Школа Откровения педагога

Введение.
    Я уж второй год работаю в школе социальным педагогом, за это время столкнулся и с чиновническим свинством, и хамством, угрозами как со стороны учеников так и со стороны учителей.  В школу я пришел работать молодым специалистом сразу после окончания университета и был,  особенно, по началу не готов к обрушивавшимися на меня проблемами, вопросами, которые мне пришлось решать в ходе работы. Но все по порядку.
  Здесь надо подумать с чего начать толи с детей, толи с педагогов. При чем проблемы с которыми я столкнулся были в принципе не решаемые, и это касается как учеников так и учителей. Некоторые преподаватели из нашей школы приняли позицию безразличия ко всему происходящему, особенно почему то со стороны психологов-педагогов, но о них речь пойдет ниже.
  Толи кодекс об образовании до конца не проработан, толи этика педагогическая слишком жесткая - не знаю, но в результате педагог  получился совершенно бесправной личностью, ученики могут над ним издеваться как угодно, а он практически ни чего не может с ними сделать. Например, чтобы выгнать ребенка из школы даже после девятого класса, практически не возможно, если по району это "дете" к ней приписано, а директор получает процент к зарплате от количество учеников в школе, а значит он заинтересован в количестве учеников. Родители, как официальные представители своего ребенка могут пожаловаться на школу и в управление образования и в департамент, при этом оправдаться директору и педагогам  будет сложно. Вот и получается, что преподаватели вынуждены терпеть хамство и издевательство со стороны учеников. При этом здесь еще приплюсовывается так называемый переходный возраст. Подростковый возраст (переходный)  - это когда психика ребенка еще очень не стабильна, хрупка, подвержена различным  влияниям со стороны. От этого педагогу еще не легче ему приходится очень осторожно оказывать давление на ребенка, чтобы не дай бог ему не навредить, при этом детя может творить все что угодно руководствуясь своим несовершеннолетием и безнаказанностью. Единственно, что учитель может - это вызвать родителей или отправить особо борзого ученика на Совет профилактике, но так как данный совет проводится внутри школы, то как правило решение принимается в пользу ребенка, а отчисление  из школы и вопроса того не стоит. Сейчас я более детально рассмотрю вопросы связанные со старшеклассниками и детской жестокостью и каким образом будучи социальным педагогом я пострадал от жестокости со стороны подростков.
Детская жестокость.
    Проблема курения в школе одна из главных и не решаемых, вот вам и первый парадокс. Закон о запрете курения в организациях не работает, школа отчислять из образовательного учреждения за курение не имеет, право брать штрафы с родителей тоже. Вот и остается только просить подростков не курить в туалете школы, делать замечания, занижать оценки. Как только я пришел работать, меня отправили ходить по мужским  туалетам ловить курильщиков.
   Из этого ни чего путного не получилось, в прочем это было понятно с самого начала. Наши "ученики" меня игнорировали, издевались иногда даже использовали рукоприкладство, мне приходилось защищаться. Да и что я мог сделать, там стоит пять здоровых парней, а я один, администрация школы как то во все это не торопилась вмешиваться. Вы спросите как  же другие учителя мужчины? Да ни осталось ни кого, кто то отказался, другого это не волнует. Был только я и заместитель по безопасности, мы с ним с трудом справлялись, а подростки продолжали курить.
   В результате хождения  по туалетов и кстати все мои старания были безуспешны, в результате среди старшеклассников ко мне появилась устойчивая неприязнь и ненависть. Мне придумали прозвище "Додик".  Мне на электронную почту в социальной сети "В контакте" кидали сообщения типа пошли с нами покурим пивка попьем и т.д. В результате страницу пришлось на некоторое время закрыть. Были и такие, я иду по коридору на перемене и вслед себе слышу "Додик, Додик", кстати что то подобное они могли позволить себе если увидят меня на улице в не работы. При этом, что меня поражало ни какого стеснения, ни какой боязни, что им могут сделать замечания, вызвать родителей и т.д. Полная безнаказанность! По своему району стало просто страшно ходить! При этом учителя знали что происходит, а если они знали, значит знала администрация школы в том числе и директор, и закрывали на все это глаза.   Вот и получается, что у учителей безразличие, а у подростков безнаказанность и всех все устраивает. В итоге страдают и те и другие, а потом удивляются, а почему учителей не уважают?, почему в школьном туалете без конца курят?, почему родители жалуются на школу? и т.д.
