Композитор Родыгин эпоха и люди. Глава 3

Глава третья УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

Уральский хор был той ракетой, которая вывела Е. Родыгина на орбиту известности – признания – славы. Он работал там шесть лет. Родыгин пришел в хор в то время, а это был июнь 1950 года, когда коллектив уже был широко известен в стране. Во всех энциклопедиях и справочниках дата рождения хора отмечена, декабрь 1943 года, то есть во время Великой Отечественной войны. Но если быть последовательным в анализе некоторых событий, то справедливости ради, нужно подчеркнуть, что народный хор в Свердловской области впервые возник при Свердловской консерватории в 1934\35 учебном году. Организатором этого хора был пианист Семен Соломонович Бендицкий. С. Бендицкий при организации консерватории был приглашен в Свердловск по рекомендации профессора Московской консерватории Г. Нейгауза. Для того чтобы создать Бендицкому добавочную материальную базу Свердловское Облоно поручило ему организовать самодеятельный хор. В дальнейшем этот хор получил название – «Хоровой ансамбль Облоно и Облпрофсоюза». С. Бендицкий увлекся работой в хоре, привлек в свой состав не только студентов консерватории, но слил хор консерватории с хором колхозников, то есть хор стал приобретать классовую чистоту, столь необходимую в то время для советской власти. Но, как сообщали недруги руководителя хора в выше стоящие инстанции «…в хоре пели церковники, бригадир хора Башкиров – бывший церковный регент, в составе хора преобладали служащие» и самое страшное, по словам доносителя – «…в хоре не было ни одного коммуниста» (1).
Созданный С. Бендицким хор широко выступал и получил признание слушателей. «По всей области пользуется большой известностью хоровой ансамбль имени Облпрофсовета. Участники хора ведут значительную культурную работу, они исполняют произведения уральского фольклора,  обработанные народные песни композитора Трамбицкого», - так писала о хоре газета «Уральский рабочий» (2).
«С хором, - цитата из показания С. Бендицкого по делу М. П. Фролова, - мне пришлось однажды выступать в ДЛИ, на слете колхозников, где присутствовал Кабаков. На другой день Фролов сказал, что Кабаков вызывает к себе. Я был увлечен работой с хором, и здесь должен сознаться, что я был слишком окрылен успехом своей работы и по мальчишески поддался зазнайству. Кабаков говорил мне, что хором нужно больше петь массовые песни, а не классику, а Фролов ему поддакивал. Я же возражал и говорил, что классиков надо петь. На другой день Фролов вызвал и сказал, как вы смеете возражать Кабакову? - Кабаков это наш Сталин» (3). Вот в чем дело – И. Кабаков, первый секретарь Уральского, с 1934 года Свердловского обкома ВКП(б) поддержал работу хора и его руководителя С. Бендицкого, но он же Кабаков осужденный партией как «враг народа» был первопричиной замалчивания работы хорового ансамбля.
Ансамбль существовал еще и в 1939 году. Юр. Чап в статье «Любовь к песне» отметил значение пятилетнего существования Уральского ансамбля песни при консерватории (рук Бендицкий С. С.), и здесь же саркастически подчеркнул «…зато строжайший нейтралитет хранило старое руководство отдела искусств так и не отметившее праздничной даты… где еще существует рецидив пренебрежительного отношения к интересному хору» (4). Чиновники не могли нарушать партийной этики, да они наверняка уже знали, что хор скоро распустят.

Получается так, что Л. Христиансен лишь воссоздал хор при консерватории, его становление в новом качестве и названии проходило в тех же стенах УГК.
Подготовка организации хора началась в мае 1943 года. Изучали хоровое творчество на опыте лучших самодеятельных народных хоров. В сентябре создали две группы на местах: хор села Измоденово Белоярского района и хор села Покровского Егоршинского района Свердловской области. Эти два хора стали основой Уральского народного хора, который еще пополнился одиночками выделившимися своим талантом в областном  смотре сельской художественной самодеятельности. Классовый подбор артистов хора был также сохранен, как и в 30-е годы. Основу составляли выходцы из села – 75%, остальные из рабочих поселков и пригородов. Людей увозили в областной центр, отрывая от земли, от родного села, от семьи мало заботясь о быте. «Коллектив хора живет в тяжелых бытовых условиях, - сообщал в 1950 году начальник отдела искусств облуправления культуры. А. Панферов, секретарю обкома КПСС Куроедову В. А., - на площади 200 квадратных метров проживает 60 человек. В некоторых комнатах помещается по две семьи. Артисты хора месяцами не видят своих детей, т.к. ввиду отсутствия жилплощади они не могут взять их к себе из районов» (5). Как вспоминает Агрипина Ферапонтовна Зорькина (Завьялова) «Я поступила в Уральский хор в 1950 году. Пришла с Уралхиммаша, у меня там была своя койка в общежитии, здесь в здании на улице Розы Люксембург, где жили артисты хора, не было даже собственной кровати. Спали по очереди. Но в хор люди шли несмотря ни на что. Четыреста человек на место было, когда я поступала. После третьего тура осталось только четырнадцать. Вот какие были условия для жизни, и какой был авторитет коллектива» (6).

Почему я так подробно остановился на истории создания Уральского хора? Да потому, что это дает возможность понять характер развития творчества Е. Родыгина. Родыгин вышел из самодеятельности и не прекращал ей заниматься в студенческие годы.

После окончания консерватории композитор влился в среду обитания с детства ему знакомую. Артисты хора были выходцами из села или малых городов, как и сам Родыгин, были все талантливы, но музыкально малограмотны. В профессиональном плане композитор получил целое, но не вспаханное поле, на котором, как агроном мог проводить свои эксперименты, если позволят…
Артисты хора исполняли свои репертуар высоко профессионально, а в политическом плане были весьма благонадежны, поэтому коллектив хора был выездным. Попасть в заграничную поездку в начале 50-х годов было очень сложно, а коллектив Уральского хора ездил в страны народной демократии ежегодно.
В августе 1951 года хор выступал на 3-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, завоевав две первые премии среди 37 хоров и более 40 танцевальных коллективов. Хор показал песни «Ой вы, горы» «Черемуха». Танцевальный коллектив выступил с «Большим уральским переплясом».
Родыгин все же побывал в Берлине через шесть лет, до которого он не сумел дойти в 1945 году.
В феврале 1952 года хор выезжал в Венгрию, где участвовал в месячнике Венгеро-Советской дружбы.
В августе 1952 года гастролировал по городам Польши, где у Евгения Павловича произошла встреча с композитором А. Новиковым. Москва, как всегда, не доверяла провинциалам и послала А. Новикова дирижировать Уральским хором. Тесного контакта между двумя композиторами не получилось. Е. Родыгин никогда за все прошедшие годы не напоминал о себе А. Новикову, а тот в свою очередь забыл о том, что он сделал для Родыгина.

