Сретенье

Филипп де Шампень 1602-1674 "Сретенье". Фото из интернета

 

                Пятнадцатого февраля в Сретенье, Иван Васильевич проснулся рано, хотя и заснул в третьем часу ночи. На часах не было  и семи утра. За окном пушистый белый снежок, кружась, падал на ветки старой осины под окном и периной укрывал подтаявший покров во дворе.
                - Ну, чего тебе не спиться… разбудил, дед, не свет, не заря!  - ворчала Марина, - кашлял, ногами шаркал, спать не даёшь! А теперь стал памятником, чего ты там узрел?
                - Снежок падает.
                - Эка невидаль! Снег в феврале!  Теперь не заснуть. Уж раз разбудил, пойду на службу схожу, праздник сегодня. Сретенье, значит, зима с весной встречается, а в понедельник масленица!
                - Опять ты всё перепутала, Кисок. Ходите, молитесь со своей подругой, а обрядов православных не знаете. Евангелие читаешь… Вот уж поистине смотришь в книгу, а видишь…
                - Ты опять с утра начал, антихрист! Забурдел, поехало!
                - При чём тут, «забурдел», сретенье хоть и переводится с латинского как «встреча», да встреча совсем не та, что ты думаешь. Ты путаешь сретенье с весенним равноденствием, которое происходит двадцать первого марта, когда продолжительность дня равняется продолжительности ночи. А ночь начинает убывать с двадцать пятого декабря. Церковь этот день называет Спиридон – солнцеворот.
                - А это ещё кто?
                - Святой ваш христианский, Спиридон Тримифунтский. Жил на пороге  третьего-четвертого века. Очень даже приличный мужик! Кому нужна денежная помощь или работа,  надо просить его – он заступается, в церкви говорят, что никому при жизни не отказывал этот удивительный человек. Существует даже поверье среди верующих, что он до сих пор ходит он по свету и помогает нуждающимся людям, о чем свидетельствуют постоянно изнашивающиеся сами по себе башмачки, в которых хранятся мощи святого. Раз в полгода башмачки церковники меняют на новые, а изношенные дарят или преподносят в дар церквям и святым обителям.

                -  Спиридона Тримифунтского я знаю, у меня иконка и акафист. Просто не знала, что он солнцеворот. Он на Кипре жил в городе Тримифунте, где служил епископом. Но что он помогает в денежных делах не знала.
                - Это ничего не меняет ни для тебя, ни для меня. Молись – не молись ничего не прибудет! Лишь бы пенсию платили! Уж, какая никакая, а помереть не даст.

                А славянское Сретенье, милая,  это, если обобщая, встреча человечества с богом в лице Иисуса Христа. Именно это и празднуют христиане 15 февраля. В Евагелие от Луки сказано:
                - «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его (Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить перед Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна (утроба матери), был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных». (Лк. 2:22)
                - Ты лучше, Ваня скажи своими словами. Трудно это всё.
                - Здесь никаких заморочек нет, всё понятно: на сороковой день после рождения по закону Моисееву родители приносят ребёнка в храм для посвящения Богу своих первенцев. Заметь - не для крещения. Крещение младенцев появилось в христианстве только в шестнадцатом веке и до сих пор является трудным и спорным вопросом в церкви. Так, что в рассматриваемом случае происходил, если так можно выразиться показ младенца, посвящение его Богу. При этом полагалось в благодарность Ему принести жертву. Мария с Иосифом принесли двух птенцов голубиных. Это осталось в иудаизме от язычества.

                А дальше начинается миф о старце Симеоне Богоприимеце: жил старец Семион праведный и благочестивый, по преданию один из семидесяти двух толковников – переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. В процессе работы он хотел исправить в тексте слово «дева» на слово «жена», но Бог запретил исправление и наказал его, сказав, что тот не умрёт, пока не убедится своими глазами, что текст пророка Исайи есть истина. Жил Семион триста лет! Вот нас бы Бог так наказал! А то семьдесят с небольшим, а уж ноги еле носим!
                -Ты бы Иван не богохульствовал! Напросишься!   
                - Да ладно тебе, Марина, вот и жил Семеон, пока ему не пришло внушение от духа святого, что пора. Пора идти в храм и, наконец, встретиться с Иисусом.

