Братья! Присоединяйтесь к нам

   Игорь Волгин ведет на телеканале «Культура» передачу «Игра в бисер», на которой за круглым столом писатели, поэты, литературоведы и т.д.  обсуждают какое-либо известное классическое произведение.  И всякий раз Волгин в конце передачи советует: «Читайте и перечитывайте классику», что я с удовольствием делаю и без его советов. Но люблю также смотреть и пересматривать КИНОклассику и советую это делать моим читателям (если, конечно, таковые найдутся).
  Сегодня я хотел бы рассказать о своих впечатлениях от фильма, признанного одним из "лучших фильмов всех времен и народов". Не гарантирую, что мои рассуждения понравятся всем (это на любителя), но обещаю, что ничего подобного вы еще не читали и не слышали, потому что ничего подобного больше никому, кажется, кроме меня, в голову не придет.
                1
 
  В 1925 году  к двадцатилетию Первой Русской революции на советские экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Великих фильмов в мировом искусстве кино  достаточно много, но фильма такой силы не было и, возможно, не будет. Он мог быть снят только теми, кто слышал, по словам А. Блока, «музыку революции».
  Поэт писал: «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано (богом. – В. А.), слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух» (А. Блок. Интеллигенция и революция.). Сам Блок «музыку революции» слышал. Корней Чуковский в книге «Александр Блок как человек и поэт» вспоминал, что поэт, по его признанию,  когда писал свою гениальную поэму «Двенадцать», «... несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). […]  Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугою над ними. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»…» (Христианская символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать»... litra.ru).
  Радуга – хорошее предзнаменование. В Ветхом завете после революционного катаклизма Всемирного потопа, в котором погиб старый мир и земля стояла на пороге мира нового, Ной увидел в небе радугу. В западном искусстве Христос изображался иногда в образе Судьи, сидящего на вершине радуги. И не случайно в конце поэмы, впереди двенадцати красногвардейцев, появляется Христос. Появляется неожиданно для самого автора. К. Чуковский в книге «Александр Блок как человек и поэт» приводит слова Блока: «Мне …не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». Здесь мы видим противоречие между Блоком – человеком и Блоком – ясновидящим. Человек как личность может на основе своих сложившихся в прошлом взглядов не принимать революцию, не видеть в ней ничего, кроме хаоса и жестокости, но как яснослышащий  - слышать астральный шум – «музыку революции», ясновидением увидеть Христа «в алом венчике из роз», своим появлением с красным флагом в руках эту революцию благословляющим.
  Режиссер  Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ слышали «музыку революции» и сняли вечный фильм. Когда я в августе 2009 года, после перерыва лет в тридцать, вновь увидел по телевизору «Потемкина», первую половину фильма я смотрел, как смотрят экспонаты в историческом музее: с интересом, с уважением, но понимая, что все это – раритеты прошлого. Интересно посмотреть и потрогать аэроплан или автомобиль начала XX века, но что тогдашний «Руссобалт» в сравнении с современным БМВ! «В карете прошлого  далеко не уедешь», - так, кажется, у Горького? Фильм немой, черно – белый; и технически, и эстетически киноискусство тогда еще пребывало в младенческом состоянии.
  Но чем дольше я смотрел фильм, тем больше, к моему удивлению, меня захватывало зрелище. Сцены восстания на корабле, расстрела на лестнице восхищали своей выразительностью. И все больше мною овладевали неясные эмоции, адреналин закипал, как вода в чайнике, пока не поднялся до точки кипения – и я вдруг разрыдался, слезы очищения, слезы просветления хлынули потоком. Писатель Виктор Шкловский писал: «Искусству иногда удается  разбить скорлупу человека и на время коснуться его сущности, его человеческого ядра». (Виктор Шкловский. Эйзенштейн. books.academic.ru). Пушки мятежного броненосца не только пробудили мраморных львов Алупкинского дворца, они пробили мою скорлупу и коснулись ядра, то есть, души. Кажется, ни один фильм не производил на меня такого почти религиозного экстаза. Логически это объяснить не могу, и потому не берусь.
  Можно свести объяснение к туманным фразам о том, что у фильма сильная энергетика, и потому миллионы людей смотрели этот фильм и плакали, как и я и, как и я, не могли понять, почему это с ними происходит. В «Потемкине», несомненно, есть что то мистическое.  Шкловский в книге о великом режиссере описывает премьеру фильма в Большом зале:
  «Слава вспыхивала овациями во время просмотра. Лента была смонтирована только-только. Когда просмотр подходил к концу, режиссер вспомнил, что последний кусок не приклеен, только приложен, и так и пошел в коробку. Чем больше гремел зал, тем больше волновался Эйзенштейн: вот сейчас будет обрыв, застучат люди ногами, сломается гребень волны участия к картине. И вдруг обрыва не произошло: не склеенный кусок прошел как склеенный».

