Разгадка на дне

В детстве я очень любил научную литературу, читал разнообразные энциклопедии, смотрел документальные фильмы на видеокассетах, так как иностранных телеканалов не было, а все самые интересные передачи шли  в то время, пока я сидел на уроках. У меня с другом детства Сергеем В. в то время была мечта что-нибудь построить, что-нибудь изобрести, сконструировать, чего ни у кого не было. С тех пор прошло много времени, а детские мечты превратились не более чем в желания, уступив место стремлению к настоящему жизненному идеалу, ведь каждый человек видит мир по-своему.
– Саш, пойдем со мной! – Услышал я до боли знакомый голос. Это был Сергей, как же я рад его встретить здесь на берегу реки. Но, что он тут делает и как нашел меня? – У меня есть кое-что, это тебе понравится, обещаю! – слегка улыбнувшись, он направился к воде, в сторону порослей камыша. Я несколько секунд сидел на лавке, нежась под медовыми лучами солнца, и закапывал пальцы ног в прогретый пляжный песок. Серега полностью пропал в зарослях, откуда доносились легкие всплески воды и шум береговой растительности. Обувшись, я пошел к воде, похожей на природное зеркало – был штиль.
– Давай, на борт! – услышал я крик своего друга, и в этот момент из камыша выплыл Сергей на деревянной лодке, с мотором, гребя веслами. Я аккуратно запрыгнул в наш боевой крейсер, чтобы не замочить ног, но мой вес оказался слишком большим, и корабль слегка качнуло, как во время шторма. Повезло! «Еще немного и замочил бы не только ноги» – пронеслось в голове. Мы аккуратно веслами оттолкнулись от рыхлого илистого дна, Сергей завел двигатель, и наш катер, напоминавший обычный весельный ялик, резво помчался вдаль. Вечер обещает быть интересным.
– Далеко мы от берега? – спросил я, будто не зная, сколько проплыли.
– Может, полкилометра или километр, – ответил Сергей, – сейчас прибудем на место.
Начало постепенно светать. Синее небо приобрело фиолетовый оттенок, солнце больше не припекало, понемногу опускаясь к горизонту, края облаков окрасились в сиреневый цвет с розоватым оттенком. Любимое время влюбленных пар – провожать закат. Наверное, в душе я романтик, поэтому был словно загипнотизирован всей величественной игрой природных красок, и не заметил, как прибыли на место. Наша яхта была уже привязана к другой лодке и пришвартована, двигатель заглушен, в воздухе витал едва уловимый аромат бензина. Но, что это? Плавучий пирс посреди реки? И кто эти люди? Я не знал ответов на эти вопросы. Если мне хотят устроить сюрприз, то с радостью сообщу, что у них получилось. Пирс имел форму круга и был сделан из дерева, как большой плот, где в центре имелось своеобразное «окно», из которого виднелось что-то, похожее на открытый люк.
– Собственно, команда в сборе, – проговорил Сергей.
– Что за команда? Кто в сборе? И куда мы собрались? – я бы задал еще кучу вопросов, но вовремя остановился. Любопытство хорошо, когда в меру.
– Это наше судно, ребята помогли достать и организовать все, что ты видишь. Будем опускаться на дно реки, вдруг что-то интересное увидим? – снова эта ехидная улыбка! – Нас будет трое, поплывет еще один человек, это механик, но надеюсь, что ничего страшного произойдет, – ответил на все вопросы дружище. – По местам!
Задраив люк, мы с Сергеем заняли первые места у смотровых иллюминаторов и начали спуск. Тускловатое желтое, но очень теплое освещение создавало знакомый домашний уют перед новым годом. Оглушающую тишину периодически нарушал механический рулевой привод нашего батискафа, показывая глухим жалобным скрежетом, что он нуждается в небольшом косметическом ремонте. Я даже не стал вдаваться в подробности управления подводной лодкой, все равно не запомнил бы, что значат все эти показания приборов на бортовой панели, только интуитивно разобрался, где находится показание датчика на поверхности и где глубиномер.
– Сто пятьдесят метров глубина, – тихо сказал Серега. Я уже это знал и тактично промолчал, – Сто шестьдесят, сто семьдесят. Что-то не так, я не понимаю! – лицо его постепенно менялось в цвете и становилось бледным. Датчик передал, что на поверхности шторм, и всплывать нам пока нельзя. «Но как? Ведь был штиль какое-то время назад?» – мимолетная мысль отозвалась в моей голове. Взглянув на сидевшего позади механика, я понял, что действительно все пошло не так, как планировали. Его лицо было такого же бледно-розового цвета, глаза уставились в одну точку, и немного подрагивала нижняя челюсть. Взгляд направлен в иллюминатор, где я не видел ничего, кроме мутной воды с плавающими кусочками ила и бесконечной всепоглощающей черноты, которую робко пытается пробить свет бортового фонаря, пропадая в бездне.  «Планы рушатся почти всегда, но не в таких же масштабах!» – пытался я себя успокоить. Вдох, выдох. На мгновение мне показалось, что все закончилось, только нервное дыхание моих товарищей накаляло обстановку. Двести метров под водой. Это немного, чуть больше мирового рекорда по спуску без акваланга, а школьники их пробегают за тридцать секунд. Но все в мире относительно. Трудно представить с какой силой на маленькое подводное ржавое корытце давят двести метров водной толщи. Хоть наш батискаф был небольшим, всего три метра в длину, изнутри он так не выглядел. Мы были похожи на песчинку в океане, которая подчиняется мощным водным потокам.
Со всех сторон стал слышен глухой гул, будто вся планета плачет от боли, которую причиняют ей люди. Мои товарищи совсем потеряли рассудок, и вместо того, чтобы успокоиться, подождать, понять, что сейчас творится, стали судорожно надевать спасательные жилеты, нервное сбитое дыхание сменилось всхлипываниями, а глаза беспорядочно носились по всей каюте. «Главное не придаваться панике, не повторяй ошибки друга», – твердил я сам себе, и на всякий случай надел желтый спасательный жилет. Мы застыли на мертвой точке. Глубиномер не показывал больше чем двести метров. Подводный гул начал ослабевать, и я обратил внимание, что Сергей успокоился, но дыхание все равно было сильным и глубоким. «Не буду с ним общаться, пока не придет в себя» – закрепил я в своем сознании. Дрожащей рукой наш капитан глубинного плавания включил механизм подъема. Видимо наш план, все-таки, потерпел фиаско. «Провал…» – тихонько шепотом сказал я. Ответ на мою фразу не заставил себя ждать – треск, удар в правый борт и снова этот могильный гул! Мы втроем вжались в свои кресла, кто-то схватился за голову и завыл, кто-то всхлипывал все сильней, а я просто закрыл глаза, набрал полные легкие воздуха, и в голове осталась только одна мысль: «Боже, помоги добраться до поверхности». Никогда не молился, и не умею это делать, но верю, что Бог слышит все наши слова. Инерция от удара постепенно угасла, в правом борту осталась небольшая вмятина, напоминавшая о пережитом кошмаре, гул в очередной раз начал угасать.
Начался подъем нашего судна на поверхность. Все шло в штатном режиме, шторм стих, но капитан и механик не до конца оправились от перенесенного страха. «Какова его причина? И что был за гул и кто нас ударил?» - вопросы остались без ответов. Видимо для этого мы и опускались на дно реки, но наша миссия оказалась провалена.


Рецензии