Три байки о службе в ВМФ СССР

   Срочную службу я отслужил в рядах ВМФ на рубеже 60-х, 70-х годов прошлого века. В ВМФ служили тогда три года, а состав Вооружённых Сил СССР был многонациональный, как и население всего Советского Союза. Срочную службу я проходил на Черноморском флоте в минно-торпедном арсенале. Основной нашей задачей было хранение и надлежащее содержание мин и торпед на складах арсенала, а также их подготовка для последующей передачи на надводные корабли и подводные лодки.

                Байка первая, о многонациональности ВС СССР

   Наша воинская часть располагалась в городе Севастополь на Северной стороне. Служили в нашей части ребята со всей страны, многих национальностей. Были и молодые, были и старослужащие, которых на флоте называют не "деды", а "годки". Значит была и "годковщина", но не такая беспредельщина, как в сегодняшней армии. Я за три года службы не припомню не одного случая, чтобы "годок" поднял руку на молодого. Да, были наряды вне очереди, когда молодой салага драил палубу и гальюн до четырёх, пяти часов утра и на сон оставалось не более полутора, двух часов, но не более того. Но я не об этом, а о смешном, что мне запомнилось.

   Как то пришли мы на обед на камбуз. На флоте камбузом называется кухня, где идёт приготовление пищи, но мы матросы весь комплекс со столовой вместе, называли камбузом. Поэтому столовую я буду тоже называть камбузом. Так вот, пришли мы на камбуз, расселись за длинные столы на десять человек каждый, по пять человек каждой стороны. Начали обедать и в это время матрос Нечипорук, выходец с Западной Украины, просит азербайджанца матроса Алиева:

   - Подай мне пожалуйста СИЛЬ.

   Алиев пристально, 2-3 секунды смотрит на Нечипорука, а затем произносит:

   - Не СИЛЬ, а СОЛ, би-илядь нерусский.

   Все, сидящие за столом, после сказанного, от смеха чуть не полезли под стол.

   Ещё одна история произошла с латышом, уж с очень русской фамилией, Вальдемаром Мироновым. Мы его естественно звали Володей, а насчёт своей русской фамилии он отвечал, что это мол мы русские виноваты в этом. Когда то его предки были крепостными у помещика по имени Мирон. После упразднения крепостного права все они стали Мироновыми.

   Так вот, за хорошую службу Вальдемар Миронов в качестве поощрения получил 10 суток отпуска. А жил он в Лиепае. Поезд Симферополь - Рига шёл до конечного пункта двое суток. Надо сказать, что время в дороге для военных, в продолжительность отпуска не засчитывалось. Для нас, для срочников - это конечно было хорошо. Отдохнув 10 суток у себя на Родине, Миронов вернулся назад в часть. В отпускном у Миронова была такая запись, что на железнодорожной станции Вильнюс он был задержан военным патрулём из-за нарушения формы одежды. На нём не было гальюна (гальюном на флоте называют туалет, сортир), старший патруля лейтенант такой то. На все вопросы командира Миронов отвечал, что он ничего не знает. Ну задержал патруль, когда он вышел во время стоянки поезда купить сигарет и газет, а почему такую запись сделали он и сам не понимает. В конце концов дело дошло до командира части, капитана первого ранга начальника арсенала. Он вызвал к себе Миронова и дал слово офицера, что наказания не будет, только попросил честно рассказать, почему патруль сделал такую запись в отпускном. И Миронов рассказал.

   На станции Вильнюс поезд стоял пятнадцать минут и Вальдемар вышел на привокзальную площадь, чтобы купить сигарет и газету. Когда он отошёл от газетного киоска, его остановил военный патруль. Посмотрев документы, старший патруля спросил:

   - Товарищ матрос, а почему Вы нарушаете форму одежды?

   - Как я нарушаю?

   - Ну вот вы за спиной носите синий воротник, где он?

   Синий воротничок назывался гюйс. Миронов его погладил, сложил втрое и положил в саквояж, чтобы надеть на себя в Риге чистый и отглаженный.

   - А, так это гальюн называется. Он у меня в вагоне лежит, - не растерялся Миронов.