                2               

  Фильм носит  название: «Броненосец «Потемкин». Я бы добавил к нему второе название: «Пробуждение», ибо в фильме происходит не что иное, как духовное пробуждение от сна к бодрствованию,  от тьмы к свету. Полное название корабля «Князь Потемкин Таврический». Но фаворит Екатерины II князь Потемкин, чьим именем назван корабль, носил имя Григорий, от древнегреческого ;;;;;;;; (григорео), что в переводе означает бодрствующий – имеется в виду, очевидно, не столько физическое, сколько духовное бодрствование (оставим в стороне шарлатанские толкования «тайны имени», которыми в наши дни засоряют мозги всевозможные специалисты по этой части – Б. Хигир и прочие). Но духовно бодрствующие, «григории» - харизматики, святые, духовные учителя, великие художники в разных видах искусства, философы и, наконец, простые, скромные люди из народа, на которых лежит печать духовности,  духовно пробуждают других:
                Но ты, ото сна пробужденный,
                На звонницу молча взойди
                И громким малиновым звоном
                Буди этих спящих, буди.

  В древней Руси таких людей называли побудами или будаями.

  «Оно (слово «побуд». – В.А.) означает того, кто будит, пробуждает, именно – духовного учителя, пробужденного. Тот же смысл и то же происхождение имеет слово «Будда». Замечу, в «Книге Велеса» Буса именуют: «Будою», а также «Будаем».
  В современном языке «побудок» - это благовест, утренний колокольный звон. Потому Побуд – это также и благовестник, пророк – тот, кто несет слово Божье» (Руны славян и Боянов гимн Асов А.И. log-in.ru›books/runy…i-boyanov-gimn-asov).

  Фамилия же князя – Потемкин, от слова «потёмки».  Владимир Даль в своем словаре истолковывает это слово не только как физическое состояние отсутствия света («мрак, тьма, темь, потьмы, темнота, ночь» и т. д.), это еще и «тьма духовная». Но за тьмой и мраком ночи следует рассвет и пробуждение, и фильм показывает этот процесс. Пробуждение начинается на борту корабля и к концу фильма выйдет на вселенские просторы, обретет космический масштаб.
    После начальных титров фильма мы видим ночное море. Ночь – время покоя, но это море не спокойно, оно взволновано, оно предвещает грядущие бурные события. Волны обрушиваются на береговые камни, на мол, взмывая вверх. И такая же буря зарождается на борту корабля, в названии которого заложено пробуждение после потемок, духовной тьмы.
  На экране два матроса: Матюшенко и Вакулинчук. У Вакулинчука знаменательное имя Григорий -  пробужденный, побуд. Это он разбудит пребывающий во «тьме духовной» своего тезку – броненосец. Рука Вакулинчука поднята (жест, означающий движение  вверх, подъем), титры: «Мы, матросы «Потемкина», должны поддержать рабочих, наших БРАТЬЕВ, стать в первые ряды революции!» Так в фильме впервые прозвучало священное слово «братья».
  Силуэт спящего броненосца. Три трубы корабля, три пушки. Так впервые в фильме появляется число три. Одно из древних символических значений этого числа – обновление, рост, развитие.

  «Во время ритуалах многие действия исполняются трижды: например, три ежедневних омовения в исламе, три приветствия, три предсказания будущего и т. д. […]
 Оккультисты полагают, что понятие «тройка» представляет собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира. […]
  Три – наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на голгофе, воскресение Иисуса Христа – через три дня, три явления после смерти, три Мари, три богословских добродетели – Вера, Надежда, Любовь.
  Сам человек обладает тройной организацией, заключая в себе тело, душу и дух (Символы. Знаки. Эмблемы –  М.: Изд-во Эксмо, 2005. – с.25-27).

  На тотемных столбах индейцев Северной Америки и новозеландских маори или резных хрустальных жезлах, используемых некоторыми индейскими шаманами часто изображены три главных духа, расположенных друг над другом. Эти изображения символизируют аспекты человеческой личности или основные уровни восприятия: уровень низшего «я» – это то, что в современной психологии называется бессознательным человека, подсознанием; средний уровень – сознание, рассуждающий разум, среднее «я» человека; верхний уровень – духовный, высшее «Я», действующее на уровне высочайших устремлений.

  «Наиболее знакомый нам аспект целостного разума называется сознательным разумом, так как мы постоянно пользуемся им в повседневной жизни. Сознательный разум - престол интеллекта, рассуждающая часть нашей личности, делающая выводы и определяющая дальнейшие действия. Мы пользуемся им для  интерпретации и осмысления своих впечатлений о внешнем мире. Это наше эгоцентричное «я», или среднее «я», которое пользуется словами и вербальной речью. […] Бессознательный разум действует автоматически  и непрерывно. С момента зачатия он способствует развитию, функционированию и восстановлению физического тела, сначала согласно инструкциям, зашифрованным в генетическом коде, а затем по указаниям подсознательного разума. Этот аспект я называю телесным «я», поскольку он действует на самом основном уровне человеческого тела. Его языком служат химические процессы и электрические импульсы. Сверхсознательный разум - высший аспект целостного разума. Он обладает абсолютной ментальной силой. Это источник любого знания, которое вам может понадобиться и которое вы только можете себе пред- ставить. Сверхсознательный разум сообщает знание через внезапные вспышки озарения. Это источник вдохновения и творческих способностей, разум высшего «я» (Кеннет Медоуз.  Шаманский опыт. Практическое руководство по современному шаманизму gritsenko.rutype.ru›books/shaman_experience.pdf).

