Орден Дракона

Иллюстрация: Румыния, замок Поэнари, главная резиденция Валашских господарей в XIV веке. Ныне полуразрушен. Лестница к замковому подножию насчитывает приблизительно 1500 ступенек. Согласно местной легенде, в замке есть подземный ход, который ведет в Турцию.

Справа - эмблемы ордена Дракона:
- верхняя с крестом, концы которого объяты пламенем, - первая степень посвящения, с 1408 года, 24 рыцаря. Такие подвески имели император Сигизмунд I, великий князь Литовский Витовт и король Польский Владислав Ягелло;
- нижняя с крестом, начертанном на спине дракона - вторая степень посвящения, после 1431 года. Такую подвеску имел Влад II Дракул (отец Влада III Дракулы Цепеша).

*******
         Основание рыцарского ордена Дракона связано с турецкой экспансией  на земли Южной и Западной Европы. Могущество Османской империи (название происходит от имени родоначальника династии султана Османа) было заложено в XIII веке, когда турки-сельджуки захватили Малую Азию (Рум), которая была владением Византии, основав здесь Великое Османское государство - Османская империя - Высокая (Блистательная) Порта - со столицей в городе Адрианополе (Эдирне). Малая Азия стала плацдармом для новых завоевательных походов на соседние земли.
          Завоевания османов в конце концов составили длинный впечатляющий перечень: Византия со столицей - Константинополем (Стамбул), Месопотамия, Армения, западная часть Грузии; Крым на Черном море; Сирия, Аравия (Мекка), все побережье северной Африки (Египет, Марокко), на Балканах – Болгария (конец XIV века), Сербия (середина XV века), часть Греции (вторая часть у Венеции), 1501 год - Албания (Дуррес), 1522 год – остров Родос (владение рыцарей-иоаннитов), часть Венгрии (1520-1566 годы), остров Кипр (столица Кандиды) – покорен в ходе Кандийской войны 1645-1669 годов, а также завоеваны ряд островов и крепостей на Эгейском море. Свободными от власти турок на Балканах оставались небольшие владения Венеции - приморье в Далмации, республика Дубровник в Албании (но как данница турок), Хорватия и Словения в составе Австро-Венгрии.

          В 14-том веке дело борьбы с агрессией османов в Южной Европе возглавил король Венгрии, Хорватии, Германии, Чехии и Ломбардии, император Священной Римской Империи Германской нации Сигизмунд I Люксембургский (1368-1437), перенявший в свою очередь эстафету у сербских князей. Вот тут и всплывает история ордена Дракона, одного из самых загадочных рыцарских орденов.

          Сербский князь Милош Обилич (Кобилич) основал орден Дракона Святого Георгия Победоносца, объединивший 12 рыцарей. Их символом стал щит с изображением солнца с 12 лучами, и каждый носил на шлеме изображение дракона. Целью ордена было убийство султана Мурада I. В старинной песне Милош Обилич говорит своему побратиму и разведчику в турецком лагере Ивану Косанчичу:

Где шатер могучего Мурада?
Обещал я властелину-князю
Заколоть турецкого султана,
Придавить ему ногою горло.

          Милош Обилич убил султана во время битвы на Косовом поле 15 июля 1389 года, за что поплатился жизнью – вместе с другими пленными был изрезан на куски перед лицом умиравшего от смертельной раны султана по приказу его преемника. Подвиг Обилича обессмертил его имя. Даже турки, ценя храбрость врага, хранили его доспехи и узду его коня. Битва на Косовом поле кончилась страшным разгромом сербов… и тем не менее христиане поздравляли друг друга с гибелью султана.
          Есть старинная сербская песня, где повествуется об этом страшном дне, она знаменита и до сих пор способна схватить за живое.

