Зап. соврем. 114 Я христианин, потому что я не вар

Записки современника 114 Я христианин, потому что я не варвар

26-27 декабря 2014 г. Болею головной болью, простудой.

Что жалкий человек, болезнью тьмы объятый,
Сказать ты можешь в оправдание твоё?
Не можешь ни болеть, ни быть святым
И даже просветлённым стать не можешь...

По радио  «Россия» передача о гончарном деле, я слышу голос Николая Подрезова, мастера гончарных дел, он пишет стихи. Мы перекинулись с ним как-то несколькими фразами в рецензиях. Вечером я написала ему на сайте СТИХИ, что о нём была передача. Он тотчас по-доброму откликнулся.

День уходит потихоньку.
Жизнь проходит постепенно.
От меня-то есть ли толку?
Прочь вся ложь, вражда, геена!

Толк от меня есть?
Где вы, друзья, днесь?

Слушаю радио «Орфей». Лев Власенко играет органную G-Dur-ную Фантазию и фугу Баха. Как начал он играть, я сказала себе: «Вот крылья, держащие меня на Земле».

Из певцов я чрезвычайно высоко ставлю Дмитрия Хворостовского. Лично для меня он в области вокала абсолютно гениален. Мне мил и дорог его голос, тембр, выразительность каждой фразы, каждого штриха, у него огненный темперамент, огромная палитра чувств, артистичность. Я счастлива, что этот человек поёт, и я могу его слущать. Слава тебе Господи за то, что Дмитрий есть на Земле.

Пишу стихи:

Под звуки божественной песни
Сей мир покидать кто сумеет?
Смерть часто приходит в обличье
Жестоком, на улице, дома
В кромешных изысканных муках.

Так странно звучит эта мысль -
Изысканных? Да, вЕдом боли
И болью ведОм я отчасти.
Как многие, впрочем... На ложе
Страданья звучат ли над нами
Молитвы иль музыка Света?

Мишель Ламбер, композитор среднего Барокко, способствовал возникновению оперы.

(1610 - 29 июня 1696 г.) - французский композитор, певец, танцор и игрок на теорбе эпохи Барокко. Один из самых известных французских мастеров вокальной музыки своего времени.

Теодор Ретке сказал, что рождение стиха начинается с психологического механизма молитвы.

Читаю интервью с Бродским. Он говорит: «Я христианин, но не с том смысле, что католик или православный. Я христианин, потому что я не варвар. Некоторые вещи в христианстве мне нравятся. Люди предпочитаю лёгкие решения, а совершить зло легче, чем совершить что-то доброе.

Выразить себя свободным стихом легче. Но поэзия это не просто самовыражение. Это нечто большее. Это в некотором роде ремесло, знаете ли...»

Бродский ценил больше всех Чеслава Милоша, Питера Варека, Ричарда Уилбера, Одена.

О Гаврииле Державине Бродский высказался так: «О, это великий поэт!».

Об Анне Ахматовой Бродский сказал: «Она большой поэт и очень хороший друг. Но не думаю, что она оказала на меня влияние. Она просто великий человек».

Бродский: «Как и любая форма искусства, поэзия тоже попытка уйти от реальности... эскапизм более необходим там, где реальность мрачнее».

Альгирдис Тимус Антанайтис  брал у Бродского интервью.

Лютас Моцкунас о Бродском: «Его слова прозвучали своеобразной мистической мелодией, словно литургические интонации православного священника».

Бродский: «Ирония следствие интеллектуальной трезвости... Меня в изящной словесности интересует главным образом процесс и что это производит в моём сознании».

28 декабря. Святослав Рихтер взял меня сегодня в плен. Странные переживания у меня бывают. Прикоснувшись к фильму о Рихтере, я почувствовала себя мужчиной. У него, когда он играет на рояле, тяжёлая челюсть, это выражает мощную волю.

Когда Рихтер был маленьким ребёнком, он дружил с эльфами и русалками.

Вечером я написала стихи семье моего адвоката, отнесла всем им кучу подарков к Новому году.

Тяжело быть на Земле человеком, ещё тяжелее быть не человеком, Богом, Ангелом. Не вписываешься в жизнь. Чуждость и отстранённость этому мешают. Но поскольку Бог это радость, то наверное, Он легко ходит по Земле, если приходит сюда Аватаром.

Понять Бога может только Бог. Понять гения только гений, вероятно. Кажется, об этом писал Отто Вейнингер.

Завершение пути и трудов длится долго. И начало нового понимания жизни. Многое из светлых источников либо утаено, либо искажено.

Мой знакомый, с которым мы сто лет не виделись, но иногда переписываемся, поступил ко мне в учителя изящной словесности. Пусть он будет мне другом, а я ему. Но он не ответил на моё письмо, что бывает с ним неоднократно.

Зачем, зачем нам эта страсть,
Переживания? Где радость
Жить на Земле и всё благословив,
Спокойно вынуть душу из оков
Телесности, когда придёт наш срок?
К Отцу лететь, где новые просторы,
Круги развития и совершенства...

фотография Бродского.


Рецензии