Первый стог
Перекусив, отец начал собирать необходимое. Он взял деревянные трехрогие вилы на длинном черешке. Шура помнит, как зимой он эти вилы делал. Он гнул и ставил распорки между согнутых веток, сушил в печке, стругал и шлифовал отогнутые ветки, заострял концы. Сегодня вилы пригодятся. Папа взял топор и веревку, девочки бидончик с водой, и все двинулись на работу. За разговорами два километра пути они и не заметили. Вот и их сено. Мамы-нет, но, наверное, подойдет.
Папа пошел в лесок за лугом, вырубил длинную березу, очистил от веток, заострил снизу. Это будет стожар. Он нарубил несколько более тонких деревцов, и их очистил и заострил. Кроме того, папа натаскал много тонких осинок и ивняка. Из двух березок он изготовил волокушку для сена, и работники разделились. Девочки будут свозить сено, а папа поставит стожар. Шуре интересно, как он это делает. Вырубив в земле ямку, папа втыкает в нее острый нижний край стожара, постукивая топором по оставленным снизу ствола обрубкам веток. Потом подпирает стожар более тонкими стволиками и связывает все это прутьями ивняка. По земле вокруг раскладывает "постель" из березок, осинок и ив. Он проверяет стожар на прочность.Все готово. Можно метать стог.
Девочки , между тем, стаскивают сено. Шура таскает волокушку, А Тоня сгребает остатки. Отец, закончив свои дела, приходит на помощь дочкам. Он накладывает огромные кучи сена и свозит его к стожару. Довольно быстро они управляются с подготовительными работами. Очищенный скошенный луг кажется широким и пустынным.
Мама не пришла. Шура не понимает, как отец собирается метать стог.
"Знаешь, дочь, придется тебе стоять на стогу.-обращается он к девочке,-я думаю, ты справишься."
Шура в оцепенении. На стогу в их деревне стоят немногие женщины. Одни боятся высоты, другие не справляются, и метальщики их не берут. Отец , если попадает на сенокос, а зовут его именно на метание стогов, так-то он работает в кузнице, мечет стога только с мамой.
Делать нечего, придется стоять. Отец начинает накидывать сено на "постель" вокруг стожара. Стог будет большим. Основание довольно широкое. Он командует, и дочери залезают на сено. Папа объясняет, что их задача плотно утоптать сено, особенно возле стожара. Девочки с удовольствием притаптывают сено. Дальше Шурина задача принимать сено с вил и раскладывать его по кругу. Папа объяснил, что раскладывать надо так, как дранку по крыше, чтобы сено себя держало. Надо стараться делать ровный круг со стожаром в центре. Стог будет ровный и прочный. Шура понимает, что надо, Тонечка слезает с сена на землю, и работа начинается. Шура граблями показывает папе куда класть сено, утаптывает его, стараясь у стожара уплотнить его максимально. Стог становится все выше. Посмотрев вниз, девочка видит, что сена на земле немного и начинает беспокоиться, что его не хватит, чтобы свершить стог. Но папа командует ей перерыв и начинает очесывать стог.
"Стог должен быть круглым , плотным и красивым. Красивым должно быть все, что мы делаем, иначе и делать не надо,-говорит он дочкам, очесывая и подтеребливая стог снизу .- Заодно я и твою работу проверяю. Вытяну много сена, стог придется развалить и переметать."
От этих слов Шура цепенеет. Но, слава Богу, папе не удается вытянуть много сена. Значит, утоптала дочь его добросовестно и уложила правильно. Девочка успокаивается.
"А сейчас -самая трудная задача. Стог надо вершить. Надо его постепенно суживать к стожару. Постарайся не упасть, доченька. Вниз не смотри, смотри вдаль."- напутствует отец работницу.
Шура начинает сужать стог. Стожара остается все меньше и меньше, держаться за него труднее и труднее. В свободные мгновения девочка смотрит вдаль. Она видит свою деревню, извивающуюся речушку, небольшой лесок за деревней, а дальше- большой лес, которые с земли не видно. А, еще она видит синее-синее небо с редкими белыми облачками. Облачка важно проплывают в вышине, и, если смотреть долго, начинает кружиться голова. Так и упасть можно. А еще здесь в вышине девочку обдувает теплый ласковый ветерок, которого совсем не чувствовалось на земле. От сена поднимается такой запах, что тоже дурманит голову.
Сена уже немного, папа кладет его редко, и девочка успевает налюбоваться на луг, лес и небо. Она с трудом ловит последние небольшие навильнички сена, плотно утаптывает его возле стожара. Наконец, папа кричит , что сено закончилось.
Шура садится возле стожара, от которого торчит всего сантиметров тридцать, держится за него и переводит дух. Папа связывает внизу переметины из тонких веток ивняка и подает их дочери. Она укладывает их на верхушке стога, окончательно закрывая стожар. И тут ее вдруг охватывает страх. Стог, как живой, движется при любой ее попытке переступить ногами. Земля кажется далекой, ветерок дует сильнее. Как же она слезет? Ведь, стожар был очень высоким, спрыгнуть она не сможет. Девочка зовет папу. В голосе-слезы и страх.
"Не бойся, дочь, я бросаю тебе веревку, поймай ее и перекинь через стог у стожара. Перекинула? Вот по ней и спускайся, упираясь ногами в стог. Не бойся. Все будет отлично."
Шура начинает спуск. И чего она, глупая, боялась? Вот она уже стоит на земле. Папа очесывает стог по месту ее спуска, прячет клочок сена под стог. Работа закончена. Шура оглядывается вокруг. На ровном лугу возвышается огромный стог. Папа обмеряет его обхватами рук, что-то считает и с улыбкой говорит: "Центнеров восемь в нем сена есть. Хороший задел на зиму, еще пару стожков и скотина наша перезимует безбедно. Молодец ты у меня, дочь. Не всякая баба с такой махиной управится, а ты сумела. Мы только накосили, а остальную работу всю вы с Тоней сделали. Труженицы вы мои."
Он обнимает и целует девочек. Все садятся передохнуть. Только сейчас Шура понимает, что солнце уже склонилось к закату и не так греет, как днем. Они недолго передыхают, и папа предлагает им пойти и набрать малины в лесочке у речки. Вылив воду из бидончика, они быстро набирают в него сочной спелой малины. Досыта едят сами и довольные идут домой. Отойдя от стога подальше, Шурка оглядывается. Стог стоит прямо, гордо поднимаясь в небо. Снизу не широкий, в середине- по шире, он плавно переходит в верхушку. Стог кажется стройным и очень красивым, впрочем, как и все папины стога. Их Шура узнает среди множества по какой-то особенной форме даже на колхозном сенокосе. Мама говорит, что они все в отца: такие же статные, высокие и красивые. Девочке кажется, что этот стог красивее всех, что она раньше видела на колхозных лугах. Она его узнала бы из тысячи.
Зимой папа привез сено из стога домой. Он порадовал дочь, что стог нисколько не промок, а Шура, принимая сено на сеновал, и сама это понимала. Запах травы был богаче, чем летом. Казалось, запах настоялся в стогу и пьянил девочку. Ей казалось, что она узнает некоторые засохшие цветочки среди сена. Она выбирает их из кучи и собирает букетик. Он не красив, но мама радуется так, как будь то дочь принесла ей букет роз.
Свидетельство о публикации №215021800998