    Решение принято:«Буди этих спящих, буди!».
 Титры: «Тяжел и мрачен сон сменившейся вахты». И это не только физический, но и духовный сон. Матросы ещё не пробуждены, они ещё в состоянии низшего «я». В трюме темно, тесно. К потолку подвешены на веревках брезентовые гамаки – будто куколки будущих бабочек, которые, когда придет срок, расправят свои прекрасные крылья и полетят, свободные. Да и сам корабль – это ведь тоже куколка, готовая превратиться в бабочку. У матросов великолепные  атлетические тела – настоящие богатыри, спящие в могиле трюма, пока не пришло время пробудиться (по русским народным поверьям, в древних курганах спят богатыри, которые, когда придет срок, проснутся и выйдут на свет, чтобы бороться со злом).
    В трюм спускается боцман, пробирается между спящими матросами, что-то высматривает. Взгляд жестокий, озлобленный. Споткнулся. Титры: «Сорвать злобу на молоденьком!» Ударил цепочкой боцманской дудки спящего матроса и пошел дальше, поигрывая на пальце цепочкой от свистка. Матрос обиженно смотрит ему вслед, поворачивается на другой бок, уткнувшись лицом вниз. Его атлетическая спина вздрагивает от сдержанных рыданий. На экране титры: «Обидно…!» Сосед сочувственно похлопывает его по спине. Матрос утирает слезы.
    Но время пришло, пора. К спящим в преисподнюю спускается побуд. Титры: «Вакулинчук». Его орудие – не боцманский свисток на цепочке, не кулак, а могучий вечевой колокол - слово. Он решительно и энергично читает с листа: «Товарищи! Пришло время, когда мы должны сказать свое СЛОВО». И началось пробуждение. Просыпается старый матрос. Другой матрос на втором плане уже проснулся, слушает. Третий  съежился, будто ожидает удара боцмана. Поддакивает, кивая головой. «Чего ж нам ждать? Вся Россия поднялась. Нам ли быть последними?» Проснувшихся все больше. Глаза горят. А Вакулинчук все говорит и говорит, решительно жестикулируя рукой. Возбуждение среди матросов нарастает.
  После ночной «тьмы духовной» - утро. Матросы выбираются из корабельного трюма на залитую солнцем палубу – будто мертвые воскресают под звуки архангельской трубы и встают из могил. Матросы ещё не проснулись совсем, но уже просыпаются. И вот они уже отказались есть борщ с червивым мясом. Еще вчера не посмели бы, но сегодня почувствовали себя людьми. Палуба – это второй, средний уровень «я». Напрасно раскачиваются подвешенные к потолку столы с баландой, лестница пуста – никто не спустится по ней с залитой солнцем палубы вниз, во мрак скотского существования, чтобы по-прежнему есть борщ из гнилого мяса.
 Командир корабля собрал непокорный экипаж на тендере. Решил расстрелять часть матросов в назидание другим. Кучку зазевавшихся отогнали в сторону, накрыли брезентом. Будто общим саваном накрыли еще живых. Этих, как жертвенных баранов, отдадут на заклание, а остальных снова загонят во мрак трюма.
  Вызвали караул. Хорошо обученные оскорблениями и побоями матросы послушно взяли ружья наизготовку. Григорий Вакулинчук опустил голову. Мелькают кадры: спасательный круг, двуглавый орел на носу корабля, руки корабельного священника (в одной руке крест, которым он слегка ударяет по ладони другой, спокойно ожидая, когда раздастся команда «Пли!» и свершится «божье» дело – убийство невинных людей), сигнальный горн, приложенный к бедру сигнальщика. Все это символы, материальное выражение мыслей Григория, что стремительно проносятся в его мозгу: круг – «никто не спасет», двуглавый орел – «не спасет царь», священник с крестом в руках – «не спасет бог», труба – «не протрубит труба в руках сигнальщика». Но ведь он же Григорий, побуд! И если не он, то кто же? Опущенная голова медленно поднимается – будто солнце встает из мрака ночи:
                «Братья! В кого стреляешь?»

