Талантливый фильм Солнечный удар не оценили?

Когда слышишь отзывы людей, побывавших на последнем фильме Никиты Михалкова "Солнечный удар" 2014 года, складывается впечатление, что в кино ходят лишь для того, чтобы увидеть гигантских монстров, "звэрские" убийства и толпы длинноногих красоток в абсолютном безбелье. Если этого в ленте нет, то по их мнению, - фильм не заслуживает внимания.

К глубокому сожалению, настоящие, достойные фильмы у современного зрителя вызывают только зевоту.
Так произошло и на этот раз. Ну как только не кляли фильм "Солнечный удар".

И "затянутый" он и "нудный", и "почему там голубенький шарфик полчаса на экране летает" и "зачем там показывают, как работает двигатель парахода". И почему "коляска катится по ступенькам", - лучше бы в это время главная героиня без лифчика по экрану побегала!

Так могут говорить люди, которые не поняли глубокий смысл, который заложил в фильм самый лучший, на мой взгляд, режиссер России Никита Михалков. Его фильм полон глубокой философии, символов и намеков. Он призывает размышлять, а не бездумно жрать попкорн или ласкать бедро соседки во время просмотра.

Лично мне "Солнечный удар" не показался затянутым, и я его смотрел без лишних рыданий по поводу "потерянного времени". Фильм увлек меня с первых минут, и это обусловлено мастерством уважаемого мной мэтра. Много интересного нашел я и в ленте: старинные костюмы, настроения героев и обороты старинной речи, и даже лица людей - все это не казалось мне скучным. Я искренне наслаждался работой "машины времени", которая перенесла меня в ту эпоху.

Во время просмотра мне постоянно приходили в голову ассоциации и скрытый смысл происходящего: когда я видел катящуюся по ступеням детскую коляску, то вспоминал "Броненосец Потемкин" Эйзенштейна; а старинный параход у меня ассоциировался с "Жестоким романсом"; да и судьба белого офицерства в лагере мне была небезразлична. Ведь пленные офицеры оказались заложниками ситуации, проходившей тогда в России, и мне вспоминался фильм "Сибирский цирюльник".

Настроения Ивана Бунина, по произведениям которого снят фильм, ненавидевшего советскую власть, были всем известны, - но я не согласен с тем, что большевики уничтожили "прекрасную" царскую Россию.

Никогда она не была она прекрасной для всех. И как при любом несправедливом общественном строе в ней были богатые и бедные. Эксплуататоры и эксплуатируемые.
Были богатые: дворяне, помещики и офицеры, которые ездили на пароходах и в поездах в каютах и купе первого класса.

И были: крестьяне, рабочие, мещане, для которых предназначались помещения третьего класса, напоминающие загоны для скота. В подобных малозаметных символах была вся суть классовой дореволюционной России. Из-за этого и произошла революция. Пусть она была стихийной и кровавой, но ведь такими были и многие зарубежные революции.

В течение фильма несколько раз звучит фраза"Как это случилось?"

А что, собственно, случилось?

Свершилась историческая справедливость, когда верхи не смогли, а низы не захотели жить по старому. Именно это и пытается осмыслить главный герой, сожалеющий о прошлом. В его воспоминаниях все залито солнцем, счастливым смехом и веселой музыкой, а в плену у него сплошь серые пасмурные дни, и - это тоже символика режиссера.

Единственная ошибка Михалкова в том, что фильм нужно было сократить по времени, учитывая нежелание современного зрителя долго сидеть на одном месте.
Теперь об оценке фильма: режиссура - выше всяких похвал, сценарий на тройку, операторская работа Владислава Опельянца удачная, музыка Эдуарда Артемьева понравилась.

Актерский состав - из новых лиц: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева и другие проявили себя очень достойно. Понравились мне персонажи Землячки и Бэллы Куна.
Бюджет картины составил 21 млн. долларов, но сборы оказались очень неутешительными для его создателей.

Картина осталась непонятой массовым зрителем, и - это вызывает сожаление, что большинство из зрителей просто разучились думать.


Рецензии