Рано утром при восходе солнца
Прилетели два ворона черных
И спустились на белую башню. …
Воронов никто не слышал в доме,
Лишь одна царица услыхала,
Появилась пред белою башней,
Обратилася к воронам черным: …
«Не летите ль вы с Косова поля?
Не видали ль там две сильных рати?
Между ними не было ль сраженья?»
Отвечают два ворона черных:
«О, Милица, сербская царица,
Прилетели  мы с Косова поля.
Там два войска мы видели сильных,
А вчера они утром сразились,
И погибли оба государя.
Там не много турок уцелело,
А в живых оставшиеся сербы
Тяжко ранены, кровью исходят». …
«Все они на Косове погибли.
Там, где Лазарь-князь погиб в сраженье,
Много копий сломано турецких
И немало сербских длинных копий,
Все же сербских больше, чем турецких. …
Милош поразил царя Мурата
И еще двенадцать тысяч турок.
Бог его родителей помилуй!
Будут сербы вспоминать юнака,
Будут сказывать о нем сказанья,
Сербы Милоша не позабудут,
Сербы Косова не позабудут».

         Из двух зятьев князя Лазаря, возглавлявшего войска в эпохальной битве, один, Милош Обилич, стал героем, а другой, Вук Бранкович – предателем. Из всех 12 рыцарей ордена Дракона Святого Георгия уцелел только один – Стефан Лазаревич, сын князя Лазаря, бежавший в Венгрию к королю Сигизмунду.
         13 декабря 1408 года Сигизмунд с одобрения папы римского возобновил орден Дракона (латынь - Societas Draconistrarum, немецкий -Drachenorden). Первоначально в орден входили 24 рыцаря, все главы государств - короли, великие князья, герцоги… сам король Сигизмунд, князь Стефан Лазаревич, Альфонсо V – король Арагона и Неаполя, Александр-Витовт – великий князь Литовский, Владислав II Ягелло (Ягайло) – король Польский, Кристофер III Баварский – король Дании, Эрнст Железный – герцог Австрии… В 1431 году Сигизмунд расширил орден за счет вступления в него не столь знатных рыцарей, образовавших второй класс посвящения. А цель у ордена Дракона была прежняя – борьба с турками-мусульманами и охрана христианства. 

         Символом ордена являлся дракон, несущий пылающий крест. 24 рыцаря первой степени посвящения имели право носить эмблему (медальон или подвеску) с изображением свернувшегося в кольцо и намотавшего себе на шею свой хвост дракона,  причем на спину дракона водружен крест со всполохами пламени на своих четырех концах. Рыцари второй степени посвящения носили одного лишь дракона с хвостом, намотанным вокруг шеи, а крест при этом изображался у него на спине, в изогнутом виде и без пламени. Девизами Ордена были «O quam misericors est Deus» («О, как милосерден Бог») или «Justus et paciens» («Справедливостью и миром»,  еще один вариант перевода «Оправданно и мирно»).

         Исследователи задаются вопросом, отчего первооснователи – православные сербские князья избрали для своего христианского ордена такую эмблему? И почему эту эмблему оставил католик король Сигизмунд и даже одобрил папа римский? Первоначально орден назывался орденом Дракона Святого Георгия Победоносца. Святого Георгия изображают обычно верхом на коне, поражающим змея (дракона), причем по православному канону змей всегда находится внизу, его топчет конь Георгия-Драконоборца. Но почему орден оказался посвящен не самому Георгию, а убитому им дракону?  Сигизмунд же вообще оставил Георгия в стороне и обошелся уже одним только драконом.

         Любопытно, что слово «дракон» пишется и читается во многих европейских языках практически одинаково - латинский «draco», «draconis», французский «dragon», английский «dragon», испанский «dragon», немецкий «drachen», румынский «dracu».

         Возможно, посвящение и название ордена имеет тесную связь с древними верованиями балканских народов: в балканском фольклоре змей, дракон – зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона. Но это языческая традиция. С другой стороны, в христианской традиции дракон ассоциируется с дьяволом. В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис) записано: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на его головах семь диадем. Его хвост увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю»… «Он взял дракона, древнего змея, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет»… Дьявол – дракон, треть звезд – падшие ангелы, которых тот обольстил…

         Согласно уставу ордена Дракона, разработанному канцлером Венгерского королевства Эберхардом и утвержденному буллой папы римского, в задачу ордена входила защита Креста Господня и уничтожение его врагов, ассоциирующихся с драконами (дьяволами).

