Дышащая радостью

‘Я дышу радостью – нет большей сладости…’
(с) Диана Арбенина

Наступивший февраль подарил людям множество поводов улыбнуться – кто-то любит летящие с неба хлопья снега, кружащиеся в стремительном танце, кто-то любит смотреть на этот снег в фонарном свете, стоя у окна с чашкой горячего чая с бергамотом, кто-то просто радуется, что скоро – скоро наступит весна… а кто-то – внимательно следит за афишей Театра Юного Зрителя, и, конечно, каждый, кто стремится к радости, не мог пропустить спектакля ‘Поллианна’ по книге американской писательницы Элинор Портер.
Эта творческая работа Наталии Ермаковой, режиссера театра, отличается филигранностью, безупречностью, с которой актеры справляются со своими задачами. Известная история о том, как одиннадцатилетняя Поллианна, которую отец научил игре в радость, преображает жизнь небольшого городка, учит своей Игре и маленьких, и больших, – приобрела особые краски на сцене королевского ТЮЗа.
Прежде всего – благодаря главной героине (Е. Филимонова), которая искренне, непосредственно погружает и городок, в который приехала к своей строгой тете Полли (В. Старостина), и каждого зрителя, в свою игру. Игра в радость – это навык, который пригодится каждому: он состоит в том, чтобы в каждой, каждой жизненной ситуации находить повод для радости. В пожертвованиях для нуждающихся прислали костыли вместо куклы? Можно порадоваться, что костыли тебе не нужны. Что делать, если тебя назвали простеньким именем Нэнси? А может, порадоваться, что тебя зовут не Хадшиба? И как быть, если в твоей комнате нет картин и ковров? Конечно же, радоваться тому, что из окошка открывается живописнейший вид на цветущие холмы!
День за днем мелькают стремительно, яркие декорации сменяют одна другую – и вот уже тетя Полли, строгая и холодная, сначала удивляется Поллианне (‘Я наказала ее, а она - рада!’), а потом и сама включается в Игру, впустив в свое сердце любовь и нежность и обретя женское счастье с доктором Томасом Чилтоном (А. Кухнов).
Нелюдим Джон Пендлтон (С. Пименов) превращается в добряка, усыновившего сироту Джимми Бина (И. Баширян) (‘Ведь живой мальчик – гораздо лучше скелета, который вы держите в своем шкафу!’, - убеждала Пендлтона Поллианна…) Миссис Сноу (Г. Алексеева), вечно чем-то недовольная, из-за болезни проводящая день за днем в постели, начинает играть в радость вместе со своей дочерью, Милли (М. Лесовская). Миссис Пейсон и ее муж, узнав об Игре Поллианны, решают сохранить семью, продолжать воспитывать детей вместе. Местный священник, пугавший жителей городка Господней карой, встретился с девочкой – и стал писать жизнеутверждающие, светлые, вселяющие надежду проповеди. И буквально весь городок, научившись у Поллианны дышать радостью, шлет ей свою благодарность, чтобы ободрить девочку, когда в сумерках героиню сбивает автомобиль, и над домом грозной тучей нависает вопрос: а сможет ли Поллианна ходить?
Но, конечно, все заканчивается хорошо. Поллианну отвозят к именитому доктору, которому удается излечить ее, и искреннее умение радоваться всему сопровождает героиню даже в больнице: ‘Теперь я знаю, какая это радость – ноги, ноги, которые ходят, разумеется. С любовью ко всем, - Поллианна’, - пишет она тете Полли и дяде Тому.
После спектакля его режиссер, Наталия Николаевна Ермакова, любезно согласилась ответить на несколько вопросов.
 - Спасибо Вам большое! Постановка очень добрая, Светлая. Погрузилась в спектакль с головой и даже всплакнула, когда Поллианну сбила машина…
 - Вы всплакнули именно потому, - поясняет режиссер спектакля, - что персонажей играли профессиональные артисты. Актер русской психологической школы научен с института выстраивать роль и ‘простраивать’ свой образ так, чтобы в нем было сквозное развитие. Именно это увлекает зрителя.
 - Поллианне по книге – всего одиннадцать. Да и Джимми Бин – мальчик примерно ее возраста. Почему эти роли, как и остальные, играют артисты, которые старше книжных героев?
 - Роль от спектакля к спектаклю раз за разом  повторяется, и актер должен снова и снова воспроизводить линию своего героя, каждый раз, как в первый, возбуждать в себе и в зрителе нужные чувства и эмоции. Навряд ли это способен сделать ребенок, - делится своей позицией режиссер. - Ведь театр - это не кино, в котором достаточно добиться одного сильного дубля.
 - Наталия Николаевна, как Вы относитесь к идее сотрудничества ТЮЗа и городских школ? Есть ли в репертуаре Театра спектакли по школьной программе? Увы, с появлением планшетов и смартфонов дети стали меньше читать… И спектаклями по произведениям, которые преподают в школе, можно было бы вернуть детей к книге…
 - Мы давно стараемся ставить спектакли если не по произведениям школьной программы, то хотя бы по соответствующим авторам. Но спектакли эти, как правило, рассчитаны на старшеклассников. Это постановка по произведениям Чехова ‘Были и небылицы', по произведениям Гоголя ‘Что может только на одной Руси случиться’, по пьесам Островского, творчеству Цветаевой… Театр всегда открыт для сотрудничества со школой и для различных интересных предложений, - рассказывает Наталия Ермакова.
Как хорошо, что в нашем городе есть Театр Юного Зрителя, и как хорошо, что Наталия Николаевна создала этот уникальный спектакль! Он напоминает людям о том, как это важно – уметь сохранять в себе способность радоваться жизни. Как много хмурых, хранящих тень многочисленных забот лиц можно увидеть на улице! Спектакль ‘Поллианна’ напоминает жителям Королёва, что можно и нужно дышать радостью!
А чем дышите Вы, уважаемый Читатель?


Рецензии