Родыгин не сумел второй раз произвести глубокое впечатление на своего первого музыкального покровителя, и когда Евгений Павлович напомнил о себе, о далекой Н-Салде и его работе в ансамбле, то Новиков только удивился:
- Да? - может быть, может быть.
Дальше этого разговор не пошел.
Слава Уральского хора катилась по всему Советскому Союзу вместе с его многочисленными гастролями. В 1952 году гастроли начались в мае, вернулись в родные общежитские стены только в октябре. Проехали все Поволжье, Северный Кавказ и Краснодарский край, Грузию, Крым, Одессу и Киев и закончили выступление в Оренбурге. Всего оказалось охваченными концертами тридцать городов. В год набралось до 260 концертов – это очень интенсивная работа.
В 1953 году Уральский хор отметил свое десятилетие. Подводились итоги. Оказалось, коллективом хора за десять лет было записано, отобрано и создано 750 песен, из которых поставлено 80, поставлено 30 массовых танцев. Коллектив пополнил свой репертуар новым жанром – сатирической песней: «Воробей», «Зайчишка лопоухий» – музыка Е. Родыгина, слова Е. Клюшниковой, которые быстро завоевали признание слушателей. Коллектив хора выступал на правительственном концерте на сцене Большого театра Союза ССР, участвовал в творческом показе искусств города Свердловска и области в Москве. За десять лет коллектив Уральского народного хора дал 3000 концертов, обслужив 3,5 млн. зрителей. (7).
Интенсивным по концертной деятельности оказался 1954 год. Уральский хор давал концерты в родном городе на лучших площадках. 29, 30 апреля, 1, 2 мая выступал с полной программой в Оперном театре, 21 мая в Госцирке, 31 мая в Парке культуры и отдыха им. Маяковского. 16 мая выезжал в Белоярку на два концерта для обслуживания колхозников. Затем уехал на длительные гастроли на Украину и в Москву.
Особенно запомнился Уральский народный хор слушателям всего Советского Союза своим выступлением по радио 11 января 1954 года. Эта прямая трансляция концерта имела многочисленные отклики: из Акмолинской области Казахстана, с Куйбышевской (ныне Самарской) области, с Великой стройки коммунизма с Жигулевска, от солдат Советской Армии, из Узбекистана – отовсюду. Но от одного из отзывов я не могу воздержаться, чтобы не привести его полностью с сохранением стиля и орфографии: «Благодарность. Из Афанасьевсеа, Свердловской области Ачитского Ра – на. Злобиной Марии Фроловны, и Злобиной Александры Васильевны, и Суворовой Апполинарии Фроловны.
Уважаемые Артисты
Уральский хор благодарим вас за вашо выступление по радио, особено за ваш концерт который был 11 января вечером и что сердечно благодарим слушали все радио с большим удовольствием очень довольны вашим выступлением, и вашего уральского хора ждем нетерпением каждый раз, просим убедительно вас почаще выступайте с песнями, особенно, колхозные песни, и частушки, и старые песни, и шуточные.
Еще раз благодарим за ваш веселый концерт, который сейчас еще в голове, так радостно и весело на душе когда выступает уральский хор очень и очень хорошо, благодарим.
Просим вас уральский хор с пойте наши песни по радиу которы пишу вам, будем в ожидании нашей просьбы. Зыбина М. Ф.
После чего могу еще написать несколько песен» (8).
Коряво написано, видно, что сразу после концерта, но от всей души. Впечатление от этого отзыва пробирает до слез.
К этому времени в репертуаре хора уже было несколько родыгинских песен: «Воробей», «Зайчишка лопоухий» на слова Е. Клюшниковой, «Как у дедушки Петра» – слова народные, «Слава партии» - на слова Е. Хоринской, «Это было давно» – фантазия на две революционные песни. Первые песни были написаны по рекомендации Л. Христиансена на слова народной сказительницы и одаренного от природы человека Е. П. Клюшниковой. О ней в своей книге Лев Львович отзывается так: «Сатирические песни-басни Клюшникова, складывала мастерски, напевы же ей не всегда удавались (9).
Елизавета Петровна была выходцем из г. Березовского. Она много ездила по городам и селам Свердловской области, работала в детских садах и госпитале, в жизни она встречала разных людей. Привитая с детства любовь к песне породила устойчивый интерес к народным песням-сказам. Она писала стихи для стенной газеты, когда училась в школе, складывала песни для детей, их у нее было шестеро, сочиняла частушки. Поэтому на первых шагах творческой деятельности дали свои положительные результаты, но Клюшникова имела только определенные наработанные штампы, стереотипные напевы, на том ее опыт и заканчивался. Потому дальнейшее сотрудничество с ней ничего нового дать Родыгину не могли.
Но кроме указанных песен в Уральском хоре группа баянистов исполняла родыгинскую музыку, сочиненную по всем необходимым торжественным случаям, так: в феврале 1952 г. Е. Родыгин написал фантазии для баянов на тему патриотической национальной песни «Ракоцимарш». В июне 1952 г. Е. Родыгин разучил с баянистами написанную им фантазию на тему польской «Кайдансерской мазурки», в Болгарии пели «Песню воспоминание о концерте под Плевной», на слова болгарского поэта Пламен Цонева.
Все эти музыкальные произведения широко исполнял Уральский хор, разнося имя молодого композитора по миру и стране, эти мелодии хорошо принимались слушателями, но эти мелодии уходили как бы в песок, не оставаясь в памяти народа. Это настораживало композитора, заставляло думать и искать ту мелодию, которая бы легла, что называется на душу человека.
«На Урале, - пишет Б. Г. Манжора, - очень ценили искусство «качать» песню – обогащать распев мелодическим украшением. Иногда для этого певец специально повторяет отдельные слова, или же, расчленяет слово посредине, делая в самых неожиданных местах выразительное «предыхание». К запевающему голосу, обыкновенно звучащему невысоко, присоединяются другие – «подголоски», окружающие основной мотив, обогащая его. Благодаря этому чувства и мысли, волнующие певцов, передаются в песне разносторонне, глубоко и убедительно» (10).
Такое мнение о русской уральской песне было знакомо композитору Родыгину. Но для того чтобы такая песня состоялась, нужны три составляющие:  композитор, автор стихов и исполнитель. Если взять за основу исполнителя Уральский хор, то здесь, казалось бы, проблем не возникало, но в Уральском хоре не было поэта способного создать достойные стихи, а песня была нужна, поскольку приближался десятилетний юбилей хора.
Хорошую песню требовала общественность города: «Молодежь на Урале, писала газета «На смену!», - охотно поет прекрасные песни о Москве, о красавице Волге, о шахтерах Донбасса, о колхозниках Дона, о бескрайних богатых просторах Сибири. Молодые рабочие и колхозники, студенты Урала с удовольствием пели бы и о нашем прекрасном крае, о его людях… Вот таких песен давно уже ждет от композиторов молодежь Урала» (11).
Но художественный руководитель хора Л. Л. Христиансен имел на народное творчество свой взгляд. «Я стремлюсь рассматривать, - писал он, - народное творчество как образный язык чувств, эмоций, как носитель смысла. Музыкальная интонация может быть только однозначной. Это не упрощенчество, а целая система, раскрывающая смысл музыкальной речи» (12). Все-таки некоторое упрощенчество, догматизм в понимании целого ряда вопросов мастерства было у художественного руководителя, и это стало сказываться на репертуаре хора, где все заметнее ощущалось отсутствие многоголосной лирической, широко проголосной русской песни.
Может быть, такое творческое противостояние с одной стороны, застывшая позиция во взглядах художественного руководителя хора, а с другой стремление композитора создать свою многоголосную песню и было одной из предпосылок для появления на свет песни «Уральская рябинушка».
Композитору вскоре представился случай осуществить свои идеи.
В то время Е. Родыгин работал вместе с поэтессой Е. Хоринской. Они выполняли какой-то социальный заказ, по созданию срочно какой-то патриотической песни. «Работа шла трудно, - вспоминала Елена Евгеньевна, - Родыгин все придирался к словам, хотел править, с ним было трудно работать, как в прочем и с другими. Вдруг он увидел у меня на столе стихи «Уральская рябина». Евгений Павлович настойчиво просил отдать ему эти стихи, но я ему объяснила, что на эти стихи уже Клара Абрамовна Кацман написала мелодию, слова и музыка опубликованы в «Уральском рабочем», в каком номере не помню (13), но Родыгин все же взял у меня стихи и написал на них музыку» (14).
Родыгин всегда упрямо шел своим путем: в консерватории его учили сочинять симфоническую музыку, а он учился сочинять песенную народную музыку, в хоре от него требовали сохранить в песне «окающий» говор, поскольку коренные уральцы в большинстве своем «окают», а в нем звучали лирические мелодии, и он стремился воплотить их в жизнь. Мог ли тогда Родыгин отказать себе, сочинить музыку на понравившиеся первоначально слова, хотя на эти слова уже была сочинена мелодия? Конечно, нет! Он не был бы Родыгиным. Тем более это был не первый случай в его практике, и как увидим не последний.
Песня «Уральская рябина» на слова Е. Хоринской звучала в музыкальной обработке как композитора Клары Кацман и даже в 50-е годы имела успех на областном конкурсе (15), так и в музыкальной обработке Е. Родыгина. «Уральскую рябину» исполнял Уральский хор не только в СССР, но и в Румынии. Правда, ажиотажа в Румынии песня не вызвала. Сюжет был привязан к текущему событию, в то время было закончено строительство канала Волга-Дон, а это никого не интересовало, - так говорил Е. Родыгин в одном из интервью (16). Мне представляется необходимо привести текст песни на слова Е. Хоринской, он нам потребуется для сравнения (опубликован в газете «Уральский рабочий», 1953, 19 апреля.):

