Как Марк учил стихотворение. Ч. 6-1

Мне очень хотелось бы вас спросить: « Вы любите читать  стихи?» Думаю, что многие из вас, конечно, ответят «Да!»  Утвердительно ответил бы и брат Марка. Он был настоящий артист! Что там говорить, Валентин не раз занимал первое место на конкурсах чтецов.  И встанет прямо и расскажет звонко и прожестикулирует руками красиво и где надо.… Родители его за это всегда хвалили и ставили в пример. У Марка же все получалось с точностью до наоборот. Даже если он и начинал рассказывать стих громко, то в конце его голос было почти не слышно. Создавалось впечатление, что он воздушный шарик, из которого весь воздух постепенно вышел. Интерес продолжать читать стихотворение, обычно, очень быстро исчезал. Сил держаться до конца, просто не хватало. Поэтому, естественно, на вопрос о стихах, Марк бы ответил однозначно «Нет!».
Братья были по характеру совершенно разные. Для того чтобы побороть такую не любовь к устной литературе, учительница и родители решили взять его «измором»  и привлекать к чтению стихов почаще. Приближался очередной праздник, а это означало, что  предоставлялась возможность начать, наконец, испытания. Для этого было выбрано небольшое и легкое стихотворение Сергея Есенина «Белая береза».
 За день до важного события выяснилось, что Марк стихотворение не выучил. Он  откладывал это дело каждый день на потом. И вот настал тот самый момент, когда дальше "отступать" не куда. У папы и мамы были свои планы на этот вечер - им почему-то обязательно нужно было съездить за покупками в супермаркет.  Братец был в вопросе чтения стихов, можно сказать ас, поэтому ему и поручили вышколить юного чтеца. Так сказать подготовить к празднику как надо, поделившись опытом. За удачное занятие обоим обещалось вкусненькое и что-нибудь интересное.
 Конечно, Марку не очень понравилось то, что им будет командовать  Валентин. Тоже мне начальник! Нашелся учитель-мучитель! Родители - это другое дело. Им Марк готов был подчиняться беспрекословно. Но делать было нечего. Сам виноват, что забыл про выступление. Нужно было соглашаться.
 Как только дверь за родителями закрылась, Валентин, почувствовав себя главным, первым делом отвесил Марку оплеуху. «Не вздумай мне сопротивляться - не выучишь стих - ничего не получим! Я из-за тебя страдать не хочу! Значит так, запоминай: выразительное чтение – это когда очень громко! Понял?»  Марк, конечно, мог в отместку назло ничего не учить, но он и сам осознавал, что родители сдержат свое слово и им обоим ничего не достанется, если они не выполнят задание. Поэтому он высунул, как можно дальше свой язык, состроил обезьянью рожицу и стал читать стихотворение про себя.  Но брат для того, чтобы Марк не расслаблялся и делал, как он велел, показал ему для верности кулак.…  Дескать, «Смотри у меня!" Чего уж тут не понять?  Тогда Марк стал громко читать стихотворение по книжке не про себя, а вслух. Толи от нежелания получить лишний раз затрещину, то ли мечтая побыстрее закончить эти мучения, он начал орать стих, как велел брат, не соблюдая никаких знаков препинания…. «Белая береза под моими окном принакрылась снегом…» потом Марк набирал воздух и продолжал кричать: «Точно серебром на пушистых ветках…»  В общем, было очень громко и ничегошеньки не понятно.
Еще до того, как Марк закончил читать стихотворение, выкрикнув последнее слово, Валентин понял, что что-то посоветовал брату не то. Тогда подумав и почесав затылок,  он сказал: «Выразительное чтение - это когда громко, но с остановками! Я тебе показывать буду!»
Марк опять заорал: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом словно серебром…» И увидел перед собой злое лицо и кулак Валентина. «Ага, пора остановиться!» - понял Марк. Вздохнул, набрал в легкие воздуха и продолжил. И так при каждом неприятном жесте замирал. Сначала нашему чтецу это было неприятно и противно, но потом движения Валентина стали  его даже веселить. Брат был очень серьезен и старался быть строгим учителем изо всех сил. Так Марк, с устрашающими подсказками, прочел стихотворение два раза.
«А теперь давай наизусть!» - приказал близкий родственничек. Но Марк так старался орать и наблюдать за кулаками брата, что текст не запомнил. А время шло. Скоро должны были вернуться родители. Тогда Валентин предложил ему подсказку. Его самого учили, что любое стихотворение нужно почувствовать и представить. Он достал из шкафа простынь и сказал: «Будешь смотреть на меня, и вспоминать, о чем нужно говорить! Только давай сначала прорепетируем. Начинай читать, а я покажу». И Марк стал громко орать, а брат показывать:
При словах «Белая береза» - брат показал на белую простынь, встал с растопыренными руками.
