Немного романтики

Море. Что может быть прекрасней, бездонней и не только в глубину, но и в душу? Что можно еще так любить и в то же время ненавидеть, рваться в эту красоту и пропасть, а оказавшись там, так же неистово хотеть на берег? Что может изменить человека навсегда, возвысить или низвергнуть...таких мест мало и одно из них - Море...
Я люблю степь. Просто люблю.. и не потому, что это мой дом и я сросся с ней...в степи я свой или степь - это я. Видел степи, разные , но не то, совсем не то...ровная поверхность, глазу зацепится не за что, стоишь, а ощущения что на дне тарелки, неприятное чувство. Наша степь другая, совсем другая, холмы, перелески, реки и ручьи и тишина, до звона, до боли в ушах и оскомины на зубах от запаха прошлогодней полыни...воздух прозрачен и чист, как и лед зимой, через который видно дно на огромную глубину...Степь - чудо, но я не о ней, я о море...
Прошло море по мне какой то рваной линией или дорогой и есть ощущение что этой дороге еще не конец.
Все что будет изложено ниже, есть моё представление, мысли и отношение к фактам...кто то не согласится, возможно ...готов поспорить.
Первый раз я оказался в море давно, при Советской власти, романтики захотелось да и денег...воспоминания не самые радужные, но в принципе положительные...все было по честному, ты отдавал свое время, силы, здоровье, а за это получал не плохое вознаграждение. Но это было тогда, сейчас все по другому...но обо всем по порядку, бежать впереди паровоза, не в моих правилах...

Примерно рубеж 21 века, я в меру прагматик, в меру циник, любитель прекрасного пола, хорошего табака и качественного алкоголя...романтик, радующийся жизни. Но не тут то было, только решишь что судьбу взял за хвост, она напоминает, кто на самом деле хозяин...Когда слышу рассуждения по поводу, кто хозяин своей жизни, умиляюсь тем, кто утверждает что сам хозяин своей судьбы...Простой вопрос, может кто и знает ответ. Кто сказал тебе, что это ты решил, поступить именно так, а не иначе? То есть: решил решить именно то, а не это? Всю жизнь ищу или иду...пока не дошел. Ну да ладно, ближе к нашим ежикам...
Суть да дело, дернул черт меня прикупить ворованную машину, могу конечно сказать что не знал о криминале - солгу.
Догадывался о не совсем чистом происхождении, но такой халявы, пропустить не мог. Задавался вопросом, как бы сейчас я поступил, скажу честно, не купил бы...хотя по документам, было все чисто. Хотел описать подробно, воздержусь, так как времени прошло не так много...а врагов у меня предостатачно. Дальше все просто, продал я её, да не тому, совсем не тому, мэру одного не безызвестного городка. Все пошло не по сценарию, наперекосяк, смешались кони, "добрые люди", менты, пришлось уезжать...на долго.
Дорог в мире много, был я и на севере и на юге, много где, но восток, это моя любовь...навсегда. Не стал ничего выдумывать, уехал на восток к сестре, которая давно живет там и муж её капитан на рыбаке. Если короче - опять в море. Раньше что бы попасть на пароход, нужно было пройти много кругов ада, Данте отдыхает...сейчас, раз плюнуть, были бы деньги. Не пошел я к родственнику, по многим причинам, ниже будет понятно, а попал в московскую фирму на средний траулер, далее СТР, "Менделеево" проекта 503 "Альпинист". Это небольшой пароход, около 50 метров в длину и о 30 членах экипажа. Тут следует пояснить, что раньше это были суда чистой добычи, ловили рыбу, а потом сливали на плавбазы для переработки. Пришел капитализм, плавбазы продали в Китай на металлолом, а СТРы оборудовали рыбцехом и морозильниками. Наша старая ржавая посудина, которая ломалась и чинилась каждый день, впрочем как и весь флот, была не так уж и плоха, по сравнению с тем хламом, с которым я сталкивался в последствии. Но главное в морской братии - люди. Кого я только не встречал в море...художники и сталевары, писатели, бывшие депутаты, не состоявшиеся ученые, студенты, иностранцы и бандиты, публика разного цвета и масти, бывшие зеки и военные, менты и просто откровенные ловцы удачи...