Провожала девушка парня далеко.
Провожать ей милого было нелегко…
Парня в степь далекую посылал Урал
Веткою рябинушки ветер вслед махал.

Припев: Рябина-рябинушка
               На горе крутой,
               Шумит, шумит рябинушка
               Зеленою листвой…

Трудится без устали над донской водой
Крепкий экскаваторщик, парень молодой.
Глянет на машину он, вспомнит Уралмаш,
Всех друзей-товарищей, край родимый наш.

Припев.

Паренек любуется на Донской канал,
Вот плывет он по морю на родной Урал.
Ждет его там милая, ждет его завод…
Парень вместе с девушкой песню вновь поет.

Припев.

Значит, как вывод, в 50-е годы существовало две песни «Уральская рябина» на слова одного автора  - Е. Хоринской, но музыка двух композиторов К. Кацман и Е. Родыгина.
Е. Родыгин всегда стремился быть первым в своем деле, эта черта характера у него зародилась с детства. Создать популярную песню, как у И. Дунаевского, который был для него кумиром, было его мечтой. Он чувствовал, что к нему пришел напев новый, чисто национально русский: «Сейчас, когда анализирую, - говорил он, - что же это был за напев, вспоминаю – это был напев мало известной уральской песни «За грибами в лес девицы». В ней были такие красивые музыкальные ходы! Красота в музыке – это ее смысл. Красота дает толчок вдохновению.
Многоголосье придает песне новые краски. Можно видеть, как поют твою песню, и как ее слушают. Это для автора важно» (17). И в другом интервью «Долго в уме у меня «крутился» мотив старинной уральской народной песни. Я стал проигрывать ее на фортепьяно, импровизировать и, как это часто бывает, неожиданно для самого себя вырисовалась мелодия» (18).
Можно ли было упускать удачу?
Нет, ни в коем случае. Песню необходимо было спасать.
Е. Родыгин обращается с просьбой по телефону к М. Пилипенко, тем более, что у них уже начало складываться творческое содружество. Уральский хор уже исполнял их песню «Небо темно-синее» (1952г.). М. Пилипенко понял проблему композитора и написал пять куплетов на почти готовую музыку, или, как выразился Евгений Павлович в нашей личной беседе, на готовую «рыбу». Пять куплетов для хора – это много, но на премьере песни хор исполнил все пять куплетов, поздней оставили три, и в таком виде песня приобрела окончательный вариант и пошла «гулять» по стране и миру.
Кто же такой Михаил Михайлович Пилипенко?
Пилипенко появился в Свердловске (Екатеринбурге) на Уралмаше сразу после ранения полученного в боях в годы Великой Отечественной войны. Его короткая жизнь пронеслась яркой звездой на небосклоне культурной жизни города. «Профессиональный комсомольский работник, журналист, веселый жизнерадостный человек, знающий цену юмору, доброй песне и меткому слову, - таким он запомнился всем», - вспоминает о нем Михаил Найдич (19).
Пилипенко прожил всего 37 полных лет, но короткий промежуток времени с 1950 по 1956 годы успел написать стихов на пять поэтических сборников. В жизни, по-видимому, было и всегда будет так, что тот, кто на свои плечи взваливает многое, на того еще больше и нагружают. Может ли такой человек выполнить все работы с равным успехом? Конечно, нет!
В союзе писателей М. Пилипенко назначают руководителем поэтической секции. Но через короткое время. На закрытом собрании парторганизации союза писателей области, 27 марта 1953 года Н. Куштум (авторитетный поэт в 30-60 годах на Урале) резко критиковал руководителя секции поэтов Пилипенко, который совершенно, по его мнению, развалил работу и предложил «обсудить на бюро отделения Союза советских писателей вопрос о состоянии дел на поэтическом фронте» (20).
М. Пилипенко при обсуждении данного вопроса на бюро прямо признал: «мне секцией руководить трудно из-за перегруженности в газете. Что делать? Нужна активная работа всех поэтов. Необходимо наладить творческую работу, диспуты по вопросам поэзии. Нужно более тесное общение с читателями…» (21). Эти выдержки из документов автор приводит не для того, чтобы бросить камень в адрес поэта. А для того, чтобы читатель задумался над тем, что при всей суете жизни, при загруженности на основной работе в газете, при широких общественных обязанностях, творческой занятости М. Пилипенко сумел найти те слова для песни, которая стала всенародной. Вот ее слова:

