Послесловие к левиафану

               

Шумиха вокруг нового  фильма  А.Звягинцева  «Левиафан»  поутихла  Но  желание  обсудить  это  произведение и  поставленные в нем  проблемы  остается. Эти заметки  - вдогонку,- можно рассматривать, как попытку дилетанта  поспорить  с выдающимся режиссером, а заодно      обсудить житейские вопросы, напрямую связанные с  мифическим Левиафаном.
По-настоящему художественный фильм не всегда  отображает реальную действительность. Случаются отступления от  правды,  которые диктуются творческой
фантазией  художника. В картине А.Звягинцева  эти отступления от жизненной правды  никакой смысловой нагрузки не имеют. Они  присутствуют, как доказательство   упорного желания  режиссера не считаться с реальностью, а следовать  модным  направлениям, отвергающим сходство с жизнью.
 Модный стиль современного кинематографа  опирается  на принцип двух зеркал, поставленных друг против друга и дающих искаженные, призрачные очертания предметов.. Это не жизнь, а как бы жизнь,- говорят зеркала. Не ищите здесь  правды.
Зеркало отображает  мысли режиссера о том  или ином явлении  И здесь не обойтись без придуманных схем.
Схема №1 -  русский мужик, живущий на Севере, - образчик худосочного выморочного поколения, в котором не обнаруживается физического и психического здоровья. Главный герой картины именно таков. Не закаленный природой севера  здоровяк, а , извините,  заморыш с искалеченной психикой  и вертлявыми движениями. Он – алкаш, пропивший себя, он не способен побороться за свое человеческое достоинство. Смять такого мозгляка  жерновами власти ничего не стоит. Но почему-то он не вызывает сочувствия. Оно, видимо, не входило в придуманную режиссером схему: слабый человек   пал жертвой преступных деяний  местного царька.
 Да. от такого мужичка только бежать топиться
Что и делает  исполнительница схемы №2  - жена героя Лиля. Режиссер отдает ей роль «красивой женщины», мучающейся  в нечеловеческих условиях  жизни на фоне северного ландшафта. Стеклянно- прозрачная схема. Женщина-никто, рабыня рыбного промысла,   не испытывающая любви к мужу и пасынку. В фильме у нее нет слов. Ее измена – призрачная попытка обрести  хотя бы мгновение радости.
 Ох, как  же  хочется воскликнуть: ведь это неправда! Уж если ты живешь на Севере, почему у тебя такой холодный дом? Зачем тебе панорамные окна с видом на безжизненный  пейзаж? Северяне берегут тепло  и очень любят уют, как  противовес леденящей душу  природе.. Да любая баба даже подо льдом, даже там, где так мало солнечного тепла  нашла бы в себе силы, чтобы выстроить для себя и своей семьи нормальную жизнь. Она бы драила полы, шила бы занавесочки с рюшами, согревала бы веселой речью  своих близких и из-под земли добыла бы  счастье! Но нет, стеклянная Лиля не создана для быта. Она выполняет задачу режиссера- изобразить непроглядную серость существования женщины в условиях безрадостного Севера. От такой жизни  запьешь. Или утопишься.
Смотрела я на фигуры судебных заседателей и думала, что эти женщины, вынужденные выполнять  волю начальства,  у  себя  дома – полновластные хозяйки. У них -то наверняка и полы вымыты , и занавесочки красивые  на окнах висят. Присутствуя в суде, они наверняка думали о домашних делах. Как говорится, всюду  жизнь!
Только режиссера она не занимает.
Ну, и наконец – схема №3  - пьяница и преступник мэр
.По идее он должен воплощать собой власть, уничтожающую невинного человека. Страшное чудовище – Левиафан, способное пожрать все живое. Для иллюстрации  режиссер расположил    на  берегу  скелет  непонятного существа, олицетворяющего мифического Левиафана.
