Василиса-царевна и Иван Премудрый

     Процессия от посольского подворья до царского терема прошагала всего полтораста шагов, а уж царь Елисей покрыл их правителя вплоть до седьмого колена.. Мысленно, конечно же, мысленно. Вслух надлежало сдерживаться и похваливать, если бы не досада: свататься изволят.

    Нет, нет проницательные читатели! Не взрастил царь-государь в светёлке дочь красоты неописуемой, сын у него. А прибыли из соседней вотчины сваты несчастные, свою царевну замуж отдать. Слухом земля полнится, известно о двух неудачных попытках - отказались родниться, наотрез и без особого вежества. По ярмаркам уже смешные лубки о бесконечной глупости царственной невесты замелькали, кукольники пока воздерживались и припрятывали готовые образцы. Посольская стража уберётся, тогда и представления можно показывать. Больно лютые на расправу, у каждого плеть-семихвосточка..

   Первыми зашагнули стражники, выстроили небольшой коридор, а там и посольство свадебное. Несколько бояр с тоскливыми глазами да няньки с бабками. Царь признал среди них и знаменитую на три царствия Ягу. Сам когда-то под её руководством испрашивал руки будущей супруги. Не повезло, подрядилась старая сваха на это дело, ан сил-то не рассчитала.. Будь у невесты какой изъян телесный, давно бы уболтала. А с головой не дружнА, кому невеста нужнА?
 
   Только-только начались приветствия и вежественные разговоры, от причин визита совсем отдалённые, как тут и проявилась невесты особица: прошагала по коврам шамаханским к блюду, где сласти всякие разложены. Выбрала леденец, "брусничным посохом" именуемый. И впрямь, толщиной в царский скипетр, тёмно-красный леденец внушал уважение к поварам. Такой обычно на кусочки колят, вон и палочка торчит для удобства. А царевна махом пихнула в крашены губы и туда-сюда пошла наяривать. Весь мужской пол затаил дыхание и от этого слышно стало, как извиняется сваха:

- Прости, государь, деву красную.. Больно она это дело уважает..

   Елисей в числе прочих ошарашенный увиденным, встрепенулся и попытался войти в разговор:

- А и почто вы молоду лебёдушку так накрасили? Чай, не уродина, чтоб выбеливаться и свёклой румянец наводить?.

- Сама она, батюшка, таковой себя видит и по иному на людях не кажется. -пригорюнилась заслуженная сваха.- Хоть кол на голове теши.. Котелок-то не варит, чё уж скрывать..

   Царевич Иван оторвался от созерцания леденца, стремительно теряющего в размерах, да и вступил в беседу:

- Кол тесать, конечно, мы не будем. А вот насчёт котелка - есть идея. -подмигнул потерянной свахе.- Если не возражаете?.


    Началась по терему суета, возня и толкотня. В главной зале пытались разговорить насупленную царевну, у которой леденец кончился, а вопросы не радовали.
    Сваха успела довести царю историю, как испугал младую царевну петух, взлетевший на изголовье кровати. Как бились знахари с ворожеями, как приезжий лекарь гишпанский ляпнул про "подобное лечится подобным" и таскали петухов в спальню, чтоб снять болезнь.. С тех пор и не ест бедняжка курятины.
    И качели не действуют, хотя прочие девицы ахают и визжать починают.. Пробовали из-за угла пугать, но число охотников сошло не нет, когда вместо испуга получали знатный отпор. Некоторые рёбра лечили, прочие синяками отделались.

- Так и живём.. -развела руками.- А на следующий год невеста перейдёт в перестарки. И приданое женихов не соблазнит. Царевичей меньше, чем невест на выданье, как ни крути..

- А вот агглицкие звездочёты говорят.. -попытался влезть в разговор думский боярин Тетерий.

- Ты б ишшо британских друидов вспомнил!. -отмахнулся царь .- Корень валериановый надо, верное средство. Я в детстве, помню..

    Что и как вылечил в детстве государь Елисей Калистратыч, так и осталось не сказано. Вывернулся откуда-то царевич и - прямиком к "невесте". Толкует об чём-то, ручку крендельком свернул: прогуляться зовёт, стало быть. Та особо не ломалась, последовала за кавалером в малую залу, что за узорчатыми дверцами. Следом любопытные и (куда без неё?) стража.

    БУММММ!!!
   Бамкнуло знатно. Не Царь-колокол, а всё же главный котёл с кухни царской. Били в него два придворных скомороха, Степан да Корефан, старались. В дверях мигом давка образовалась, Яга лицом побледнела, а царевна и вовсе сомлела. Иван ловко подхватил и отнёс на лавку, коврами застланную.
   Царь ковырнул ногтем в волосатом ухе и потряс головой, как малец после купания.

- И чего это было?. -поинтересовался громко.- Уморить решил, чтоб не жениться?

- Не-е-е.. -расплылся в улыбке Иван-царевич.- Слыхал про "подобное - подобным и лечится", да и смекнул! У нас говорят, что клин клином вышибают. Вот и пришлось покумекать чуток, как царевне помочь.

- Помочь?! Ирод негодный! -очухалась сваха Яга и метнулась к подопечной, а за ней и прочие няньки.- Теперь она ещё и гадить под себя станет, посля такого переполоху-то..

   Царевна села так резко, что соболезнующие отшатнулись. Поведя глазами вокруг, она сказала вздрагивающим голосом:
- Как я выгляжу? Зеркало где?.
   
   Приказ привычный, мигом явилось стекло венецианское в оправе самоцветной. Царевна повернулась туда-сюда и уронила руки на колени:

- Срамота-то какая... Как чучело масленное.. -глянула в сторону царя полными слёз глазами.-  Дядь Елисей, мне бы умыться..

   Тут же вскипела толпа нянек, с восторгом щебечущих про здешние бани с мыльнями, где их белую лебёдушку уже вымоют-вымоют, да в щолоках попарят.. Царевич успел ухватить за рукав убегающую Ягу и поинтересовался тихонько:

- Как её хоть зовут, невесту?

- Известно как, Василиса Берендеевна. Рукав-то брось, идти мне надо, присутствовать при омовении. К вечеру опять смотрины затеем, по-настоящему.

*
   И жили они долго да счастливо, чего и вам желают!


   


Рецензии