Оппонент по шахматам

Я сидела за столом в своей маленькой уютной комнате в дальнем углу коридора. В нескольких квадратных метрах умещались лишь односпальная кровать с высоким изголовьем, длинный, но тощий деревянный шкаф, упирающийся в потолок и, собственно, письменный стол и стул из тёмного дерева, за которым я не очень-то удобно расположилась. В таких условиях я живу уже как два месяца, плачу за комнату в большой трёхкомнатной квартире в пятиэтажном доме; хозяйка — полная добрая женщина, лет сорока, но я не спрашивала точно по ясной причине. Помимо меня и Анастасии Антоновны — хозяйки — здесь живут её маленькая дочка — Маша, лет 5-6 на вид, весёлая, активная, рыжая и вся в веснушках, постоянно смеётся и хлопает в ладоши — и глава семейства — Олег Павлович, тучный суровый мужчина, но совсем не злой, с утра до позднего вечера он засиживается на работе, поэтому мы редко видимся. Машка, как её называет мама, две трети дня проводит в детском саду, а Анастасия Антоновна работает до обеда, я же на парах за всё это время появилась лишь два раза. Почему? Потому что меня не очень-то впечатлили преподаватели, да и группа наша тоже, я набрала книжек в библиотеке и занялась самообразованием, и всё бы так и дальше шло гладко и спокойно, если бы вчера вечером мне не позвонил староста. (Откуда у него мой номер ума не приложу, но сейчас это не важно) говорит: «На следующей неделе в среду в два зачёт по матану», – я так за голову и схватилась, ненавижу учить ради оценок, а надо. Субботний вечер – делать нечего – сижу, учу.
Вдруг, стук в дверь, вбегает Машка вся растрёпанная, красная в таком же красненьком сарафане, тянет меня за руку: «Давай поиграем!» А мне что делать? Если кто-нибудь когда-нибудь сидел с детьми, то, сто процентов, знает, что им отказывать бесполезно, нужно быть их родителями. А мне как раз так осточертело учить, что я согласилась.
Маша широко улыбнулась, развернулась и убежала, вернулась через 10 секунд с дюжиной кукол барби в руках: барби на прогулку, барби на свадьбу, барби на пляже и т. д. и т. п. Никогда не любила этих кукол. Маруся разложила их передо мной и протягивает одну, бери мол. Но не тут-то было, меня тоже нельзя заставить делать то, что мне не нравится, детей я люблю, а вот подобные детские игрушки – нет. «Послушай, Марусь, — начинаю я свой умный монолог, — неужели тебе нравится играть в этот глупый симулятор красивой жизни? – ребёнок смотрит как-то странно, кивает, но не понимает явно. – В общем, давай я научу тебя играть в одну очень интересную и увлекательную игру?» Кивает и откладывает кукол в сторону. На протяжении всего моего монолога Машка молчала, странно, но не суть. Я поднимаюсь и достаю с полки старые шахматы, взяла их с собой из дома, думала найти достойного оппонента. Нашла.
Деловито отодвигаю Марусиных барби и раскладываю доску, расставляю фигуры, ребёнок, как завороженный, смотрит, но ничего не понимает, видно. Фигуры на местах.
— Смотри, – начинаю я, – эта игра называется шахматы и считается одной из самых древних настольных игр, её придумал один умный старец из Китая, а, показав игру императору, сколотил состояние. Ты знаешь, где находится Китай?
Маруся отрицательно качает головой.
— Мы с мамой ездили в Турцию! – Радостно выкрикивает она.
— Нет, Китай гораздо дальше Турции. Смотри, видишь вот эти восемь маленьких фигурок? – ребёнок кивает, а я говорю медленно и чётко – Это пешки, они выступают, как рядовые на поле боя – солдаты, они ещё совсем маленькие, прямо как ты, поэтому не могут передвигаться больше, чем на одну клетку вперёд, – перемещаю пешку D2-D3, – только вначале, пока они полны сил, могут совершить передвижение через клетку, – F2-F4. – Понимаешь?
Ребёнок утвердительно кивает и, первый раз на моей памяти молчит так долго.
— Но это ещё не всё, пешки выступают, как новобранцы, маленькие солдатики, и, как ты, однажды они вырастут и станут сильнее, а для этого им нужно добраться до противоположной стороны, – вожу пальцем по доске G3-G8. – и как только доберутся, они смогут стать, кем захотят. Вот ты кем хочешь стать?
