Дебильная

ЕЛЕНА РОГОВАЯ - http://www.proza.ru/avtor/rogovajawebde -  ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 27» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


В один из сентябрьских дней   в 1-а класс вошел  директор школы,  за ним мальчик лет 8-9 и странная тетка.
– Здравствуйте дети! – громко произнес Борис Андреевич.
 Дети в знак приветствия дружно встали со своих мест. Директор величественно поднял правую руку, что означало, что все могут снова сесть.
– Мария Ивановна, дети,  мальчика зовут Витя и с сегодняшнего дня он будет учиться в вашем классе.  Для него начинается учебный год немного позже, но я не сомневаюсь, что вы с ним подружитесь и поможете освоить пройденный материал. Поможете?
«Да!», – ответили хором первоклашки, не отрывая глаз от новенького.

Витя стоял за спиной матери, прижимаясь к ее крупному телу. Он с любопытством рассматривал  классную комнату через свободное пространство, образовавшееся между талией и согнутой  материнской рукой, на которой висела холщовая сумка с чем-то круглым внутри. Был он одет в коричневую болоневую куртку (явно с чужого плеча), темно-синие школьные брюки,   заправленные в вязаные носки, и видавшие виды ботинки.

После короткого знакомства директор удалился, предоставив возможность учительнице самой решать, куда посадить новенького. Мария Николаевна окинула оценивающим взглядом мать, взяла ребенка за руку и посадила за третью парту в левом  ряду. Тихо стоящая до этого момента мамаша пожелала последовать  за сыном. Подойдя к парте, она откинула крышку, заглянула под нее, покачала скамейку, словно проверяя ее на прочность,  протерла тряпочкой витину половину и только потом  поставила рядом с ним ранец и холщовую сумку.
– Учись Винтик хорошо, – сказала она со значением, гладя чадо по голове. – Выучишься, ученым будешь.

После краткого, но  важного напутствия она помахала ему рукой и скрылась за дверью.  Дети переглянулись друг с другом, и по классу прокатился шопот: «Странный какой-то», «дебил», «маменькин сынок». Не смотря на внешнюю витькину дружелюбность, сосед по парте предусмотрительно пододвинул к себе тетрадку, а на середину парты положил линейку, давая новенькому понять, где находится демаркационная линия. С минуту новоиспеченный первоклассник  посидел тихо, потом полез в ранец и вытащил из него пенал и книгу.

На перемене все окружили новенького.
– Тебе сколько лет? – подозрительно, и как бы прикидывая витькин рост к своему,  спросил сосед со второй парты.
– Восемь.
– Ты чего так поздно в школу  пошел? Тебе во второй уже нужно.
– Не знаю. Мама говорит, что мне еще рано.
– Дебил, – буркнула Лариска и, покрутив пальцем у виска,  пошла в коридор прыгать в резиночку.  За ней потянулись и  остальные.
Витек посмотрел им вслед, улыбнулся и полез под парту, где лежала холщовая сумка. Когда прозвенел звонок, и ребятишки вернулись в класс, новенький сидел за партой и ел из банки суп, прикусывая вареной картошкой в мундирах. Видя, что все  с любопытством рассматривают его, он спокойно собрал посуду и спрятал в тряпицу.
– Во дает, прям столовку устроил, – смеялись одноклассники.
– Мама не хочет, чтобы я был голодным, – дожевывая свой обед, ответил новенький.

На следующий день мать привела сына, усадила его за парту и удалилась, но через два урока она уже стояла у входа в класс с той самой сумкой, из которой сынишка  извлекал банки и кастрюльки. Плотно пообедав, он не бежал играть с детьми, а оставался   сидеть на своем месте, рассматривая  портреты на стенах или же просто пялясь в окно, откуда раздавались крики дуреющих на переменах  школьников. Так подолжалось неделю.

За это время учительница редко спрашивала новичка, давая ему время для адаптации. Читал Витя медленно и с ошибками. С письмом была вообще катастрофа, но все, что говорилось на уроке, он знал слово в слово, равно как и стихи, которые задавали учить наизусть. Такого экземпляра у Марии Ивановны еще никогда не было.  Ее классы всегда считались на уровень выше, чем «Б», да и дети были почти все из приличных семей, а тут Витька. Назвать умственно отсталым она его не могла, а до уровня среднестатистического ученика он явно не дотягивал. Да это и понятно.

