Слушая Альфреда Шнитке

 И возникла тишина...Опустив в изнеможении смычок,неподвижно стоял солист, застыл дирижер и весь оркестр, словно не отпуская музыкальную нить...
   Все - и потрясенный зал -молчали об одном...Потом  раздались аплодисменты как благодарность композитору, исполнителям -Музыке -за пережитое и перечувствованное...
- Не трожьте музыку руками-сказал поэт.Не стоит и словами,но я попробую, должен,  иначе она меня взорвет.
  Разве вначале было слово? Вначале был звук.
  Фортепианный квинтет Альфреда Шнитке. Звук беспределен, бесконечен.Пронзительно тонкий, волосяной,всепроникающий - он пришел из глубин космоса, ниоткуда  и уходит в бесконечность в никуда. Предо мною все пространство жизни-ее взлеты, глубины, трагедии и светлые прозрения.Многое невнятно мне в этом высоком диалоге, но я чувствую в ней высшую выразительность,беспредельные пучины духа. Мне не хватает дыхания... Как крут твой подъем,Господи! Но вот распрямляется, оживает,глубоко дышит твоя замордованная,но бессмертная душа.Она обретает крылья,рвется от своих земных скорбей высоко-высоко -в космос, к Богу,домой...
  Шнитке беседует с Всевышним.
  Слушая Шнитке, ты проникаешь в глубины неизведанной бездны - твоей собственной души. Сколько там света? А сколько черноты...
Вот словно зыбкие морские водоросли поднимаются со дна души светлые легкие арки новых мыслей, пронзительные откровения сердца. Но вижу и то, что тщательно скрывал от самого себя:холодное высокомерие и робкую незащищенность,милосердие пополам с жестокостью, великую жажду любви и химеру гордыни. Для Шнитке нет секретов в людских душах.
  В программке авторского концерта было написано, что Шнитке-ревностный католик.Он исследует музыкой мучительно сложный, но прекрасный процесс жизни человеческого Я. Это исследование беспредельной глубины, сложности и поэтому его музыка будет вечно. Вот это и есть бессмертие.
 


Рецензии