Лекция 1. Вводная

Я изучаю мышление больше 20 лет. Кому-то при чтении этих слов представится микроскоп, сквозь который можно разглядывать, что же находится внутри мозга. Кому-то привидится голова пациента, опутанная проводами, а кому-то и скальпель хирурга, смело отсекающего одни части мозга от других, чтобы посмотреть, что получится. Разочарую всех сразу: ничего подобного у меня не было и нет. Я пользуюсь тем, что накопали другие, и делаю выводы из общедоступных фактов. Как ни странно, это приводит к результату. Я бы вспомнил Шерлока Холмса, который использовал факты, имевшиеся и у инспектора Лестрейда, и раскрывал преступление, а инспектор Лестрейд не раскрывал. Не буду сравнивать себя с великим человеком (хоть и вымышленным) – мне кажется, что многие из выводов, которые я сделал и которые изложу в этих лекциях, очевидны и просто лежат на поверхности.
Я брался излагать то, что мне удалось узнать, несколько раз. Вначале я всё хотел написать по порядку, как и следовало бы по идее. Но при этом я доходил до вопросов, которые понимаю плохо или вообще не понимаю. А поскольку таких вопросов много, работа всё время оставалась неоконченной. Тогда я пошёл другим путём. Я стал писать отдельные статьи, в которые запихивал часть знаний, необходимых для того, чтобы раскрыть тему данной статьи, - не больше. Получились статьи «Издевательство над эволюцией», «Человек без структуры», «Бог», «Свобода!», «Либерализм и мораль» и некоторые другие. Но в этих статьях выводы делались не последовательно, изложение было краткое, пунктирное, а потому непонятное, наверное.
Пришло время взяться опять за последовательное, неторопливое изложение с самого начала, но уже с учётом прежних затруднений. Сейчас, когда мне уже 60, я наконец понял, что ответить на большинство неясных мне вопросов уже не смогу, и мне следует изложить их в том виде, в каком они находятся: именно в виде вопросов, с теми догадками и предположениями, которые у меня имеются – с указанием, что это недоказанные предположения и догадки.
И последнее необходимое пояснение перед тем как начать писать по существу. Я не раз давал читать разным людям свои статьи, часто рассказывал о своих идеях устно, но ни разу не встретил по-настоящему заинтересованного читателя или слушателя. Есть много признаков, по которым человек может определить, заинтересовал он собеседника или нет. И я видел: не заинтересовал. Как мне хотелось, чтобы кто-нибудь нашёл у меня неточность, ошибку, спросил бы о чём-то непонятном для него из-за моего корявого и неточного изложения – но такого не было ни разу. Возможно, я сам тому виной и не умел доступно и понятно объяснять. Это можно попытаться исправить, если писать неторопливо, не проскакивая промежуточных выводов и с разных сторон рассматривая трудные места. Но вполне может быть, что причина та, которую А.С.Пушкин описал такими словами: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Может быть, те истины, которые мне удалось обнаружить, показались слишком неприятными, и люди сочли за благо отмахнуться и забыть о них. Это меня сильно огорчало, сковывало, я же не хочу вредить людям.  А написать хотелось! Есть древняя легенда, что однажды какой-то человек разузнал какую-то тайну (кажется, тайна состояла в том, что у местного царя были ослиные уши). Раскрыть тайну он боялся, а удержать в себе не мог, и он выкопал ямку в песке, чтобы рассказать томившие его сведения хоть туда. Дальнейшее не важно, я привёл этот случай только для сравнения. Этому-то древнему человеку не давала покоя какая-то ерунда, а каково мне, когда я считаю, что увидел то, чего никто другой не видит? И я придумал тактический приём: я буду писать не для людей, а для пустоты! Пустота возражать не будет, и поглотит каждое моё слово. Сколько она уже поглотила великих мыслей и людей – а и для меня местечко найдётся. Кроме того, для пустоты можно писать вольно: захочу – сделаю лекцию продолжительностью 5 минут, захочу – 3 часа. А это может оказаться важно из-за формата, которого я вынужден придерживаться. Дело в том, что здесь, на сайте «Проза.ру», невозможно вставлять рисунки в текст – возможен только один рисунок вначале статьи. Поэтому если мне понадобятся рисунки, лекции станут очень короткими – от рисунка до рисунка.
Я почти не буду давать ссылок на чужие работы. Просто из-за небрежности я никогда не делал выписок, и теперь, в случае, если я захочу сделать ссылку, я просто не найду, на что ссылаться. Конечно, можно попробовать поискать, потратить пару-тройку часов, чтобы найти точную цитату с указанием произведения и автора – возможно, что изредка я так и буду делать.
Пустота меня простит, а критики пусть злобствуют, если захотят, мне и это будет приятно – до сих пор и критиков ни одного не было!
Не думайте, что я не уважаю предшественников – я вполне согласен с Исааком Ньютоном, который сказал: «Я далеко видел, потому что стоял на плечах гигантов». Кстати, не скажу, где и когда Ньютон это сказал – хотите, ищите сами.
А для характеристики своего отношения к великим предшественникам, которые подставили мне свои плечи, даю свой собственный стишок с родственного сайта «Стихи.ру»

              МОИ ДРУЗЬЯ

Живу средь равнодушия людского,
Где человек тебе – ни волк, ни брат.
Но я спокоен: что же здесь такого?
Мои друзья – Чарлз Дарвин и Сократ.

И пусть у нас сидят у власти воры,
И лишь к кормушке тянется народ –
Мы про мораль заводим разговоры,
Про то, как эволюция идёт.

Они открыли важные законы,
Но кое-что и я открыть им смог:
Как в нашем мозге действуют нейроны;
Что значит радость; что такое Бог.

Они – пример мне. Пусть мне будет худо,
Пусть всё на свете не идёт на лад, -
К глупцам как Дарвин относиться буду,
И постою за правду, как Сократ.

Когда я вижу, как повсюду люди
Всё глубже погружаются во тьму,
И толку с моего труда не будет –
Он пропадёт, не нужный никому –

Они мне говорят: «Не будь в печали!
В век глупости, обмана, суеты
Давно б в людей мы веру потеряли,
Но держимся ещё – у нас есть ты».
(http://www.stihi.ru/2012/10/25/5819)


Рецензии