Уроки прошлого. М. Е. Салтыков-Щедрин

Перечитывая сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, с грустью подумала, что в современной реальности он может стать одним из кандидатов на удаление из школьной программы. Похоже, уничтожив советское образование, утрачиваем и основы нравственности, а потому лишают сейчас свободы слова настоящих защитников прав человеческих.

В прессе появлялись, например, статьи, в которых наши демократы высказывают сожаление об отмене крепостного права в 1861 году, дескать, ошибка была. Послушали бы этих мыслителей писатели XVIII-XIX веков, заступники народные! Да и самих крестьян услышать не мешало бы новым «правозащитникам». Складывается впечатление, что классиков не хотят читать не только дети, но и многие взрослые. Среди них и те дяденьки, которые важные посты занимают, государствами управлять стремятся. Не знакомы они, видимо, ни с повествованием о генералах и мужике, спасшем господ от голода, ни с рассказом о «диком помещике», пожелавшем без крестьян прожить.

А уж сказку «Медведь на воеводстве» вообще крамольной могут назвать, ведь замахнулся сатирик на самих воевод и министров. Однако прошло с тех пор около 160 лет, изменился стиль управления воеводствами, многие губернии республиками стали, самостоятельность приобрели, независимыми себя объявили. Пожалуй, партии «Единая Россия» не из-за чего волноваться, ведь символ их, современный медведь русский, вовсе не похож на того Топтыгина, которого нарисовал Салтыков-Щедрин в своей сказке.
На мой взгляд, некоторые неумные правители разных стран могут напоминать хозяина лесного из XIX века в том случае, если они образование в стране уничтожают или с помощью пушек и снарядов погромы устраивают, добиваясь полного послушания от населения. Вот потому и надо бы напоминать мировому сообществу о мудрых мыслях русских писателей прежних веков.
 
Итак, вспомним три сказки Салтыкова-Щедрина и ответим себе на некоторые вопросы.

1. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

В финале сказки сообщается, что генералы про мужика, спасшего их от голодной смерти, не забыли и щедро вознаградили его за труд и преданность. Они выслали ему «рюмку водки да пятак серебра» с пожеланием: «Веселись, мужичина!» Но весело ли мужику? И весело ли тем людям с совестью, которые понимают, как безобразно и нелепо считать тружеников, крестьян, рабочим скотом, швыряя им за тяжёлый труд мелкие подачки, чтоб с голоду не умирали, а продолжали господ обеспечивать.
История столь невиданной щедрости генералов такова. По каким-то причинам они оказались на необитаемом острове в полной беспомощности. До этого генералы жили в Петербурге, служили в канцелярии, делать ничего не умели, но высокие чины получили. На острове они впервые испытали голод и все неудобства жизни без слуг. Они не знали, что рыба, прежде чем на блюдо попадает, плавает в реке или в море, а булочки не растут на дереве.

И погибли бы ни за что ни про что генералы, если бы не наткнулись они на спящего мужика. Отругали его крепко за лень и безделье, потом заставили делом заняться, о господах заботиться. Мужик с радостью за троих работал, откормил господ так, что они повеселели, «сделались рыхлые, сытые, белые». А мужик «до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Рад стараться мужичина, и верёвку по приказу генералов свил, чтобы они на ночь его к дереву привязывали для собственного спокойствия, дабы не сбежал «тунеядец»! Потом лодку мужик построил, дно лодочки пухом лебяжьим выстелил для удобства да мягкости и доставил-таки генералов домой. А когда они в казначействе уйму денег «загребли», вот тут и мужика наградили рюмкой водки.

Сатирическое изображение генералов, олицетворяющих собой чиновничью рать, позволило показать и высмеять настоящее тунеядство, бесполезность существования, праздный, паразитический образ жизни чиновничьего племени и барского сословия. Безграничная власть над крестьянами и условия жизни господ при крепостном праве уродовали нравы и дворян, и крестьян. Салтыков-Щедрин в образе мужика до гротеска довёл его рабскую услужливость, преданность и бесконечную покорность. Этот человек, обладающий неисчерпаемыми возможностями, смекалкой и трудолюбием, мог бы творить чудеса не для блага двух генералов, а совершать свои трудовые подвиги на пользу Отечеству и во имя собственных детей. Но он согласен работать бесплатно или за жалкие гроши, лишь бы не бранили, плетьми не пороли, за чуб не таскали и выживать позволили.

Сатира писателя направлена была на пороки самодержавно-крепостнической системы. Цель сказки – пробудить самосознание народа и направить его устремления на борьбу за право свободно трудиться, достойно жить, избавившись от рабства, и растить детей. Вот тогда можно бы и повеселиться, а пока, считал сатирик, поводов для веселья нет, и поэтому финал сказки, конечно же, печален.
 
2. Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Чтобы полно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить некоторые страницы истории. В 1861 году указом царя Александра II было отменено крепостное право с уточнением: крестьяне остаются временнообязанными и будут работать на помещика до выкупа земли в собственный надел. Отсюда следует, что герой сказки, помещик, которому крестьяне надоели, оставался владельцем крепостных душ. Поэтому в произведении отражена тема эксплуатации крестьянства. Годы рабского труда сделали  мужиков послушными и покорными, а их бескультурье, безграмотность, терпеливость стали нормой. Такая жизнь (тяжёлый труд, полуголодное существование) была привычной для крестьян – всё доведено до автоматизма.
          