  Снова прозвучало священное слово «Братья». И не «Братья, в кого стреляете», а сначала ко всем: «Братья!», а потом к каждому в отдельности, к тебе лично: в кого ТЫ, брат, будешь стрелять? В своего брата?
    Позднее, когда восставшие матросы овладеют кораблем, этот призыв «Братья!» будет услышан на берегу, в охваченной забастовками Одессе. Не сговариваясь, охваченные единым радостным порывом, заполнив свои ялики продовольствием для братьев - матросов, одесситы устремились к кораблю Свободы.  А с корабля к берегу направился катер с телом отдавшего за Свободу свою жизнь побуда Григория Вакулинчука. Он разбудил спящий в потемках корабль, спас от смерти товарищей, а сам погиб. Титры: «Один за всех». Но и после смерти он остался побудом – пробудил Одессу. И в траурной скорби восстали одесситы: «Все за одного» - и потянулись нескончаемой очередью к молу, где в палатке лежит тело героя.
    Сцены прощания заставляют вспомнить евангельские эпизоды оплакивания Христа. Как  Христос своей смертью на кресте разбудил сознание человечества, так погибший Вакулинчук разбудил сознание обывателей Одессы. «Мертвый взывает» - так называется эта часть фильма. Символическим воскрешением Вакулинчука можно считать подъем красного флага на мачте броненосца. После оплакивания тела трехчастная вертикаль пробуждения сознания получила свое завершение. Первый уровень – темный трюм, где спали в своих гамаках-куколках матросы. Второй – освещенная солнечным светом палуба, на которой начинается пробуждение матросов, отказавшихся есть борщ с червивым мясом, где они восстают по призыву Вакулинчука и где он гибнет, чтобы «мертвым взывать». И, наконец, третий уровень – вершина мачты, самая высокая точка корабля. В сцене «Драма на тендере» кому-то привиделось, что на рее мачты висят в мешках повешенные за неповиновение матросы. Но мачта стала не местом смерти, на вершине ее, как освободившаяся от куколки бабочка, затрепетала под черноморским ветром алыми крыльями Свобода. А, может, это развевается на ветру бессмертная душа Вакулинчука, воскресшего на кресте, образованном вертикальной мачтой и горизонтальной реей?
  Вообще числовая символика, вне зависимости от замысла создателей, присутствует в фильме явно и скрыто. Три трубы «Потемкина», три его пушки (кстати, на реальном броненосце их было две), три скульптуры львов из Алупкинского дворца. В реальности, кстати, навстречу восставшему кораблю было выслано три броненосца, а не вся адмиральская эскадра, как в фильме. 
    Число «пять» представлено пятью частями картины, пятью актами драмы: 1- «Люди и черви», 2- «Драма на тендере», 3- «Мертвый взывает», 4- «Одесская лестница» и 5- «Встреча с эскадрой». «Пять» - символ человека как микрокосма. Графически оно изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко расставленные ноги образуют пятиконечную звезду, которая через семнадцать лет после восстания на «Потемкине» станет символом Советской России. В христианской традиции  пятерка символизирует пять ран Христа, пять точек, образующих крест. Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек  (о символике числа «пять» см. мою статью «Пять христовых ран»).
    Число «двенадцать», которое в фильме прямо не фигурирует, проявляет себя, когда изучаешь историю создания фильма. Из трех броненосцев, посланных правительством навстречу «Потемкину», один носил название «Двенадцать апостолов». Матросы этих кораблей выказали солидарность братьям с «Потемкина», и адмирал Кригер вынужден был повернуть корабли и взять курс на Севастополь. Когда снимался фильм, крейсеру «Двенадцать апостолов», отказавшемуся двадцать лет назад стрелять по восставшему кораблю, самому выпало сыграть его роль, поскольку «Князь Потемкин Таврический» после списания был уничтожен. В этом факте тоже видится нечто символическое – вот так и двенадцать апостолов – учеников Христа после его смерти будут продолжателями его дела.