— Хочу стать шоколадом! – подпрыгнув от возбуждения, выкрикивает Маруся – Тогда я смогу есть сладкое, когда захочу!
Наверное, если бы я сидела на стуле, то так бы и свалилась, но падать было некуда, я и так на полу. Весёлая мечта, однако, и почему мне это в голову не пришло, когда я была маленькая?
— Хорошо, продолжим. Пешки компенсируют свою слабость хитростью, когда они, проходя мимо фигуры противника, оказываются вот в таком положении, – беру белую пешку на D4, чёрную на E5, – Белая фигура может забрать в плен противника, неожиданно напрыгнув на него по диагонали.
Ребёнок широко открыл рот. Молчит, кивает.
— Хорошо, вот эти две самые высокие фигуры – это король и ферзь (королева) – они здесь самые главные. К сожалению, король был настолько ленив, что, не смотря на упрёки своей женушки, ужасно растолстел и теперь не может передвигаться больше, чем на одну клетку вперёд, только в экстренных ситуациях, когда ему надо спрятаться за ладью, – отодвигаю на время лишние фигуры – рокировка, ставлю всё на место, – А вот королева следила за своей фигурой и может передвигаться абсолютно в любую сторону, куда захочет, – беру ферзь и вожу ей по доске, показывая её возможности. – Кстати, из-за того, что ферзь – дама, она предпочитает сидеть только на подходящем ей по цвету троне, поэтому при расстановке фигур, король и королева стоят именно в таком положении, белый король – на чёрной клетке, белая королева – на белой,  чёрный король – на белой, чёрная королева – на чёрной.
— Но король совсем не толстый! – вдруг вскрикивает Машка.
— Конечно нетолстый, при слугах он должен выглядеть во всей своей красе, поэтому каждое утро его живот затягивают в корсет, так очень трудно дышать, зато король смог обмануть, даже тебя.
У Маруси прям глаза загорелись, ей явно стало интересно.
— Смотри, вот эти две фигуры вокруг короля – это слоны…
— Какие же это слоны! Я видела слонов, они воооот такие, – Маша размахивает руками, показывая размеры настоящих слонов, – а эти маленькие и тощие!
— Конечно маленькие и тощие, – соглашаюсь я. – Разве удобно им перебираться по таким мелким клеткам в своём настоящем облике? Как царские слуги они тоже должны выглядеть подобающе, поэтому и их вид был сильно изменён, правда, они так и остались довольно неповоротливыми животными. Слон может ходить только по диагонали, если он захочет передвинуться вбок или вперёд, то просто-напросто упадёт и выйдёт из игры, – С1-G5. – Но, в отличие от короля, эти животные выносливые, поэтому могут передвигаться через всю доску за раз, но только по диагонали! – F1-A6
Маруся сидела с открытым ртом, ещё одна фигура смогла её обмануть.
— Дальше, кони…
— А почему у них только головы! Где остальное?
— А посмотри, какие здесь маленькие клетки, им в полном размере не развернуться. Кстати, это мустанги – дикие и очень непослушные кони, поэтому очень быстро расходуют все свои силы и требуют отдыха. Смотри, – беру коня G1, – невидимый всадник направляет его вперёд на две клетки, – передвигаю к G3, но мустанги, как известно,  имеют ужасный характер и постоянно сходят с нужного пути, поэтому всадник вынужден направить животное в сторону, получается, – G3-H3, – буква Г в правую или в левую сторону.
— А мама говорит, что я примерная!
— Конечно, им нужно было бы брать пример с тебя! Следующие фигуры – это ладьи, они – башни по краям замка, охраняют тыл, а внутри них сидят солдаты и передвигают эту башню. К сожалению, окошки, которые есть в башнях очень маленькие и узкие, расположены по бокам, поэтому стрельцы видят только клетки вперёд и вбок и могут передвинуть башню, опять же, только вперёд и вбок. Понятно?
Кивает.
— Отлично! Последний нюанс – это то, что только кони могут ходить через фигуры, потому что, как я уже говорила, это мустанги, а мустанги высоко прыгают, для них, что король, что пешка – не проблема.
— Как интересно! – подпрыгивает на месте Машка. – Я хочу поиграть!
— Что ж, давай попробуем.


Рецензии