Лекция 3. Что такое мышление?

Когда я был маленький, то иногда мне приходили в голову мысли: а что такое я? Почему всех людей я вижу снаружи, и только одного себя – изнутри? А что если сделать точную, до молекулы, копию меня – кто тогда будет настоящий я? Но когда я задумался о проблеме мышления в целом, то быстро понял, что такой подход – изучение мышления путём наблюдения за самим собой – к успеху не приведёт. Можно, конечно, заметить некоторые закономерности собственного мышления, и это хорошо. Можно выдать что-то вроде того, что выдал Кант: меня, мол, восхищает звёздное небо над головой и нравственный закон внутри меня. Да, таки образом можно обнаружить какой-нибудь закон внутри себя, но понять, откуда он взялся, не удастся.
И тогда я стал думать не о своём мышлении, а о мышлении как функции живых существ. Я, как дарвинист-эволюционист, полагаю, что живые существа меняются по каким-то причинам; если эти изменения полезны, они позволяют живому существу выжить, а выжившие живые существа передадут полезные изменения потомкам по наследству. И если в процессе эволюции возникло мышление, то оно должно приносить пользу его обладателю с самого начала – иначе мышление не закрепилось бы, живые существа с зачатками мышления вымерли бы.
А что такое вообще живое существо? Согласно Ф.Энгельсу, «жизнь – это способ существования белковых тел». Это определение ничего не даёт: «способом существования» белковых тел может быть и хранение их в замороженном виде в холодильнике. Но о жизни в таком случае речь не идёт. Значит, имеется в виду не всякий способ существования. Тогда какой? Исходя из определения Ф.Энгельса об этом ничего сказать невозможно.
Жизнь возникла, когда некоторые молекулы стали копировать себя. Копирование, воспроизводство – основное, самое главное свойство живой материи. Благодаря ему включилась положительная обратная связь (о положительной обратной связи нам придётся много говорить позже; кто не знает, что это такое – просто запомните термин), и живые существа захватили Землю.
Однако главное свойство потребовало наличия и дополнительного свойства, без которого оно не могло быть реализовано. Чтобы из одной молекулы сделать две, необходимо не только наличие способной это сделать молекулы: необходим ещё материал, чтобы построить копию, и энергия для осуществления процесса строительства. Так вот живое существо должно выполнять две функции: 1) накапливать в себе ресурсы полезных веществ и энергии, и 2) после накопления порождать из себя новое живое существо. При этом совершенно не важно, какие молекулы обладают указанными двумя свойствами – белковые или какие-то иные. Жизнь оказывается не биологическим, а информационным явлением.
Вывод, с которым многие не согласятся (и не соглашаются). А между тем я просто следую правилу Оккама. Очевидно, что живая материя возникла из неживой. Значит, все свойства живого присутствуют в каком-то виде уже у неживого. Вопрос может ставиться только так: либо мы видим все качества, позволившие неживому стать живым, либо есть некоторый неизвестный пока материальный фактор, который в неживом практически незаметен, а в живом резко усиливается,  и именно этот фактор и делает живое живым.
За такой, второй вариант наши бытовые привычки: мы видим, как сильно тёплое, активное живое отличается от неподвижного холодного неживого. Очень трудно согласиться, что простое свойство воспроизведения информации (и накопление для этого энергии и носителей информации) является достаточным условием для того, чтобы неживое стало живым. А между тем принцип Оккама заставляет сделать это!  Пока есть возможность объяснять явление жизни без введения новых сущностей (совершенно неизвестных к тому же), надо так и делать!
Наилучшим способом проверки было бы моделирование жизни на той или иной базе. Если бы мы смогли создать на любой «элементной базе» некие объекты, которые воспроизводят себе подобные объекты, то из наблюдений за ними мы могли бы сделать вывод: получилось у нас создать жизнь или нет. Правда, опять возникает вопрос: а что теперь будет являться критерием «живости»? Вести себя эти объекты будут совсем как живые, а реально… А что реально? Разве мы В ПРИНЦИПЕ  сможем разделить группы объектов, ведущих себя ОДИНАКОВО, на живые и неживые?!
И вот теперь, сделав предположение о главных свойствах живой материи, отметим ещё одно её свойство. Живое существо находится во взаимодействии с внешней средой. Откуда живое существо может взять материалы для своего воспроизведения? Только из внешней среды. Далее, поскольку все процессы нашей, земной жизни происходят на молекулярном уровне, то есть являются химическими процессами, любое химическое взаимодействие живого существа и окружающей среды имеет значение. Вещества, находящиеся в окружающей среде, могут не только способствовать жизненным процессам, но и мешать им. Окружающая среда может содержать вещества, которые мы называем отравляющими, то есть такие вещества, которые изменяют протекание химических реакций в организме таким образом, что он становится неспособным выполнять свои главные функции. Кроме того, химические реакции как правило вместе с полезными продуктами реакции дают ещё и отходы, вещества, которые для основных процессов не нужны. Эти вещества в принципе способны реагировать с другими продуктами реакции таким образом, чтобы вызвать течение реакции в обратном направлении. То есть, они препятствуют основным жизненным процессам, являются отравляющими и должны быть удалены.