   - Точно, гальюн. Я вспомнил, - сказал лейтенант и написал замечание.

   Миронов всё это рассказал капитану первого ранга, тот посмеялся, похвалил за сообразительность и на этом всё закончилось. Вот такие смешные истории были в нашем многонациональном коллективе.

   Отслужив положенные три года я вернулся домой в Калининград, где и окончил КВИМУ. Работал штурманом на рыбопромысловых судах и 7!!! раз "умудрялся" призываться как офицер запаса на воинские сборы. Не каждый может похвастать таким количеством призывов на сборы. На сборах приходилось бывать и в Кронштадте, колыбели Балтийского флота и даже на Дальнем Востоке, где я некоторое время проживал. Так что послужить пришлось на трёх флотах КЧФ, ДКБФ и КТОФ, что не каждому кадровому офицеру удаётся. Видимо полюбился я чем то флоту, также как и он мне. Ну да ладно, а сейчас:

                Байка вторая, о том, как я от патруля бегал

   Первый раз я попал на военные сборы через полтора года после окончания КВИМУ в июле 1979 года. Пошёл в свой первый отпуск, а тут мне повестка из военкомата, так мол и так товарищ лейтенант запаса, призываетесь на 60 суток в город Балтийск и номер воинской части. Приезжаю я по этому адресу, а это оказывается бригада ОВРа(охрана водного района). Мне там в штабе обрадовались как родному:

   - О, штурман появился! А у нас как раз корабль без штурмана остался.

   Выдали мне форму, подобрали по росту китель с лейтенантскими погонами, брюки, ботинки, фуражку и даже тельняшку выдали. Всё чин по чину. Прибыл на корабль, а это оказался МПК(малый противолодочный корабль). Как мне потом рассказали офицеры, штурман у них "закосил". Нашёл у себя кучу болезней и в конце концов добился того, что его списали с корабля на берег. Ну не захотел человек служить на корабле, что тут поделаешь.

   На третий день моей службы, ко мне подошёл командир БЧ-5(механическая боевая часть) и говорит:

   - Штурман, зайди ко мне после обеда.

   - Хорошо, - отвечаю.

   Командир БЧ-5 был у нас в звании капитана 3-го ранга, хотя командир корабля был капитан-лейтенант. У командира БЧ-5 была одна слабость, любил он спиртное. А ещё у него был тесть адмирал, служил в Ленинграде на большой должности. Все об этом знали, поэтому в званиях он рос, а вот в должности выше командира БЧ-5 подняться не мог. От начальства он получал только словесные нагоняи. Но специалист он был классный, никого не боялся, все выговоры и предупреждения воспринимал спокойно.

   Так вот, захожу я к командиру БЧ-5 после обеда, а он, хитро улыбаясь, достаёт из сейфа поллитровую бутылку с прозрачной жидкостью:

   - Штурман, "шило"(жаргонное название спирта) будешь? Не разбавленное.

   Плохо он знал рыбаков, вернее совсем не знал. Не в обиду другим морякам, но есть такая поговорка. "Настоящие моряки - это подводники и рыбаки". Я успел попробовать, работая на рыбопромысловых судах не только "шило", но и одеколон "Тройной" и лосьон "Огуречный". Поэтому бодро ответил, мол буду. Командир БЧ-5 положил на стол два бутерброда с колбасой, прихваченные из кают-компании и разлил "шило" граммов по 50 в стаканы.

   - Ну давай, за начало твоей службы, - произнёс он тост и стал смотреть, как я с этим делом справлюсь.

   Я залпом выпил и, не притрагиваясь к бутерброду понюхал рукав кителя:

   - После первой не закусываю, - этим самым дал ему понять, что не против и второй порции.

   После этого командир БЧ-5 меня зауважал и на время моей службы мы стали приятелями. А служба была такая. Неделю наш МПК находился в дежурстве ПУГ(противолодочная ударная группа), вторая неделя дежурство ПВО(противовоздушная оборона) и третья неделя - выход в море, в дозор. На морской границе бросаем "яшку", то есть якорь и стоим в дозоре, чтобы не дай Бог, какой-нибудь супостат не прорвался к Балтийску. Вот так и служили. А когда корабль на дежурстве, офицерам запрещается покидать борт корабля. В одно из таких дежурств, когда наш корабль дежурил в составе ПУГ, произошло следующее.