         Эмблема ордена Дракона толкуется несколько различно: по мнению одних, крест здесь торжествует над драконом, по мнению других – дракон топчет полумесяц на фоне креста. Крест в медальонах рыцарей первой степени посвящения  действительно доминирует, но в медальонах второй степени он еле виден на спине зверя, а где там полумесяц, вообще нужно догадываться.

         Между тем образ змея (дракона), свернувшегося в кольцо, намотав себе на шею конец хвоста, кажется близким к образу уробороса – свернувшегося в кольцо змея, кусающего себя за хвост. А если заняться уроборосом, то немедленно оказываешься лицом к лицу со всей историей человечества, с бездной времен… потому что никто не знает, когда и где возник этот символ и из какой древней культуры он произошел прежде, чем попасть в трактаты алхимиков арабских и европейских стран… это что-то вроде эпохи Великих пирамид, первое и оставшееся неизменным за своей всеобъемлющей исчерпываемостью представление о бесконечности пространства и времени… воплощение вечной истины как откровение высшей мудрости… уроборос… бесконечный цикл… сознательное и бессознательное, созидание и разрушение, жизнь и смерть, умирание и возрождение… добро и зло… борьба добра со злом…
         Аналогия уробороса с эмблемой ордена Дракона почти полная, но на эмблеме ордена цикл замкнут с помощью хвоста, намотанного дракону на шею, - то есть с изменением, которое тоже что-то должно означать… но вот что именно?

         Итак, остается заключить, что сербский князь обратился к образу дракона как воплощению языческих верований. Где же и черпать силу для борьбы со смертельным врагом, как не в тайнах души своего народа, чья судьба теперь повисла на волоске над адовой бездной? Наверное, так.

         Что касается короля Сигизмунда, то о нем порой пишут, что, хотя он и слыл ревностным защитником католичества, но ведь пытался тем не менее возвратить к жизни свою любимую жену Барбару с помощью мага… такова легенда, которая, как и все легенды, чаще всего что-то обобщает, а что-то и вообще путает.

         Сигизмунд I Люксембургский действительно имел вторую жену по имени Барбара, однако в случае с волшбой его путают с другим королем Сигизмундом – Сигизмундом II Августом Польским, тоже женатым на Барбаре (и тоже вторым браком), но другой – литовской княжне Барбаре Радзивилл…
         Сигизмунд II Август был последним королем из династии Ягеллонов по мужской линии, жил через сто лет после Сигизмунда Люксембургского, и, согласно преданию, чародей пан Твардовский вызвал для него призрак его любимой прекрасной королевы, безвременно погибшей от яда, как говорят, от руки своей свекрови, старой королевы Боны Сфорца, жестокосердной матери влюбленного короля… как видим, это другой король Сигизмунд и другая королева Барбара, оба со всей собственной судьбой, такой трагической…

