2. Искусство писать объяснения

На следующее утро, слегка поправив пивом в буфете пошатнувшееся здоровье, друзья отбыли на службу. Вечером, в половине десятого, Игорь занервничал. Серега и Лысый еще не вернулись со службы.
– Пьют, сволочи, – решил Игорь. – Днем я их не видел. Явятся, – убью обоих, тем более, что Дуремар дал мне индульгенцию.
– Я думаю, они прочувствовали этот момент и решили остаться в живых – не явятся вовсе, – предположил Коля.
– Явятся, не явятся, а жестоко наказаны будут. Неоднократно сволочуг предупреждал, чтобы без меня ни шагу, – не успокаивался Игорь. – Завтра Дурень мне будет печень выгрызать из-за них. Женя, готовь новое судилище, пора уже начинать репрессии – уж месяц миновал, а мы еще никого не судили. Завтра, прокурор, и с тебя спросим – никакой работы!
– Может быть, сначала расследуем, а потом будем преследовать? – безо всякой надежды спросил прокурор.
– Какая, к черту разница? Это ты там разбираешься, что за чем следует, а мне – по барабану. Сначала дам в бубен, а потом будем разбираться, нечего с ними миндальничать. Уже на голову сели.
– Тебе сядешь, – пробормотал Женя.
В это время за дверью послышался робкий шорох. Игорь, с криком: «Убью!», распахнул дверь. За дверью стояли, дрожа, как два осиновых листа, виновники «торжества», не решаясь зайти в комнату. Удивительно, но они были трезвые. Игорь опешил на мгновение, но тут же перешел в атаку.
– Собаки подзаборные, где вас черти носят? Опять нажрались? Скоты хоронячьи! Научились, сволочи, уже напиваться так, что трезвыми являются. Убью! Выгоню отовсюду, сначала из политбюро, затем из партии, потом из комнаты. А лучше – наоборот. Но сначала рыла ваши похабные начищу!
– Игорь, не кричи! – робко пискнул Серега. – Мы в кино ходили. Тебя искали весь день, хотели тебе предложить.
– Что вы мне хотели предложить? Какое кино – под названием вино? Все брешете. Я вас знаю лучше, чем вы себя сами. Пишите, собаки, объяснительные, может, и поверю.
– На чье имя? – чуть слышно спросил Лысый. – Дурню?
– Сам ты дурень!– рассмеялся Игорь, почесывая кулаки, и показал на Силикатова. – На имя прокурора. Если не удается рыло начистить, так хоть судилище устроим.
Спорить было бесполезно. Как два провинившихся школьника, Серега и Лысый покорно уселись за стол.
 Каллиграфическим почерком, на тетрадном листе Лысый написал следующее:

«Председателю Мохнатой Партии.
Прокурору Мохнатой Партии.
Со ст. №11 УК МП ознакомлен.
Объяснительная.
Будучи на строительных работах при отсутствии контроля (со стороны Председателя МП) – ничего не делали. Созрело решение пойти в кино, (дело было в обед). Оставалось одно, – найти Председателя. Но для решения данной задачи было принято недостаточно усилий. Состоялась встреча с Рыжим Конем. Он предложил подбить баланс по горюче-смазочным материалам. Но мы категорически замахали руками, ссылаясь на отсутствие некоторых документов.
Хочу добавить, что операцию розыска осуществлял Петруня. С моей стороны не было приложено достаточных усилий для оказания ему помощи. Следует добавить, – метались целый день по городу. Цель: ремонт Петруниных сапог. Были в Варнице, доставали бут (но пива не пили).
Вернулись в парк (после объезда всех сапожных мастерских) в начале шестого. Уехали в 17 – 30. На месте дислокации Председатель не был обнаружен. Петруня зашел в казарму, (я ждал на улице).
О посещении кино глубоко сожалею. Членам ПБ посещать кинофильм не советую. Данный поход прошу рассматривать, как рекогносцировку.
Чистосердечно раскаиваюсь.
Лысый».