Вечер тихой песнею над рекой плывет,
Дальними зарницами светится завод,
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под рябинушкой парни ждут меня.

Припев. Ой, рябина кудрявая,
               Белые цветы,
               Ой, рябина, рябинушка,
               Что взгрустнула ты…

Лишь гудки певучие смолкнут над рекой,
Я иду к рябинушке тропкою крутой.
Треплет под кудрявою ветер без конца
Справа кудри токаря, слева – кузнеца.

Припев.

Днем в цеху короткие встречи горячи,
А сойдемся вечером – сядем и молчим…
Смотрят звезды летние молча на парней
И не скажут ясные, кто из них милей.

Припев.

Укрывает инеем землю добела,
Песней журавлиною осень проплыла.
Но тропинкой узкою, там же, между гор,
Мы втроем к рябинушке ходим до сих пор.

Припев.

Кто из них желаннее, руку сжать кому?
Сердцем растревоженным так и не пойму…
Хоть ни в чем не схожие – оба хороши.
Милая рябинушка сердцу подскажи!

Припев. Ой, рябина кудрявая,
               Оба хороши,
               Ой, рябина, рябинушка,
               Сердцу подскажи.

Как родились эти стихи? Вспоминает А. Показаньев: «Ребята как у вас со временем? Вот написал «Уральскую рябинушку», захотелось вам прочитать.
Что скажите?
Кто-то притащил ему стул. Но он садиться не стал. Прочел Михаил Михайлович свои стихи. И ничего необычного мы в них не нашли. Лично я так вообще решил, что это чепуха. Подумаешь: «Справа кудри токаря, слева – кузнеца» Что за лирика, когда сенокос идет и т. д.
Через тридцать лет, за тридевять земель, в Керчи, уже за полночь шла по главной улице счастливая ватага молодежи и негромко задушевно пела «Ой, рябина, рябинушка, сердцу подскажи…»
У меня и сейчас сердце останавливается, когда вспомню ту черную крымскую ночь и эту песню» (22).
Если сравнить текст стихов Хоринской и Пилипенко, то нужно отметить, что в первом случае «рябина-рябинушка» на втором плане, а на первом производство, машина, работа. У Пилипенко же, наоборот, – на первом месте человек, его душа, переживания, сливающиеся с окружающей природой, и только потом – производство. Это и подкупило слушателя.
Песня становится известной только после того, как ее услышит слушатель. Над озвучиванием песни много работали композитор и женская группа уральского хора. «Запев был поручен, - пишет Б. Манжора, - опытным запевалам А. Петровой и Т. Устюжаниной. Талантливые певцы много потрудились: искали мягкий выразительный звук, добивались совершенного ансамбля. Они настолько чутко проникновенно, с такой замечательной выразительностью исполняли песню, что их работу над запевом можно смело назвать подлинным соавторством в создании «Уральской рябинушки» (23).
Почему автор так подробно останавливается на создании этой песни? Наверно потому, что эта песня является, как бы, визитной карточкой композитора Е. Родыгина. Эта песня была одной из первых в творческом пути композитора и настолько удачной, что практически она одна создала композитору ИМЯ. На любом концерте, где бы ни выступал Е. Родыгин, она звучит, а там где композитор ее опускает из репертуара, слушатели настойчиво требуют ее исполнения.
В чем же заключается устойчивая популярность «Уральской рябинушки»?
Здесь можно выдвинуть несколько версий.
Во-первых, Е. Родыгину удалось стать первым в стране композитором, в то время СССР, который написал русскую лирическую мелодию. И здесь он добился своего – всегда быть первым. Популярная песня «Подмосковные вечера» - В. Соловьева-Седого, была озвучена поздней.
Во-вторых, после смерти И. Сталина несколько ослабла требовательность партийного руководства обязательного восхваления всеми творческими организациями страны его величия, и не настало время психоза раздувания ложного авторитета коммунистической партии.
В-третьих, годы Великой Отечественной войны, медленно, но неотвратимо уходило в историю. Репертуар военных песен, столь популярный в первые послевоенные годы, незаметно исчерпал свою остроту.
В-четвертых, песня «Уральская рябина» не могла иметь устойчивого, долговременного интереса, поскольку была написана на «злобу дня», посвящена завершению строительства «первой стройки коммунизма» Волго-Донского канала. Тогда, в начале 50-х годов, все стройки назывались «Великими Сталинскими стройками коммунизма». Коммунизма они не приблизили, но идеологического шума было много по всему необъятному Советскому Союзу, от маленьких рабочих поселков и деревень до областных и столичных городов прошли митинги, славившие это событие. Но «злоба дня» также быстро проходит, как время. Дела, свершаемые людьми ежедневно, еженедельно, ежемесячно вытесняют из памяти предыдущие, отправляя их в историю. Так исчезла из памяти людей и песня «Уральская рябина».
В-пятых, в самом названии песни заложена ласка, нежность «рябинушка», казалось бы, смена одного слова в названии песни – пустяк, но этот пустяк изменил все содержание и характер песни. «Рябинушка» - так обращаются к близкому другу, и слова песни не на производственную тему, хотя «цех», «завод» и упоминается в тексте, а на вечную тему любви. Ситуация молодой влюбленной девушки близка и понятна всем. Но в то время подобная бытовая ситуация могла быть предметом обсуждения на комсомольском бюро, был бы только сигнал об этом событии от какого-нибудь «правильного» комсомольца. Влюбленная девушка в своей сложной возрастной проблеме за советом обращается не к подруге, которая может не понять (а может и доложить в бюро), не к «родной» партии, а к природе, которая является опорой человека во всей его жизни. Рябина, как элемент природы: «Ой, рябина, рябинушка, сердцу подскажи…». Столь чистые, не замутненные идеологической болтовней слова песни легли в память народную легко, прочно и надолго. Приходится удивляться, как это партийный работник, секретарь горкома комсомола по идеологии, редактор газеты, автор поэмы о рабочем классе «Слава» Михаил Михайлович Пилипенко написал такие нужные стихи в нужное время? Здесь, можно подумать, взяла верх романтика поэта и подействовала мягкая лирическая, берущая за душу, чистая родыгинская мелодия. Все это так, все это подействовало на поэта Пилипенко, но это не вся, правда. Если заглянуть в биографию поэта, то не обходимо сказать, сам Михаил Михайлович в момент создания стихов для песни был влюблен и поздней пострадал за эту любовь, через донос в партийные органы одной из «правильных» комсомолок. Жизнь круглая, как колесо, но не все грани этого круга гладкие.
В – шестых, «Уральская рябинушка» была, пожалуй, первым лирическим произведением в советское время, вышедшем, на просторы страны с невысоких гор Урала, совершенно не стандартное для этого края. До песни Е. Родыгина и М. Пилипенко Урал было принято изображать в произведениях искусства темным, мрачным округом, где заводов больше чем леса, а люди на металлургических заводах хмурые и не веселые, а только что и делающие металл для необъятной России. Этому образу Урала способствовали картины братьев Худояровых, в советское время картина Иогансена «На старых Демидовских заводах» и все последующие произведения, всех творческих направлений признавались победителями на разных конкурсах и выставках, где звучало слово «Сталевары».