    Однако продолжим разговор о числе «три». Кроме трехчастной вертикали в фильме есть и трехчастная горизонталь, пробуждение растет не только вверх, но и вширь. Первый уровень – сам броненосец. Второй – Одесса - после пробуждения «Потемкина» этот процесс распространяется в городе. Символическим выражением его стал подъем восставшего народа вверх по одесской лестнице. Лестница – символ духовного роста, подъема вверх, к небу. Библейскому патриарху Иакову приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вверх и вниз сновали ангелы. Но на одесской лестнице путь наверх перегородили шеренги солдат – темные силы не пустят наверх, к свету. Кто эти солдаты с направленными в сторону людей винтовками? Такие же замордованные, унижаемые на каждом шагу подневольные люди, как и матросы «Потемкина». Но среди них не нашлось побуда, который бы крикнул: «Братья! В кого стреляешь?» Навстречу им вышла женщина, она неловко держит в руках тело убитого ими сына, не понимая, что он мертв: «Слышите! Не стреляйте! Моему мальчику очень плохо».
  Не слышат! Стреляют! Мы видим лицо матери, но не видим лица солдат. Мы видим крупным планом лица одесситов, падающих под пулями, много лиц, но не видим лица тех, кто в них стреляет. У них нет лиц. Мы видим их ноги, которыми они наступают на свои жертвы, видим их руки, держащие ружья, чтобы стрелять, их спины. Но лиц у них нет, потому что они – не братья, они еще не стали братьями, а значит, еще не стали людьми.
  И в ответ на злодейскую расправу ударили грозные пушки броненосца по зданию одесской Оперы, где заседал военный трибунал, созданный для того, чтобы судить лиц, арестованных во время демонстрации в ночь перед торжественными похоронами Вакулинчука. И гром этих пушек пробудил спящих львов Алупкинского дворца. Эти львы - символ пробужденного сознания жителей Одессы. Это второй горизонтальный уровень пробуждения.
    Третий уровень пробуждения наступит в финальной, пятой части фильма – «Встреча с эскадрой».  Мятежный броненосец, плавучий островок Свободы устремляется навстречу эскадре, чтобы принять неравный бой и наверняка погибнуть. Три грозные пушки медленно, одна за другой поднимаются вверх. Это тоже движение вверх по вертикали, они тоже пробудились.  А.П. Чехов говорил, что если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно должно выстрелить. Эти три пушки появились уже в «первом акте» и сопровождают весь фильм. В IV части – «Одесская лестница» они бьют по зданию Оперы и пробуждают мраморных львов.
  И вот финальный акт драмы. Медленно и неумолимо пушки ползут вверх. Ситуация как на тендере, когда на группу матросов накинули брезентовый саван и направили дула винтовок. Вот сейчас, еще мгновения – и  прогремят залпы эскадры по гордому броненосцу. Расстреляют, как бездушные, духовно спящие солдаты на одесской лестнице расстреляли безоружных людей. А Вакуленчук убит, некому крикнуть: «Братья! В кого стреляешь?».
  И вдруг – поднимаются над кораблем сигнальные флажки, и из них составлена надпись для экипажей эскадры: «Братья! Присоединяйтесь к нам».
   И радостным аккордом прогремел финал, подобный финалу бетховинской Девятой симфонии «Ода к радости», с которой сравнивали фильм зарубежные критики. С кораблей адмиральской эскадры вместо орудийных выстрелов донеслось многоголосое «Ура!». Матросы эскадры, сгрудившись вдоль бортов, машут бескозырками и приветствуют радостным кличем матросов ставшего отныне бессмертным корабля. В ответ «потемкинцы» на палубе, на мачте под красным флагом, на реях тоже кричат «Ура!» и машут бескозырками, и гремит над кораблями, над морем, над всей Россией: «Братья! Присоединяйтесь к нам».
  Руки сотен матросов с бескозырками в руках воздеты вверх, к небу. А поднятые вверх смертоносные пушки медленно, одна за другой опускаются вниз. Кровопролития не будет.
   Завершающие кадры фильма: махина «Потемкина» медленно и неумолимо наплывает на зрителя; сверху, с палубы матросы корабля машут бескозырками и кричат сидящим в зрительном зале:«Братья! Присоединяйтесь к нам». Еще мгновение – и броненосец носом прорывает полотно экрана и всей своей громадиной входит в зал, в сердца и души потрясенных зрителей, разбивая, выражаясь словами Шкловского, их скорлупу и касаясь их сущности, их человеческого ядра. И начинается его победное плавание по Миру, которое длится вот уже 90 лет и не закончилось до сих пор. И звучат над Миром, пробуждая от духовного сна: «Братья! Присоединяйтесь к нам». Это третий уровень пробуждения.