   После окончания рабочего дня, когда штабное начальство разошлось по домам, ушёл ночевать домой к семье и наш командир корабля. После него, как и положено по штату, "слинял" с корабля и старпом. Ну а остальные офицеры , дураки что ли? И, после отбоя личного состава, по одному покинули борт корабля, кто домой, кто к любовнице. В бетонном заборе, ограждавшем нашу часть, одна из бетонных плит отошла и там образовалась щель. Так вот, через эту щель-дыру все и уходили. К этой дыре была протоптана целая дорожка. Начальство тоже знало об этой дыре в бетонной стене, но делало вид, что ничего не знает. А утром к половине шестого утра, до побудки личного состава, все офицеры обратно через эту дырку возвращались на борт корабля.

   И вот в один из таких дней, когда все командиры разбежались по семьям и любовницам на корабле остались только трое офицеров. Это дежурный по кораблю, это мой приятель командир БЧ-5, так как его жена с двумя маленькими детьми жила в Ленинграде. Любовниц он не заводил принципиально, потому что был примерным семьянином и третий это ваш покорный слуга, то есть я. Мне тоже было некуда идти. Жена жила в Калининграде, а любовницу завести было некогда, всё время отнимала служба. После отбоя личного состава мы втроём собрались в кают-компании. Командир Бч-5 почесав за ухом, предлагает:

   - Давай скинемся, кто сколько сможет.

   Порывшись у себя в карманах, мы свалили на стол в общую кучу смятые рубли, трояки и монеты, кто сколько мог. Затем командир БЧ-5 спросил:

   - Кто из нас самый молодой? - и глядя на меня добавил, - ты штурман служишь на корабле всего месяц, ты и пойдёшь в ресторан. Время 23.30, до закрытия осталось полчаса. Давай быстро, одна нога здесь, другая там.

   Я забрал деньги, через известную всем дыру в заборе отправился в знаменитый в Балтийске ресторан "Якорь". Прихожу, сую официантке смятые денежные купюры и говорю:

   - Мне на все водки.

   Через несколько минут официантка выносит две бутылки водки. Я, с чувством выполненного долга, зажав в каждой руке по бутылке, выхожу из ресторана и направляюсь к своему любимому кораблю. Но не успел пройти и десяти метров, как слышу окрик:

   - Товарищ лейтенант, подойдите ко мне!

   Оборачиваюсь на окрик и обомлел. Метрах в 15-ти от меня стоял военный патруль, капитан 3-го ранга и с ним два матроса. В голове пронеслось, "Всё приплыл штурман. Сейчас тебя заберут в комендатуру, а утром начнутся разборки". Мне было обидно не столько за себя, сколько за моих новых боевых друзей. Ну "пошпыняют" меня, а через месяц всё равно "дембель", а вот моим друзьям достанется по первое число. Да что им, весь корабль замордуют. Скажут, вместо боевого дежурства, вы пьёте и развратничаете. Всё это в моих мозгах пронеслось мгновенно.

   Я сделал вид, что направляюсь к патрулю, а сам, совершив большой прыжок в сторону, рванул в тёмный сквер, который находился неподалёку. Патруль не ожидал от меня такой дерзости и пока они соображали, что меня надо догонять, я был уже далеко. На моё счастье балтийская шпана разбила в сквере все лампочки на столбах и там было темно. Матросы побежали за мной, когда я уже нёсся по тёмной аллее. Совершив ещё один невероятный прыжок, я залёг в густых зарослях боярышника и лопухов, прижимая к себе две бутылки водки. Совсем рядом со мной протопали ноги бегущих матросов, и тишина. Через некоторое время бегут назад, подошёл старший патруля, остановились метрах в трёх от меня и я слышу доклад:

   - Товарищ капитан 3-го ранга, убежал он куда то в сторону пляжа. Темно, не видно ничего.

