4-я книга. 7-я -8-я главы. Гранит науки
ГРАНИТ НАУКИ
Герман старался в отношении Вовы: купил ему пальто, ботинки, шапку…Стал обучать «нехитрым» школьным наукам, которые тому не давались...Многое происходило в Щербинке, -и школа там же.
- Сколько секунд в минуте? – спрашивал он Вову в кухне.
-Не знаю, - бубнил Вова.
-Как не знаешь?! – злился Герман,- Ты же повторял: шестьдесят!..– и… крупно нарисовал на листе цифру «60».
Вовка упрямо твердил «не знаю»! Так продолжалось, пока Герман не написал синим цифру «60» у Вовки ни лбу:
- Шестьдесят!..- орал он и спрашивал. Вовка упирался, Герман тыкал пальцем в зеркало:
- Вон, видишь? Шестьдесят! Запомни!!!...
Вовка надувался: «не знаю», «не знаю»… закипал обидой.
В десять лет он не понимал, что такое «вчера», «сегодня», «завтра»…Рита ему обьясняла, и рисовала… Герман вздумал помочь ему с понятиями «полтора» и «половина»…
- Вот, видишь, - говорил, - яблоко, ОДНО. А это, - резал надвое, - ПОЛОВИНА. Понятно?
- Та..- шептал Вовка, опустив голову.
- Сколько яблок? - брал Герман в руку одно, а Вова говорил:
- Два.
- Где два?! – бесился Герман, - Яблоко, видишь?! Одно!!!
- Да.- тихо говорил Вовка.
- А это...? - Герман показывал половинку, - Чего молчишь?!..
- Сколько яблок у меня в руке?!..
- Три…- безнадежно выдыхал Вова.
Герман, дрожа от гнева, налил в стакан воды:
- Вот видишь, я налил воду. Сколько здесь воды?
- Один…
- А это? – он налил половину стакана.
- Не знаю…
- Как не знаешь?! Я же сказал: ПОЛОВИНА!!- и, вышедший из себя Герман, оттянув Вовке резинку штанов, вылил туда стакан воды, - ОДИН стакан! – Понял?
- Да!- плачущим голосом проговорил Вова.
- А это половина! – Герман вылил туда еще пол- стакана. Повтори!
- Половина, - проплакал Вова.
- А вместе будет ПОЛТОРЫ!!!…
Вовка ревел. Рита, прибежав из комнаты, сердилась:
- Как ты учишь ребенка?! - Все, хватит. Нечего его обижать!
- Ну и учи сама!..- бросил, уходя, раздосадованный Герман, - Он тупой, ничего не понимает!
- И буду. Иди отсюда! Взяв картофелины, Рита одну разрезала пополам:
- Видишь? ОДНА КАРТОШКА. А это ПОЛОВИНА. Понятно?
Вовка молчал. Рита взяла картофелину:
- Это сколько картошек?
Вовка думал-думал и сказал «не знаю».
- Как не знаешь?!- вызлилась Рита, - тебя учить, как Герман?!
- Нет..
- Вот это, - взяла полторы картошки, - сколько картошек?
- Пятнадцать..- вымолвил Вовка.
-Чего пятнадцать?! - вскричала Рита.
- Метров,- сказал Вовка.
Рита схватила рулетку и потащила Вовку измерять комнату от стены до стены…
- Вот ПЯТНАДЦАТЬ МЕТРОВ! – кричала она, - наша комната в длину. А картошки полторы! – видишь? Одна картошка, и половина, а вместе полторы! Понял?!..
…Нетрудно представить, как он учился в школе. Рита замучилась выяснять, почему ему ставят «два», и сделали очередную запись в дневнике: «Срочно придите в школу! – Ваш сын ПЛЕВАЛ В СОСЕДНИЙ КЛАСС»…
- Куда ты плевал?!.- смеялась Рита, - Расскажи!
- Там все плевали..
- Куда плевали, зачем?!
