Противоречивый познер

                ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПОЗНЕР

Тема национального происхождения непременно присутствует в любой дискуссии, в каждой статье, имеющей отношение к национальным особенностям или к самоинденсификации человека, является предметом исторических исследований учёных разных стран. Эта тема является многогранной и неисчерпаемой, содержит в себе принципиальные вопросы, которые волнуют человечество вцелом и каждого индивидуума в отдельности. Дискуссии об особенностях национального характера невозможно завершить, потому что они - находятся в постоянном развитии, зависят от зрелости и состояния общества, имеют множество вариантов, подходов, точек зрения и различий во мнениях участников. Вопросы происхождения и национальной самоинденсификации постоянно волнуют людей самых разных национальностей, но особенно, они касаются евреев, потому что непосредственно связаны с дискриминацией и безопасностью существования еврейской нации. Речь пойдёт о высказываниях и понимании национальных проблем человека, являющегося известным комментатором и многолетним телеведущим на российском телевидении, который в очередной раз коснулся этой темы, но в роли создателя очередной киноленты, на этот раз об Израиле. Речь идёт о мэтре российской журналистики и телеведущим Владимире Владимировиче Познере.
Положение еврея в мире таково, что жизненные обстоятельства требуют от него ответов на один из самых сложных, а для многих, возможно, неприятных и даже  болезненных вопросов: "Кто он по происхождению и к какой нации себя причисляет?"  Оказалось, что ответов - множество, и все они характеризуют нравственное состояние общества и человека как личность, умственные и психологические способности, а также дают представление о его месте в современном мире. 
Высказываний Познера по национальному вопросу, весьма противоречивых, если не сказать странно-наивных, накопилось достаточно много, и настало время их систематезировать и сформулировать определённое мнение. Оказалось, что национальное происхождение весьма волнует Познера, однако он не обладает необходимыми знаниями по этому вопросу, а его высказывания являются весьма неквалифицированными и путаными. Поводом для данной статьи послужили отдельные цитаты из высказываний тележурналиста в эфире и его последних откровений в связи с работой над созданием документального фильма о современном Израиле и его населении. Но вначале несколько слов о самоинденсификации и понимании Познером вопросов национального происхождения.
Владимир Познер в России - личность неординарная, занимает особое место в культурной жизни страны, а его многочисленные телерепортажи, беседы с известными деятелями государства, высказывания в эфире и в печати, а также плодотворная общественная деятельность отличаются индивидуальным подходом ко всем российским проблемам и событиям. К тому же достаточно интересная биография и непростое происхождение выделяют Познера среди россиян. Его высказывания по национальному вопросу представляют неудовлетворённый интерес и вызывают бесконечное удивление, если не сказать, болеее определённое слово - отторжение. Владимир родился 1 апреля 1934 года в Париже, его родители по происхождению: француженка Жеральдин Люттен и еврей Владимир Познер. Брак между ними был оформлен спустя пять лет после рождения сына, то есть в 1939 году. О матери Познер рассказывает немного, а об отце - несколько подробнее.
Вот небольшой фрагмент из давнего интервью с американским журналистом Филом Донахью, приведённый в статье Познера о фильме об Израиле: "И он мне говорит: ты еврей? То ли он спрашивает, то ли он утверждает. Но я сразу настораживаюсь. «Какой же я еврей? – говорю. – Я рожден от француженки, католички, я крещен в католическую веру, поэтому по догмам я никак не могу быть евреем. Ну а что касается моего отца – да, конечно, но с другой стороны он-то себя не считал евреем, он атеистом был. Да и что такое еврей». Последнее предложение,  то ли вопросительное, то ли утвердительное, не имеет соответствующих знаков препинания. Из этой  фразы также следует, что Владимир, как и его отец, национальную принадлежность определяет не по фактическому происхождению, а эмоционально: "он-то не считал себя евреем, он атеистом был".
В ноябре 2014 года в Израиле Познер вновь вернулся к вопросу происхождения: "Я помесь, я дворняга, я чувствую французское начало из-за матери. Я вырос в Нью-Йорке, но не могу сказать, что я  француз с еврейским корнями. Евреи, это кто? Кто себя чувствует евреями". Уже в трактовке понятия происхождения существует главная путаница между религией и нацией, а также не имеющее к существу вопроса отношение отца к тому, кем он считал себя сам. Удивительно, что всезнающий Познер для определения национальности в 2014 году использует давно разоблачённые представления прошлых поколений. 