Схема схемой, но  мэр по- существу вовсе не чудовище, хотя  держит над собой портрет президента Путина. Фигура эта скорее комическая, чем устрашающая. Обратите внимание, как он паникует перед выборами. Все его преступления продиктованы  страхом потерять  свою должность. Он стремится выжить любой ценой, и построенный  на месте разрушенного  дома храм служит  ему прикрытием от увольнения. Образно говоря, он прижимает    к груди этот храм, как преступник  прижимает к себе наложницу, спасаясь от направленного  в него пистолета  Жалкий и тоже подневольный человек, выслуживающийся перед высшим начальством. Он как все вокруг, как бубнящие  приговор судьи, как спасающий шкуру друг Николая адвокат Дима, как  патрульный полицейский , тоже предавший   главного героя. В каждом из них сидит Левиафан. Это он подбивает  Лилю на  блуд. Ее любовника – на трусливый  побег. Патрульного, льющего слезы жалости  к сироте-ребенку – на отказ от него. Все эти люди -  заложники системы, которая требует от них вынужденного поведения.
Если отвлечься от фильма и оглянуться окрест, то придется признать: каждый наш шаг- это встреча с Левиафаном. Он толкнул охранника питерского магазина «Магнит» на совершение бесчеловечного поступка., обвинил  престарелую блокадницу в краже трех пачек масла. Женщина умерла от сердечного приступа. А магазинное начальство уверяет: охранник действовал по инструкции. Понимаете, происходит полное попрание элементарных норм человечности.
Обвинили человека напрасно, не разобрались, применили силу и при этом отстаивают свою правоту. Чем не  левиафанчик?
Вся беда происходит  из-за усыхания приоритета человечности в условиях культа денег.
Возьмите врачей, которым мешают выполнять свой профессиональный долг. Они заняты бессмысленной работой:  заполняют какие-то бланки, чертят схемы, ставят шифры и коды вместо того, чтобы лечить больных. Им мешает Левиафан – алчный скупердяй в лице Минздрава, озабоченного одним: экономить средства бюджета.
 Стоило бы подсчитать,  сколько  чиновников заняты  придумыванием чепухи, которая обеспечивают им, чиновникам, безбедную жизнь
 Недавно услышала историю о том, как один  фермер, возмущенный высокими процентами за кредит,   вывалил машину навоза у порога банка и водрузил на куче плакат « все банки – враги народа».
В том же городе Кировске, где снимался фильм А.Звягинцева, произошла трагедия: предприниматель, замученный  поборами  местной власти, застрелил мэра города и застрелился сам.
Левиафан всюду. И самое ужасное заключается в том, что фильм, опираясь на притчу об Иове, декларирует неизбежность зла, с которым бороться бессмысленно. Честный священник в фильме говорит Николаю: ведь это чудовище на удочку не подцепишь и ноздри ему не разорвешь. Оно, мол, существует по замыслу Всевышнего. Библейский Иов упрекал Бога за то, что тот  не борется с дьяволом и понес за свои слова наказание. И только после того, как   Иов осознал  необходимость противостояния  добра и зла, как условия развивающейся жизни , Бог простил праведника и вернул ему здоровье и богатство.
 В фильме А.Звягинцева зло показано, как непобедимая сила. Но не случайно там мелькают пан-девицы, танцующие в храме. Не случайно  пьяная компания мужчин расстреливает портреты бывших  деятелей КПСС. Систему необходимо менять = призывает фильм  А.Звягинцева.   От себя добавлю: главный Левиафан, уродующий жизнь людей, это многоголовое чудовище – чиновничий аппарат, разросшийся до небывалых размеров..
В своих интервью режиссер говорил, что каждый кадр фильма рассчитывался с математической точностью. Мне показалось, что математика убила гармонию. Получился малохудожественный, политизированный фильм, рассчитанный на аплодисменты западной прессы.
Единственный, по-настоящему гармоничный и прекрасный герой фильма- это бесподобное Баренцево море  - борющееся, энергичное, бьющее своими волнами в неприступные  скалы.
Вот и нам всем нужно  преисполниться этой энергией, чтобы победить Левиафана в своей душе.


Рецензии
Доброе утро, Людмила!...

Ваш покорный слуга тоже писал об этом...*

Размышлял и о том - почему всё так плохо?...**

Храни Вас Бог!

Сергей
_____________
* - см. "Из жизни людишек...".
** - см. "Понимаешь теперь?..."

Сениф   07.04.2015 10:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.