Разговор по душам

Думаю, что немало людей, заходя в церковь или храм, хотели бы поговорить с кем-то из служителей даже не о Боге и Вере, не о житейских проблемах, а просто  и откровенно о жизни по душам. Поделиться своими впечатлениями от посещения церквей и общения с церковнослужителями  меня подтолкнул рассказ Александра Чашева об откровениях своего однокашника, неожиданно ставшего попом.
( http://www.proza.ru/2015/01/26/1139 )

Начну с того, что вспомнилось, как  однажды от работы была организована автобусная  экскурсия по церквям и соборам Петербурга, на которую я охотно записался с женой. В программу экскурсии входило посещение христианских церквей и храмов, а также католического костёла, буддийского храма, синагоги и мечети на петроградской стороне. Всё вместе это было  очень интересно и познавательно.  Я и раньше  не упускал случая заглянуть в большие и малые  церкви и соборы,  городские и сельские,  в обычные и старообрядческие, богато украшенные  и  совсем скромные по убранству. Но всё же самое интересное для меня было не возможность  посмотреть снаружи и изнутри на эту красоту и не послушать  официально приуроченные к каким-то церковным праздникам церемониалы с песнопениями (что надо признать действуют завораживающе, но смысл слов и сам ритуал труден для понимания), а возможность поговорить неформально. В различных конфессиональных заведениях это происходит значительно отличаясь. Попробую  поделиться об этом своими впечатлениями.
 
В католических храмах, где прихожане сидят на деревянных скамьях с высокими спинками, это похоже на лекцию с нравоучениями, как надо поступать в тех или иных случаях, по ходу можно задавать вопросы. В общем обстановка вполне комфортная, люди слушают авторитетного и вполне доступного человека, отличающегося от прихожан только скромным одеянием (ксендз, кюре, капелан).

 В православных храмах такие разговоры, которые мне довелось слышать, выглядели в виде вольных пересказов каких-то случаев, происхождение которых нельзя объяснить с бытового уровня понимания  иначе как «чуда». Упор на эти «чудеса» столь постоянен, что когда ты о них слышишь не один раз, начинаешь сопротивляться как от навязчивой пропаганды не очень умного лектора. Это многочисленные рассказы о мироточении икон, о видении и слышании  дев с распущенными волосами, о чудесном излечении  и т.п. Даже если что-то подобное действительно иногда случается (если человек не лжёт, или если это не видения больного человека), что объяснить произошедшее с современного уровня миропонимания невозможно, то всё равно напирать только на эти факты в корне не верно. Человек приходит в храм не для того, чтобы ещё раз услышать, что он раб, грешен, должен каяться и оставлять свои деньги в приготовленные для этого кружки, ящики и другие ёмкости на ремонт храма, на строительство и на многое другое. На эмоциональное сознание женщин это действует, мужики и внутренне и внешне этому сопротивляются, как мне кажется. Хотя для этого достаточно взглянуть на количество присутствующих при таких проповедях представителей мужского пола.

В синагоге и буддийском храме разговор был более откровенным и открытым. Буддийский служитель, хоть и наряжен в необычную яркую накидку, в разговоре ни чем не выделялся, на все вопросы отвечал просто и откровенно.
 
В синагоге человек в обычном джинсовом костюме (что-то вроде старосты храма) также очень легко и просто рассказывал о своей религии. На удивлённые вопросы об  отсутствии крестов и других каких либо атрибутов иудейской веры объяснил это тем, что в синагоге не молятся, сюда люди  приходят общаться.
 
Вход в мечеть для иноверцев закрыт, о том, что происходит внутри, можно судить по телевизионным репортажам с мест событий. Но даже глядя на эти события через экран телевизора, у меня это вызывает уважение от того, что мужская часть и взрослые и молодые объединены единой молитвой, и не отвлекаясь внимают мудрым словам и наставлениям уважаемого человека имама.

 Последнее, как мне кажется, является очень важным моментом для человека. Тем  более, когда есть возможность поговорить с авторитетным служителем один на один, и если возможно по душам. Нет, у меня такого разговора по душам не было. Но об одной встрече я хочу рассказать.

Было это где-то лет 7-8 назад (2007-2008гг), я тогда почти закончил свои записи-размышления как бы о смысле жизни, «о снах и яви инж.И.Иванова», которые  долгое время дополнял и исправлял,  и в итоге вдруг неожиданно даже для самого себя перешёл к рассуждениям о Боге.
Вот  тогда родилась такая острая необходимость поделиться открытыми для себя совершенно неожиданными новыми вещами, которые удержать внутри себя не было никаких сил. Я поделился этим с друзьями, но реакция была слабой, по-видимому, просто был не понят. И я пошёл в церковь.
Казанский собор на Невском был выбран случайно, просто в то время  я работал в центре города и было как бы удобно. Ну и потом солидный храм предполагал возможность встречи  с солидным, рассудительным церковнослужителем. Но вышел молодой «настоятель» лет 30-35. Ожидание на возможность серьёзного разговора несколько поубавились, но не поворачивать же из-за этого назад, я представился, сказал, что хотел бы поговорить не формально, а так тет-а-тет. На вопрос:
– как мне к вам обращаться, - молодой поп ответил,
– батюшка Андрей.
Обращаться  так я был не готов, «батюшка» - это отец, а он у меня один. И потом по возрасту «батюшка»  значительно был моложе. Об этом я ему сразу и сказал.
 – Если вы, Андрей, не против, я  буду обращаться по имени, – он согласился.