Песня «Уральская рябинушка» покорила слушателей, была принята ими, но не все гладко шло в рождении песни и признании ее на официальном уровне. Руководство Уральского хора отказалось ее разучивать, услышав в мелодии песни ритмы «вальса». Отторжение художественного руководителя насторожило композитора, но не остановило его. Без санкций руководства песня была разучена и исполнена хором. Если этот случай не создал еще конфликтной ситуации между руководителем и заведующим музыкальной частью хора, то черная тень в их отношениях уже обозначилась.
Несколько завуалировано, со скрытой критикой и само страховкой на всякий случай, а как отзовется большое начальство, наконец, с признанием удачи новой песни Е. Родыгина выступил рецензент последних программ выступлений Уральского хора. «Более продуманно подобраны песни в последней программе, -  пишет он. Здесь нет таких, которые бы от автора, через широкие массы пришли в хор, но есть такие, которые от автора, через хор, вышли в народ. К ним относятся «Небо темно-синее», «Уральская рябинушка» (правда, несколько вялая по развитию сюжета поэта Пилипенко, музыка Родыгина). Этим песням свойственно тонкое ощущение правды, одухотворенность, ясное ощущение времени без наличия «прямых», в лоб «бьющих» деталей. Весь эмоциональный строй песен передает настроения и чувства советского человека» (25). Эта рецензия яркий экземпляр эпохи. Ее можно трактовать по разному, как положительную «передает настроения и чувства советского человека», и как настороженно отрицательную «вялая по развитию сюжета». То есть рецензент готов занять любую позицию положительную, отрицательную, как скажет вышестоящее партийное руководство, такую  и займет окончательно рецензент.
Тем не менее, композитор преподнес хору песню – хор преподнес автору славу. После первого исполнения «Уральской рябинушки» летом 1954 года в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке песня зазвучала на радио, была записана на пластинку всеми заводами формы «Мелодия». Эту песню воспроизводили в специальном наборе «Уральский сувенир», на долгоиграющей пластинке «Сельские лирические песни», «Мелодии Уралмаша», «Избранные песни советских композиторов».
В многочисленных гастролях за рубежом Уральский хор неизменно исполнял «Уральскую рябинушку». Песня звучала в Европе, США, Японии, Китае, Северной Корее и не затерялась в густых зарослях джунглей Амазонки.
Песня «Уральская рябинушка» дала Евгению Павловичу Родыгину как бы творческие крылья, на которых он оторвался от окружающей среды людей, выделился среди профессионалов композиторов, получил известность и тем стал знаменит. Средина и конец пятидесятых годов двадцатого столетия для Родыгина стали годами творческого подъема. Все, что в нем накопилось до этого времени: опыт художественной самодеятельности, постижение музыкальной грамотности, знание русской народной песни и, наконец, армейский и житейский опыт, как сгусток творчества, вырвалось  в последующем в новых песнях наружу, в виде неповторимой мягкой, где лирической, где вальсовой, где шуточной, где глубоко задумчивой романсовой музыки. Его прорвало, незаметный, глубоко заложенный в недрах человека талант выплеснулся в новые популярные песни, которые он создает в те годы: «Куда бежишь, тропинка милая» - слова А. Пришельца, «У границы» - слова Н. Карташова и «Едут новоселы» - слова Н. Солохиной
Эти песни быстро получили признание слушателей, зазвучали по радио и в хорах народной самодеятельности. Слова песен «У границы» и «Едут новоселы» композитор получил по почте. На концертах, на вопрос: «Где вы берете слова для своих песен?». Композитор часто отвечает: «В почтовом ящике».
Стихи к песне «Едут новоселы» Евгений Павлович получил  совсем под другим названием «Мечта новосела». Эти стихи ему прислала его землячка из города Верхняя Салда, это всего десять километров от его родного города, где прошла его юность – Нижняя Салда. Работница Верхнесалдинского металлургического завода Нина Солохина была влюблена в поэзию, занималась в литературном кружке при клубе, публиковалась в местной районной газете и на свой страх и риск выслала стихи своему ставшему популярным земляку. Стихи были сырыми, но Родыгин услышал в них мотив, да и слова совпали с теми настроениями молодежи, которые так поддерживала и муссировала пресса тех лет. Было время подъема целинных земель. И этот факт сравнивали тогда со строительством Комсомольска-на-Амуре. Время мужественных свершений 30-х годов, переносилось в 50-е годы почти один к одному. Вся работа партии среди молодежи строилась в первую очередь не на экономических расчетах, а на энтузиазме. В таких условиях мужественная, звонкая, запоминающаяся песня была просто необходима. Это понимал молодой композитор – Евгению Павловичу было в то время 28 лет. Он приложил максимум усилий к созданию песни о целинниках. Привлек к работе журналистов верхнесалдинской газеты, они коллективно редактировали текст, дополнительно занимался с хором, расписывал партии, разучивал текст и, песня родилась прямо на гастролях в родных с детства краях. Песня была на злобу дня, ее подхватили и пели широко по всей стране и поют, до сей поры. Казалось бы, «злоба дня» проходящее событие, но песня оказалась сильней мимолетного для истории факта, она стала гимном целинников и сама стала историей, сейчас не возможно говорить о целине, не вспомнив песни Е. Родыгина.
Интересно вспомнить концерт в ДК Металлургов в Г. В. Салда, состоявшийся 30 июня 1999. В зале преобладали слушатели пожилого возраста, почти ровесники автора песни. Они слушали Родыгина со слезой на глазах – это была встреча, знавших историю создания песни с первых шагов ее зарождения, это была встреча с их юностью. После концерта одна из слушательниц встала, и как-то официально, громко, как на собрании стала говорить: «Мы помним, как создавалась эта песня про целинников, она здесь родилась у нас в городе и Родыгин наш земляк». Конечно, женщина обращалась к молодым парням и девушкам, находящимся в зале. Она была горда тем, что их город является родиной такой популярной песни, в голосе женщины звучала даже претензия на соавторство. В зале дома культуры Е. Родыгин исполнял песню под баян своим мягким лирическим баритоном, а в Уральском хоре ее запевал солист хора Павел Титарь.
И вторую песню «У границы» запевал Павел Титарь. Песня, про пограничников родилась на гастролях Уральского хора на Дальнем Востоке и исполнялась впервые в г. Благовещенске. Если кто-то бывал в этом пограничном городе, или живет там, то он очень легко может представить ту яркость слов, с которых начинается запев: «Над рекой туман, за рекой граница…». Действительно за рекой Амур уже другое государство – Китай, и другой город - Хайхэ. Песня получилась опять же по родыгински мягкая лирико-патриотическая. Невольно хочется ее сравнивать с другой песней, на эту же тему, которая была популярна в 30-е годы: «В эту ночь решили самураи перейти границу у реки…». Это, пожалуй, две самые популярные песни посвященные пограничникам. Но если первая маршевая и звучит, как армейский приказ, то у Родыгина песня – раздумье, далекая от политических нагрузок. Пограничник взгрустнул о своей малой родине, девушке, он задумался в песне и забыл прозу солдатской жизни, снял стресс, очистился от «шлаков» мелких командирских придирок и уже завтра, или через час готов заступить в наряд охранять свою большую Родину.