         Однако, что интересно, есть предположение, что королева Барбара все-таки оказала свое сильное влияние на Сигизмунда Люксембургского, когда он занимался воссозданием ордена Дракона, в его измененном загадочном виде, - его супруга королева Барбара фон Цилли (Цельская), кстати, приходившаяся двоюродной сестрой Анне Цельской, бывшей второй супругой польского короля Ягайла…
         Сигизмунд вообще был свояком Ягайла дважды – первым браком он был женат на Марии Венгерской, родной сестре первой жены Ягайла Ядвиги, но его супружескому счастью сильно мешала теща, Елизавета Боснийская… тещи не всегда благоволят к зятьям, а эта не любила своего зятя особенно… зять, как говорят, тещу-то и убил… однако жена его не простила, а там и умерла, неосмотрительно занявшись верховой ездой во время беременности.
         И вот вследствие этого в 1408 году (а орден Дракона был воссоздан именно в 1408 году) у Сигизмунда появилась вторая жена, Барбара фон Цилли, отец которой спас короля во время проигранной битвы с турками при Никополе в 1396 году…
         По своей бабушке (Катерине Боснийской)  невеста принадлежала к древнему легендарному роду Котроманичей из Боснии и не менее древнему роду Субичей из Хорватии, а через бабушкину сестру (Елизавету Боснийскую) приходилась родственницей первой жене своего мужа Марии Венгерской… Жениху было 40, невесте – 13… кстати, юный возраст Барбары на момент свадьбы заставляет несколько усомниться в том, насколько сильно она могла влиять на дела своего мужа, годившегося ей в отцы, в том числе на учреждение ордена Дракона и на его своеобразную символику… хотя в остальном все сходится. Может быть, если не сама маленькая боснийская принцесса сыграла тут свою роль, то поработало ее окружение, то есть влияние того мира, из которого она вышла… у кого-то ведь она набралась всего того, чем была потом знаменита…
         Барбара Цилли, умная и красивая, во время  отлучек мужа из Венгерского королевства правила Венгрией на правах регента… и совсем не верила в бога, говорят, даже запрещала своим фрейлинам молиться… Она родила королю нескольких детей, из которых выжила одна старшая дочь Елизавета, увидевшая свет через год после свадьбы родителей (впоследствии несостоявшаяся жена и политическая соперница Владислава III Варненчика).
         А после нескольких лет брака венценосные супруги, Сигизмунд и Барбара, фактически разошлись, и он имел любовниц, а она любовников… причем, как опять-таки говорят, «целый гарем» любовников… и ее за это называли «немецкой Мессалиной»… В дальнейшем отношения королевской четы портились все более, однажды король даже выгнал королеву (вместе с дочерью) из своей резиденции, отлучил от королевского двора, хотя потом все же разрешил вернуться…
         Излюбленными занятиями королевы Барбары были алхимия и оккультные науки… колдовство и чернокнижие… Они помогли ей утешиться в изгнании, когда в результате своей смелой попытки заняться интригами за спиной больного мужа она сначала попала в тюрьму (ей было тогда 40 лет), а потом, после смерти короля Сигизмунда (он умер в 69 лет), когда власть в Венгрии делили две партии, выступавшие одна за короля Владислава Польского, другая за ее дочь Елизавету, когда победил Владислав, когда он погиб в Варнском крестовом походе 1444 года и власть в стране фактически перешла в руки Яноша Хуньяди при малолетнем короле Ласло V Посмертном,  - когда все это происходило, королева Барбара Цилли опять обрела личную свободу, но утратила все, чем владела, и положение, и власть, и богатство… ее выгнали из Венгрии… она умерла в 1451 году, когда ей было 56 лет, от чумы, в маленьком городке Мельник в Богемии, где занималась тем, что ссорилась с властями и с помощью алхимических опытов искала философский камень…
         Между прочим в ее интриги, которые так разозлили Сигизмунда, что он заточил ее в темницу, входило предложение полякам богемской короны посредством брака их короля-мальчика Владислава с нею, Барбарой… юному Владиславу просто на роду было написано жениться на старухе, не на той, так на другой, не на матери, так на дочери… а получила его в конце концов третья старуха – та, которую зовут костлявой – пал смертью храбрых на кровавом поле боя с турками близ Варны …
         Таким образом, можно заключить, что орден Дракона был в самом деле основан с оглядкой на темную сторону бытия… возможно, это и сказалось впоследствии, самым удивительным и зловещим образом… какие силы оказались выпущены на волю…

         Сигизмунд умер в 1437 году, его преемником на венгерском престоле и на поле боя против турецкого войска стал Владислав Польский (Варненьчик), сын короля Ягайло и королевы Софии Гольшанской, однако ненадолго, до гибели в 1444 году. Так Крестовая миссия борьбы с полумесяцем окончательно захлебнулась в крови проигранных битв. Древняя магия оказалась бессильна, дракон не помог в борьбе со злом…