О взаимоотношениях между родителями Познер как-то сказал: "Мама всю жизнь любила только отца. Отец же у меня был очень обаятельный, такой шарман… Думаю, он многократно изменял матери. Я же очень переживал, и это была одна из причин моих непростых отношений с отцом". Об отце он же написал: "Мой отец любил женщин и пользовался у них успехом. И он, несомненно, изменял моей матери. Когда же - после его смерти - я стал писать свою книгу «Прощание с иллюзиями», то, вспоминая прошлое и размышляя об отце, вдруг ощутил боль гораздо более сильную, чем тогда, когда он умер. Я вдруг почувствовал, как я люблю отца и как мне его недостает...".
В одном из интервью на вопрос журналиста - "А правда, что вас не брали в МГУ из-за еврейской фамилии?", Познер ответил: "На вступительных экзаменах набрал двадцать четыре балла из 25, получив четверку по физике, но принят не был. Объяснили: мол, зачислены только сдавшие на одни пятерки... Совершенно разбитый шел по коридору университета, когда меня догнала незнакомая женщина и шепнула: "Дело не в оценках. У вас биография неподходящая. Да и фамилия..." Вернулся в гостиницу "Метрополь", где мы жили тогда, и сказал отцу: "Куда ты меня привез? В Америке меня били по морде, когда защищал права негров, но тут еще большие националисты!" Папа пошел стучать кулаком по разным инстанциям, и в итоге в МГУ меня взяли".
Познер сообщает о своём национальном происхождении: "Для французов - я был их гражданином, потому что по закону ребенок мужского пола, рожденный во Франции от французской матери, - француз. Что бы там ни было". В итоге Познер сам себе задаёт вопрос и даёт ответ: "Кто же я? Какой-то человек, уже не помню кто, поразительно точно отметил, что мы той национальности, какой себя чувствуем. И когда я говорю, что я не русский, это означает только то, что я не чувствую себя русским. Как не чувствую себя немцем, голландцем, норвежцем и евреем в том числе". И опять нечленораздельная речь, потому что национальность человека связана не со смутными и случайными ощущениями, а с реальным происхождением от конкретных родителей определённой национальности. "Нет, при всей моей любви к Пушкину и Гоголю, при всем моем восхищении Достоевским и Толстым, при том, что Ахматова, Цветаева, Блок и Булгаков давно стали частью моей жизни, я осознаю: я - не русский". Эта сумбурная фраза о любви к откровенным антисемитам типа Гоголя и Достоевского говорит лишь об отсутствии собственного мнения и  повторении заученных фраз со школьной скамьи. Тем не менее отметим, все три жены Познера и совместные дети имеют русское происхождение: Валентина Чемберджи; Екатерина Орлова и Надежда Соловьева.
Оказавшись в Израиле, Познер сообщает: "И вот возник  Израиль. И сразу я почувствовал себя не совсем в своей тарелке. Во-первых, потому что моя фамилия Познер. Это еврейская фамилия, как вы знаете, а если не знаете, то я говорю". "Мой отец не считал себя евреем, он считал себя русским интеллигентом. Он не говорил на идише, не говоря об иврите, его не интересовала еврейская культура. У них в доме этого не было. Они праздновали не все праздники – мы никогда об этом не говорили, но мне кажется, что …ему – чтоб он лучше был не Познер. Что этого не было. И он это мне передал. Абсолютно, я – то же самое…. ". Познер забыл, что мнение отца и, главное, его собственное в данном случае, не имеют никакого отношения к происхождению и не влияют на мнение русских антисемитов, которые всегда считали и считают Познера и его отца стопроцентными евреями. Неудивительно, что Познер пишет: "Когда я приехал в Израиль – не сейчас, я был один раз только, и был в Иерусалиме, и подошел к Стене плача… – ничего. Ну, интересно. Но вот такого, знаете, чтоб сердце забилось, – нет, я не оттуда". Оказалось, что Познер вообще ниоткуда: ни российский, ни израильский, ни французский. Никакой! Он везде, где бы не жил, - в России, в Израиле, в США, во Франции - чувствует "себя не совсем в своей тарелке".
Познер не считате себя евреем и высказывает как бы независимую позицию по отношению к Израилю. Фактически, он озвучивает российскою государственную точку зрения, котороая совмещает банальный антисемитизм, разбавленный размышлениями как бы независимого интеллигента. Сообщение о посещении Израиля Познер начинает словами постороннего наблюдателя: "Я выступал в Израиле, был организован один вечер, у них есть такой театр «Гешер», что на иврите значит «мост». На вопрос аудитории: «Почему Россия не шагает в ногу со всем миром?», Познер отвечает замысловато, явно не понимая причин интереса израильтян к агрессивной политике России: "Ну шаг другой, может быть, не знаю. Вполне идиотские вопросы, которые говорят о том, что эти люди попали конечно же под определенное давление СМИ, как мы все попадаем, и вот они задают такие вопросы". На самом деле, Познер некритически озвучивает и поддерживает постоянную агрессивную политику России, а также собственную зависимость от российских СМИ. Обычный российский журналист с обычной ментальностью, да ещё с большим самомнением! При его-то зависимости от российских СМИ говорить подобное просто стыдно! 