Беседа была не долгой, я поделился своим неожиданным для себя открытием, что нечто божественное в мире, по-видимому, существует, но пришёл я к такому выводу не благодаря церкви и «священным писаниям», а несколько другим путём.

К церковнослужителям у меня на тот момент, да и сегодня  осталось не мало вопросов. Почему «христианская» по сути церковь называет себя «православной»? Почему «посланник божий» Иисус Христос (христос – греч. помазник, посланник) тоже именуется «Богом»? В исламе тот же «посланник божий» Мухаммед занимает вполне логичное место «пророка». Почему в христианстве этот очевидный абсурд  сохраняется? Или это русская привычка – хорошее улучшить до степени безобразного, умное переделать в глупость?
Почему «триединство отца, сына и святого духа» не считается «многобожием», а поклонение разным Богам нашими предками-«язычниками» - это плохо?
Кто решил, что христианство - это наша русская Вера и религия?
Почему в Библии сосуществуют на равных правах две религии  противоположные по своей сути и этике – Ветхий завет, ставший основой иудаизма, и Новый завет, ставший основой христианства?

На все вопросы у Андрея был всего один ответ – «так принято».
Я оставил ему электронную запись своих  размышлений и мы договорились встретиться через неделю.

Через неделю мы встретились, но разговор был ещё короче. Он спросил только о том, что в описанной истории про Иванова  происходило реально или это  всё выдумка? Но всё равно для него это, как он признался,  трудно для понимания, потому что он не силён в математике (хотя в тексте будущей книги было больше элементарной геометрии, чем математики), поэтому посоветовал поговорить об этом с неким авторитетом в духовной академии.
И ещё он скромно отметил, что такие как он всего лишь рядовые труженики церкви, что трудятся они и в будни, и по праздникам и по выходным, и что кушать им тоже хочется, как и простым прихожанам, и хочется  «хлебушка с маслом».
Да, последнее вполне очевидно, церковнослужители не хлебом единым сыты, не отгораживаются и от других прелестей современной жизни обывателей, вот только «священнослужителями» их назвать язык не поворачивается.

Хотя в тиши монастырской, в постоянной, искренней молитве (своего рода медитации) обязательно должны были и, наверное, продолжают появляться люди с просветвлённым сознанием, которым становиться доступно понимание чего-то более высокого, надобыденного. Они, наверное, могут быть названы «святыми», и наверняка «мудрыми старцами». Но они становятся таковыми только после того, когда их уже нет, и взирают на нас с икон, написанных талантливой, но всё же человеческой рукой. При жизни «святых» не бывает.
При жизни поговорить по душам со светлым человеком нам не доступно из-за нас же самих. Не слышим мы ни голоса мудрых, ни голоса Природы, ни тишины.
Если вдуматься, то само выражение «поговорить по душам» подразумевает не просто предельно откровенный разговор (хотя это не всегда уместно, или как говорит мой пятилетний внук – не прилично), но скорее разговор честный, без лжи. А возможно это и не разговор вовсе, а желание двух людей быть вместе, рядом, и без слов испытывать взаимную радость от этой близости - с родителем (родителями), с братом, с любимым человеком, с верным другом. Когда встречу греет взаимное радушие - радость души. 
«Радость» и «радушие» очень близкие по смыслу слова. Слово «честность» в значениях азбучных символов тоже вмещает в себя намного больше, чем отсутствие лжи:
 
- ЧЕСТНОСТЬ – природная красота и гармония существующей формы бытия (человека), соединенной со знаниями Предков, определяет единственно возможный вариант существования вечной жизни.

Возвращаясь к наследию предков, мы  открываем для себя истинное прошлое, опираясь на которое можем уверенно смотреть в  светлое будущее.
С душой и от души всем этого желаю.


Рецензии
Всё верно, Николай. Первосвященники христианские не жалели времени для разговоров по душам. Проповедники были главными в начальные годы церкви. Богатели храмы материально, появились хранители имущества - епископы. Они и захватили власть. Общественная организация духа превратилась в государственное предприятие по оказанию религиозных услуг, в интересах сильного, с вертикальной структурой, вождями и винтиками. Потому и не прижилась она на русской почве. Священники, осознающие гибельность пути в никуда, пытающиеся словом достучаться до душ прихожан, изгоняются из церкви. Вот и задумаешься иногда: кто на самом деле стоит во главе РПЦ?

Александр Чашев   17.02.2015 21:55     Заявить о нарушении
Интересен смысл значения слова "епископ" - гр. "надзирающий", от которого пошли другие иерархические церковные определения служителей, т.е. буквально - надзирающий за доходами. Чем выше ранг, тем выше не "святость", а доход.

Николай Леухин   18.02.2015 12:52   Заявить о нарушении