                3               
   

  Виктор Шкловский вспоминал: «И я видел через много десятилетий в Риме людей, которые сидели и плакали на просмотре. Они говорили соседям: «Ведь я же фабрикант, почему я сочувствую этим людям, которые мне не сочувствуют?» (Виктор Шкловский. Эйзенштейн). Звезда американского кино Дуглас Фербенкс, побывав в Советской России, вернувшись домой, ни о чем другом, кроме «Броненосца «Потемкина» не мог говорить. Французскому режиссеру Жану Ренуару он писал, что фильм «оставил позади все, что сделано французами,американцами, немцами!» Во время закрытого просмотра фильма в Париже в 1926 году, на котором присутствовали только кинематографисты, зрители смотрели со слезами на глазах, а по окончании большинство аплодировали стоя, и аплодисментам не было конца. Группа режиссеров-сюрреалистов во время демонстрации фильма выкрикивали «Да здравствуют Советы!», и впоследствии все они вступили в коммунистическую партию. В Германии фильм возбудил бурные политические страсти, привел в движение все политические партии. Буржуа, «хозяева жизни», глядя на экран, проникались сознанием: «Нельзя кормить народ «червивым мясом», иначе нас тоже «покидают за борт», как на русском корабле «Потемкин», как в 1917 на корабле под названием «Россия».
  Власти пытались остановить победное плавание фильма-побуда по Миру. Показ «Потемкина» был запрещен, несмотря на протесты демократической общественности и печати, в Англии, Франции, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, в прибалтийских и балканских государствах, в большинстве округов Голландии. В Германии, несмотря на разрешение общегерманской цензуры, фильм подвергся запрету «за антимилитаризм» правительствами Баварии, Тюрингии, Вюртенберга, Гессена, Пруссии, а там, где он вышел на экраны, вход в кинотеатры был закрыт для солдат и юношества (в Англии разрешен лишь в 1929 году, хотя его с успехом смотрели в киноклубах; во Франции - в 1952 г.,  через 27 лет после его создания). А в тех странах, где фильм был разрешен, его перемонтировали, писали свои титры, вырезали наиболее опасные, пробуждающие, «разбивающие скорлупу», «касающиеся сущности и ядра человека» сцены. В США фильм Эйзенштейна был допущен только к второстепенным кинотеатрам и был сокращен почти на треть (вырезаны сцены с червями, обед офицеров, многие эпизоды на корабле и одесской лестнице). В Германии вырезали сцены, когда восставшие матросы выбрасывают за борт офицеров, эпизод с катящейся по одесской лестнице коляской с ребенком и другие. Подрезан и перемонтирован фильм был и в Японии. В Голландии поменяли титры. Так, сцену расстрела на одесской лестнице предваряла надпись: «Ужасы революции. Невинные погибают, виновники же избегают пули. Хвала Богу, что мы ограждены от подобных событий» (виновники, надо полагать, восставшие матросы «Потемкина»). А после сцены восстания на корабле появился успокаивающий титр: «Слава богу, в нашем королевстве такое невозможно».
  Однако, оказалось, что не только возможно –  в 30-х годах именно в Голландии на броненосце «Семь провинций» восстали матросы и подняли красный флаг. В феврале  1934 г. матросы несколько кораблей Ост - индийской компании отказались повиноваться командирам и попытались поднять красные флаги, но были разоружены и арестованы. В волнениях сообща действовали голландские, индонезийские и малайские матросы. Броненосец «Семь провинций», шедший на Суматру, получил радиограмму о выступлениях и арестах моряков. На броненосце вспыхнула стачка, матросы, как на «Потёмкине», захватили корабль и решили идти под красным флагом на освобождение своих арестованных братьев. И, как в случае с «Потемкиным», навстречу мятежному броненосцу была выслана эскадра, но, в отличие от своего русского собрата, голландский броненосец был атакован гидросамолетами. Несколько сброшенных с самолетов бомб разорвались на палубе, начался пожар, с кораблей эскадры на борт броненосца высадились абордажные команды. Оставшиеся в живых 240 моряков были арестованы и отданы под суд.
  Восстание на голландском «Потемкине» оказало огромное влияние на жизнь Нидерландов. Воодушевленные примером моряков рабочие и безработные подняли восстание в Амстердаме. Началось с того, что, как в Одессе, полиция набросилась на колонну мирных демонстрантов, но в них полетели булыжники и начали строиться баррикады. Сутки спустя шли уже настоящие уличные бои, против восставших была пущена армия, но даже пехота и кавалерия оказалась бессильна. Столкнувшись с волной революционного движения, правящий класс Голландии, как и в других европейских странах, стал проявлять интерес к нацистскому движению, численность голландских нацистов выросла с 600 до 22 000 человек. И на выборах 1935 г. они получили 300 тысяч голосов (Подробнее см.: В тихом омуте или голландский «Потемкин» 1917.com›International/BeNeLux/).