   В это время отношения среди старшеклассников все ухудшалось. Кроме хождение по школьным туалетам я еще был секретарем совета профилактики - главного карательного органа в школе, от этого мой авторитет не повышался.
    За два года которые я проработал в школе феномен "Детской жестокости" показался во все красе. Была и дедовщина по отношениям к  младших классом со стороны одиннадцатых классов. Параллельные пятые и шестые классы прятали в раздевалке обувь друг - друга, дрались до крови и т.д. Классные руководители пытались с этим бороться но безуспешно.
   Продолжая тему об старшеклассниках, не могу не рассказать одну интересную историю. Одиннадцатый класс  весной  купили автомобиль, прав естественно у них ни каких не было. А узнал я об этом потому что они обнаглели на столько, что начали приезжать на ней в школу и ставить на против входа в ворота в образовательное учреждение. Мне пришлось сделать им замечание, на что услышал в принципе как всегда мат и типа  отстаньте, ни чего вы с нами не сделаете все равно. Я обратил внимание на это заместителя директора  по безопасности, сказал, что у нас около школы стоит неизвестный автомобиль, на это зам по безопасности сказал мне вызвать  милицию, что я и сделал руководствуясь его распоряжением. Прежде чем вызывать ОВД я сообщил об этом нашим старшеклассникам - владельцам этого автомобиля, в ответ снова услышал мат. В конце концов машину они все же убрали, когда поняли что я с ними шутить не буду. А что касается милиции они так и не приехали. Администрация школы узнав что я звонил в ОВД переполошились, особенно был не доволен директор. Классные руководители одиннадцатых классов осудили меня за данное мероприятие. При этом они знали о том, что их дети без прав катаются по району  на автомобили и ни чего не предпринимали, не знаю на что они надеялись, наверное на старый, добрый, русский авось. Знали и психологи, но тоже почему то  молчали. Видимо ни кто не хотел связываться. Вот если бы старшеклассники на ней бы попали в аварию, особенно тогда, когда они должны быть  в это время  в школе, что интересно было бы тогда? Как минимум замечание директору. Опять безразличие со стороны педагогов! 
   После этого случая, в мой адрес  снова начались угрозы, со стороны старшеклассников, в плоть до того, что угрожали расправой. В результате мне пришлось примерно месяц не ездить на машине на работу, так как  ее обещали разбить.
   Так закончился первый мой год работы в школе.
   Идя на работу в школу в новом учебным году, я считал, что будет лучше, но видимо все же ошибался. Дети есть дети, ненависть в них залезла глубоко, по причине не совсем мне понятной. Что же они так ненавидят: меня, школу, педагогов  или еще есть причины? Некоторые психологи говорят, что это гормоны разыгрались, трудный переходный возраст. Мое же мнение - это чувство безнаказанности, которое вызвано бездействием администрации и учителей школы. Стоит только создать общее мнение о неминуемом наказании, путь подросток знает, что за его правонарушение в любом случае последует наказание. Однако.
   На входной двери своего кабинета я повесил табличку со своей должностью и фамилий. Дети ее разрисовали  на ней  написали опять "Додик", ко мне просто приклеилось - это прозвище. Дальше больше, зимой всю мою машину разрисовали нецензурными словами в мой адрес, хорошо что это было написано по грязи по этому я просто стер эти слова. Спасибо хоть на том, что не краской или еще хуже выцарапали все это ножом или гвоздем.
