Мир настоящий и грядущий в иудаизме

Маамар «Коль Исроэль», подготовлен в форме сообщения, для печати не редактирован. Был рассказан мною на моем же ворте.

«У всех евреев есть доля в будущем мире…»(Мишна, Сангедрин).Под будущим миром понимается здесь оживление мертвых, это видно из продолжения Мишны: «А у этих нет удела в будущем мире: у говорящего, что нет в Торе упоминания о оживлении мертвых (далее - о.м.). Мы могли бы подумать, что за отрицание о.м. человек лишается некоего неизвестного состояния, обозначаемого термином «будущий мир» - т.е. наказание не пропорционально, поэтому поясняет Гмара, что здесь действует принцип «мера за меру» («мида кенегед мида»): отрицающий грядущее оживление мертвых – Б-г отрицает о.м. для этого человека.

Т.о., единственным препятствием участию в о.м. является его отрицание. Не так с Ган Эденом (далее - г.э.): чистота действий, помыслов и чувств требуется, чтобы попасть туда. (Теилим 24)

О.м. - это идеальное состояние мира, а не г. э., так понятно уже из самого универсального характера о.м.: даже души, несколько тысяч лет находящиеся в г.э., оживут во время о.м., а значит и самые высокие уровни г.э.- не идеал. Почему же участие в о.м. не обусловлено почти ничем, а в г.э., напротив, совсем не легко попасть?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, почему познание Б-га более полно возможно во время о.м.? На первый взгляд, нематериальность Вс-вышнего соответствует г.э., где также существуют нематериальные субъекты- души. И не просто нематериальные… Человек-существо, живущее как в мире материи, так и духа, но большая часть идеального- это функция материального: представления (фрагменты восприятий разного характера и времени),понятия. Г.э. же – состояние духовного существования, не ограниченного материальным восприятием (6 органов чувств) и системой ассоциаций; более приспособленное для постижения Б-га.

Невозможно ответить, предположив, что во время о.м. тело поднимется на иной уровень. Например, восприятие, основанное на зрении, при улучшении последнего до 100%, останется, в принципе, восприятием, основанном на зрении. Несмотря на то, что после о.м. наши тела станут подобными телу первого человека, который жил в г.э., и даже более возвышенными (иначе, в чем преимущество для душ, находящихся в г.э. сейчас, снова воплощаться в тела?), это говорит лишь о преимуществе качества постижения Б-га во время о.м. по сравнению с г.э. сегодня, но логично предположить, исходя из упомянутого выше, что без тел состояние о.м. было бы еще выше.

Материальные вещи ограничены временем и местом. Время- последовательность изменений объекта, исходя из такого определения, идеальные объекты, на первый взгляд, не меняются 1+1=2 –результат был одинаков и 50, и 1000 лет назад, такая неизменность – результат высокой степени абстракции и обобщения объектов материального мира. Не ограничено идеальное и местом (пространственной локализацией объекта). Понятие об объекте А может одновременно мыслиться несколькими людьми, а материальная вещь не может одновременно находиться в нескольких местах.

Однако, можно сказать, что существует определенная зависимость между идеальными понятиями и материальными условиями: человек не знает о существовании идеальных понятий, могущих быть воспринятыми без мышления, без связи с системой образов и понятий, уже сформированных у человека, а значит, для нас (без откровения свыше – «гилуй милэмайло»)нет такой альтернативной реальности - т.е . идеальное связано с материальным (мысль-носитель) и, в определенной мере, (не на 100%, т.к. закон достаточного основания тут не работает) зависит от него. В отношении времени, также можно отметить, что, даже имея ограниченное, строго заданное множество, формирование общего понятия (абстрагирование) имеет, в принципе, динамический характер в силу изменчивости вещей.

И еще, и ко времени, и к пространству, даже допустив наличие некоего мира идеальных образов, из-за изменчивости человека, такое допущение будет бессмысленным для нас. Ребе определяет состояние идеального нашего мира, как «материальность идеального». (сноска 14).

Почему же абсолютное идеальное (чтобы попасть в г.э., нужно погрузиться в воды реки Динор и забыть «образ этого мира»- т.е. идеальное там - не функция материального) не есть конечная цель мироздания а именно т.м.?
В главе «Хукат» написано: « Вот Тора: человек, если умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, нечист будет семь дней». Мудрецы учат из первой части стиха, что Тора сравнивается с человеком, и как человек состоит из тела и души, так и Тора: как идеальное учение и как источник заповедей. Заповеди ограничены местом и временем: не просто разница, проистекающая из изменчивости материального мира, но и целенаправленное ограничение во времени и месте, заданное самой Торой (например, жертвоприношения должны были совершаться только в определенном месте, и ни в каком другом), но Тора подчеркивает эту материальность заповедей. Не так суть Торы: сказано, что изучающий Тору как бы принес жертву всесожжения (даже если это не время и не место жертвоприношения).

Идеальность этого уровня Торы – абсолютна, т.к. мы знаем, что есть следствие, вызванное приношением жертвы, а есть изучение Торы (лимуд)- вещи нетождественные: во-первых, разные предпосылки; во-вторых, даже если допустить, что чудом из разных причин получились одинаковые следствия, но в случае изучения Торы (лимуда), это влияние не абсолютно (может быть изучение Торы, не приводящее к данному следствию). Т.о. , Это очевидно разные вещи, не связанные между собой в физическом мире, а значит, что человек, изучающий Тору и создающий некое идеальное существование вне его мышления - это уже признак абсолютного идеального. Т.е., исходя из нашего сравнения Торы и человека, в последнем есть также абсолютное идеальное.

Известно также, что Тора выше заповедей только для нас, т.к. мы знаем, что идеальное менее ограничено, чем материальное, но по происхождению заповедь выше, т.к. это – желание Вс-вышнего. (Именно потому, что идеальное более близко к Б-гу, понятие чистого желания больше относится к материальному, т.к. желание не определяется разумом и в принципе не считается с ним). Так, например, если перед человеком две одинаковые вещи, и он нуждается в данной категории вещей, то выбор неминуемо будет сделан, хотя разум в данном случае не помощник, человек должен был бы остановиться и не выбрать ни одного из предметов. Так же, как человеку более близок объект его желания, чем пути его достижения, так и Вс-вышнему более близки заповеди, чем мудрость Торы (Учение приводит к исполнению- в этом ценность Учения). Несмотря на то, что связь душ евреев с Б-гом уподоблена связи отца с ребенком здесь уже есть объект любви - неотец, т.е. отрицание отца. Выбор же тела еврея – это выбор из двух одинаковых вещей, равноудаленных от выбирающего субъекта, а способ сделать выбранное своим - дарование Б-жественной души.
Центральное значение заповедей можно понять и из того, что в изучении Торы есть градация, а в обязанности исполнять заповеди - нет, также как желание направлено на некий конкретный объект, а не его части.
И поэтому «у всех евреев есть доля в будущем мире» - оживление мертвых, т.к. оживление и телесное существование – это раскрытие значения исполнения заповедей в этом мире


Рецензии