Ну, и совсем позорно и безграмотно писать в адрес израильтян такие фразы, вспоминая французских антисемитов: "Так даже можно сказать, что сионизм - это все равно что фашизм. Я не знаю, насколько вы ознакомлены с тем, что такое сионизм вообще, кто такой Герцль и все такое прочее, но фильм обо всем этом расскажет". Вспомнив дело Дрейфуса, Познер ни разу не сказал, что оно было целиком и полностью фальсифицированным: "Был такой капитан Дрейфус, которого обвинили в государственной измене и засудили и отправили на дальний остров. Золя написал свое знаменитое эссе «Я обвиняю» в адрес французского истеблишмента, а французские толпы орали «Смерть жидам!». Что можно узнать из этих слов: ничего! Правда, во время Второй мировой войны в отношении французов и их поведения по отношению к еврейским гражданам Франции Повзер справедливо пишел: "французы их выдавали с большим удовольствием (французы вообще антисемиты первостатейные, тут трудно сомневаться)".
Нелицеприятно отзывается Познер о немцах: "В Германию мы приехали в конце 1948 года и прожили там около четырех лет. Это было самое трудное время в моей жизни, потому что я ненавидел немцев. Я ребенок военного времени, я помню оккупацию Парижа, я видел хроникальные съемки концлагерей, которые были показаны на Нюрнбергском процессе. Я знаю, что сотворили немцы, и до сих пор не могу простить им этого. И хотя сегодняшние немцы это вовсе не те, которые кричали «Хайль Гитлер!», я ничего не могу с собой поделать. И Бог наказал меня за это, потому что моя дочь (она концертирующая пианистка и композитор) вышла замуж за немца и живет в Берлине...". А вот отношение Познера к русским и к России: "В последние годы я много думаю о том, каков он, русский народ. Назовите мне хоть один европейский народ, который в большинстве своем оставался в рабстве до второй половины девятнадцатого века. Покажите мне народ, который почти три века находился под гнетом гораздо более отсталого завоевателя". "На мой взгляд, российские времена почти всегда оставались темными, тяжелыми и страшными, мне совсем не хочется туда. Даже в русских народных сказках не нахожу близких себе персонажей. Мне не показалось, будто Путин играет, полагаю, он достаточно искренен" (29.12.2012 г.).
. О евреях у Познера одни негативные впечатления. Он считает, что во время войны евреи послушно шли на смерть в газовые камеры: "Но даже во время войны они не сопротивлялись. Им говорили – надеть звезду, и они надевали. Прийти туда-то с чемоданчиками – приходили. И было только несколько случаев – восстание, например, в польском гетто, когда их уничтожили всех и им никто не помог – ни англичане, ни американцы, ни советские – НИКТО! Когда они бежали из Германии, ни одна страна их не принимала – ни Америка, ни Канада, ни Австралия." Почему-то забыл сказать о русских и украинцах, которые никогда не поднимали восстания в лагерях смерти. Не зная героической истории сопротивления евреев, не понимая условий, в которых оказалось безоружное еврейское население, этот русский журналист берётся писать о том, что совсем не знает и не понимает.