   Я все думал, почему ко мне приклеилось это прозвище Додик. Поискав в интернете слово "Додик", нашел несколько вариантов определения. Первое - это  либо маленький мальчик, либо гомосексуалист. Второй - это худой доходяга, ботан, дрищ и все это в одном лице. Меня это конечно мало обрадовало, стерпеть такое унижение не просто особенно учителю, пожаловаться практически не кому, если идти с начало кому администратору или сразу директору, не уверен, что они разберутся, а в худшем вовсе засмеют или уволят за профнепригодность. По этому жаловаться было не кому. Я остался со своей проблемой один на один.
   Еще одна проблема связанная с детьми - это то о чем учителя школ и директор стараются замалчивать или не замечать - это психически больные дети или дети находящиеся на границе между нормой и патологией. К сожалению  таких в наших бюджетных образовательных учреждениях тоже есть, об этом я поговорю в следующем разделе.
Куда же ты, мой потерялся?
   Надо признать, что в каждой общеобразовательной школе есть психически нестабильные дети. На моей практике их было как минимум четверо.  При этом, как социальному педагогу мне пришлось с ними работать. Приведу здесь одну из характеристик от классного руководителя  на одного из такого ученика из моей бывшей школы.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика 4-го класса «Б» ГБОУ    города Москвы
М. года рождения
М. обучается в данной школе с 01.09. года по настоящее время. До поступления в 1 класс он посещал группу дошкольного развития  в нашей школе и уже там, со слов учителя, зарекомендовал  себя как трудно управляемый ребенок (бил детей, совершал кражи их личных  вещей). Группу дошкольного развития мальчик не закончил.
Интеллектуально мальчик сохранен, но низкая социальная зрелость, невоспитанность  и несоблюдение правил и норм поведения приводит его к нарушению дисциплины.
С первых дней учебы в школе М. совершал такие поступки: поджигал бумагу в туалете, в группе продленного дня бегал по классу без трусов, неоднократно был уличен в воровстве личных вещей учеников  класса. В его поведении часто проявлялась агрессивность по отношению к детям: бил мальчиков в пах,  мочился на портфели  и одежду детей в раздевалке, расписывал стены туалета нецензурными словами.
Сфера коммуникативных навыков развита слабо, особенно в отношениях со сверстниками.
В настоящее время поведение М. не меняется, он продолжает совершать неадекватные поступки, ворует. Самые крупные кражи – игра «PSP» и телефон «SAMSUNG» с сенсорным дисплеем. Поэтому авторитетом среди детей в классе М. не пользуется.
В январе 2010 года родители учеников класса обращались  с заявлением к заместителю директора по УВР Ч. с просьбой перевести  М. на другую форму обучения, но мама не согласилась.
Результаты обученности М. ниже среднего уровня. Низкая учебная мотивация и несформированность учебных навыков привела М. к резкому отставанию от сверстников. Мальчик часто не работает на уроках, отвлекает других выкриками с места, занимается разрисовыванием тетрадей и т. п. Домашние задания не выполняет ни в группе продлённого дня, ни дома.
Общественно – полезные поручения выполнять любит, но часто это заканчивается конфликтами с одноклассниками. В такие моменты М. хочет показать себя лидером, может ударить или оскорбить.
Сильно импульсивен, тревожен, склонен к фантазиям и лжи.
Воспитывается мальчик в неполной семье. Мать - Д. - родительские собрания не посещает, но по просьбе учителя сразу приходит в школу. Очень долго мама не могла обследовать сына у невролога, так как у М. есть невротические реакции.
В семье имеет место нарушение детско-родительских отношений. Маме М. было рекомендовано обратиться за более полной консультацией и помощью  в  районный психологический центр, но мама отказалась.
