ретроспективная рецензия на Чужой

2014 год был любопытным годом для видеоигр. Несмотря на довольно большую кучу вышедших в этот год проектов разного уровня сложности, а еще это был год, когда разработчики решили отправиться на поиски новых формул для видеоигр, перейдя от нескончаемого экшена к чему-то другому.
Например, к леденящему душу ужасу. Большинство игр в жанре ужаса было скорее набросками для будущих хитов, да и на фоне высокотехнологичных собратьев с инновационным геймплеем «песочницы», но как это ни странно, множество изданий отметило Alien: isolation, безумно устаревшую физически (не графически) игру, в которой нескончаемая гамма эмоции от разрушений и эпичности заменялась леденящим душу ужасом и монстром, который всегда где-то там.
При этом игра невероятно качественно вписывалась в сеттинг вселенной и не мешала существованию всех остальных произведений в серии. Между первым и вторым фильмом оказалось достаточно пространства, чтобы вставить фрагмент из жизни дочери главной героини фильмов и истории о том, как человечество докатилось до жизни такой (напомню от Прометея к чужому 3). К слову, любопытный момент слияния игр и жизни в играх ужастиках сделали так, что монстры могут реагировать на звуки из реального мира через микрофон, то есть когда герой прячется надо вполне реально задерживать дыхание, потому что у ксеноморфа столько вариантов заскриптованных действий, что его и правда начинаешь бояться.
При этом вы зададитесь вопросом, а если ты наоборот хочешь его и кричишь? Чужого не напугаешь, он технически даже не убиваем, разве что боится огня, как в оригинале, но его можно привлечь куда-то и скрыться, а он будет искать в том месте. Правда этот прием весьма ненадежен.
Но тем не менее переходя от игры к фильму, который хотелось бы рассмотреть надо отметить, что вся эта игра на самом деле это дружеский пасс к оригинальному фильму Чужой, Ридли Скотта, который вроде и был бы безукоризненным режиссером, если бы не тонна паршивых и откровенно средних фильмов в его карьере.
По сути дела, даже в мире созданного им самим (и художником Гансом Гигером, конечно же) монстра, более качественное (или вернее сказать популярное) воплощение дал уже другой режиссер, Джеймс Камерон, но вспоминать сейчас я буду именно первый фильм, поскольку для меня он стал откровением моего детства, при том что нисколько не напугал.
К слову про испуг. Это довольно странное понятие, ведь фактически намного больший эффект страха всегда определяется не столько неизвестностью, сколько неизвестностью в знакомом нам мире. События, которые технически могут случиться с нами всегда пугают намного больше, нежели истории о космосе, в том мире, где мы, живущие сейчас, никогда не побываем.
Но отдавая должное авторам первого фильма, надо отметить, что они старательно подобрались к этой цели многим ближе всех остальных, поздние части фильмов с участием чужих пытались перенести в условия Земли, но честно говоря ничего хорошего из этого не вышло.
Абсолютному монстру место там, в космосе, где никто не услышит ваш крик.
В том фильме было буквально все, что так дорого фанатам настоящей, крепкой научной фантастики, с поправкой на то, что там был довольно ретроспективный дизайн, и весьма глупые представления о будущем с компьютерными экранами, которые так и не эволюционировали. Впрочем, некоторое время после этого, когда вселенную чужих объединили с терминатором, именно войной с машинами в прошлом обосновали странность технологий будущего. Впрочем, многие промешенные компьютеры и сейчас выглядят таким же образом, а там был грубо говоря обычное грузовое судно.
В фильме особняком стоит просто безупречный, хотя, конечно, сильно отредактированный дизайн некро-биомеханики от Гигера, и для меня это всегда было основополагающим моментом. Монстры не просто существа, выглядящие отвратительно, напротив, они обладают некоторой, пускай и весьма странной привлекательностью.
В качестве заключительного слова надо сказать, что чужой не стареет. Удивительным образом он ощущается чем-то из прошлого (и ощущался раньше в том числе), так же, как и современная игра в том же изначальном сеттинге ужастика в темных коридорах посреди космоса, но при этом остается невероятным кинофильмом.


Рецензии