мне интересны любые, люблю я психологию. Начну с того, что в море особые отношения, таких больше не встретишь нигде. Условно команда разделяется, на специалистов и не специалистов, к первым относятся люди связанные с управлением и движением судна, штурманы, механики и тралмастер, ко вторым все остальные, матросы и боцман, кондей (кок), рыбаобработчики с тузлуком (технолог). Казалось бы что технолога можно номинально и к первой группе отнести, ан нет...иерархия четкая. Возраст и должности у всех разные, а пахать приходится всем и много, еще и вместе...поэтому принято негласное обращение друг другу, кстати, нигде больше такого не встречал, по отчеству. Понятно, молодых все называют по имени, но уже не обратишься так к пожилому матросу и потом, пахота объединяет...простой и понятный вариант - по отчеству, включая капитана. СТР, не пафосный круизный лайнер и не яхта президента, так что на таких судах тысячи Иванычей, Степанычей, Ильичей и т. д. Был у нас ревизор, отвечающий за провизию, он же - второй штурман, Вавильевич, ну Вавильевич да Вавильевич, никто внимания и не заострял...кроме меня. Как то сидя в кабаке в Питере, Питер не тот что на Неве, а тот что на Камчатке, на востоке Питер - Петропавловск-Камчатский и изрядно налакавшись я поинтересовался, откуда такое отчество? Штурман, в народе Игорь, не пил вообще на судне, придерживаясь своей теории, а заключалась она в следующем. Смысла ни какого жрать на пароходе, рассуждал штурман, ни какого сочувствия, утром обзовут алкашом и сукой, на работу погонят с издевками, а дома другое дело, с утра нежно разбудят, опохмелится на подносе подадут...так что не пил он на работе, но мне отказать не мог. Вот и поведал Игорек мне душещипательную историю своего необычного отчества. Оказалось все просто и объяснимо. Ревизор татарин и у папы вполне обычное имя Равиль, но так как записывали его в ЗАГСе после праздников, все были в жопу пьяные, включая работников гос. учереждения, но и случайно вместо буквы Р, написали В. Позже конечно обнаружили, но никто ничего менять не стал, включая названного...мороки много пояснил он, так и живет всю жизнь Вавильевичем, вместо Равильевича.

Продолжим капитаном. Капитан на судне, особый статус, отдельно и обособленно от всех, условия жизни и выживания судна обязывает. На пароходе, он царь и Бог и это не пустые слова, власть безграничная, имеет право уволить или принять на работу кого угодно, без объяснения причин, команду набирает сам, от этого зависит жизнь...с морем не шутят. Может зарегистрировать брак, смерть, может арестовать и т. д. Браков не встречал, а смертей насмотрелся достаточно. Власть накладывает и всю полноту ответственности, как следствие - дикое одиночество. Капитан одинок, не может завести в рейсе друзей, бабу, да что там говорить, выпить не с кем, совсем. Были случаи, когда кэп пренебрегал правилами, результат всегда плачевный - потеря авторитета, власти и как следствие, многих жизней .Почему пишу так категорично, да потому...море, ошибок не прощает, тем более что психика постоянно подвержена стрессу, всегда и у всех. Кто то выдерживает, кто то нет, сходят с ума и топятся, убивают и гибнут по дурости, своей или чужой. Смертей в море много...очень много, надеюсь смогу передать это словами.
На "Менделеево", далее Мендель, был кэп Юрьевичь - Юричь, здоровый гуран лет 50и. Сказать, что забавный персонаж, значит ничего не сказать, кадр, которых еще поискать...Начну с того, что он утопил пароход по пьяни, такое же примерно судно как наш Мендель, чуть больше, МТС "Очаков". Это легендарное имя носило много достойных судов и на сколько мне известно, ни один не встретил кончину по старости, все утонули, может где и остался какой - не знаю. Заходил в бухту на Курилах и посадил на камни, спасти не успели, начался шторм и "Очаков" ушел на дно, вместе со всем имуществом и двумя сотнями тонн рыбы в трюме, кроме людей - никто не погиб.