 Классным руководителем с мамой М. систематически проводятся   беседы, даются советы, как повысить успеваемость и исправить его поведение. Классный руководитель также занимается с М. в индивидуальном порядке. Но положительных результатов ни в учёбе, ни в поведении мальчика не наблюдается.  Не дают результатов беседы М. со школьным психологом и социальным педагогом. Мальчик продолжает плохо учиться, воровать и совершать неадекватные поступки.

А вот типичная докладная записка от классного руководителя на мое имя на того же М.

Социальному педагогу  ГБОУ
Т. А.В.
От классного  руководителя 4 – Б класса
Т.
Cлужебная  записка.
Сообщаю, что 07.02.2012, находясь в столовой,  М выхватил стул  из – под  В. Мальчик упал на кафельный пол. В  этот момент я находилась возле  стойки  раздачи продуктов и заполняла ведомость о питании детей.
         09.02.2012, когда прозвенел звонок со второго урока и дети ещё не успели выйти на перемену в коридор,  М. приспустил с себя брюки  и начал демонстрировать свои половые органы, трогая их руками. После этого руки облизал. Шокированные этим дети тут же  подошли к моему столу и рассказали об увиденном. Я вывела М. из класса и отвела к психологу  М. Т. Она вызвала маму М. , с ней в очередной раз  сначала   М. Т, потом мною была проведена беседа о необходимости показать ребёнка врачам.
        Вечером 09.02.  мне домой звонили родители учеников и возмущённо спрашивали, почему до настоящего времени  не принимаются меры о переводе  М. на другую форму обучения, хотя они коллективно обращались к администрации по этому вопросу в 2010 году.

Классный руководитель 4 –Б класса                Т.

   Начиная с нового учебного года,  до своего увольнения я работал с данным учеником, с этим школьником работали не только я, но и психологи и заучи и другие учителя. Мы подключали  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и Комиссию по делам несовершеннолетних  при ОВД.  Результатов нашей работы практически не было видно.
   Получается, что практически в каждой школе могут учится психически больные дети и в чего же это выливается для педагогов?  Конечно можно их выявлять, ставить на внутришкольный  учет или в группу риска, и что дальне, он как М. будет совершать дальше  и дальше неадекватные поступки. А общественность и различные детские комиссии будет закрывать на это глаза. В каждом районе Москвы существуют специальные школы для детей с психическими отклонениями и с гипероактивным поведением. Однако для того, чтобы перевести ребенка в такую школу нужно согласие его родителей, однако не каждый родитель захочет, чтобы его ребенок учился в такой школе. Директор не может насильно заставить родителей поменять образовательное учреждение, даже если ребенок по каким то причинам не может обучатся в данной школе. В итоге получается замкнутый круг одни не могут другие не хотят, в результате расплачиваются педагоги школы.
  В следующем разделе я поговорю об учителях и их особенностях и проблемах которые у меня возникли в ходе работы с ними.
Ох уж эти учителя.
   Педагог должен нести доброе, светлое, прививать к своим ученикам тягу к постижению нового, когда я пришел работать в школу, увидел все что угодно, но только не это.
  Когда я сам учился в школе для меня учитель был авторитет. Сейчас проработав в школе полтора года, я полностью поменял свое отношения к учителям.
  Я столкнулся с поставами, издевательствами, к абсолютному безразличием как к коллегам так и ученикам. Причем того тотального пофигизма я уж ни как не ожидал от людей с высшим образованием, которые должны быть высоко развиты, справедливы, мудры и т.д. А в результате оказалось, что сложнее всего работать, даже сложнее чем с детьми - это с учителями.  Причем мне пришлось работать с людьми, которые надо мной откровенно издевались и не скрывали этого, меня это откровенно шокировало, вызывало возмущение. При этом приходилось с этим мириться. Я молодой специалист пошел работать в школу с желанием работать, хотя бы в самом начале. В результате мне пришлось перестраиваться, учится защищаться от своих коллег, с которыми я  должен вместе работать.