Серега долго пыхтел, о чем-то усиленно соображая, и, особо не загромождая текст знаками препинания, нацарапал:
«Будучи 27. 01. 82 г. на строительстве важного военного объекта я с т. «Лысым», целый день хотел встретиться с т. «Мохнатым».
В обед в 14 – 20 зайдя к тов. «Мохнатому» в служебную канцелярию имел разговор с его старшиной, который ввел меня в заблуждение, утверждая, что т. «Мохнатый» прибудет в расположение не ранее 21 – 00 часов московского времени. Но я усомнился в этих сведениях. И поэтому ожидал т. «Мохнатого» в кафе «Бородино» до 15 – 15 ч. московского времени. Но т. «Мохнатый» там не появился. После того как мы с т. «Лысым» вышли из «Бородино» решили сходить в кино на сеанс 19 – 40, в кинотеатр «Юность». Но предварительно решили все же найти т. «Мохнатого». Прождав т. «Мохнатого» на стройке до 17 – 35 часов московского времени, мы уехали со стройки. Прибыв в парк в 17 – 45 я зашел к дежурному по парку, пытался узнать о прибытии т. «Мохнатого». Дежурный по парку сказал, что т. «Мохнатый» в парк не прибывал и раньше 21 – 00 часа московского времени не прибудет. Однако и эти сведения доверия не вызывали. Поэтому я и т. «Лысый» пошли на выход из дивизии через казарму. Зайдя в казарму, я спросил у дневального (ефрейтор Чосу), был ли т. «Мохнатый» в казарме. Но он сказал, что т. «Мохнатого» в казарме не было.  Далее, я зашел в каптерку, где мне личный состав 1 – ой батареи (не знаю по фамилиям, 3 человека) тоже сказали, что т. «Мохнатого» не было и, что раньше 21 – 00 часа его ожидать бесполезно.
На основании всех этих фактов я решил, что т. «Мохнатый» попал в сети либо «Дуремара», либо «Горбоносого», поэтому его ждать бесполезно. И поэтому решил с т. «Лысым» сходить на фильм для того, чтобы посмотреть хороший это фильм или плохой; чтобы либо предостеречь т. «Мохнатого» насчет фильма, либо сходить с ним на этот фильм еще раз если фильм хороший. Но все же я попал впросак. Необходимо было еще подождать т. «Мохнатого» и не слушать никого. В этом моя ошибка. В чем раскаиваюсь.
Далее, я с т. «Лысым» сходил на фильм, который не стоит того, чтобы на него ходить. За что и были наказаны с т. «Лысым» на 2 рубля. Лучше бы, купили 1 бут. «Паши» и угостили т. «Мохнатого».
Вот и все объяснение моего поступка. Если заслуживаю наказания, накажите, члены Верховного Суда, но на основании всех вышеизложенных фактов, прошу снисхождения.
Член МП с основания партии, член Политбюро т. «Петруня».

– Сговорились, гады, одними словами пишут, – заключил Игорь, прочитав объяснительные. – А, может, ты, прокурор, им надиктовал? Что скажешь? Чего будем с ними делать? На Политбюро выносим?
– Ну что тебе сказать, – произнес прокурор. – Лысый излагает просто отлично. Все зашифровал, никого не сдал. Никто и не подкопается: «Я – не я, и хата не моя. Напакостить еще не успел, но на всякий случай, каюсь. Авось, впредь зачтется». Тем более, что за использование в донесениях открытого текста Лысый уже был наказан. Значит, исправился. Настрочил емко, кратко и понятно. Молодец, Лысый, далеко пойдешь, если вовремя не остановим.
– Твоя школа! – заметил Коля.
– Зато Серегина повесть – образец классической бюрократической казуистики. По латыни – бюрократус натуралус. Во-первых, обозвал тебя «Мохнатым»…
– Это не страшно, – зарделся Игорь, – я не обижаюсь. Пускай, буду «Мохнатым». Мне даже нравится.
– А как звучит ласково – «Мохнатенький», – пропел Серега, оживившись.
– Хорошо, хочешь быть «Мохнатым», будь им, – продолжал Женя. – И звучит неплохо – «Император всея мохнатая двенадцатая камера Мох Первый, он же Первый Мохнатый». Серега, с твоей легкой руки, вернее, длинного языка, впредь будем именовать Игоря «Мохнатым». Кто за? Единогласно. Теперь, по сути. Начинающий, но уже талантливый, бюрократ Серега так запутал повествование, что сам черт не разберет, что же он целый день делал, хотя все расписал по минутам. О сапогах ни слова, и это важно – целый день искал призрачного «Мохнатого», а не бегал по сапожным мастерским. На лицо – подвиг, и медаль – на грудь! Талант! А за то, что уберег всех нас от пустой траты времени на просмотр «мифического» фильма – уже не медаль, а орден вручить надо!
– Интересно, кто им давал уроки по правильнописанию объяснений? Не ты ли? – Игорь посмотрел на Женю.
– С другой стороны, – продолжал Женя, – наш бюрократус Петруня попутно «сдал» всех подряд, не взирая на звания, должности и заслуги. Сексот высшего разряда – все явки «спалил», и рука не дрогнула, в смысле  язык не отсох. Молодец! Но, что интересно, – ни один, ни другой не раскрыли страшную тайну, – что же это за такой нехороший фильм. Напрашивается вывод: в кине не были, хлебали «Портюшу». Но, учитывая чистосердечное раскаяние и явку с повинной, а, также, то обстоятельство, что оба явились практически трезвые, или сумели быстро протрезветь, предлагаю дело закрыть за отсутствием мотива преступления, но оштрафовать каждого…
– По бутылке «Портюши» с рыла, и точка! – заключил «Председатель Верховного Суда», закрывая судебное разбирательство.


Рецензии