Все это печально, для кэпа особенно, так как морской диплом отличается от других, за такие косяки - отбирают, хотя это и лишнее, всем все известно, все равно на работу никуда не возьмут. Но Юрьич, не тот человек что бы сдаться, "куда я без моря" рассудил и пошел простым матросом, потом боцманом, штурманом и наконец простили - вернули диплом и дали опять кепа и наш многострадальный "Мендель"...это был его первый рейс, в качестве кэпа.
Пил он высокохудожественно, самозабвенно, как в последний раз...короче - по черному. Что не отнять, рыбаком он был от Бога, мы были с рыбой, всегда, но и чудил тоже как черт на привозе, о чем ниже. Пил один,с кем то еще не попьешь, по причине изложенной выше, но был маленький нюанс, это - радист. Радист, как дерьмо в проруби, ни к кому его не отнесешь, ни к спецам, ни к матросам, сам по себе...отпашет в цеху и юрк к себе в каюту, ни слышно и не видно. Был раньше еще похожий персонаж, фельдшер, но упразднили за ненадобностью, по причине банальной, чем меньшим народом обходится судно, тем больше зарабатывают остальные. Конечно, без мед. помощи совсем нельзя, судно уходит на много месяцев и далеко, так что функции фельдшера взвалили на старпома. Первый помощник хоть человек грамотный, но в медицине - как я в балете, но имеет коробку всяких лекарств и объемный мед.справочник.
Если коротко, то болеть на пароходе - очень плохая идея...
Раз радист, не ваш и не наш, то и в собутыльники Юрьич его определил легко. Только не мог бедный радист выдержать такого мощного и постоянного возлияния, бегал и прятался по пароходу от кепа. Но как правило кеп находил и водворял на место - бухать. Бывало орет с похмелья - "Где этот гребанный радист?" и радист с поникшей головой - на голгофу.

Вообще на рыбаках существует два вида рейсов, летник и зимник. Летник так себе, более-менее тепло, рейс длинный, рыба дешевая, соответственно и денег не много. В основном ловят терпуга, кальмара, камбалу и красную рыбу осенью, правда красную не ловят, только перерабатывают. Стоит себе пароход где-нибудь на Курилах, тепло и рыбу только подвозят. Дело в том, что краснуха лежащая на прилавках в магазинах, это не рыба, её и есть то нельзя - вся цветная, а если цветная, то поймали её в реке и пресной воды она уже хапнула, в связи с чем необратимые изменения в организме начались и улов разлагается. Рыба должна иметь чистый серебряный цвет, а достигается это следующим образом. У берега артель организует ставной невод, рыба упершись в берег идет по запаху вдоль побережья к реке, тут то её и ловят и отправляют на переработку, то есть на пароход. Весь смысл в том, что бы в пресную воду не успела попасть. Попала - зацвела, она ничего не стоит...только икра годная, остальное на помойку или в магазин, как и поступают. Рыба дешевая, икра красная тоже, летник не денежный, почти. Другое дело зимник, в основном это лов минтая - самой денежной рыбы. Многих удивит такой расклад, но тем ни менее это так. Минтай при продаже ненамного дешевле той же горбуши, но здесь покрывает все икра, она дороже красной в той же Корее в пять раз. Вот и бороздят суда море, большие и малые, ловят и прямым ходом - Корея, Китай, Япония. Ни плана тебе, ни надзора, одна прибыль во главенстве. В том числе и краб, этот почти весь в Японию...в другой раз расскажу, сейчас я о Менделе...
Ремонт. Это дело хлопотное и затратное. Уравнение до безобразия простое, в то же время не разрешимое, как отремонтировать судно дешево и в то же время надежно? Ответ простой - никак. Вот и изгаляется судовладелец как может. Мендель чинила фирма "Кавказ", я много чего видел в жизни, но такого цирка до селе не встречал. Парни с гор, набранные со стройплощадок Владивостока, пытались починить наш пароход...починили, да так что черти обрадовались, за рейс у нас сломалось все и даже больше...