Мать воспитывает сына одна. Все в округе  знали, что отца у Витьки отродясь не было, да и родился он, как поговаривают люди, от того, что «ссильничал» над Катькой кто-то из шабашников, приехавших  строить новую больницу. Вот от такой «любви» и родился малец. Катька в сыне души не чаяла и всю свою нерастраченную любовь в него вкладывала. Немного погодя устроилась  работать уборщицей в кинотеатр. Зарплата мизерная, но выбора-то  нет.  Да и куда бы ее взяли со справкой о слабоумии?

Катька о дите сильно заботилась и  никогда одного не бросала. Возила его на работу в коляске, а когда подрос, сам за подол цеплялся и  следом за мамкой пол  мыть.  Пока мать  моет, Витька в фойе на рояле «музыкалит». Работа хоть и не престижная, но польза от нее была.  Как только новую картину в кинотеатр привозили, Катька с сыном в первых рядах сидели, причем ходили столько раз, пока Витюше не надоедало. В школу отдавать не торопилась, боясь, что обидят его там злые дети, но под напором Районо сдалась и отправила навстречу знаниям на  год позже. Так Витька и попал в первый класс.
С приходом «особенного» ученика, Мария Николаевна проявляла о нем всяческую заботу, которая  выражалась в бесплатном обеде в школьной столовой и талонах на одежду.
– Витя, – говорила она торжественно, – наша страна заботится о детях из неблагополучных и бедных семей. Нам не безразличны людские судьбы, поэтому ты все это получаешь от государства совершенно бесплатно. При этом она торжественно вручала ему справку от Районо на приобретение вещей и талоны на обед.

Витька хоть и был с придурью, но понимал, что такая забота почему-то не очень приятна. Он смущался, краснел и молча забирал листок.
– Дети, что нужно говорить, когда тебе делают добро?
«Спасибо» – дружно отвечал класс, и Мария Николаевна  с чувством выполненного перед государством долга начинала урок.
После занятий мать всегда забирала Винтика домой.  Сначала мальчишки  немного побаивалась  Катьку, но потом, видя ее придурковатость и безобидность, кричали им   вслед обидные  дразнилки. Витька еще крепче сжимал материну руку, и они быстрым шагом удалялись из чужеродной  среды, чтобы на следующий день вновь в нее вернуться.
С наступлением холодов Катька стала укутывать сына  в две шерстяных кофты, войлочные боты и пуховый платок поверх шапки, над чем еще больше смеялись школьники.
– Талантливый он у меня. Уши ему  надо беречь, – вежливо объясняла она детям, специально выстроившимся утром у входа, чтобы посмотреть, как  Катька-дура ведет своего сына в школу.

 А мальчонка и вправду имел талант. Узнали об этом одноклассники на уроке пения, когда разучивали новую песню. Мало того, что он ее запомнил с первого раза, так еще и спел так, что учитель музыки Отяйкин прослезился от неожиданности. Сначала юный Лоретти растерялся, но потом сообразив, что настала его минута славы, спел еще. Кода Петр Васильевич поинтересовался репертуаром, он  без упрашиваний исполнил песню из индийского фильма «Бродяга», вытанцовывая во время исполнения точь-в-точь, как в фильме. Эту картину обожали все. Дети по несколько раз  бегали в кинотеатр смотреть ее,  поэтому могли в полной мере оценить Витькин талант . С тех пор уроки музыки были самым любимым предметом не только у 1 «А», но и у всей школы.

Слава разлетелась по школе в течении одной перемены. К концу четвертого урока у класса собрались все желающие послушать как «дурачок» поет индийские песни. Мать, придя за сыном в школу, по-началу отгоняла назойливых ребятишек, ссылаясь на занятость,  но потом, видя, с какой настойчивостью  ребятишки упрашивали, сжалилась и разрешила Винтику исполнить ее любимую из «Зиты и Гиты».
В школе все знали, что первокласник-переросток дает концерты.  Иногда Витька  выступал с радостью, выкладываясь на все сто, забывая про свой обед в холщовой сумке. Иногда  приходилось его долго упрашивать. Он махал рукой, говорил, что не поется, но потом любовь к музыке брала верх, и он снова самозабвенно пел и танцевал.
 