                И вот, встретившись с Иисусом, Марией и Иосифом Симеон «Взяв Иисуса на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:28—32).
                «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём» (Лк. 2:40).

                - Так что церковь, Маринушка, отмечает день Сретенья Господня, когда ещё зимнее солнце не повернуло к весне. Это первая встреча с Богом! Она символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Феофан Затворник писал:
                «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Но это он писал, когда ещё ислам силу не набрал!
                Теперь становится понятным, почему Сретенье входит в список великих праздников церкви.


Рецензии
Вадим Анатольевич,
судьба переводчика Ветхого завета Симеона Богоприемца, прожившего 360 лет, в наказание за попытку исправить слово "Дева" на слова "Молодая Женщина" в 14-м стихе от Исайи «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14) не дает мне покоя )))

Я не надеюсь, что меня так "накажут" за исправление чужих ошибок, поэтому предлагаю вам самому исправить в тексте ошибки в имени Симеон. (СЕмеон, СЕмИон). Это шутка.
Исправите хорошо, не исправите - и так сойдет.

А теперь серьезно. Что вы думаете об имени Еммануил в этом 14-м стихе Исайи?
Это имя собственное?
Исайя ошибся, или перводчики?
Младенец, которого родила Богородица, должен был быть наречен Иисус, или Еммануил (с нами Бог)?


Сергей Васильевич Королёв   17.11.2022 23:03     Заявить о нарушении
Сергей Васильевич, рад, что "нашего полку прибыло". Редко, кто читает такое... Теперь по существу: я просто люблю, обожаю, когда мне указывают на ошибки и исправляю их всегда. Помню,что говорила моя любимая Фаина Раневская: "Ошибки в письме, что клопы на манишке"! Я не большой грамотей. Всё-таки сказывается школа рабочей молодёжи, но в имени "Симеон" ошибки быть не должно. У меня есть книжка (много книг по религии) "Житие праведного Симеона Богоприимца". Издание Сретенского монастыря. Не думаю, чтобы они ошиблись.
Теперь по Иммануилу. Всё вы пишите верно. Это один из казусов Евангелия. Спустя 700 лет евангелист Матфей указывает, что слова Исайи именно о Иисусе Христе и что во сне ему было сказано, что родится сын Бога и имя Ему - Эммануил, что значит „С нами Бог“». Другого я вам сказать не могу. Церковники поясняют: синодальный перевод несколько искажает восприятие. Мы понимаем Эммануил как имя. В действительности то, что написано у Исайи в масоретском тексте не является именем.
По Эммануилу вопросы у многих. Это очень распространённый вопрос тех, кто читает Библию. В ней много подобных несостыковок, которые очень хорошо объясняет Фридман в книге "Кто написал Библию". Спасибо за отзыв, с уважением


Вадим Гарин   18.11.2022 09:46   Заявить о нарушении
В этих (ваших) рядах я стоЮ уже около сорока лет. Как только в СССР появились в свободном доступе религиозные и религиоведческие книги. Вперые Библию в руки взял тогда-же. Жене какие-то просветители-миссионеры прислали ее по почте аж из Канады. Чем здорово напрягли меня. Я работал в "ящике" и о любых контактах с иностранцами обязан был сообщать "бурильщикам". Сделал вид, что я не знаю - откуда и как эта добротно офлормленная книга попала в наш дом.
За минувшие 40 лет много чего прочитал и попытался осмыслить.

Одна из причин моей невоцерквленности в том и заключается - слишком много нестыковок и противоречивых суждений мой инженерный ум обнаружил и в Библии и в других главных религиозных Книгах человечества.

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2022 14:05   Заявить о нарушении
Очень рад. Оказывается, я не одинок, а то, что именно изучение религии прибавляет атеизма - это совершенно точно. У меня так же. Но, конечно, не надо забывать нашего советского воспитания. Очень рекомендую книгу Ричарда Фридмана "Как создавалась Библия". Думаю, что она и в инете есть. Сейчас я занят 6 частью очерка о Евангелии с художниками, вот закончу (две трети написал) и поделюсь с вами о возникновении христианства - эта тема всегда со мной. А вы раз интересуетесь, мне интересно будет, как отнесётесь к моей гипотезе.
А с художниками задумано 7 очерков. Последний про Варраву.