  Не смотря на все запреты и препоны, урезанный, искалеченный, «Броненосец «Потемкин» разбивал своим острым носом все преграды и доходил до зрителей. И неслось над взбудораженным Миром: «Братья! Присоединяйтесь к нам». В Нью-Йорке в одном только 1926 году фильм шел в кинотеатре «Балтимор» несколько недель подряд, и вся американская пресса называла его шедевром. Особым успехом пользовался фильм Эйзенштейна в Германии. При полном аншлаге он шел в 90 кинотеатрах Берлина. Мятежный броненосец, вступивший в 1905 году в неравный бой с русским самодержавием, спустя двадцать лет, в Европе, повел борьбу с фашизмом. Фашистские организации (гитлеровцы, члены организации Гинденберга «Стальной шлем») устраивали уличные демонстрации, оказывали давление на правительство с целью запрещения показа фильма и добивались запрета в тех областях, где фашистские организации были особенно активны и влиятельны. Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, «Потемкин» был запрещен по всей Германии, все копии фильма уничтожили. У «Тысячелетнего рейха» оказалась кровавая, но короткая жизнь, а слава и влияние «Потемкина» на мировую цивилизацию до сих пор продолжается.
  В 1952 г. на референдуме в Бельгии, в котором участвовали пятьдесят восемь ведущих режиссеров Европы и Америки, «Броненосец «Потемкин»  признан «лучшим фильмом всех времен». В 1958 г. в результате знаменитого международного опроса кинокритиков, проходивших в рамках Всемирной выставки в Брюсселе, были определены двенадцать кинофильмов «всех времен и народов». И опять почетный список возглавил фильм Сергея Эйзенштейна. Критики разных стран сравнивали картину с «Илиадой», с Девятой симфонией Бетховена, звучали призывы присудить ей специальную Нобелевскую премию по кино. Американский кабельный канал Turner Classic Vovies, последние 15-20 лет показывающий классические фильмы, составил список лент, оказавших наибольшее влияние на кинематограф. «Броненосец «Потемкин» занял второе место после американского фильма Дэвида Гриффита «Рождение нации», снятого в 1915 году.
Что ж, очевидно, на американское кино и на американское сознание «Рождение нации» оказал бОльшее влияние, чем «Потемкин», к тому же спесивые американцы, уверенные, что все американское лучшее, а все лучшее – американское, вряд ли отдали бы первенство не американской картине.
  Преодолев рубеж, отделяющий одно столетие от другого, фильм-корабль, фильм-побуд , рассекая килем волны времени, въехал в XXI век. В сентябре 2004 г. в центре Лондона на Трафальгарской площади известная английская рок-группа Pet Shop Boys устроило необычное шоу «Броненосец «Потемкин». На гигантском, растянутом на всю площадь экране проецировался всемирно знаменитый фильм, а на встроенной перед экраном сцене группа исполняла специально написанный к нему саундтрек.
  Знаменательно, что группа не отличается радикальными политическими взглядами среди мира рок-музыки. Их музыка всегда была нарочито легкой, танцевальной, беспроблемной, но и до них дошел и был услышан клич с пробужденного броненосца. После концерта музыканты собирались поехать с концертом в Нью-Йорк, Берлин, Пекин. Не знаю, удалось ли рок-группе осуществить свое намерение, состоялось ли это второе, обновленное плавание по Миру, - интернет об этом молчит, но и само желание совершить это плавание говорит о том, что корабль-побуд жив, он на плаву, не проржавели, не обросли ракушками его борта в кинематографических доках. Лидер группы Нил Теннант признался, что с особым нетерпением музыканты ожидали поездки в Москву. Предполагалось заехать и на Украину, и на вопрос Би-Би-Си, не собираются ли они устроить представление на Потемкинской лестнице в Одессе, Нил ответил: «С удовольствием, пусть только пригласят». Теперь уж не пригласят…
  «В кабинете известного своей благотворительностью миллионера российский журналист увидел портрет Ленина.
- Вы что, коммунист? – спросил он.
- Нет, - ответил миллионер. – Я считаю основным достижением Ленина то, что он заставил имущих считаться с неимущими. Это, кстати, до сих пор спасает мир.
    Американский шахтер сказал академику, лауреату Нобелевской премии, коммунисту Жоресу Алферову:
    «Русские рабочие устроили октябрьскую революцию. Наши буржуи испугались и изменили свою социальную политику. Поэтому я тебе скажу: американские рабочие живут хорошо благодаря Великой Октябрьской социалистической революции». (В кн.: Абрамов А.С. Правда и вымыслы о кремлевском некрополе и Мавзолее.  bookz.ru›authors/aleksei-abramov/pravda-i…pravda…).
    И огромную роль в том, чтобы «буржуи испугались» и стали «считаться с неимущими», и тем самым  мир был спасен, сыграл и триумфально шествующий по экранам мира фильм «Броненосец Потемкин». Корабль, в названии которого содержится имя Григорий, то есть, пробужденный, пробуждающий из потемок спящего сознания, корабль-побуд, корабль-спаситель, и в самом деле явился спасителем мира. И американский, английский или французский рабочий, после сытного ужина попивающий вечером после работы перед телевизором баночку пива или стаканчик вина, должен быть благодарен за свою сытую жизнь русским матросам с броненосца «Потемкин», отказавшимся сто лет назад есть борщ с гнилым мясом и побросавшим своих командиров-хозяев за борт, и советскому режиссеру Сергею Эйзенштейну, снявшему гениальный фильм об этом событии, так испугавший и заставивший задуматься американских и прочих «буржуев».

