Должен, обязан, хочу...

Любопытная тема прозвучала в разговоре: «Знаешь, всё держится на нас – на тех, кому за 30-35. Я вот смотрю на молодых – лет по 25-27. Особенно парней. И все как сговорились: «А чё мне учиться? Мне и школы хватило. Работа? Да ну, как-нибудь. Семья? Зачем мне семья сейчас? Я хочу жить, пока молодой. Буду гулять, на дискотеки ходить, бухать, покуривать, веселиться. А семья – это потом, годам к 40». Ты понимаешь, да? Ведь у человека есть одно заблуждение – он склонен отодвигать границу молодости. Мы тоже в 35 не считаем себя старыми. И у них будет так же. Они всё будут думать: а, я еще молодой, еще можно погулять! Да и что они будут представлять из себя к тому времени? Алкаши и наркоши, опустившиеся, без нормальной работы и средств к жизни, что, я не вижу уйму таких? Эти уже и о молодости не думают, им бы где-нибудь бухнуть и травки раздобыть. Какая там уже семья, разве что какая-нибудь дура возьмет на содержание, да и то – зачем?»

Молодой парень. Как сирота получил комнату в Питере. Продал, перебрался в область к брату. Залип на компьютерах. Может сутками сидеть и играть. От компьютера отходит только если, извините, в туалет припрет. Или есть захочется, тогда быстро сделает бутерброд с колбасой – и назад, к монитору. Или спать потянет, и то – оторвется от игр, когда глаза слипаться будут. Он мылся и менял трусы и постельное белье шесть месяцев назад. Потому, что надо было оформлять какие-то документы, появиться на людях, так брат заставил помыться, чтобы людей не расшугивать зловонием. Ему предлагали хорошую высокооплачиваемую работу, но ведь надо мыться, ездить, отрываться от компьютера. Он отказался, ему пока и так неплохо было, были деньги от продажи комнаты. Но вот сейчас у него осталось примерно тысяч 70, ему их надолго не хватит. Какое-то время брат посодержит, но зачем ему всю жизнь содержать тунеядца, хоть бы и родного брата? Тем не менее, у парня по-прежнему не включается мысль: «А что же дальше?»

Семья. Обоим слегка за 30. Муж в свое время не захотел даже школу заканчивать, отказался и в вечернюю ходить. Работал то грузчиком, то охранником, то строителем. Места работы менял то и дело. То зарплата его не устраивает, то выгоняют, объясняя: «Ленивый». Жена никак не могла понять этого «ленивый». В последнее время, по его объяснениям, ему с работой катастрофически не везет: то зарплату задерживают по два месяца, то обманывают, за три месяца выплатили всего 13 тысяч, то берут на работу кого-то другого, а не его, он бегает, старается, но не везет, хоть тресни! Жена одна тянет семью: себя, его, ребенка. И вот в случайном разговоре с соседкой она узнала, что муж-то, оказывается, давно уже все дни проводит дома. Утром уходит куда-то, часа через полтора (когда уйдет и жена) возвращается и спит, соседка слышит храп. Или в компьютерных играх зависает (это уже свидетельство ребенка). Узнав правду, жена взбеленилась и подала на развод: зачем мне муж-содержанка?! Он, получив повестку в суд, стал просить дать ему шанс. Но по факту ничего не меняется.

Еще одна семья. Строители. В один прекрасный день жена решила, что ей надоело работать и она желает быть домохозяйкой. От всех заказов категорически отказывалась. Муж работал один. Но прокормить четверых на нерегулярные заработки становилось все труднее. Всевозможные долги перевалили за 100 тысяч. Они уже начали откровенно нищенствовать. Жена по-прежнему работать не желала. Глядя на нее, и муж начал заявлять: «Почему я должен один тянуть всех?» - и также стал пренебрегать работой. Теперь они живут на то, что им практически милостыней подадут. Жена еще и надумала рожать третьего ребенка, рассчитывая на государственные выплаты. Честно, я не берусь предсказать, чем это закончится.

Это про «хочу». А вот про «обязан».

Моя знакомая разводится с мужем. Исключительно по той причине, что он зарабатывает меньше, чем она. У нее твердая установка: мужчина обязан полностью содержать семью. Может – не может, ее абсолютно не волнует.

Еще одна знакомая. С мужем давно разведена, единственный кормилец в семье, престарелая лежачая мать, замужняя дочь, все живут вместе. Она тянется изо всех сил, а на вопрос: почему не работают дочь и зять? – отвечает: «Ну ведь закон обязывает содержать детей». «А ничего, что дочери за 30, а зять тебе вообще никто?» Вздыхает: «Дети ведь… Я обязана».

Про «должен» существует много мифов. В нашем советском детстве нас опутывали паутиной «должен». Ты должен учиться на одни пятерки, ты должен помогать дома, ты должен слушаться и хорошо себя вести, ты должен ложиться спать в 9, ты должен быть примерным октябренком и комсомольцем, ты должен выпускать стенгазету, ты должен правильно проводить политинформацию, ты должна будешь выйти замуж, ты должен закончить институт и зарабатывать деньги, ты должен… ты должен… много было «должен». Против каких-то обязанностей возразить трудно, но не в этом дело. Дело в том, что в нас культивировали понятия «должен» и «надо» как высшие. Именно поэтому, воспитанные по-советски, мы растерялись в новых реалиях, столкнувшись с наглым «хочу!» Именно поэтому нашему и старшему поколениям пришлось так трудно.

С годами груз «должен» и «надо» становился все тяжелее. И однажды я подумала: а что, собственно, я действительно должна? И почему вот это обязательно надо? И это? И это? Я стала проверять все «должен» и «надо» на прочность и осмысленность. Я начала сбрасывать с себя камни лишних необоснованных обязанностей, как физических, так и моральных. Передать не могу, насколько мне становилось по мере этого процесса легче, как светлела моя жизнь. И вместе с тем я не отрицаю, что есть обязанности, которые надо исполнять безусловно. Просто для меня слово «надо» перестало быть категорической аксиомой. Слово «хочу» также было подвергнуто ревизии. И в итоге – я  считаю, что я нашла баланс между желаниями и обязанностями.

К сожалению, я не так много вижу людей с таким балансом. Преобладают всё больше крайности: или «должен», или «хочу». И люди не понимают, что практически все свои проблемы они создают себе сами – именно вот отсутствием этого баланса, золотой середины. И объяснить никому ничего невозможно. Ведь для этого надо менять установки и собственно жизнь. Ой, как неохота! И вообще, проще жить, не вылезая из шкуры. Оно, конечно, может, и лучше будет… Ну, может, с нового года попробую, сейчас ну вот никак! Классическое «завтра», которое никогда не наступает.

Что можно с этим сделать, я не знаю. Как известно, добро причинить нельзя…


Рецензии