- В класс…один плевал..другой плевал..и я плевал...
Рита пришла к учительнице. Та обьяснила: детям понравилось забегать и плевать в соседний класс. А дети из того класса, соответственно, забегали и плевали в ИХ класс..Так и бегали, пока не наткнулись на учительницу…не успел увильнуть,конечно, Вова! А к нему и так полно претензий.
- Он дерется! - доложила учительница. – Невозможно пройти мимо, чтобы не стукнул! Агрессивен. Учится плохо, ни на один вопрос не отвечает. Даже имя свое НЕ ХОЧЕТ назвать!..
- Почему ты дерешься? - спрашивала Рита.
- Дразнят..
- Тебя дети дразнят?!
- Да..
- Тебе обидно, и ты дерешься?
- Да..
- А почему не говорил? Как дразнят: «ЧУКЧА», - как в той школе?
- Да..
- А говорят, ты просто так дерешься.
-Нет..
«Срочно придите в школу! Сильно избил ребят»,- писала учительница.
- Опять дерешься! – расстраивалась Рита, - Мы же договорились... И кого ты там избил?..
Молчание. Снова пошла в школу.
- Кого конкретно избил Володя?
- Всех…- отвечала учительница.
- Что значит «всех»? Он что, один избил весь класс?!
- Да. Мы собираемся поставить его на учет в Милицию.
- Чего-о?!
- Да, - поджала губы учительница, - переводите его куда- нибудь, хоть в Псих-интернат, иначе мы сами его куда-нибудь отправим!
Дома состоялся разговор, из которого Рита поняла: сын попал в немилость. В довершение ее вызвали в Милицию. Толстая дама в форме сказала претенциозно:
- Мы собираемся отправить Вашего сына в Псих-интернат!
- Что Вы говорите!? - вспылила Рита, - А я не отдам!..
- Он сам к нам придет! – высокомерно заявила чиновница, или Вы приведете…
- НИ ЗА ЧТО В ЖИЗНИ!!!- твердо сказала Рита.
- По всем статьям он нам подходит…
- А это мы посмотрим! – Рита, круто развернулась и пошла прочь...
- Вы еще вернетесь к нам! – крикнула вслед инспекторша.
Дома Рита накинулась на Вову:
Меня из-за тебя вызывали в милицию. Тебе скоро одиннадцать, а ты плохо ведешь себя в школе! Хочешь, чтоб перевели куда-нибудь подальше!? – хочешь жить без меня? Что случилось в классе!..
Вова до сих пор трудно говорил, но Рита кое-как разобралась. Ребята обьявили поединок: «кто кого»? Подходили по-очереди, и Вова дрался с каждым…Воспринял драку, как соревнование…и - победил всех!..Но в последний момент в класс вошла учительца.
Рита стимулировала Володю к занятиям спортом. С первого класса он ходил в секцию бокса. Увлекся футболом… Пока ему не зафиндилили мячом в глаз…Придя домой с фингалом на пол-лица, Вова долго никуда не ходил: лечили сотрясение… Занимался и каратэ, - пока не украли кимоно! В нем жило стремление к спортивным занятиям.
Положение было серьёзным. Рита на опыте знала: уж если что задумают с позволения «педагоги», - они могут испортить судьбу мальчишке…Взяв амбулаторную карту Володи, которую держала при себе, она поехала в центральный Московский Детский Психдиспансер…Главврач приняла Риту, внимательно выслушала Вовкину историю, и…согласилась положить его на обследование.
Вова был в Диспансере три месяца. Надо сказать, он стал лучше: спокойней. Сам книжки читал, с картинками, которые Рита приносила. На свидания к нему приходили с Германом, которого Вова начал звать «папой». Вова очень радовался встречам, и заказывал: сыр, фрукты, компоты…Но однажды, Рите сказали, что сын…находится на операции по поводу аппендицита!..