Вадим Гарин   18.11.2022 14:55   Заявить о нарушении
Да, Вадим Анатольевич, Фридмана в сети нашел. На сайте atheo-club. Второе издание.
За что вам благодарен, ранее она мне не встречалась. Начал читать. Цитата.
"Перед вами - синтез исследовательской работы, которую я проделал за последние
десять лет. Я опубликовал отдельные компоненты этого исследования вакадемических
журналах и периодических изданиях, специализирующихся на библейской истории, но я также решил издать некоторые из наиболее свежих открытий в виде, доступном для
читателей, которые не являются специалистами по Библии. Я попытался избежать
технического жаргона и сложных комментариев, а также обеспечил справочную
информацию неискушенному в предмете читателю."

Сергей Васильевич Королёв   18.11.2022 21:41   Заявить о нарушении
Я так и думал, что Фридман должен быть в инете. У меня его книга на полке. У меня небольшая, но очень нужная мне религиозная библиотека. Случайного ничего нет. Все "нарыл" сам, а сейчас наверняка есть много интересного, но я из дома не выхожу до весны. А выписывать книги по интернету никак... все вроде хорошо, но шрифты не читаемые и бумага серая, никудышняя. Например, выписал Э. Ренана "История христианства", а читать ее можно только с сильной лупой, а это для меня тяжело. Короче, что насобирал - то и есть.

Вадим Гарин   18.11.2022 23:06   Заявить о нарушении
Судя по всему, Бог есть и он меня - неверующего, любит. )))

Иначе трудно объяснить, как мне удалось сохранить более-менее приличное зрение, вопреки моему безалаберному отношению к своим собственным глазам. Начиная с самого раннего детства много читал, и продолжаю много читать в самых неподходящих условиях. В детстве ночью читал, спрятавшись от мамы под одеялом, с фонариком.

Теперь напрягаю зрение, часами работая с ноутбуком....

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2022 07:10   Заявить о нарушении
Ха-ха! Я тоже читал под одеялом с фонариком. У меня был трофейный (отец привёз с войны) Даймон - предмет жуткой зависти моих приятелей. Но однажды я затащил под одеяло настольную лампу. От неё загорелось одеяло. Прогорела дыра, за что был лишён 10 коп на кино на целый месяц. Наши кровати с бабушкой стояли напротив и она наблюдала, чтобы я не читал под одеялом! Так я прогуливал школу и читал на лестничной площадке коммуналки, на подоконнике - там было тепло.

Вадим Гарин   19.11.2022 11:10   Заявить о нарушении
Ночное чтение "с огненьком" у меня было гораздо позже - уже в Армии.
Все собираюсь этот реальный анекдот написать, но руки не доходят.

Дело было в Польше, в теплушке, армейского эшелона "вертушки", который "вертелся" между ГДР и СССР, привозя из Союза молодых солдатиков, увозя из Германии дембелей- "стариков".
Я был ночным дежурным по вагону, печку-буржуйку топил, согревая теплушку. Как обычно - читал при свете свечного фонаря. Холодно, из всех щелей дует, и я забрался с книгой и свнечкой на второй этаж нар, где оборудовал себе уютную "норку" между штабелей "запасных" ватных матрасов и подушек. Немного почитал книгу, решил согреться, натянул одеяло на голову и... уснул. Эшелон, трогаясь, дернулся, сверху упала ватная подушка, пямо на горящую свечу. И загорелась. Я проснулся от того, что волосы на голове начали тлеть от горящей подушки. Вскочил, дым ядовитый, все кругом горит. И это - на полном ходу, в деоевянном вагоне.
Так-то читать ночью под одеялом )))

Сергей Васильевич Королёв   19.11.2022 14:59   Заявить о нарушении
Сергей Васильевич, вижу, что листаете мою первую работу о происхождении жизни на земле. Сейчас бы я написал иначе... Вот о проблеме первородного греха, на мой взгляд я написал лучше http://proza.ru/2012/03/21/1550
Сегодня закончил 6 очерк о Евангелии и художниках. Теперь вычитаю, отредактирую и выставлю до воскресенья на Прозу. Спасибо, что интересуетесь. Сейчас таких читателей раз-два и обчёлся!

Вадим Гарин   22.11.2022 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.