Прослышав о придурковатом гении, старшеклассники на переменах  стали приходить  в школьное крыло начальных классов. Витька сначала побаивался, но потом  понял, что попал под  покровительство, успокоился и исполнял номера только по их просьбе. За редким исключением все выступления проходили рядом с классной комнатой, но когда погода была теплой,  учеников выпроваживали на школьный двор, чтобы проветрить классы.

 Так было и на этот раз. Девчонки прыгали в резиночку и играли в классики, мальчишки дурели и носились, догоняя друг друга, а хулиганы, недалеко от кустов играли в «орел и решку». Витька стоял неподалеку и наблюдал, как мелочь перекочевывала из одного кармана в другой, и счастливый победитель радостно потрясывал горсткой выигранных денег. Каждый занимался своим делом до тех пор, пока кто-то не крикнул, что идет Толька Скрипка. В одно мгновение ребятня разбежалась кто куда. Витька только и успел услышать обрывки фраз «спасайся» и «отпустили из колонии».

Худой, сутуловатый Толька дерганой походкой прошелся по двору, поигрывая перочинным ножечком в руке и, увидев Витьку, направился в его сторону, который спокойно стоял и с любопытством рассматривая с ног до головы незнакомца, нагловато улыбающегося стальной фиксой. После нескольких фраз все увидели, как он, подталкивая первокласника в сторону кустов и поглядыая по сторонам, скрылся с ним за елками.

Через несколько минут Толян вынырнул из густой зелени, и опасливо зыркая, исчез так же быстро, как и появился. Как только он  испарился,  все  бросились к Витьке, который плакал на взрыд, одновременно стряхивая мусор с колен.
«Что он тебе сделал?» – допытывались пацаны.
Витька молча глядел на всех. Крупные слезы одна за другой стекали из  глаз, капая на новенький школьный пиджак, образуя на нем темные мокрые пятна.
– Витек, не плачь, – утешал его один из старшеклассников, – ты только скажи, что он тебе сделал, а я своему брату пожалуюсь. Он уже два раза в тюрьме сидел. Враз с ним разберется.
Витька сначала призадумался, но потом  махнув рукой, тихо побрел  в сторону школы, судорожно всхлипывая и  размазывая грязной рукой на лице соленые слезы.
Все молча смотрели ему вслед, догадываясь, что произошло что-то страшное и постыдное.

В эту минуту раздался звонок и школьный двор опустел с такой быстротой, как будто звонка только и ждали.
На следующий день Витька в школу не пришел. Он не пришел и через неделю. Больше никто и никогда не видел его в 1 «а» классе. Не нашли его и дома, когда из Районо приходили. Говорят, что мать увезла его куда-то далеко. Так напоследок соседям и сказала, что, мол,  поедет туда, где тепло, и живут добрые люди.  А еще сказала, что скоро все о нем узнают, потому что Витька ученым будет, но для этого ему нужно  не простужать уши.

На улице с утра моросил дождь. Ветер, подхватывая капли , кружил их в необузданном диком танце. Наигравшись с крохами, он остервенело избавлялся от них,    разбивая    об оконные стекла на миллион мелких брызг.  Школьная жизнь, как и прежде, текла в своем привычном русле. Уже почти никто не вспоминал чудаковатого Витьку, и никто не жалел о его исчезновении, кроме учителя музыки Отяйкина.  Всякий раз вспоминая о нем, он вздыхал и надеялся,  что в теплых краях  Витьке обязательно повезет, потому что Господь при рождении поцеловал его в маковку. Преподаватели над ним подсмеивались, но все же  соглашались, желая Витьке и его матери светлого будущего.

Через два года в школу пришло письмо и фотография, на которой  Витька в белой рубашке выступает на сцене в каком-то большом красивом зале. На половинке тетрадного листа корявым подчерком было написано:  «У Вити фсе харашо патому што ему уже играют на рояле». А чуть ниже дописано «скоро ученым будет».


Рецензии