         Святой Георгий чрезвычайно популярен в разных странах у разных народов. Он издавна был покровителем мужчин - воинов. Люди чтут все, что с ним связано, даже его коня. Обычно Георгий изображается на белом коне. Говорят, это конь аланской породы. Святой и после своей земной жизни не расстался с ним, конь разделил его бессмертие и святость. Есть много преданий о том, что по молитве воинов перед боем или в бою Святой Георгий приходил им на помощь. И тогда потом на месте битвы находили следы его коня, впечатанные в землю, в камни – три отпечатка копыт, всегда три. Подробность не случайна. Когда конь несется вскачь, он одновременно касается земли только тремя ногами, четвертая поднята. Однако для более верного сходства на некоторых иконах коня Святого Георгия рисуют трехногим – он ведь особенный, чудесный, он может скакать и на трех ногах.   

         В западной традиции Святого Георгия, убивающего змея, принято изображать вполне реалистично, - это закованный в тяжелую броню рыцарь, несущийся на ужасное чудище с огромным копьем наперевес.
         Хотя мужественный подвиг популярного святого описывается в том же ключе и его православным Житием («Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами»), - но иконографическая православная трактовка священного образа Драконоборца все же предпочитает более духовно-возвышенные материи, поэтому на иконах копье Георгия, которым он пронзает змея, тонко, как игла, и сияет, как луч, – это мистическое, а не реальное копье. Мало того, на православной Руси предпочитали самую таинственную версию истории подвига воина-мученика, - согласно ей, Георгий явился спасать царевну, предназначенную в жертву дракону, уже после своей смерти, вняв молитве юной христианки, и победил чудовище не силой оружия, а силой молитвы и данной ему от Бога святой благодати… «Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие… чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами»…
         В древней, XII века церкви Святого Георгия в Старой Ладоге эта легенда нашла свое замечательное воплощение в мерцающей ясными нежными тонами немеркнущих и с течением веков красок фресковой живописи, исполненной талантливой кистью неизвестного мастера… Чудо Георгия о змие… Святой Георгий изображен сидящим на белом коне, гордо несущем своего чудесного всадника, в золотых доспехах и красном плаще со звездами, его непокрытая голова осенена сияющим нимбом… фигура его огромна, гораздо больше фигурок царевны и ее родителей… ведь он – видение, явление из иного мира и иного измерения… он огромнее и самого дракона, и конь его не ступает по земле, но парит над нею в своем плавном величавом движении… копья в руке почти совсем не видно, а усмиренного святой силой зверя царевна ведет за собой на своем пояске… «связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса»…

         И что же из всего этого вытекает? Только одно - не к тем силам воззвали, видно, основатели ордена Дракона, потому их и не ждал успех, а само существование ордена вылилось во всего лишь краткий исторический эпизод.      
      
         Орден Дракона вообще вспоминали бы гораздо реже, если бы он не оказался совершенно непредсказуемым образом привязан к другой истории, и уже не в смысле борьбы с драконом-дьяволом, а в смысле дракона-дьявола как такового. Речь идет о кровавом злодее Средневековья, господаре Валахии Владе III Дракуле Цепеше, прообразе литературного графа Дракулы, героя романа Брэма Стокера… всем известного вампира, исчадия ада, ставшего одним из образов, воплотивших в себя мировое зло…      
         Одним из рыцарей второй ступени посвящения ордена Дракона был господарь Валахии Влад II, по этой причине к нему прилипло прозвище Дракул, то есть дракон. Он не расставался с символом ордена, чеканил его на своих монетах и даже изображал на стенах сооружаемых им православных церквей. Сына Влада II по отцу называли Дракула (буквально «сын дракона»), и сам он себя так называл. Цепеш (румынское «сажающий на кол», так как «цяпе» на румынском - кол) – это его личное прозвище, от его излюбленной казни – сажания живых людей на кол, но оно появилось уже после его смерти и выдумано было, скорее всего,  злопыхателями.
 