Салтыков-Щедрин называет мужиков кормильцами страны, а затем, по аналогии с пчёлами, создает образ-символ, то есть «рой мужиков». Но «роем» мужики  стали не сразу. Они трудились, как пчёлы, они долго терпели свою участь, пока помещик не сделал их жизнь невыносимой. Его раздражало многое: запах от крестьян, их плодовитость («мужика не убывает, а прибывает»). Помещик кричал: «Моя земля! Моя вода!» И мужики, понимая, что им нет места на земле, обратились к господу Богу: «Лучше нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Чтобы подчеркнуть полное отсутствие у крестьян самостоятельного мышления и независимости в поступках, писатель и создаёт этот образ-символ, «рой мужиков». «Поднялся мякинный вихрь...», «словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». И проблема чистоты воздуха была для помещика решена.
               
Образ народа у Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного изображения. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый – он побеждает глупого барина. А в сказке «Дикий помещик» мужики хоть и кормильцы, но мученики и страдальцы: они ничего не могут решить сами в своей судьбе. Писатель хотел бы напомнить крестьянам, кто они на самом деле, какие у них права  и жизненные цели.               
Очень важны в сказке моменты, в которых автор показал возмущение господ и представителей власти по поводу исчезновения крестьян: «Кто нас кормить будет? Кто подати платить будет?»  И когда «рой мужиков осыпал базарную площадь», «эту благодать собрали, посадили в плетушку, послали в уезд», чтоб снова на барина трудились.               
Изображая мужиков в виде «роя», Салтыков-Щедрин осуждает безропотную покорность, долготерпение, пассивность крестьян. Поэтому идея сказки звучит как призыв к отрешению от рабского мировоззрения и является толчком к пробуждению духовного самосознания народа.
               
3. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».

В данной сказке писатель разоблачает правительственные верхи государственных структур. За образами-символами зверей (медведей) легко угадываются невежественные, жадные и нередко свирепые правители городов, губерний, волостей. В бедах народа виноваты не только плохо выполняющие свою работу чиновники, но и верховная государственная власть. Топтыгиных направляет на воеводство Лев, царь зверей, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Занимались медведи целенаправленно «злодействами»: 1-й – мелкими, а 2-й – крупными.

Топтыгин 2-й планировал сразу разорить типографию, но оказалось, что печатный станок давно уничтожен, и осталось только цензурное ведомство. Начальнику понравилось, как жизнь в воеводстве была обустроена: скворцы разносят политические новости для людей просвещённых, а неграмотные мужики живут, не зная прошлого, как и настоящего, и в будущее не заглядывают. Но в дальнейших планах Топтыгина 2-го стояли не менее важные государственные дела: учинить расправу над университетами и академиями, «спалить» их, для начала. Однако задача облегчилась, так как университет в полном составе уже был отправлен в армию, а академиков заточили в дупло. (Не так ли разворачиваются события кое-где по соседству и в наше время?)

Деятельный и дальновидный начальник, не жалевший сил в трудах на благо Отечества, придумал новый тактический ход: «Коли душу у них, мерзавцев, погубить нельзя за неимением, стало быть, прямо за шкуру приниматься надо».
Салтыков-Щедрин с помощью таких художественных средств, как аллегория и сарказм, создал неувядаемый образ «ретивого» начальника, который грубо разрушает всё вокруг и сеет зло вместо добра: «корову задрал, лошадь, свинью», разоряет дома мужиков, чтобы пустить их по миру. Но просчитался Топтыгин 2-й, потому что своими погромами положил конец долготерпению народа, и разгневанные мужики «посадили его на рогатину», «содрали шкуру».

Так неожиданно закончилась карьера воеводы, потому что «и блестящие лесные злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, чем злодейства страмные». «Ретивый начальник» вместо созидательных целей ставил цели разрушительные, а вместо просвещения насаждал в народе невежество и жестокость. Главными методами в его работе являлись властные распоряжения, презрение к народу и правам граждан, вседозволенность и террор, что и привело к протесту подневольного населения.
Создавая образ воеводы Топтыгина, М.Е.Салтыков-Щедрин показал, что причину бедствий народа надо искать не только в злоупотреблениях властью (ведь на смену Топтыгину 2-ому пришёл Топтыгин 3-й), а в самой системе общественного устройства, когда существуют хозяева и рабы, права которых НЕ МОГУТ БЫТЬ РАВНЫМИ, поскольку этого не хотят и не позволяют чиновники и помещики, богатые люди.


Рецензии
Здравствуйте, Зоя. Мне жаль, что в школе уже не изучают такое глубокое,
высокохудожественное и ставшее вновь таким современным произведение, как "Гос-
пода Головлёвы". Сатира лично мной воспринималась в школьные годы тяжело, а
это произведение я читала с увлечением. Тогда эти нравы казались далёким
прошлым - уродливым и страшным. А теперь... Что удивляться, что хотят
"зеркало" убрать из школьной программы. Правда глаза колет.
Спасибо за Ваши статьи (прочла о праведнице Матрёне А.И.Солженицына - понрави-
лась статья, и отклики читателей интересны). С уважением. Елена.

Елена Петровна Мартьянова   04.09.2017 22:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена Петровна!
Рада Вашему отклику.
Да, Вы правы, ТО "далекое прошлое - уродливое и страшное" -
будто ожило. Так много сходства в принципах приобретательства, стяжательства...
Снова жадность и рвачество, погоня за богатством...
И снова надо бороться с этим злом.
Однако жизнь продолжается...

Всего Вам доброго.
С уважением

Зоя Орлова   05.09.2017 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.