   - Ну ладно, чёрт с ним. Пусть живёт, пойдём отсюда.

   Патруль уходит, а я лежу ещё минут десять, жду пока они уйдут подальше. Потом потихоньку встаю, прячу водку под китель за брючной ремень и постоянно озираясь, противолодочными зигзагами по тёмным сторонам улицы, двинулся к спасительному бетонному забору с дыркой.  Когда я вернулся на корабль мои сослуживцы на меня накинулись:

   - Ты что, в Калининград за водкой ездил?

   Пришлось рассказать, как я по Балтийску от патруля бегал, спасая честь и достоинство славного экипажа нашего корабля. Вот такая история. А сейчас:

                Байка третья, о том, почему я не захотел остаться служить в ВМФ

   Где то дней за десять до моего "дембеля" в бригаде ОВРа было проведено учение по поиску и уничтожению "вражеской" ПЛ. Была объявлена тревога и сообщено, что в таком то районе Балтийского моря на подходе к главной военно-морской базе Балтийск обнаружена "вражеская субмарина". Необходимо выйти в море и уничтожить "супостата", не дав тому причинить вред нашему флоту. И вот дивизион из четырёх МПК на всех порах понёсся в указанный район Балтийского моря. Выйдя в заданную точку наши корабли разделились и начали "утюжить" этот район Балтики вдоль и поперёк всевозможными галсами, стараясь обнаружить этого "врага" и не пропустить его к Балтийску.

   Море было не очень спокойно, где то около 3-х баллов. Можно сказать совсем "тьфу", но если учесть особенности конструкции МПК длинный и узкий, то когда он становился лагом к волне, качка чувствовалась довольно ощутимо. И уже минут через десять половина нашего славного экипажа были "зелёными" от морской болезни.

   Я у себя в штурманской, привычно расставив ноги шире плеч, склонился над картой и планшетом. С помощью основных инструментов штурмана остро отточенного карандаша, параллельной линейки, транспортира и измерителя вёл прокладку курса корабля. Итак мы "бегали" по не очень спокойному морю часа полтора и вдруг акустик нашего корабля сообщает на ГКП (главный командный пункт), что он обнаружил цель. Блин, вот чего мне не хотелось, так только этого! Ведь теперь от меня, как от штурмана корабля, обнаружившего "цель" зависело многое. Я теперь должен был по докладам акустика вести "цель". То есть рассчитывать её курс и скорость и с учётом этого рассчитать свои курс и скорость. Свои рекомендации я должен буду выдавать на ГКП, с которого все эти данные будут выдаваться на другие корабли дивизиона. Малейшая оплошность штурмана и "супостат" улизнёт, что будет минусом не только нашего корабля, но и всего дивизиона МПК.

   Я склонился над планшетом и отрешился от всего, принимая только доклады акустика: "пеленг, дистанция; пеленг, дистанция". И тут ко мне каждую минуту начал подбегать замполит корабля. Ладно бы если молчал, а то начал мне давать какие то советы, проще говоря мешал работать. Всё дело в том, что он окончил Киевское Высшее военно-морское политическое училище, где им присваивалась специальность политработник-штурман. И вот этот горе политработник тире штурман решил, что он великий специалист в штурманском деле. Когда он подошёл ко мне в третий раз, я его в грубой форме послал туда, куда Макар телят не гонял. После этого, слава Богу, ко мне он больше не подходил.

   Я всё делал так, как меня учили на военно-морской кафедре в КВИМУ. Там из нас готовили не тире штурманов, а боевых офицеров для флота. К тому же перед окончанием училища, мы выпускники КВИМУ два месяца стажировались в 28-й бригаде СКР в должностях дублёров командира БЧ-1(штурманская боевая часть). В рыбопромысловом флоте я гонялся за косяками рыб, а здесь за подводной лодкой. По большому счёту мне было по "барабану" кого ловить, косяк рыбы или подводную лодку, работа была знакомой.Общими усилиями дивизиона МПК мы "супостата" уничтожили.