         История Влада III Дракулы по прозвищу Цепеш, хотя и изучена, и много раз рассказана, на самом деле темна. Как темен сам ее герой. В юности он был заложником у турок вместе с младшим братом Раду, насмотрелся ужасов турецкого администрирования, после смерти отца и старшего брата Мирчи, убитых изменниками-боярами (причем Мирчу вообще живьем закопали в землю), Влад взошел на престол в Валахии, начал борьбу с турками и пособниками турок, искоренял в своих владениях все, что мешало процветанию страны и успешной войне с врагами – любой непорядок, одним словом… казнил, казнил, казнил… если верить литературно-публицистическому сочинению, которое было написано и очень много раз, для удобства распространения, переписано, вероятно, где-то в Трансильвании… возможно, с санкции нового венгерского короля Матьяша Корвина (Ворона), сына Яноша Хуньяди… если верить этому старинному документу, переказнил он таким образом пол-страны, смакуя жестокости и упиваясь кровью… потом удача отвернулась от него, он попал к венграм в тюрьму, просидел в ней 12 лет, забавляясь тем, что сажал на колышек навещавших его в камере тюремных крыс… в знак особой благодарности за визит… а затем, найдя-таки общий язык с венграми, перекрестившись в католичество, женившись на венгерке и выйдя на свободу, был убит в бою подкупленными его младшим братом Раду его же собственными воинами… Раду, тоже предавший православие, только перешедший не в католицизм, а в  ислам, лучший друг султана Мехмеда II… и вроде бы даже не просто лучший друг, недаром султан в своих стихах воспевал луноликих красавцев… Мехмеда II Фатиха, сына победителя при Варне Мурада II, - Раду Красивый  получил от наемных исполнителей убийства отрезанную голову брата и отослал ее, утопленную в мед для сохранности, своему покровителю, то есть султану… обезглавленное тело Влада Цепеша раскромсали на куски и выкинули… так Раду занял вновь ставший вакантным валашский престол… впрочем, вскоре он умер, как говорят, от «дурной болезни»… весьма символично… а уделом Влада стала черная посмертная слава, окончательно затмившая то хорошее, что он сделал для своей страны – ведь он боролся за нее с турками. Но это все легенды, хотя и следующие по внешней канве подлинных событий, - легендарная биография Влада Цепеша несколько отличается от настоящей.

         На самом деле младший брат Влада, Раду, правил в Валахии, пока Влад сидел в венгерской тюрьме за якобы сотрудничество с турками (заведомо ложное обвинение), а затем после смерти Раду, который как раз и был настоящим турецким прихвостнем, Влад, помирившись с венграми, вернулся к власти, но был убит в результате боярского заговора; его тело похоронили (возможно, на самом деле и не прибегая к расчленению), но где – неизвестно. Хотя долгое время считалось, что оно похоронено по христиански, в монастырской церкви…
         В отношениях Влада с венгерским двором были замешаны какие-то денежные счеты… что-то о средствах, выделенных папой римским на организацию нового Крестового похода против турок, которые король Венгрии Матьяш Корвин Хуньяди потратил на что-то другое… на возведение дворца в ренессанском стиле в Вышеграде для своей молодой жены Беатрисы Неаполитанской, которую любил так сильно, что сошелся с ней еще до брака… понятно, что там, где власть и деньги, борьба становится непримиримой и противники не мелочатся в выборе средств… а о том, что такое информационная война и какие победы она может принести, было отлично известно давным-давно…

         Маленькая деталь, которая позволит несколько иначе взглянуть на привычные вещи, – говорили, что Влад писал свои письма кровью своих жертв. Посмотрим, как все было на самом деле. По ходатайству короля Владислава перед Валашским господарем Владом II Дракулом (отцом Влада Дракулы-Цепеша) львовскому купечеству был выдан документ о торговых льготах, который сохранился во Львовском Центральном Архиве. Эта грамота написана красными чернилами. Наверное, отсюда и пошли и легенды о том, что Дракула писал кровью, хотя данная грамота была выдана отцом Влада III Дракулы, а не им самим. В те времена красные чернила использовались при деловой переписке, только и всего.