Многим песням Е. П. Родыгина, вместе с Уральским хором, дал жизнь солист хора Павел Николаевич Титарь. Талантливый парень, прежде чем попасть в город, как и большинство солистов Уральского хора, жил в деревне. Жизнь на природе рано развила физические способности Павла, а разразившаяся война прибрала почти всех мужчин в колхозе, в котором жил подросток. Павел в двенадцать лет понял, что такое семья без отца, его, как крепкого физически парня стали рано привлекать к тяжелому труду. Есть было не чего, те крохи, которые получали колхозники на трудодни явно, не хватало семье и молодому крепкому организму. Павел увлекся охотой. Как вспоминает его друг и напарник по дуэту Евгений Гуслев, - «Павел охотился весной, по насту, без ружья, с одним ножом. В деревне, где он жил водились косули. Павел выслеживал их место стоянки, поднимал, и гнал их по насту. Косули в испуге бежали, а он преследовал их до тех пор, пока животное не изнемогало от ран полученных от соприкосновения с весенним, жестким снегом. Павел настигал одну косулю, перерезал ей горло и бежал за другой. Догнав ослабевшее животное, Павел добивал его, свежевал, тушу нес на плечах домой, затем возвращался за первой. Жестоко по сегодняшним понятиям, но то было время военное, голодное, а с другой стороны, какой же он был выносливый и сильный».
В Уральский хор Павел Титарь попал с Турбомоторного завода, где он был замечен в художественной самодеятельности сначала в своем цехе, а затем и на заводе. Талантливый парень не имел почти никакого образованья. Все брал на слух. Многочисленные заграничные поездки вместе с хором, гастроли по стране, положительные рецензии на исполняемые им не только родыгинские песни, его естественно радовали, укрепляли его творческую уверенность, но отсутствие образованья не давало возможности подняться выше в исполнительском мастерстве и просто в человеческих отношениях. Возникло противоречие в нем самом, с которым он не мог справиться. С одной стороны внешним признанием его таланта, а с другой, с внутренним уровнем развития. «Его просто захвалили», - сказал Е. Гуслев. Павел начал пить. Ушел из хора на завод Пневмостроймашина – работал слесарем. Но это был не просто слесарь Титарь, а Титарь, прославленный артист Уральского хора. К этому времени Павел перенес инфаркт, но и здесь на заводе он продолжал выпивать. Здесь же при заводском доме культуры имени Гагарина сложился, дует: Титарь – баритон широкого диапазона и Гуслев – тенор широкого диапазона. Дуэт успешно выступал не только в Свердловской области, но и за ее пределами и существовал до смерти Павла Николаевича. В последние годы жизни Павел Титарь бросил пить и умер не от пьянки, как утверждают многие, он умер на рыбалке.
«Мы накануне, - вспоминает Е. М. Гуслев, - вместе с Павлом ездили на рыбалку, что-то плохо клевало, на следующий день Павел вновь предложил поехать, но я отказался. Павел поехал один. Лекарства с собой не взял. Отчего там, на озере Таватуй с ним случился приступ, не знаю. В общем, в деревне пока поняли, что с ним произошло, пока звонили, пока приехали врачи – человека не стало. Мы с Родыгиным были с ним до конца» (26).
Ушел из жизни самодеятельный, одаренный природой певец, так и не получив достойной его таланта оценки. Но для любителей музыки остались пластинки, аудиокассеты с записями его голоса.
Если у Евгения Павловича Родыгина в творческом плане все складывалось последовательно гладко, новые песни приносили признание и авторитет, как коллективу, в котором он работал, так и ему автору музыки, то в отношениях с художественным руководителем все больше возникало не пониманья. Песня «Едут новоселы» облетела всю страну, была принята тепло слушателями, а руководитель хора встретил ее прохладно. «Это не русская народная песня – это «фокстрот», - повторял Родыгин слова руководителя хора.
В основе конфликта между художественным руководителем хора и заведующим музыкальной частью лежат не личностные отношения – один прекрасный организатор, основатель хора, преподаватель консерватории, старший по возрасту, пригласивший вчерашнего студента к себе в сотрудники, и на этой основе ожидавший от него если не беспрекословного подчинения, то хотя бы внешнего уважения. Вчерашний студент очень быстро набирал обороты популярности, что задевало тонкие, скрытые струны зависти у художественного руководителя. Столкнулись не только два таланта, а два характера. Ни кто не хотел уступать. И каждый из конфликтующих на протяжении многих лет отзывался друг о друге со скрытой антипатией. Родыгин постоянно повторяет, что его не понимали в Уральском хоре, а Христиасен в лекциях для студентов в Саратовской консерватории, пока был жив, обязательно подчеркивал «отсутствие настоящего музыкального образования у композитора Родыгина».
Обязанности заведующего музыкальной частью хора отвлекали от творческих занятий, нужно было расписывать музыкальные партии к песням и пляскам. Времени не хватало, где-то успевал в одном, отставал в другом. В те годы Свердловский областной отдел по делам искусств издал приказ «О творческой деятельности Государственного Уральского русского Народного хора», где были отмечены «Серьезные недостатки в использовании баянной группы. Некоторые сопровождения плясок бледны и малоинтересны по тематическому материалу. Заведующий музыкальной частью композитор Е. П. Родыгин малоинициативен в изучении народной инструментальной музыки. Совершенно не используется квартет баянистов для показа инструментального русского народного творчества» (27).
Приказываю:
«Поднять художественный уровень баянной группы, обязать заведующего музыкальной частью Родыгина на основе изучения народной инструментальной музыки, создать репертуар для ее самостоятельных выступлений» (28). Это обычный производственный приказ, каких было немало в советское время отштамповано по разным вопросам, на него не стоило бы обращать внимания в наше время, если бы на этой должности был рядовой музыкант, но Родыгин был востребованный композитор, ему необходимо было время для творчества. Но приказ требовал изучать народную инструментальную музыку, необходимо было ехать в глубинку, на село, встречаться с народными хорами, с людьми, помнившими старые мелодии. Он ездил и собирал. На концерте 16 июля 1999 года в селе Елань Байкаловского района Е. Родыгину напомнили о его приезде к ним в далекие пятидесятые годы прошлого столетия. Композитор уже забыл о том событии, но при разговоре с певцами местного хора согласился: «Да было».
Людская память крепка и на хорошие поступки.
В тот вечер из Елани мы выехали поздно. Всю необъятную небесную чашу наполнили черные грозовые тучи, и не успели мы отъехать и пяти километров от села, как начался ливень, да такой сильный, что в двух метрах ничего не было видно. Струи воды, управляемые ветром, хлестали стекла машины, как возница хлещет непослушную лошадь. Столкнуться со встречной машиной в такой круговерти воды, ветра и низких черных туч было без проблем, но на наше счастье встречного транспорта не было. Из полосы грозовой стихии мы выскочили минут через двадцать. Родыгин молчал. Думал.
Вот так же много и глубоко обдумывал Евгений Павлович в августе 1956 года. Как поступить: уходить из Уральского хора? – или остаться!