Об арабо-израильском конфликте Познер сказал отвлечённо и как бы нейтрально, не озвучивая собственную точку зрения и виденье ситуации: "Только одно омрачает - это, конечно, конфликт - израильско-палестинский конфликт, которому я конца не вижу. И это может кончиться очень плохо". Хорошего конца не видет, а только плохой! Однако после встреч с израильскими руководителями был вынужден привести их точку зрения, которая оказалась однозначной, но противоположной познеровской. Приведу лишь мнение премьер-министра Нетаньяху о влиянии и вкладе русскоязычных евреев в развитие государства Израиль: "Мы стали передовой страной: высокие технологии в медицине, в точных науках, в математике – благодаря им". Однако после слов премьер-министра Познер предсказал катастрофическое будущее Израиля, повторив позицию российских хозяев: "Евреев, создавших еврейское государство – нет, они не создали, они там многое сделали. Все абсолютно, на мой взгляд, реакционны. То есть никакого палестинского государства, вообще не видеть палестинцам. И вообще, любой намек на что-то, пахнущее социализмом, – об этом не может быть и речи. Киршенбаум. Я говорю: вам не кажется иногда, что вся рота – не в ногу, а один прапорщик в ногу? – Она: «Если мы пойдем в ногу со всеми, мы окажемся в море». То есть не может быть и речи, чтобы мы хоть чуть, где-то… – нет, мы абсолютно во всем правы". Это уже комментарий чуждого Израилю Познера с передёргиванием смысла и добавлением некчёмных слов "во всём правы". И его наивно-детский вопрос: "А как же мир, как же мир вас осуждает? Даже Соединенные Штаты. Я уж не говорю об ООН. Как же так?" Вот простой ответ Киршенбаум: "Да все антисемиты. – Все? – Да, конечно. Только им неудобно об этом говорить. Они не могут сказать, что они против евреев, но против  Израиля – можно. Вот они и говорят". Но Познер продолжает приводить свои, точнее, российские "аргументы": "Мое дело задавать вопросы. Это, конечно, факт очень интересный, и не сулит ничего хорошего, это я вам говорю – сто из ста. Вы представляете, что на той территории, которая называется у некоторых оккупированной, а у некоторых по-другому – не важно – называется «большой Израиль» – там еще проживает четыре миллиона арабов, плюс в самом Израиле полтора. Итого пять с половиной. А евреев – шесть. Через десять лет какое будет соотношение? Вопросы есть? А когда арабов в большом Израиле окажется больше, чем евреев… – ни у кого там не дрыгается ничего? Это вот то самое государство, о котором мечтали сионисты, чтобы было настоящее еврейское государство. Да не будет этого никогда, будет совсем другое. Я так думаю". Вот такой прогноз российского "предсказателя", который со стопроцентной уверенностью "дал десять лет" на существование Израиля, то есть до 2025 года, и без тени смущения написал, что еврейское государство создали не евреи, а кто-то ещё. Напомню, что Израиль, созданный только евреями, существует во враждебной арабском окружении уже 67 лет и становится все мощнее и стабильнее. "И когда я с ними говорю насчет того, что, мол, как же вы себя ведете – так что мир вас осуждает, – они говорят: да, но сколько нас мир нас обманывал, сколько раз он нам лгал, сколько раз предавал – нам плевать на этот мир". Нет сомнений, что прогноз Познера, который с огромной самоуверенностью в голосе сказал - "это я вам говорю", - окажется через 10 лет или раньше на свалке истории.
В передаче от 14 июня 2014 года после интервью с Ясиным Познер неожиданно высказался в отношении Израиля: "Есть, оказывается, такие странные люди, которые критику Государства Израиль принимают за антисемитизм. Антисемитизм - это ненависть к еврейскому народу, чувство, разумеется, негативное, тогда как критика Государства Израиль - вещь безоговорочно легитимная. Являющаяся, иными словами, не антисемитизмом, а только здоровой реакцией мирового сообщества на продолжающуюся Государством Израиль оккупацию территорий, захваченных в результате войн с арабскими государствами, и упорное нежелание возвратить эти территории их законным владельцам. А как ни крути, - задумчиво замечает журналист с солидным опытом международника, - возвратить их всё равно придётся". Он продолжает озвучивать антисемитские бредни с экрана, не пытаясь познать и понять историю несвоего народа.
Отвечая на эту белеберду, журналист В. Ханин резонно заметил в адрес Познера: "Почему бы ему не поговорить об оккупированном Советским Союзом Карельском перешейке с Выборгом (прежде территория Финляндии), о Восточной Пруссии с Кёнигсбергом (бывшая территория Германии), о Южнокурильских островах, захваченных у Японии, о Пинске, Львове и ещё некоторых территориях, захваченных у Польши, - примеры можно множить и множить". "У не очень осведомлённого человека может сложиться впечатление, что в современном мире единственным государством-оккупантом является Израиль". "Требовать у Израиля возвращения этой, отобранной в результате совершённой против него агрессии, территории можно с тем же основанием, что и требовать от России вернуть Германии Восточную Пруссию, также потерянную Германией в ответ на агрессию. Заметим, что подобных оснований куда больше у Финляндия, которая могла бы требовать у России возвращения Карельскго перешейка, у Японии – возврата Южнокурильских островов, у Польши – возврата Западной Украины и Западной Белоруссии, завоёванных Советским Союзом не в ответ, а в процессе самой настоящей агрессии (как известно мало-мальски грамотному человеку, и против Польши, и против Финляндии, и против Японии начал войну именно Советский Союз)". И ещё: "Территории сектора Газы и так называемого Западного Берега оккупированными территориями с точки зрения международного права не являются. И называются эти территории (и назывались так всегда) ИУДЕЕЙ и САМАРИЕЙ. Ведь это то же самое, как если бы Татарстан потребовал у России и Украины вернуть ему Москву и Киев, некогда принадлежавшие Орде". Таковы объективность и знание истории г-ном Познером.