Я уже говорил что фирма московская, то есть в рыбалке они не понимали ничего, но за то у нас были квоты - всегда, а это дорогого стоит. Бывало идем мимо судна, а оно стоит, просто стоит в путину - нет квот. А стоимость работы судна в море, несколько десятков тысяч долларов в сутки и не важно ловишь ты рыбу или бамбук куришь. Отвязался пароход от пирса, все - денежки закапали.
Как отремонтировали наше судно, так мы и работали, начало ломаться все. Сначала веселило, у моряков есть примета - если что то сломалось, значит чья то благоверная скурвилась, то есть кому то подставила. Смех смехом но начало напрягать, не успели починить одно, ломается другое, чинили, матерились, но в конечном итоге согласились со мной, что на лево ходят все бабы нашей команды, да и не по одному разу... и вместе.
В портовых городах женщины отдельная тема, с кем не познакомишься, все замужем, спросишь где муж - в море. А на пароходе каждый уверен, его то - верная. Был у нас пом.траллмастера хохмач, припер домой механизм зажигания маяка со спасательного круга, а эта штука когда намокает замыкает контакты и маяк загорается. Так вот принес и заставил благоверную мочится в таз, туда и маяк определил. "Японцы изобрели, пояснил он, детектор на измену, если лампочка загорится - значит изменяла, прибью". Конечно, маяк загорелся. "Ой, Вася...я только один раз" пояснила бедная женщина. Как он её вразумлял...мне неведомо.
Сгорела траловая лебедка, за тем главный двигатель, пару вспомогашек и как венец - утопили трал, просто кэп за рулил по пьяни не туда. Вообще весь рейс - по пьяным правилам кэпа, команда почти не пила, не потому что трезвенники, а потому что нечего. У кэпа свой стратегический запас, а команда ждет перегрузчик...спасителя страждущих. Примерно раз в две недели швартуемся с перегрузчиком, по мере заполнения трюма и после работы праздник такой, чертям тошно. Перегруз, дело тяжелое, шутка ли перегрузить около 200 тонн, пашут все...но перегрузчик это еще и магазин. В море, в то время ни интернета, ни какой информации, спутниковый телефон у кэпа, простым смертным не доступен. Если попадала в руки газета месячной давности, считалось - свежая. Сигнал телека пропадал вместе с берегом из поля видимости.
От перегруза до перегруза каждый готовит себе капитал, то есть обменный товар, вялится и коптится рыба, солится икра и другие дары моря, короче - что поймали. Потом и происходит ченчь, то есть обмен на товары с берега...кто что пожелает, на грузовом как в Лондоне, есть все или почти все. Мой друг Макс, четвертый механик, не пил и обмен у него был фруктовый, похмелял он меня частенько, арбузами да виноградом. Но в основном, менялись на алкоголь, остального, при наличии нормального кэпа вдоволь, всегда. После перегруза праздник, я никогда, ни до ни после не видел, чтоб так жрали, как в море. Но обычно, хоть вахта трезвая...но это не про наш Мендель. Были случаи, поднимается кеп с бодуна на мостик, а там вахтенный штурман вместе с рулевым валяются бухие, смотрит на приборы, а мы уже часов как 10 движемся не понятно куда, да еще и задним ходом. Однажды после перегруза, случился шторм, а что еще делать в шторм, когда даже поесть спокойно нельзя, мотает от переборки до переборки, только лежать, если не на вахте и то в одежде, меньше мотыляет под одеялом, только пить - перегрузчик озаботился. Проснулся я у себя в каюте от грохота, что то фигачило железом о железо и стук раздавался с камбуза, пришлось подниматься и идти. На камбузе никого не было, кроме огромного бочка из под борща, который мотался из стороны в сторону и хлестал о переборки, грохот страшный, тем более пароход - это одна большая железяка, набитая таким же железом. Бочок превратился уже почти в блин, я его еле узнал, но остановить эту пляску было некому, да и не безопасно, так как содержимое давно вылилось на палубу и исчезло в шпигате, обильно умастив все пространство жиром, тем более вся команда - синяя. Я и представить не мог, как жизнь может покорежить, я имею в виду бачок, отсюда можно представить - какой был шторм.