 «Под моим окном» - показал на себя и указал на окно;
 «Принакрылась снегом» - натянул на себя простынь и стал похож на привидение;
 «Словно серебром» - показал руками жест, как считают деньги…
 Потом в ход шел кулак - это вроде, как нужно остановиться. Марку стало забавно. Как же все изобразит брат дальше, чтобы он запомнил проще текст наизусть? А Валентин не сдавался. Ему, наверно, до жути хотелось чего-нибудь интересного и вкусненького.
«На пушистых ветках» - заорал Марк. Брат взял мягкого сибирского кота и посадил себе на руку, тот, правда недовольно мяукнул, из-за того, что его грубо побеспокоили и деранул под диван, почувствовав что-то не ладное;
«Снежною каймой» - Валентин показал на край простыни;
«Распустились кисти Белой бахромой» - брат подскочил к занавеске и стал трясти подшитой бахромой.
И опять показал кулак. Чувствовалось, что он уже начинает уставать от своих фантазий.  Однако, стихотворение продолжалось.
«И стоит береза в сонной тишине» -  Валентин опять встал, как вкопанный и сложил ручки, как будто ложится спать.
«И горят снежинки в золотом огне» - Валентин подумал, достал свечку  из шкафа и начал рвать салфетки и бросать  их кусочки на нее, ну вроде это снежинки падают в огонь и горят.
Потом брат выдохнул и опять уже не так убедительно показал что-то вроде кулака.
А Марк, уже веселясь, не останавливался:
«И заря, лениво обходя кругом…» - Валентин почему-то схватил из холодильника пакет молока с изображением коровы и побежал вокруг Марка. Очевидно, предполагалось, что корову звали Зорькой или Зарей.
«Обсыпает ветки новым серебром» - ну это брат изобразил совсем просто -  он будто посолил Марка с головы до ног.
Визуализация стихотворения состоялась. «Ну что запомнил?»- спросил Валентин. Марк даже не понял, запомнил он или нет. Ему тоже хотелось бегать по комнате, как привидение в простыне и с пакетом молока! Так все это было забавно. Но подводить брата уже не хотелось. У Марка на сердце как-то потеплело. Ему совершенно расхотелось показывать язык и строить рожицу. Он понял, что иметь такого брата здорово!
И тогда Марк стал читать стихотворение наизусть, а Валентин показывать, как и раньше все, о чем должен был кричать Марк. Единственное кот так и не показался из своего убежища, до конца представления Валентину приходилось падать на пол и ковырять палкой под диваном, показывая, что пушистость там.
После третьего раза текст был запомнен без ошибок. Оставалась ерунда: встать правильно и махать руками в нужном месте текста. Это казалось, по началу, совсем не сложным.
Валентин отставил правую ногу Марка в сторону и велел отбивать ритм. Он почему-то был уверен, что так репетирует каждый поэт, чтобы лучше прочувствовать, о чем он рассказывает. И главное нужно обязательно было показать все это руками.
«Белая береза под моим окном» - Марк дрыгнул ножкой и показал рукой на окно. Валентин одобрительно махнул головой. Значит правильно.
«Принакрылась снегом, словно серебром». – Опять бедолага подергал нижней конечностью, а что делать рукой не догадался. Ну не показывать же, как считают деньги! Поэтому он замер с распахнутыми в сторону руками. Валентин схватил себя за подбородок и задумался. Потом немного постояв, показал движение, как будто из живота вырвался фейерверк. Марк опять дернул ножкой и повторил все за братом. На что вновь получил одобрительный кивок.
Потом Валентину надоело быть учителем, и он велел просто время от времени водить плавно правой рукой справа налево, туда-сюда, но при этом про притопывание ногой, ни в коем случае не забывать!
 Вскоре пришли мама и папа. Они увидели читающего Марка, похожего на балерину, потому что он дергал ногой и плавно, как лебедь разводил ручки. Дома был страшный беспорядок. Вокруг валялись разорванные клочки салфеток,  свечка, стоял пакет молока, лежала скомканная простынь и прежде красиво висящие занавески были  все измяты и передернуты.
Кот вылетел, как ошпаренный из-под дивана и с громким  "Мяу!" убежал на кухню, ощутив, что пришли его спасители. Что здесь происходило и выучено ли стихотворение  родителям оставалось только догадываться. Но увидев их, ребята быстро все прибрали. А потом Марк давал на бис концерт. Такого чтения от него никто  не ожидал. И как вы думаете, получили братья вкусненькое и интересное?  Вкусненькое конечно. Родители привезли большой торт. А вот самым интересненьким в этот день все же было само учение стихотворения, и это не шло ни в какое сравнение с новым конструктором. В этот вечер братья засыпали в обнимку. Уж что-что, а это стихотворение их невероятно объединило.


Рецензии