  Вторая проблема, которую я уже кратко озвучивал - это бесправность педагога и кстати именно она стало решающий в принятие мною решения уйти из школы. Воздействий педагога на ребенка, практически нет, смотрите сами. Учитель остается с классом один на один, для тех кто не понимает перевожу один человек против двадцати детей, которые кричат, орут, издеваются и готовы в любой момент сорвать урок. Педагог всегда должен быть готов к этому, поэтому работа учителя - это огромная психологическая и нервная нагрузка именно по этому у учителей такой долгий отпуск. Представьте себе вы каждый день идете на работу и знаете, что эти проклятые дети снова будут надо мной издеваться, оскорблять или пытаться сорвать урок. Интересно, что вы при этом будете чувствовать, ну наверное точно не удовлетворение от работы, а скорее злость, обиду, унижение, дискомфорт и т.д.
    К нам в школу пришел молодой учитель истории. Через некоторое время по школе проносится слух, что он на старшеклассников ругаются матом. Все его конечно осуждали. Однако не один из тех кто осуждал не стал подробно разбираться в этой истории. Наверняка если бы начали, то выяснили, что все не так просто и скорее всего здесь идет речь об целенаправленном  доведение педагога старшеклассниками. Я очень сомневаюсь, что кандидат философских наук будет высказываться матом в школе при детях без причины.
   Вторая история связана с молодой учительницей, которая пришла на работу в школу вместо со мной. С ней постоянно были связаны различные рода конфликты, то с детьми, то с родителями. Одна мамаша написала на эту молодую учительницу восемь докладных записок директору!, остается только гадать, что  пришлось испытать педагогу, который пришел первый год работать в школу. Как только она ушла в декретный отпуск все жалобы  сразу прекратились.
   Доводят кстати не только молодых учителей, но и тех кто проработал в школе не один десяток лет. На одного нашего педагога уже человека в возрасте, родители целенаправленно писали жалобы директору, обвиняя ее без грамотности (учитель русского языка и литературы). Заучи школы несколько раз ее проверяли, ходили к ней на уроки, однако ни чего не нашли. Родители писали на нее снова и снова, заучи выходили  с проверкой опять и опять снова и снова ни чего не находили. И как это можно назвать  после этого, каждый день приходить в школу, в класс к этим детям и давать им знания, а ответ не услышать или ни чего или негодование  от детей или от родителей.   
   Конечно все это озлобляет, я сам лично испытал эти чувства работая в школе, проклиная детей и тот день когда пришел на работу в образовательное учреждение. Молодому специалисту придя на работу в школу, приходится или отработать год и уйти по собственному желанию, или суметь приспособиться к условиям предлагаемой работы и проработать до пенсии, а это сделать очень не легко.
Психологи.
   Школьные психологи на особом положении. Во первых как выяснилось, они ни за что не отвечают, во вторых они практически не перед кем не отчитываются. Будучи по образованию психологом, оказалось что с моими коллегами работать сложнее всего.
   Если они проводят тестирование или анкетирование, все данные остаются у них, анализ своей работы они не до кого   не доносят если только до директора. У меня был случай когда психологи на отрез отказались писать характеристику на ребенка, которого они кстати обследовали. Объясним это тем, что характеристику должен писать классный руководитель, тогда я попросил их написать  только несколько предложений, но получил отказ.
   За чем нужны такие специалисты, которые не за что не отвечают в школе не понятно?
Мамаши и папаши.
   В этой главе речь пойдет о родителях. Главная цель родителей, контролировать тех, кто учит его сына или дочь. В идеале им  было бы лучше, чтобы они выбирали учителей сами и увольняли тех кто попал к ним  в немилость. На одном из совещаний социальных педагогов председатель объявил, что современное образование будет полностью подстраиваться под детей т.е. получается, что ребенок или его родители смогут выбирать педагогов или убирать тех кто им не нравиться. В током случае через несколько лет молодых специалистов в школе не останется, так как они все будут разом попадать в не милость родителей или детей. Я уже писал как одна родительница на одну молодую учительницу написало восемь докладных записок директору. Наверное ей очень хотелось, чтобы ее убрали от ее ребенка. Если примут закон, разрешающий выбирать  и отстранять от работы  учителей по просьбе родителей или еще хуже по просьбе детей, то работа в школе станет просто не выносимой, а то что было до этого покажется полной вседозволенностью.