Как видим, для выполнения своих основных функций (накопления и воспроизведения) живой организм должен выполнять ещё и функции поиска и доставки полезных веществ и удаления вредных – функции взаимодействия с окружающей средой.
Наблюдение за формами жизни на Земле показывает, что если основные процессы жизни имеют химическую природу, то эти дополнительные процессы чаще всего имеют не химическую, а другую, почти всегда механическую природу. Даже простейшие одноклеточные организмы имеют какие-то органы для передвижения – потому что передвижение это самый простой способ найти полезные вещества и уйти от вредных. И вот тут-то и появляется возможность определить, что такое мышление. У простейших их движения и другие способы взаимодействия с окружающей средой детерминированы, зависят только от химического состава внутренней среды организма. Каждое живое существо поступает по закону реагирования, заложенному в его конструкцию. Более сложные живые существа могут оценивать состояние внешней среды при помощи органов чувств и искать способ реагирования при помощи мозга. Но в любом случае можно говорить о том, что живое существо действует по алгоритму, который может быть более или менее сложен.
Алгоритм – это набор действий, связанных друг с другом. Обычная связь имеет вид цепочки: условием начала некоторого действия является окончание определённого другого действия. Однако бывают и более сложные ситуации – когда действием оказывается проверка выполнения каких-то условий, и в зависимости от того, какое условие выполняется, выбирается одно действие из двух (иногда  трёх или или более) возможных. Связь между мышлением и алгоритмом поведения видна сразу; но в чём она заключается?
Очевидно, что эта связь максимально проста.
МЫШЛЕНИЕ – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА РЕАГИРОВАНИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Это определение пригодно  не только для живых существ – оно оказывается универсальным и подходит для технических систем, созданных человеком, да и для любых систем вообще. Возьмите хоть регулятор давления в паровом котле – алгоритм реагирования у него есть, но в процессе работы не меняется. Значит, эта система не мыслит. Но, с другой стороны, когда-то не было такого алгоритма – поскольку не было автоматического регулирования, а было ручное. Алгоритм изменился – верный признак, что здесь проявилось мышление. Чьё? Тех людей, которые его создали.
Если же мы говорим о живых организмах, то для них привычно вместо сложного выражения «реагирование на окружающую среду» применять более простой термин «поведение». Соответственно, определение мышления принимает вид:
МЫШЛЕНИЕ – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА ПОВЕДЕНИЯ.
Уже из самого определения мышления видна его тесная связь с жизнью. Ещё можно представить техническую, неживую систему  с изменяющимся алгоритмом поведения (типа искусственного интеллекта). Вот, явно неживые компьютеры обыгрывают в шахматы гроссмейстеров (хотя этот пример, скорее всего, неудачный – даже самый сильный алгоритм игры в шахматы не меняет сам себя, значит, не мыслит. Один только М.М.Ботвинник, похоже, пытался сделать программу, меняющую себя. Во всяком случае, он говорил, что хочет сделать программу, играющую по тем же принципам, что и шахматный мастер. Но Ботвинник умер, и его работа осталась незавершённой).
Зато совершенно точно жизнь без мышления можно представить только в каком-то вырожденном случае. Одноклеточные организмы, существующие сейчас на Земле, имеют алгоритмы поведения, не меняющиеся сотни миллионов лет, но в целом-то мы знаем, что алгоритмы поведения менялись – и менялись разительно. Да, возможно, что теоретически могут существовать живые системы, мышление которых достигает какого-то уровня и стопорится, но у нас по факту система другая. Раз изменялись виды, то и алгоритмы поведения становились другими; но вот что менялось вначале, а потом тянуло за собой второе, это вопрос. Мы ещё будем его обсуждать.


Рецензии
"МЫШЛЕНИЕ – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА РЕАГИРОВАНИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ."

Но в онтогенезе процесс реагирования на внешние условия путем изменения поведения клетки и процессов в ней меняется при изменении окружающей среды. Так из одного генотипа получаются различные фенотипы. А мышления там нет. Зато есть в геноме некая интерактивнвя программа поведения клетки.

Такие программы, как хотел Ботвинник существуют и применяются например при моделировании биологических процессов.

Виктор Ефременко   18.02.2015 22:24     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание. Я точно помню, что в рукописи у меня был отмечен как раз тот случай, о котором вы говорите - он подходит под переключение ветвей алгоритма в ключевой точке и мышлением, понятно, не является. Сейчас просмотрел свой опубликованный текст - куда-то всё это подевалось. Посмотрю потом рукописи опять и исправлю, с вашего позволения.

Насчёт программ Ботвинника всё очень туманно, у меня есть только его собственные популярные статьи на эту тему, из них понятно, что он совсем не понимал программирования, хотя на философском уровне всё писал хорошо. И, кстати, он дал определение мышления очень похожее на то, которое здесь у меня - только посложнее и понаукообразнее.

Виктор Ракович   19.02.2015 08:29   Заявить о нарушении