Остаться, значит, нужно больше уделять времени своим прямым обязанностям заведующего музыкальной частью, выслушивать упреки и замечанья по каждой новой песне, но как не поступи упреки и обиды всегда будут появляться в создавшейся ситуации. После того как Л. Л. Христиансен забраковал «Уральскую рябинушку» «Едут новоселы», новую песню «Куда бежишь, тропинка милая» над которой композитор работал длительное время, учел замечанья высказанные Львом Львовичем по предыдущим мелодиям, но, помня, то отчуждение, с которым Л. Христиансен воспринимал предыдущий материал, отдал новую песню в Омский народный хор.
Песня получилась добротная в народном духе, и она родилась в Свердловске, а впервые прозвучала в Омске. Вновь возникли обиды. Повторение подобных ситуаций независимый характер Родыгина выносить больше не мог.
Он ушел из Уральского хора.
Возникает вопрос: «Почему композитор Е. Родыгин покинул Уральский хор, который дал ему возможность творить, озвучивал его произведения и во многом способствовал его славе?
Послушаем самого Родыгина.
В многочисленных интервью Евгений Павлович, так или иначе, но обязательно касался этой темы. Но наиболее полно, на наш взгляд, он изложил свое виденье проблемы в интервью газете «Советская культура», почти через тридцать лет после своего ухода из хора. Значит, эта проблема его постоянно волнует.
С его слов можно сделать следующие выводы: Во-первых, «… чрезмерная опека над народной песней, стремление держать ее в полной неприкосновенности, что никогда не шло на пользу хору, так и в целом этому жанру, во-вторых, «… необходим коренной пересмотр принципов исполнительства, которые на сегодняшний день многими руководителями народных хоров представляются незыблемыми. Диалектическая необходимость такого рода «отрицаний», некоторых устоявшихся традиций давно назрела. И то, что это могло бы стать залогом и одним из путей творческого роста коллектива, к сожалению, никак не могут понять, в том числе и в родном для меня Уральском хоре, где за последние годы сменилось уже не мало руководителей». В-третьих, «…есть сейчас хоры народные, которые испытывают какие-то затруднения в поисках стиля, своего исполнительского репертуара, не знают, куда им дальше идти, на чем остановиться и сделать акцент, взяли бы себе за правило приглашать авторов песен, советоваться с ними, а еще лучше, если бы руководители хора пригласили бы только автора и сказали: «Вот тебе хор. Бери его и сделай с ним свою песню такой, какой она тебе видится и слышится». «Если бы кто-то догадался сегодня, что только так можно этот жанр развивать. Если бы пошли на это, тогда наша песня приобрела бы многое из того, что ей сейчас не хватает, и что она растеряла» (29).
Правильны ли мысли Е. Родыгина о развитии русской национальной песни могли бы высказать специалисты по данному вопросу, нас же интересует позиция Е. Родыгина – она изложена. Родыгин уходил из Уральского хора не из-за каких-то мелких стычек, непонимания отдельных проблем развития жанра бывшими руководителями прославленного коллектива.
Он уходил, чтобы вернуться.
Вернуться художественным руководителем Государственного Уральского русского Народного хора.
При одной из наших встреч я прямо сказал об этом композитору. Родыгин посмотрел на меня удивленно. Долго молчал. А потом, как еврей, ответил вопросом на вопрос:
- Откуда ты это знаешь? (30)
Вывод напрашивается сам по себе из обзора интервью опубликованных во многих центральных, областных и районных газет, которые удалось обнаружить автору. К этому выводу подводит жизненный опыт композитора, а главное анализ его характера.
Родыгин всегда стремился быть первым, и это ему удавалось. В юности руководил самодеятельным ансамблем в г. Нижняя Салда, в армии руководил джаз оркестром (31), первым в СССР написал русскую национальную лирическую песню «Уральская рябинушка». Он хотел быть руководителем Уральского хора, как все его кумиры: Дунаевский руководил ансамблем железнодорожников, Утесов – джаз оркестром, Новиков – профсоюзным ансамблем. Уходя, он думал, что при очередной смене художественного руководителя в хоре ему предложат освобождающуюся вакантную должность.
Но этого не произошло. Впервые Е. Родыгин не получил то, что он желал. Вот откуда его устойчивая многолетняя критика руководства Уральского хора.
Почему Родыгина не назначили художественным руководителем Уральского хора?
Ответ на этот вопрос нужно искать не в его профессиональной подготовленности (хотя это не исключено), а в его характере.
На многих концертах, с которыми выступал композитор, и на которых присутствовал автор этих строк, Е. П. Родыгин заявлял: «У меня два недостатка: я очень любил женщин и деньги» и этот тезис Евгения Павловича могут подтвердить и вспомнить многие и многие десятки слушателей его концертов.
Деньги Евгений Павлович начал зарабатывать еще со студенческих лет, играл на баяне в клубах и ресторанах.
Это ему дало возможность купить не только баян, пианино фирмы «Музтрест», с которым он не расстается до сегодняшнего дня, но сразу же после окончания консерватории в 1950 году он покупает автомобиль «Москвич». Маленький зелененький, который на сегодняшних улицах можно встретить очень редко, но тогда это была лучшая машина, эталон советского автомобилестроения. Страсть к технике зародилась у Родыгина еще с детства, и он как настоящий любитель технических средств передвижения менял их раз в три года. Если первую  машину он купил без всякой очереди, то последующие приходилось – доставать. Советская номенклатура быстро поняла, что искусственно созданный дефицит на любой товар и на автомобили в том числе, это хороший рычаг влияния на нужных людей и хороший рычаг для укрепления своей власти. За шесть лет работы в Уральском хоре Евгений Павлович сменил три машины «Москвич».
Женщинами Евгений Павлович увлекался постоянно, так же как и они им. В студенческие годы он не женился, может быть потому, что некоторые женщины в разговоре с автором находили его «несколько деревенским, неотесанным парнем». В Уральском хоре молодых, талантливых, красивых и незамужних женщин, выходцев из художественной самодеятельности на один квадратный метр было значительно больше, чем в консерватории. Здесь в 1951 году Евгений Павлович женился на Бруснициной Нине Васильевне – солистке хора, а через два года у них было уже два сына: Сергей и Николай. Администрация хорового коллектива выделила молодоженам комнату в доме артистов. Казалось, семейная жизнь начала складываться удачно. Но Нина Васильевна, по-видимому, не учла или не поняла характера своего мужа, начала создавать в доме уют, наводить чистоту и часто задавала вопросы: «где ты был так поздно? - почему во время не пришел домой? – почему сыт? – где поел?». Такие простые, обыденные вопросы, после которых в семье устанавливается лидерство и «порядок» были не по характеру Е. Родыгина. Он во всех делах, какими бы он не занимался, ни где не терпит покровительства, и в семье тоже. Родыгин с детства привык к скромной пище, одежде и уюту. Для него эта сторона жизни второстепенна. Как-то раз Евгений Павлович рассказывал:
«Иду по улице Восточной. Навстречу знакомый. Остановились в тенечке пирамидальных тополей.
- Евгений Павлович. Здравствуй. Ты меня наверно и не узнал, я бороду отпустил, - радостно воскликнул он.
- Ну и что? – равнодушно переспросил я.
- Как что? Модно!