Рита испугалась: не случилось бы перитонита...Но операция прошла успешно. При выписке лечащий врач сказала много утешительного.
- А Вовка, - доложила она, - не такой уж дебил!..Мы поставили ему «пограничное состояние». Ему нужно другое обучение. Вы не против, если мы направим его в Спец-школу для отстающих?
- А что там за дети?
- Такие же, как он, - призналась врач, - есть и похуже…Но там ему будет намного легче учиться! И Вам спокойней.
Рита впервые ушла, окрыленная надеждой. В спец-школе Вова стал не только лучше учиться, но был избран старостой класса. В массовой он учился в третьем, а тут пошел в пятый класс! Одно неудобство: в пятницу приходилось забирать его и долго везти в электричке…Полтора часа на дорогу! В понедельник опять на электричку…она на работу опаздывала.
Герман жил у родителей. По-очереди с Германом забирали его, а в свободные дни приводили к бабушке с дедушкой. У них Вова чувствовал себя уютно: бабушка Евдокия кормила, читала книжки, и вместе они шли во двор: кормить птиц, насыпая им крошки в специально вырезанные и подвешенные на ветки пластмассовые бутылки, Вова после бегал по двору с ребятами… Домой он возвращался в мокрых ботинках. Герман купил сушилки, но Вова не хотел ими пользоваться, и так и не приучился вставлять на ночь. Пришлось купить ему сапоги, а для ботинок галоши.
Забегая вперед, скажу: через два Рита шутя научила его играть в шахматы. И... Володя обьявил ей мат! Рита глянула на него изучающе: «случайность»? Когда же повторно получила три «мата» подряд, поняла: Вова УМНЫЙ МАЛЬЧИК. Он просто не знает русского языка, а в раннем детстве пострадал… Ему нужны особые условия для развития.
- Представляешь, - сказала она подруге, - Вовка меня в шахматы обыгрывает!
- Да ты что?!- вытаращила глаза Галя, - ему же, кажется, дебильность» ставили…?
- Ну, да… – рассмеялась Рита,- Если меня обыгрывает дебил, то ЧТО такое я сама?..
8 -я глава.
ТИШЕ, Я ДУМАЮ КОНЯ!
… Однажды Рите во сне явился ковер из незабудок, сверкающий лучистым светом, качаясь «на весу», сотканный из мерцающего тумана сияющий мелкими цветочками,- каждый в отдельности,- они источали фантастический синий свет на низлежащую поляну, - полыхающую матовым сиянием… Иллюзорное сочетание цвета и света очень хотелось изобразить! Рита кропотливо подбирала цвета, смешивала краски…фломастерами, и из цветных бумажек..и ничего не выходило!.. Во сне она шла по щекочащему ковру босиком, - словно по радуге!- Жаль, эту красоту почти невозможно воплотить в жизнь….Выходящее из –под рук нравилось всем кроме нее…Недаром же говорят: невозможно изобразить северное сияние! «Почему невозможно?- думалось ей,- А если постараться…Вот бы мне его увидеть! А кажется, я смогу! - Но в жизни -это не как во сне.. жаль!»..
Рите почти всегда снились чудесные сны. И основная работа приходилась на ночь…Она привыкла. Раз в неделю она все же забегала к мужу. Переночевав, - с радостью спешила в Щербинку! - «ура, свободна!.. Я плохая жена..-осознавала сама, - и незачем было уговаривать меня жениться?- оправдывалась перед собою,- У кого-то стерпится, а у кого-то нет! Я говорила правду…Сама терплю ради его матери!»…
Рите очень нравилась свекровь! – заботливая и внимательная женщина, улыбчивая и добрая, которую оба звали ласково: «Матушечкой»…Она весело их встречала, стараясь приготовить вкусный борщ, ненавязчиво вникая в дела, сочувственно вздыхала…Рите даже не верилось, какая выпала ей свекровь «при столь неподходящем муже!»...