Однако Познер всё же нашёл в Израиле и нечто положительное: "Я для себя сделал маленькое открытие: их объединяет всех – невероятная, сильнейшая любовь к своей стране". "Они начинают учиться в три года. В три года!" Конечно, это не законы Ньютона, но всё же последнее познеровское прозрение. Как говориться, лучше поздно, чем никогда. "Они поразительно придумывают какие-то вещи: как они превратили пустыню в общем-то сад – это же не придумано. Как они решают вопросы армии! Ведь армию там обожают!" Никаких объяснений не последовало.
На основании приведённых фактов биографии и  многочисленных высказываний героя нашего очерка можно сделать несколько выводов.
1. Путая понятие происхождения с вероисповедованием, Познер так и не смог сказать ничего определённого о своёй национальности. "Я рожден от француженки, католички, я крещен в католическую веру, поэтому по догмам я никак не могу быть евреем", - заявил Познер в интервью с Ф. Донахью, отказавшись от генетической наследственности отца, но упомянул о французском происхождении матери. Про отца Познер заметил: "Он-то себя не считал евреем, он атеистом был", подменив вновь объективную реальность происхождения путанным мнением отца, а само происхождение - с верой. Следует сказать, что к происхождению и выбору католической веры сам Познер никакого отношения не имеет: он получил всё это от родителей по наследству и по выбору матери. Назвать Познера "человеком мира" также нельзя, ибо это фантастическое понятие существует только в умах отдельных интеллигентов.
2. Прожив большую часть жизни в России, Познер негативно отзывается о русском народе, его истории и православии. Усвоив русский язык и культуру, Познер публично заявляет: "Я - не русский", хотя перечисленные понятия к происхождению имеют лишь косвенное отношение. Отрицательно оценивая достижения и историю России, тем не  менее Познер трижды женился на русских женщинах и породил русских детей, значительную часть жизни прослужил в российских учреждениях и конторах, до сих пор отстаивал многие идеологические установки руководства российского государства. 
3. Отмечая политику государственного антисемитизма основных мировых держав во время Второй мировой войны, их предательское и подлое поведение по отношению к судьбе еврейского народа, Познер продолжает отстаивать антисемитскую политику Организации Объединённых Наций и противопоставлять ей оборонительные, жизненно необходимые мероприятия государства Израиль. Выслушав однозначную точку зрения государственных политических деятелей Израиля и не высказав никаких критических замечаний, Познер назвал их позицию реакционной и предсказал неминуемую катастрофу еврейскому государству в течение ближайших десяти лет, то есть выступил в роли некой предсказательницы Ванги.
4. По поводу арабо-израильского конфликта без слов осуждения в адрес агрессивных арабских стран, Познер занял откровенно проарабскую позицию России, ложно и бездоказательно осудил Израиль. Очевидно, в своём фильме об Израиле Познер постарается донести до зрителей мнение обеих сторон конфликта, но не решится показать историческую лживость арабской стороны, а приведёт только эмоциональную аргументацию арабов, основанную на истерических, а не на  исторических, фактах.
5. Уже сейчас можно сказать, что будущий фильм Познера об Израиле будет содержать многие путаные мнения и факты, которые войдут в противоречие друг с другом при отсутствии  объективной оценки реальной израильской и арабской действительности.
6. Нельзя не вспомнить фразу, которую Познер часто повторяет: "Мое дело задавать вопросы", присвоив себе без каких-либо оснований право наблюдателя задавать вопросы, а не отвечать на них, как это делают многие ответственные журналисты. Он и задал в Израиле множество неумных вопросов, имеющих ответы.
7. И последнее. Образ и жизнедеятельность г-на В. Познера, функционирующего в России около полувека, является наглядным примером и доказательством старого как мир постулата: природные способности человека не могут стать свидетельством его мудрости и ума. Это совершенно разные понятия. Утрата чувства национального происхождения из-за недостатка ума или характера в любых жизненных условиях неизбежно приводят каждого человека к серьёзным жизненным просчётам.

ВЛАДИМИР ОРЕНДИК
        15 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА


Рецензии
С Познером все просто - он кгбшник с полувековым стажем. Такая его работа - изображать оппозицию Путину.

Давид Майзлин   28.03.2015 10:48     Заявить о нарушении