалась.
    Правда (тихо). На легкий хлеб не зарься, Макар. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго. (Исчезает).
              «Не зарься! Не зарься!» - эхом продолжает звучать голос Правды.
Лихо. Чего молчишь? Аль не расслышал?
Макар. Не надо мне такое счастье!
               Рядом с Макаром выросла Кривда.
     Кривда (Макару на ухо). Либо мёд пить, либо битому быть. Дурень! Счастье само в руки просится. Упустишь - не достанешь.
     Макар. Пошел я. Работать надо!
    Кривдаа (с досадой). Упрямый! Правдой притворюсь, да присоветую. (Обернулась Правдой. Вкрадчиво). Постой, Макар. Умом пораскинь. Попыток ведь не в убыток. А вдруг Лихо добра тебе желает? Ты только начни... (Исчезает).
              Макар остановился, почесал затылок.
    Лихо. Так как, молодец, поладим?
 Макар. Больно уж хочется счастья попробовать. А тут само в руки плывёт... Эх, была, не была!
     Макар взвалил мешок на плечо, ушел.
           Лихо.(Вслед Макару). Ещё один попался! Люблю чужими руками жар загребать! Сколько лиходейства принесёт Макар людям! А мне того и надо! (Оглянулся на кузницу). А с тобой, кузнец, еще посчитаемся! Без помощника оставил? То ли еще будет! (Исчезает).

            Продолжение следует


Рецензии