Основная жизнь проходила в электричке… в лесу или в Щербинке, - с ножницами…за пишущей машинкой…вдали от Германа. Она мыслила себя «Бабой Ягой в избушке на курьих ножках…
….Вспоминалось недоуменное выражение мужа, когда однажды ночью он разбудил ее, тряс:
- Какого коня?! Почему ты спишь ко мне спиной?... во сне бормочешь..
«Хочет, чтоб только НА НЕГО ГЛЯДЕЛА, - а я возьми да и брякни:
- Тише, я думаю коня!...
Ах, какой красивый конь! – Голубой! С блестящими копытцами был…и приглашал сесть, улететь с ним в сказочную страну!...
- Что за жена,- твердил Герман, - ночью про коня думает!?..»
Окончательно проснувшись, Рита поняла: муж кричит на неё, причем, на всю комнату... Встала, и - хвать ножницы!..Герман обиделся…долго не разговаривали...«Не создана я для семьи…- думала Рита…слушая, как Герман ругался:
- Почему я должен страдать из-за каких-то коней? В конце концов, я тоже должен спать!…
Рита возьми да ляпни:
- Спи! Кто тебе мешает? Не видишь, – я работаю!…
- Нет, вы посмотрите! Она РАБОТАЕТ! А мне что делать?..
- Наверно, спать, - сказала Рита, неотрывно следя за ножницами…
Но это был еще не финальный случай. Впрочем, Конь получился в обьеме, - стройный, с серебряной гривой:
Конь голубой родился…
А все же не тот, что снился!
«Да отчего же они не получаются ?!!..-расстраивалась она.- Не умею я вырезать…И что ВИЖУ- не могу никому показать! Это такое вИдение? - или дело техники..или - что?!..
Уладив с Вовой, Рита снова всерьез увлеклась творчеством… Она все так же «витала в облаках»…И проводила выставки в редакциях и библиотеках, давала стихи в «Медицинскую газету», с вырезанками- иллюстрпациями и интервью в «Московский Комсомолец». А из «Вечерней Москвы» приезжали в комнату Германа, спрашивали, как она умудрилась «заняться китайским творчеством» в России? – фотографировали, и напечатали даже в журнале заметку с ее вырезанками…
В «Литературной» газете Рита наткнулась на выхвальные стихи одного известного поэта: как бедняга ночами не спит, обуреваемый заботой о «деяньях страны», - «неравнодушный» в отличие от всех
…Вспомнив, что она до 29-ти лет была самоотверженной комсомолкой, старалась участвовать во всех мероприятиях, и соц-соревнованиях… бесплатно украшая по просьбе отделения и стены в больнице, рисуя стенгазеты, отзывчиво выполняя поручения Комсомольской Организации..А потом.. Рита усмехнулась: «меня - оценили!»...По истечении срока просто вышвырнули за борт, как балласт: «дураков работа любит»...«Не спится,- не то, так другое…-писал «неравнодушный» поэт…такой беспокойный:
И вновь в голове пятилетка,
И мысль - о деяньях страны…»..
Не удержавшись, Рита послала в «Литературку» пародию:
Не спится,не то так другое:
Под простыней мягкий комок…
Пошарил, - и вынул ногою
Жены эластичный чулок!
Лежит она рядом, за стенкой.
Подумал, решился пойти…
Храпит! Я как дал ей коленкой,-
Не в силах досады снести...
И сразу прошло возмущенье,
И в новой сплошной полумгле
Я думал с немым изумленьем
Про светлую жизнь на земле!
Ей не ответили…Отдежурив, вспоминая это, Рита ехала в электричке, как всегда прикрыв глаза…В полудреме пришла картинка: « бегущие на восход девушки держатся за руки: « За горизонтом»!.. Голова валилась к окну…Подложив шапку, Рита уснула...Она уже научилась слышать диктора сквозь сон…
- Следующая остановка – Щербинка!..
Свидетельство о публикации №215021700411