Александр III - Всадник без головы

«Конституция? Чтоб русский царь
присягал каким-то скотам?»
                Александр III

АЛЕКСАНДР III “Миротворец” (1845 - 1894), российский император (с 1881). Второй сын императора Александра II. Завершил присоединение к России  Ср. Азии.

 В 1888 попал в железнодорожную аварию под Харьковым, когда  в вагоне-ресторане поедал пуддинг.   Рухнувшую крышу вагона. император удержиал на себе невероятным усилием, после этого случая его здоровье  пошатулось.
Женат с 1866 на дочери Христиана IX, короля Датского, принцессе Мария-София-Фредерика-Дагмара, в дальнейшем императрица Мария Федоровна.

* * *
О памятнике Александра III Паоло Трубецкого, 1909 г

Конь уперся... Голова упрямая и глупая… Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь – ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. Больно коню: мундштук страшно распялил рот… «Дайте реформу, без этого не шевельнусь»… Голова у коня упрямая и негениальная, «как мы все», «как Русь», как «наша интеллигенция». – «Пустите к свету!» А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом – или, лучше сказать, «недостатком хвоста» – и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! «Вдохновение», бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой «конь» Россия, – свинья, а не конь. «Чудище обло»…

 Зад, – главное, какой зад у коня! Вы замечали художественный вкус у русских, у самых что ни на есть аристократических русских людей, приделывать для чего-то кучерам чудовищные зады, кладя под кафтан целую подушку. Что за идея? – объясните! Но, должно быть, какая-то историческая тенденция, «мировой» вкус, что ли... «Задом (надо бы сказать грубее) живет человек, а не головой»…

 Трубецкой, который, конечно, видал и удивлялся «большим крупам» у кучеров,.. как-нибудь видал и слыхал, хоть и не вслушиваясь, русских спорящих либералов, – все это смесил, соединил в великой безотчетности своей фантазии, своего слепого гения, слепого ума, и посадил упрямую, злую, почти ослиную голову («уперлась вниз по-ослиному») на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... «Не затанцует». Да, такая не затанцует; и как мундштук ни давит в нёбо, «матушка Русь» решительно не умеет танцовать ни по чьей указке и ни под какую музыку...
________________
«Ничего не поделаешь, – говорит Всадник, – никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его «стиль», как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, – ту «единую душу», которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, – что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор...

«Ничего не поделаешь! Не едет»... Перед ногами – круча, и путь далек… Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем «чудище облом» царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя «ведь нужно же куда-нибудь ехать»... Между добрым, «благим предначертанием» Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет «злого умысла»... С другой стороны, видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...
_____________________________
Известны  “народные” картины, выпущенные после кончины Александра III, где Государь этот, в порфире и короне, был уносим в небо “буквальными” ангелами, с крыльями и белыми: они в сиянии, и он в сиянии.
                В. Розанов

В 1919 г. с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного

 «Пугало»

 "Мой сын и мой отец при жизни казнены,
 А я пожал удел посмертного бесславья.
 Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
 Навеки сбросившей ярмо самодержавья."


Рецензии