         Средневековый роман ужасов о преступлениях Влада Дракулы против гуманизма читали во всей Европе – и Западной, и Восточной… Кроме его первого, самого потрясающего варианта, появившегося на свет в 1463 году (автор бестселлера остался неизвестен), по рукам также ходила поэма Михаэля Бехайма, профессионального поэта и певца, служившего при дворе Матьяша Корвина в 1460-х годах, а кроме того имелись в наличие и прочие пересказы, в основном немецкого происхождения (немецких купцов в своих владениях Влад Дракула сильно поприжал, и они его вполне закономерно невзлюбили).
         Эти творения бойкого писательского пера были известны под красноречивым названием, не нуждающемся в дополнительной рекламе – «Об одном великом изверге».
         Простой народ на родине Дракулы, во-первых, неграмотный, а во-вторых все равно не имевший возможности тратиться на книги, довольствовался устными пересказами книжных историй, которые сильно обогатили румынский фольклор и в конце концов тоже были записаны – уже в виде самостоятельных произведений, в разделе сказаний о стригоях, как в Румынии называют упырей (русское название) и вампиров (западно-европейское название), то есть нежитей, питающихся кровью живых людей.

         В Русском царстве с «великим извергом» познакомились по русифицированной версии первоисточника, название - «Сказание о Дракуле воеводе», автор - дьяк Федор Курицын (царский посол в Венгрии), год – 1484.

         Уже в старые времена люди говорили, что Влад продал душу дьяволу (потому что тот, кто поменял веру, губит свою душу – а он ведь поменял веру), а затем стали говорить, что он сам стал дьяволом… И уже тогда у «великого изверга» появились первые последователи и фанаты. Правда, демонизм в обществе открыто не приветствовался, и потому с ними обходились весьма сурово.
         Один из них, англичанин по имени Джон Типтофт, граф Уорчестер, по долгу службы занятый в 1470 году усмирением мятежа в Линкольншире и сажавший мятежников на кол по примеру своего румынского кумира, в результате своей беспрецедентной деятельности (хотя все происходило во времена, весьма далекие от сантиментов) оказался сам приговорен к казни – за поступки, «противные законам данной страны». На кол его не посадили, но голову, надо думать, оттяпали за милую душу. И на его казнь пришли посмотреть представители знати и простонародья, - историки отмечают, что на Европейском Западе к подобным зрелищам относились как к развлечениям, в то время как на Европейском Востоке (на Руси) казни не любили и развернутое действо такого рода, однажды предложенное своим подданным Иваном Грозным, вообще не собрало публики… Возвращаясь к сути дела, - «ноу хау» с колом в качестве главного орудия казни в Англии XV века не прижилось (там любили выпускать жертвам кишки заживо), а в Московском царстве оно было печально известно и без Дракулы, но кроме упомянутого царя никого не забавляло.

         Потом страсти вокруг Дракулы вообще несколько улеглись, заслоненные другими событиями… иначе румынская королева Мария в начале XX века не пожелала бы жить в замке Влада, Бране (Брашове), переделав средневековую твердыню в милую летнюю резиденцию… но все воскресло вновь стараниями английского литератора Стокера. 