   Родители бывают очень тяжелые. На одном совещании социальных педагогов выступал врач по детским травмам, так он рассказал историю типа анекдота, о том как одна родительница подало на него в суд только за то, что он ей не понравился. Она так и заявила на суде иск: "Он мне не нравиться!"
   От родителей за полтора года работы, срок не большой, я знаю как минимум три вопиющих случая, когда родители целенаправленно доводили учителей, с целью чтобы педагога отстранили от учебной деятельности. Как правило, это происходит с учителями - молодыми специалистами или теме, кто недавно работает в школе. Наверняка есть и другие случаи не относящиеся к этой категории.
   У меня возникло впечатление, что некоторые родители искренне ненавидят учителей или им просто доставляет удовольствие ходить разбираться с педагогом. Почему они так себя ведут нужно спросить у них самих.
  Другая категория родителей, к ним относятся те, которые не занимается своими детьми, таких родителей как правило ставят на семейный внутришкольный учет. Одну такую мамашу, у которой было аж шесть детей, но при этом на практически им не занималась. От этого в первую очередь конечно страдали дети и школа, но в меньшей степени. Такими сложными родителями основном занимался я , что было не просто, а самое главное редко приводила к положительному результату. Все обращения в комиссию по делам несовершеннолетних и полицию, результатов практически не давали. А сама школа и я в частности с данной категорией справится не могли. Я до сих пор помню как одна такая мамаша заявила мне по телефону, на тему того, что ее ребенок страдает сахарным диабетом, она сказала, что она подарила целую гору книг классному руководителю по сахарному диабету, пусть она работает с ее сыном.  Мои намеки о том что ее сын не один в школе не помогали. Слава богу, скора эта родительница перевила своего сына в другую школу и на этом история закончилась.
   С другой родительницей мы всей школьной администрацией с переменным успехом  боролись на протяжении всего времени моей работы. Загвоздка была в том, что данная семья была многодетная, а у них особые привилегии.      Дети ее учились плохо у старшего было несколько двоек в четвертях и в году, мы его вызывали вместе с родительницей на комиссию по делам несовершеннолетних, правда к должному эффекту это не привело. При чем данная семья училась в этой школе практически с начала ее основания и с ней всегда возникали какие - то проблемы.
   Да родители тоже не сахар. У меня за период мой работы конфликтов с ними не было, по этому на этом я думаю можно данный раздел закончить.
ЕГЭ.
  Вокруг Единого государственного экзамена много споров конфликтов. Я решил кратко высказать свое мнение по этому нововведению в образовательные стандарты. В принципе позиция чиновников мне понятна, с помощью формата ЕГЭ проще проверять знания учащихся.  Однако есть другая сторона проблемы, ЕГЭ стал самым важным экзаменом в жизни выпускников школ. Не сдашь экзамен, не получишь диплом, без диплома ни на какую работу тебя не возьмут, плохо сдашь, об поступлении в ВУЗ можно забыть. Вот и получается, что будущие выпускники страдают повышенной тревожностью, принимают попытки суицида и т.д.
   К тому же на них давят родители и учителя, администрация школы, те и другие заинтересованы в хорошей сдачи ЕГЭ, при этом, что чувствует ребенок, а возрасте 17 лет, ни кого практически не волнует. 



 


Рецензии
Уважаемый Алексей!
Спасибо за такую качественную аналитическую статью
Успехов Вам и терпения.

Василий Капров   06.09.2016 20:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.