               
                5

   «После создания независимого украинского государства в 1991 году новые власти Украины начали создавать собственную историографию, описывая и трактуя события прошлого в рамках национально-освободительной борьбы украинского народа за обретение государственной независимости. На постсоветской Украине ряд публицистов преподносили восстание на броненосце «Потёмкин» как «восстание украинской стихии», как выступление матросов — сторонников независимости Украины против русского империализма. […] Согласно этому взгляду на события, восстание началось фразой, произнесённой «уроженцем Житомира артиллерийским унтер-офицером Григорием Вакуленчуком на украинском языке: „Та доки ж ми будемо рабами!“», а большинство участников восстания, включая его руководителей и примкнувшего к восстанию поручика А. М. Коваленко, были «щирими українцями», боровшимися за независимость Украины, членами Революционной украинской партии, в свободное от вахт время зачитывавшимися произведениями украинской литературы, а Панас Матюшенко ещё и играл на украинском национальном инструменте — бандуре, и само восстание стало одним из событий, приведших к падению Российской империи, в котором украинцы приняли самое активное участие. (Оценки на постсоветской Украине.- Википедия.Восстание на броненосце «Потёмкин»  ru.wikipedia.org)

  По степени глупости и бесстыдства такие, с позволения сказать, «исследования» вполне на уровне недавнего заявления министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетины о том, что якобы Освенцим освобождали украинцы. Аргументация та же: раз лагерь освободил фронт, который назывался «Первый украинский», стало быть, там все были украинцы, и на  юбилее по случаю освобождения лагеря надо чествовать как освободителей не Россию, а доблестную Украину. Замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый подтвердил: «Да, да, это наша, украинская армия освободила». Правда, почему-то забыл для полноты впечатления добавить, что лагерь смерти она освобождала от «москалей», и никто ему об этом не напомнил.
  Эти отравленные русофобией «публицисты» пытаются сделать мятежный броненосец символом украинского нацизма и, вместо красного революционного знамени, поднятого восставшими моряками, повесить на его мачте кровавый «жовто-блакитный» бандеровский флаг. Точно так же укро-нацисты своих «героев»-бандеровцев, верой и правдой служивших Гитлеру в качестве карателей, выставляют чуть ли не победителями Германского фашизма. А, между тем, именно события истекшего года, что они находятся у власти, свидетельствуют, что попытки примазаться к славе «Потёмкина», так же неосновательны, как и присвоить славу освободителей Освенцима.
  Весной 2014 года, как и сто девять лет назад, Одесса поднялась против угнетателей. Мятежный город стал одним из центров противостояния пророссийских сил и сторонников майдана. Одесситы требовали сохранения русского языка и федерализации Украины – и заплатили за это страшную цену. Депутат Одесского областного совета Вадим Савенко утверждал, что, по его сведениям, 2 мая в  Доме профсоюзов погибло и пропало без вести 116 человек. Оппозиционный политик Олег Царёв, ссылаясь на информацию от жителей города, говорил, что погибло более 100 человек. По информации украинской газеты «Сегодня» от двух источников (в том числе от пожарной части), погибших было больше в три раза: их тайно захоронили за пределами города. Бойня 2 мая сильно напоминает знаменитые кадры расстрела на одесской лестнице из фильма, только смерть мучеников в пылающем здании была во много раз более ужасная. Куда легче умереть от пули, чем от отравления какими-то неизвестными веществами, сгореть заживо или быть забитыми насмерть озверевшими нацистами.
  Вообще, сходство событий в мятежной Одессе с тем, что показано в фильме, потрясает. Крылатое выражение, приписываемое Марксу, что история повторяется дважды, в первый раз в виде трагедии, а во второй – в виде фарса, в данном случае неуместно. Трагедия  июня 1905 года повторилась 2 мая 2014, но отнюдь не в виде фарса, а в виде еще бОльшей трагедии. Протестующих антимайдановцев загнали в здание Дома профсоюзов, чтобы там уничтожить – и это напоминает сцену из фильма, когда группу зазевавшихся матросов отогнали в сторону и накрыли брезентом в назидание остальным. Только в фильме убийства не произошло: Вакуленчук вовремя крикнул: «Братья, в кого стреляешь?». Но 2 мая никто не крикнул «Братья!», да и кому кричать? Этим озверевшим нелюдям? Они уже не братья. У них нет иных чувств, кроме злобы и ненависти, у нет человеческих лиц, как нет их у солдат в фильме, с четкостью бездушной машины стреляющих в женщин и детей.
  Протест одесситов против решения правительства Яценюка и Турчинова об установлении украинского языка как единственного государственного напоминает отказ матросов броненосца есть борщ из червивого мяса. Матросов ведь не морили голодом: пожалуйста, ешьте, но – мясо в борще будет такое, какое мы вам положим. Так и одесситам – не запрещалось говорить по-русски: дома, с друзьями – пожалуйста, но заявление на работу, объяснительную записку извольте писать на украинском; и в паспорте, и во всех ваших документах будет написано только на украинском языке.
  И последняя аналогия. Силам зла удалось 2 мая задушить Свободу в Одессе, но пришлось заплатить за свое преступление дорогую цену – восстал Юго-восток, и, образно говоря, теперь пушки покинувшего город броненосца «Потемкин» бьют по позициям украинских силовиков. Не надо быть военным специалистом или профессиональным политиком, чтобы понимать: поражение украинских нацистов – это только вопрос времени. В фильме, после расстрела на лестнице, корабль Свободы тоже покидает Одессу и уходит в открытое море, в вечность. И, спустя девяносто лет после своего рождения, фильм-корабль, фильм-побуд  все так же рассекает своим могучим килем волны человеческого сознания, и несется над Миром вселенское, космическое: «Братья! Присоединяйтесь к нам».

                «Братья! Присоединяйтесь к нам».


                «БРАТЬЯ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ».

                18.02. 2015

   Смотрите и пересматривайте киноклассику.               


Рецензии