О чём говорят надгробные камни на Кавказе

               
                Кто говорил, что эта сторона
                Была темна и бессловесна в прошлом?
                На каждом камне, вечностью поросшем,
                Начертаны былого письмена.
                М. Мамакаев-чеченский поэт.

    Путешествуя по Кавказу в 1829 году, Великий поэт русской словесности А.С. Пушкин оставил по случаю своим внукам другие письмена: "Два три надгробных памятника стояло на краю дороги. Там по обычаю черкесов, похоронены их наездники, татарская надпись, изображение шашки, танга, иссечённые на камне, оставлены хищным внукам в память хищного предка".
   
 В селе нашем Бачи - Юрт Чеченской республики существуют четыре кладбища, где официально до сих пор хоронят усопших, а так вокруг села их десятки. Это первое плоскостное село в Чечне. Впервые жители семи хуторов, объединённых через столетия в одно село, столкнулись с русскими казаками в конце 16 века.
 Вели совместную торговлю, куначество, пока Ермолов не начал тактику выжженной земли, что после его "покорения" Кавказ полыхал ещё сорок шесть лет.
 
 А одно из старых кладбищ, со дня основания села, с годами оказалось в центре, здесь хоронят очень редко. И там похоронены наши пращуры, которые впервые спустились из села Центорой, что в Ножай-Юртовском районе.
Где могилы деда,  прадеда и прапрадеда знаю, а дальше нет, хотя стыдно признаться, в детстве отец водил меня.

Так вот дед мой, бабушка и дядя лежать рядом в этом кладбище. У них стоят старинные, добротные надгробные камни из горного гранита, исписанные арабской, а не татарской вязью. Но даже человек не сведущий арабской письменности может по камню угадывать социальный статус усопшего. Умерли они в первой половине прошлого столетия.
У камня деда высечена голова с чалмой, значить здесь покоиться хаджи, выполнил свой долг мусульманина посетив Мекку в 1909 году, скажет нам любой чеченец. На бабушкином камне высечены нагрудные женские украшения, какие носят сегодня, разве что народные артистки Чечни, резьба на камне даёт любому человеку узнавать- эта женская могила.
   
    А вот на камне у дяди, который умер в молодости, на груди газыри, по бокам высечены сабля, маузер, винтовка и плётка, с тыла в круглой рамке видна голова коня. Ну это любому ясно, значить в жизни был джигит, воин. Он умер позже. Я их не знал, родился в 1952 году на выселении, но как рассказывали отец и дядя, это был их младший брат и погиб он не на ратном поле, а умер от болезни в 22 года, ещё холостым.
Братья и друзья в знак скорби безвременной кончины, в столь молодые годы, разрисовали камень дяди, не сложившего красноармейца т. к. до сего дня сохранилась повестка призыва его в Красную Армию. Тогда в старину обученных к грамоте в любом селе можно было по пальцам сосчитать, возможно поэтому людям свойственны эти рисунки на камнях и значить такая мода осталась в народе от языческих времён ещё до принятия ислама.       

    Другой историк и любимец Кавказа Василий Алексеевич Потто, рассказывает о стычке между чеченцами и русскими во времена шейха Мансура в конце ХУ111 века: "Терские казаки поспели вовремя и, мало помалу обходя болота, поставили хищников под перекрёстный огонь....... но шейх Мансур не думал отказываться от своего намерения, он только решил сначала усилить свои скопища кабардинцами, давно уже искавшими случая пристать к чеченским хищникам".
Когда слышу слово «хищник» передо мной возникает портрет разъярённой пасти крокодила и слышу рев тигра, но перед русскими светилами в начале Х1Х века, почему-то при слове хищник появлялся образ Кавказца или чеченца, даже если он мёртвый в виде камня.  Уж лучше говорили лохматый разбойник. Правда, за 200 лет ничего не изменилось.

Перед Сибирской высылкой вайнахов в 1944 году, местные народы были оповещены, что к ним везут из Кавказа людоедов т. е. хищников, будьте, мол, бдительны.
    В 1970 - ые годы, почти год моя армейская койка стояла рядом с солдатом Н. Гавриловым из Кургана, позже он со смехом рассказывал, как в первые дни почти бодрствовал, боялся, что во сне я откушу ему ухо, нос или совсем задушу. «Ей Богу,- говорил он- расскажу дома, как спал рядом с чеченцем и ничего со мной не случилось, никто не поверит!»
 И нам вовремя двух военных компаний в Чечне, в конце ХХ в начале ХХ1 века, приходилось на воротах собственного жилья писать – здесь "ЖИВУТ ЛЮДИ", а не крокодилы.
   
Россия, несомненно, играет большое значение в истории мировой культуры. Но когда дело касается до Кавказских туземцев, они пытаются возвести себя до недосягаемых, для нашего ума, вершин. Это чванливая манера сохраняется до сих пор.
Давайте исподтишка заглянем в записную книжку самого Пушкина, где он своим рабовладельцам внукам на память оставил вот такую запись:               
Итак: «Июль 1934 год.      
3-го портному..............................50 р.
6-го получено оброку.......................30 р. 
20 июля заложено 74 душ за 13260 р........(60 задерж, в ломб)
За Льва Серг, заплачено Дюме...............220 р."
   Души - это живые люди, хотя и крепостные, такие же русские и такие же православные христиане, как сам поэт Пушкин, но они его собственность и он имеет юридическое право закладывать их в ломбард, как портсигар и прочие бытовые безделушки. А может и продать тому же Н. Гоголю в пере мешку с мёртвыми душами.
 
    А вот, как у поэта с моралью? Наверно тоже порядок раз он спокойно закладывает единоверцев в ломбард.
 «Какая дикость!» - записал бы в свою записную книжку мой прапрадед, если умел писать.
Знал ли автор благородных мушкетёров А. Дюма с какого оброка он получил свой карточный долг, от Александра Сергеевича, за своего непутёвого брата Льва?

А знаете ли вы, какой памятник убрали первым ещё до развала Союза на территории СССР, во время угара перестройки? Да нет, не Ленина! Это был памятник Пушкина в Кишинёве. Во время восстановительных работ, после крупнейшего землетрясения в Армении в декабре 1988 года, с нами, как и все Союзные республики трудились и молдаване и они видеть ненавидели Великого русского поэта Пушкина. За что? Он же почти их земляк! А за то, что он одним росчерком пера, по их мнению, превратил всех молдаван в цыган, в поэме «Цыгане», которая начинается словами: "Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют...?"
    
     Я, как мог выгораживал своего любимого поэта, цитировал его слова: "Смирись, Кавказ: идёт Ермолов", но мы же не обижаемся на него и как сказал истинный Кавказец Гамзатов:  «И с поэтов заоблачной пробы/ Время многие спишет грехи,/ Только надо для этого, чтобы/ Пережить их сумели стихи!» - возможно Великий горский ашуг  от имени всего Кавказа простил ему минутные слабости.

    Да уж, но солнце русской поэзии Пушкин кроме богатейшего творческого наследия оставил и куча преемников, которые разбросаны по всему свету. Они в праве гордится своим пра-пра Великим поэтом,  но и я горжусь своими предками, за то что они защищали свою Отчизну от такого работорговца, как Пушкин, за то, что пешком ходили в паломничество в Мекку. И даже, за то, что мои «хищные предки» на память в камне оставили несгораемую историю, своему…«хищному внуку».  «Ай да Пушкин...


Рецензии
У каждого народа своя культура, надо её сначала понять, а потом уж судить. Интересная инфрмация.

Владимир Голдин   06.10.2018 08:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.