Видишь ли, он лицо себе создает – имидж. Этим в основном и занят. А мне безразлично как я выгляжу, я музыку пишу – вот мое лицо».
Если кому-то придется встретить на улице или в помещении Родыгина в его постоянном светло-зеленом пиджаке в клеточку и при этом галстук, если он есть, съехал куда-то в сторону или сзади у ворота помята рубашка, не обращайте внимания, не это главное для композитора, главное результат творческой деятельности. Но не все это понимают и судят о человеке по- разному.
Могла ли творческая личность с такими задатками характера долго оставаться в чистой уютной семейной клетке с жесткими рамками питанья?

Родыгин ушел из семьи.
Именно в эти годы складывается у Родыгина богемная жизнь. Возле популярной личности всегда складываются байки-легенды. Так возникла легенда о «родыгинском» мосте. И вообще, об этом периоде жизни композитора Родыгина можно коротко сказать словами студенческой песни: «… что он горькую пьет, что он песни поет и еще кое-чем занимается…».
Личная жизнь, как говорится, дело личное. Композитор Родыгин не президент Клинтон и ему не нужно оправдываться перед сенатом, было, аль не было у него что-то с Моникой. Но не надо забывать, что 50-е годы прошлого столетия были годами расцвета и влияния советской власти. Коммунистическая партия зорко следила за моральным обликом не только своих членов, но и всех граждан СССР. Конечно, партийный комитет не мог тогда вызвать на свое заседание гражданина Родыгина, поскольку в то время композитор был беспартийный. Но партия формировала мнение, и не обязательно было это мнение высказывать в печати, просто была устная установка «есть мнение» - чье? от кого исходит? – неважно. «Мнение есть!»  - этого достаточно. А мнение такое: «пьет, из семьи ушел, а самое главное не член КПСС!» Популярный композитор, его песни хорошо приняты общественностью! Неважно. Молод еще. Не ищет контакта с партией. Подождем.

Не хотелось говорить о личном, но личное тесно связано с общественным. Личные качества композитора (два недостатка) помешали, на наш взгляд, занять должность художественного руководителя Уральского хора и показать новые грани его организаторской и творческой деятельности. Но это биография Евгения Павловича Родыгина та, которая есть, а не та, какая могла бы быть.


Рецензии
Спасибо, Владимир! Творческие люди всегда в поиске. Они не умеют жить так, как живут другие. Действительно, имидж им тоже неинтересен. А вот музыка, поиск настоящих стихов - это и есть их настоящее. Теперь буду знать про песню "Рябинушка кудрявая". Думала, что это народная песня.
Здоровья вам, солнышка и творчества весеннего!
С уважением всегда Наталия

Добрая Добрая   21.03.2015 12:36     Заявить о нарушении
Наталия, спасибо за отзыв. Владимир.

Владимир Голдин   21.03.2015 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.