         Для Румынии памятные места, связанные с Дракулой, давно стали источником доходного туризма: городок Сигишоара, где сохранился дом, в котором Влад Цепеш увидел свет («дом Дракулы»); город Тырговиште, столица Цепеша; замок Бран (Брашов), описанный в романе Стокера как «замок Дракулы»; развалины замка Поэнари, древней резиденции валашских государей - предков Влада и его самого, где проходила их коронация... именно с одной из пяти башен Поэнари  бросилась, покончив жизнь самоубийством, первая жена Влада, и именно здесь, по слухам, бродит  неприкаянная проклятая душа его самого…

         Сообразно интересу к королю вампиров (а интерес этот чрезвычайно высок и не думает идти на спад) исследователи пытаются установить, что в рассказах о нем правда, а что ложь… «Художественная литература – главный враг истории»… Как уже говорилось, предполагают, что над репутацией валашского господаря еще в его время основательно поработали его враги в Трансильвании и Венгрии… но дыму без огня не бывает… есть странные детали и совпадения, которые невольно наводят на мысль о том, что все это как-то не случайно… известный портрет Влада Цепеша, сохранившийся в тирольском замке  Амбрас и вполне совпадающий с письменными и устными данными первоисточников, при внимательном рассмотрении обдает холодом – у Влада была несчастливая внешность, не способствующая тому, чтобы с него оказалось снято давнее обвинение в сговоре с силами тьмы… это узкое лицо, длинный, как рана, красный рот под пышными усами…  рот, будто и впрямь скрывающий клыки… и выпученные темные глаза… В могиле под полом церкви Снаговского монастыря, где его якобы захоронили, не обнаружили при вскрытии его останков – ни с головой, ни без оной… И эта странная параллель с судьбой румынского диктатора Чаушеску, задержанного и расстрелянного вместе с женой именно в Тырговиште, под сенью черных крыльев графа Дракулы…

         Выпученные глаза Цепеша, как заметил один публицист, возможно, признак некоторых гипнотических способностей, которыми он обладал, но не исключено, что это следствие базедовой болезни, вызванной неправильной работой щитовидной железы… базедовой болезнью страдают жители тех местностей, где в воде ощущается нехватка йода… как там обстоит дело с йодом в Карпатах? При раскопках руин замка Поэнари в 2000 году немецкий археолог Г. Кайхер якобы обнаружил не что иное, как череп Влада Цепеша. Исследовав свою находку, ученый по многим признакам определил, что этот человек страдал редким заболеванием, при котором плохо усваивается пища, увеличиваются зубы и изменяется психика. Вампир…

         Одним словом, теперь мы имеем то, что имеем – знаменитый граф Дракула из своего Средневековья прочно вошел в нашу жизнь благодаря той грязи, которая была вылита на его голову еще его современниками, и с легкой (или, напротив, нелегкой) руки Брэма Стокера… сделавшись излюбленным персонажем беллетристов и кинематографистов. А ведь прозвище ему дал рыцарский орден Дракона, созданный для борьбы с дьяволами, когда с благими целями были разбужены темные силы, вырвавшиеся на свободу… Как все-таки странно переплетается порою одно с другим…

         После разговора о нечисти нужно прочесть очистительную молитву. Очистительная молитва… в наше время многие могут взяться порассуждать о привидениях и вампирах… эта тема сделалась столь привычной, что никого уже не ужасает, более того – вампиры, населяющие литературные произведения и кинофильмы, начали делиться не на мертвых и живых, как в древней Валахии (стригои морти и стригои вии), а на добрых и злых… а вот молитвы-то люди подзабыли, не прочтут и двух строк…

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,
И да бежат от лице Его ненавидящие Его.
Яко исчезает дым, да исчезнут…

         Но они  не исчезают. Напротив, их становится все больше, демоническая вакханалия ширится… надо помнить, что начало ей было положено отнюдь не для забавы, на кону стояли серьезные вопросы, касающиеся судеб народов и государств… и не дай Бог нынешней забаве обернуться серьезной проблемой снова. Нам надо учиться молиться заново.

         Либо надеяться только на себя, поверив в собственные возможности (которые не так малы, если разобраться по существу).
         Как показывает практика, в стесненных обстоятельствах люди обращались и к светлым, и к темным силам, но результат подобных действий чаще всего оказывался неудовлетворительным. Как говорится, «На Бога надейся, а сам не плошай». 

Декабрь 2012 г.


Рецензии