Подкова счастья. Часть 3

                Действие второе

           Горница в избе у Макара. Вся она уставлена туго набитыми мешками. Входит Макар, в руках шапку с деньгами несет. Следом Полкан голову просунул, в горницу пробрался. У стенки встал, на Макара поглядывает.
     Макар. Еще мера серебра. (Высыпает деньги из шапки в мешок). Скоро полный будет. (Пробует приподнять мешок). Тяжелый. (Зачерпывает горстями монеты, обратно в мешок ссыпает). Вон их сколько!
     Полкан (не глядя на Макара). Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал!
     Макар. А ты чего - в избу-то?! С лапами грязными!
     Полкан. И погреться нельзя! Осень, чай, на дворе! Простудиться недолго!
     Макар. Тогда грейся и молчи! Мешаешь. (Подходит к другому мешку).  А здесь одни золотые. Ишь, блестят - аж глазам больно.
     Полкан. Продал душу за овсяный блин.
     Макар. А ну, повтори, что сказал?
     Полкан. А я что? Я сам с собой...
     Макар. Укорочу язык-то!
     Полкан. Как же я без языка твоё добро сторожить буду? И не полаешь!
     Макар. Только это тебя и спасает. (Подошел к третьему мешку). А в этом медяки. Мелкая монета, а для размена нужна.
     Полкан. Пошло дело словно в присядочку!
     Макар (грозит ему рукой). Сглазь еще! Тьфу-тьфу-тьфу! Так и знал - что-нибудь упущу! Где моя приходная книга? А всё ты, непутёвый! Деньги счет любят. (Открывает большую, толстую книгу. Проверяет). Было отпущено соседу... шапка медяков. Получена обратно... мера серебра. Запишу, чтобы не забыть.
              В дверь заглядывает Меланья.
     Меланья. Макарушка...
     Макар. Чего тебе, маманя?
     Меланья. За что соседей обидел? Последнее с них взял...
     Макар. Не могу, маманя, иначе. Раз отступлюсь от своего – всё  богатство прахом пойдет.
     Меланья. Да что проку с него? Ни себе, ни людям. Жили раньше бедно, да честно. Всяк здороваться спешил... А теперь - отворачиваются...
     Полкан. К кафтану совесть не пришьешь, раз душа погулять вышла.
     Макар (погрозил Полкану кулаком). Потерпи, маманя. Скоро накоплю так, чтоб для полного счастья хватило...
     Меланья. Вон сколько... накоплено! А счастья как не было, так и нет.
     Макар. Будет причитать!
            Полкан было из-под мешка высунулся - слово сказать...
     Полкан.Снова встреваешь?
     Полкан. Да молчу я, хоть язык и чешется. Тебе все деньги считать, а изба не крыта.
     Меланья. И то... Крыша совсем прохудилась. Вот-вот рухнет.
     Макар. Покрыть надо!
     Меланья. Ох, надо!.. Так может... не откладывать? Работников нанять?
     Макар. Найми.
     Меланья. Так деньги... нужны.
     Полкан. У него от скупости зубы смерзлись!
     Макар. Вот я тебе припомню скупого! Три дня свой хвост есть будешь! Бери, коль надо! Хоть серебром, хоть золотом.
     Полкан. Гляди-ка - расщедрился!
     Меланья (зачерпывая подолом фартука монеты). Нам и серебра хватит. Сразу работников найму!
     Макар. Иди-иди, матушка. А я для памяти в книгу впишу. (Листает книгу).
             Меланья остановилась у порога, смотрит на Макара, потом возвращается.
     Полкан.Мамане... мера серебра...
     Меланья. Что же получается? И мать свою в книгу вписал? (Подходит к мешку, откуда монеты насыпала, начинает их вытряхивать обратно в мешок, подскочил Полкан, мешок придерживает). Еле грех на душу не взяла... На что позарилась! Эх, сынок, погубил ты душу свою за богатство! (Уходит).
     Полкан. Хорош ты парень, Макар, да ни к чёрту не годишься! Тьфу на тебя! (Убегает).
     Макар. Опять за своё! Сегодня же со двора вон!
           Рванулся Макар за Полканом, да тот перед самым носом улизнул. Макар - за ним.
             В горнице появляется Меланья.
     Меланья. Сердце кровью обливается. Как от сына беду отвести? Деньги... деньги. Кругом деньги. Сгубят они его.
                Влетает Полкан, отдувается.
     Полкан. Обманул Макара! По деревне меня ищет, а я тут.
     Меланья. Поди ко мне, Полкан.От беды спасём Макара.Пока его нет - унесем мешки в лес, да зароем их.
     Полкан. И станет Макар опять человеком!
                Взваливают на себя мешки, уносят. А тут и Ма¬кар явился.
     Макар. Ни мамаши, ни Полкана, и изба открыта. Горе мое - деньги! Денежки мои!
              Как из-под земли мешки выросли перед Макаром.
     Макар. Уф! Аж пот прошиб. Такое пригрезилось. (Проверяет, всели цело).
           Слышен голос Меланьи, которая зовет сына. Вот она в горнице.
     Меланья. Макар, сын мой, не горюй, проживём мы без этих денег. (Увидела мешки). Ах! Они здесь?
     Макар. А где ж им быть? Мне на миг пригрезилось, что пропали - сердце в пятки ушло. Не мешай, маманя, деньги считать.
     Меланья (тихо). Своими руками мешки в землю закопала - они опять здесь. Пойду к Фаддею, в ноги поклонюсь. Пусть не держит зла на Макара, что разорил его, совет даст, как сына спасти. (Уходит).
           Макар (поёт).Я не сеял, да не пахал,
                В землю зерен, эх да не бросал –
                У меня совсем другая заботушка.
                Триста с лишним дней в году
                Счёт я денежкам веду -
                Всем на зависть у меня работушка.
     Макар. Что-то не поется. Вроде и денег много, а радости и впрямь нету. А может, прав был Фаддей: не жди от Лиха счастья. И ведь запало в душу: был счастлив однажды. Помню, подкову сковал - вот этими руками. Потом Настя вошла... Будто солнышко ясное...
                А тут и Настя у двери появилась, будто век стояла.
     Настя. Здравствуй, Макар!
     Макар. Настя! Уж не сон ли? (Подходит, берёт её за руку). Нет, не сплю. А ведь только про тебя подумалось - и ты тут. К добру, стало быть.
     Настя. Добра мало... Горе у нас.
     Макар. Стряслось что?
     Настя. Без кола остались, без двора. Избу за долги продали. Теперь за кузницей черед.
     Макар. Опять сердце ёкнуло... Аж в жар бросило. Да мне для тебя ничего не жалко!
                Вдруг за стеной шум-грохот раздался, что-то вспыхнуло да погасло. Оглянулись Макар с Настей, а посреди избы Лихо Одноглазое стоит, сабелькой поигрывает.
     Лихо. Пришла охота поглядеть, как ты, Макар, в богатстве живешь.
     Макар. Да как жил, так и живу. Вон крыша те¬чет. Видать не по Сеньке шапка, не по мне богатство это.
Лихо. Небось и серебро есть?
Макар. Вот оно.
Лихо. И золотые?

                Продолжение следует


Рецензии