Революционеры милостью Божьей. По капле яда - 4
То был прокуренный зал, под потолком которого горело несколько неярких лампочек, создавая непередаваемый "уютный" полумрак всего помещения. В кадках роилось - иначе и придумать Ансельм не мог, оттого ли,что забывал русский язык, оттого ли, что строй его мыслей вообще сложно было задокументировать, - несколько незначительных отростка, стыдливо именуемых "пальмами". Рядом с отцом сидел Петька Ящеров, принарядившийся по такому важному случаю в новенький пиджак, единственный, не перешитый из шинели двоюродного дядюшки или иного спутника по безденежью. В правом кармане пиджака завалялось печенье. Время от времени он доставал его, чтобы проверить, что его всегда можно съесть,если концерт затянется надолго. А он, концерт то есть, думал продлиться основательное время.
Сперва ждали спонсора - некоего представителя семейства Романовых, выделившего по доброте душевной деньги на какое-либо иное культурное мероприятие, нежели посиделки с цыганами и блинами. Когда он наконец появился, в зале раздались нестройные аплодисменты. Сгрудившиеся около эстрады иностранцы удивленно пожали плечами и забормотали. Петька смущенно посмотрела на Райхеля-старшего (в мыслях он и не называл его иначе, поскольку Ансельм уже и не безотцовщина). Пока он оставался единственным знакомым Дмитревского, который был посвящен в секрет, отчего был страшно горд и одновременно сконфужен. Он знал, что в потайном кармане у большевицкого папеньки спрятан наган. Откуда? Клептомания, видите ли, не привычка, но вторая натура.
Ансельм пришел так, как и привык: в сером плаще и вечном истрепанном на локтях костюме в гусиную лапку. Люди вокруг были не лучше, за исключением, быть может, щедрого донатора. Пока разносили напитки, составившие бы честь любому заведению былой Хитровки, два дюжих молодца с щеголевато торчащими усами втащили рояль. Потом свет зажегся. На сцене сидел Бушуев, знакомый слушателям, которые "помнили", но потеряли из виду, и непривычный тем, которые "не помнили" в силу юного возраста, небольшого количества денег, которые жаль было тратить на столь странные развлечения, как камерные русские концерты, а также в связи с общим понижением уровня образованности молодежи. Видевшие пианиста раньше вздрогнули и переглянулись - каждый хотел убедиться, что еще относительно свеж и бодр. Иосиф отвернулся: Ансельм уже точно знал, что это значит. Объяснение могло быть только одним...
"Die Sonne sinkt, o k;nnt ich" - раздался голос. Много позже Ансельм скажет, что слышал именно это. Судья вызовет свидетеля, который уверит суд и всех присутствовавших любителей юриспруденции и нелюбителей музыки, что никакой фортепианной пьесы, которая бы называлась "Девушка и смерть", ни Шуберта, ни кого либо еще в тот вечер не было. Играли арии из "Веселой вдовы". Второй подтвердит его слова. Ансельм извинится и сконфуженно пробормочет, что, наверное, ошибся . Но ошибки и в помине не было. Его чутье на смерть иногда выражалось в аллегорических формах. Отец знал смерть лучше, как Казанова знакомую куртизанку. Он знал ее цену, причины, обстоятельства и условия. Он видел ее. Ансельм пока только слышал или ощущал. Бывало, пройдешь по улице рядом с красивой девушкой, которая шепчет слова любви своему мимолетному знакомому, и послышится вдруг, что вместо "Я люблю тебя" она шепчет "Но скор у мертвых шаг". Это из "Фауста"? Да, наверное; он уж понял, что будет. Иосиф Генрихович посмеивается над ним, что тот так плохо уроки учит: разве еще не являлись ему картины? "Что за картины, папенька?" "Мы так это называем. Увидишь - узнаешь сразу. Люди это только один раз видят, а потом уже нет. Мы видим каждый день". Ансельм пытается, ан нет: не увидеть ему картин этих. Только неправильно услышанные слова, неверные ноты музыки, расстройство обоняния даже. Вы ведь знаете, что Вертинский написал Вере Холодной: "Ваши пальцы пахнут ладаном" - а потом и впрямь можно было ощутить сей запах, через несколько только месяцев, и не только ему. Вот и у Ансельма так получалось.
То, что для Пети было музыкой, хоть и старой и немодной, для Ансельма стало пыткой. Он оглянулся на отца. Иосифу явно нравилось. Ансельм пожал плечами. А девушка все пела.
Да что она такое? Длинная, как ветла, - или, может, так кажется, - оперлась на крышку рояля и не смотрит в зал. Бушуев старательно наигрывает, так, что и не верится, что рядом с ними есть и третий. Это знает Ансельм, это видит и ощущает папенька; а больше не знает никто. Для песни Шуберта потребны два голоса. Девушка прикрывает глаза и смотрит на Ансельма, как будто хочет сказать: "А не хочешь ли ты спеть за того, невидимого?" Петя облегченно хлопает в ладоши, не разобравшись, что ария должна продолжиться. Жермена переворачивает ноты. Тень третьего падает на лоб Бушуева. И только тогда Ансельм позволяет себе улыбнуться. Как он правильно понял, экзамен его был провален с треском.
Свидетельство о публикации №215021602393