   Когда ошвартовались к стенке в своей гавани в Балтийске, меня вызвал к себе командир корабля:

   - Штурман, что ты там не поделил с замполитом?

   "Уже успел наябедничать", подумал я и рассказал всё как было.

   - А мне ведь он перед выходом в море советовал взять штурмана с другого корабля. Я ходил в штаб просил, чтобы мне на время учений прикомандировали другого штурмана. Но было отказано, мол у тебя есть свой, с ним и работай. В общем ты молодец штурман, - и командир пожал мне руку.

   Ещё через два дня меня вызвали в штаб бригады. Начальник штаба капитан 2-го ранга сказал:

   - Лейтенант, пиши рапорт на имя командира бригады о том, что ты желаешь остаться в бригаде в должности командира БЧ-1. Всё остальное дело наше. Недели через две получишь повестку из военкомата и вернёшься на свой корабль уже постоянным штурманом.

   - Хорошо, я подумаю.

   - Через неделю у тебя "дембель". Думай быстрей, завтра утром жду ответ, - сказал начальник штаба бригады.

   А я уже всё подумал. Я привык к океанским просторам Атлантики. Несколько раз приходилось пересекать экватор, работая в южных частях океана. Меня не прельщала служба в бригаде ОВРа, корабли которой дальше Балтийского моря никуда не выходили. Поэтому рапорт писать не стал. Вот если бы мне предложили службу штурманом  на БПК(большой противолодочный корабль) или эсминце, которые ходили в дальние океанские походы, тогда рапорт я наверное бы написал. Вот так я и не остался служить в ВМФ.

                Послесловие к байкам

   После этих первых военных сборов, мне каждые год, полтора стали приходить повестки из военкомата. До распада СССР я успел ещё 6!!! раз отметиться на сборах. Почему так часто призывали? Для меня самого это загадка. Некоторые мои однокурсники, проработав до пенсии, так не разу на сборах и не были.

   На сборах я не только проходил службу, меня ещё и обучали. В Кронштадте например, на курсах по повышению квалификации офицерского состава ВМФ, в течении двух месяцев из меня готовили  командира кораблей 3-го, 4-го рангов. Через какое то время переучили на гидрографа, так что мне пришлось послужить и на ГиСу(гидрографическое судно). Когда я какое то время проживал на Дальнем Востоке, то в бухте Врангеля рядом с портами Находка и Восточный(самый крупный порт России по грузообороту), проходил сборы в должности заместителя командира гидробазы по МТО. На Чукотке в качестве офицера гидрографа, занимался съёмкой береговой линии. Флот был ко мне неравнодушен, так же как и я к нему. Последнее воскресенье июля - день ВМФ. В этот день я надеваю тельняшку и морскую фуражку. День ВМФ для меня такой же значимый праздник, как 9 мая и Новый Год.

   В конце 80-х годов Михаил Горбачёв со своими соратниками поставил наши Вооружённые Силы на колени. Мне было больно наблюдать, когда наши тяжёлые авианесущие крейсера и другие корабли по цене металлолома начали продавать в Китай и Индию. В этих странах вместо металлолома наши авианосцы переоборудовали, нашпиговали современной техникой и теперь они входят в состав ВМС этих стран.

   Мне было больно видеть в 90-х годах офицеров Российской армии в кроссовках на ногах, без головных уборов и галстук на боку. Мне служившему в Советских Вооружённых Силах, привыкшему к порядку и дисциплине было больно видеть деградацию армии. К счастью всё это теперь в прошлом. В 2011 году я впервые за 20 лет увидел в городе военный патруль. Я, который в своё время шарахался от патруля как чёрт от ладана, остановился и долго смотрел ему вслед. Я понял, если по городу начали "гулять" военные патрули, значит армия с колен встала!   

                Конец               
      


Рецензии
Прочел всё с интересом. опять же понял, что 1968 - это не опечатка, как я в прошлый раз про себя решил (я в этот год только родился, вообще-то).
А с первой вашей истории по-настоящему засмеялся - знамо дело таких диалогов у нас в экипаже хватало. И всё равно смешно до сих пор.

Валерий Юдин   09.06.2023 17:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.