Шторм. Описать это действие, почти невозможно, надо прочувствовать и не на борту огромного лайнера, танкера, сухогруза, а на посудине вроде нашей. Когда слышу, что к шторму можно привыкнуть, смеюсь, по тому что враньё, к шторму привыкнуть нельзя, боятся все. Видел я и плачущих мальчиков от страха и старых морских "волков", белеющих от ужаса, всяких и много. Стоя на руле, пытался подчерпнуть уверенности в глазах штурмана, вместо этого видел дикий ужас и слышал бормотание "потонем на хрен...все", после того как первая волна прокатилась через штурманскую рубку, а это метров восемь от ватерлинии, а таких волн было много...очень много. В море все обостренно почти до предела, определяешь погоду чутьем, можешь почти точно определить скорость ветра, голова крутится на 360 и опасность, всегда и везде. Проморгал - умер. Раньше верил книгам, фильмам, как спасают людей попавших за борт, давно знаю - это бред. Есть четкая линия, фальшборт, на палубе - жизнь, за бортом - смерть...почти сразу. Все эти штучки, типа "человек за бортом" для несведущих. Спокойного моря, почти не бывает, где разглядеть маленькую голову попавшего за борт, в этой свистопляске, тем более пока пойдет команда "стоп машина" и т. д., пароход пройдет несколько сот метров, развернется, придет обратно и ничего не увидит, по тому что, некого будет спасать. Одетому, в ледяной воде, плюс мгновенный болевой шок.
Однажды и я чуть не сгинул, хотя в жизни сгинуть мог много раз, кысмет, то есть судьба...не пришлось, время значит не мое. Андрюха, здоровый мужик, напарник, выдернул меня с летящего трала в бездну, уже со слипа, то есть в последний момент перед вечностью...даже сапоги по моему улетели в море, не помню, так как стрес, помню только заикающийся мат кэпа, по громкой связи. А фамилию Андрея и не помню, хотя был его телефон, так и не встретились никогда больше, а он спас мне жизнь. Уважаю людей, умеющих быть благодарными...так и живу, со стыдом.

Много чего было в этом рейсе, смешного и не очень, грустного, трагического...разного.
Был начальник пограничник в Южно-Курильске, который разбивал по Круйзеру в месяц, в ответ на мой вопрос "Не жалко?", показавший мне дессяток почти новых у себя в ограде. Он сам там власть, ни таможни, ничего, а до Хокайдо 50 миль, привозит и колотит.
Был Сашок с Парамушира, кок, который мог не разу не повторится в блюдах в течении месяца, при минимальном наборе продуктов. Готовивший осьминогов так, что даже китайцы не могли его переплюнуть. Правда напарник у него был, то еще чудо - киргиз. На возмущение от того, что сало есть, а соленого - нет, посоливший это сало...пришлось выбросить. Долго ржали...пол парохода хохлов, а сало солил киргиз.
Был боцман, старый алкаш, умудрялся нажраться еще до перегруза и по окончании вываливался из лебедочной, пьяный в ноль. Купивший в Корее стиральную машинку, по прибытии домой стал принайтовывать её к батарее...так как на судне, все всегда привязано.
Третий штурман Иваныч, ходивший всегда в одной майке алкоголичке и не стиравший её никогда. Испачкал однажды немного мазутом и пошел стирать, а я литр коньяка проиграл из-за этого в споре. Я говорил, постирает всю, Макс возражал, постирает только запачканное место...так и вышло, Иваныч оказался балбесом. Так сросся с судном, даже на берегу, с парохода не сходил, встречался с женой где нибудь в кафе, в порту, отдавал деньги и обратно на пароход. Жена давно жила с другим, он знал и закрывал глаза.
Были голодные проститутки, по северным портам, не имеющие заработка, так как все дорого и их услугами мало кто пользовался, приходилось кормить и не за секс, просто так - без жалости не взглянешь.
Был собака японец, приезжавший каждый день на пирс в Отаровке и гонявший с ревом на Супре о четырех литрах и о двух турбинах...сворачивал кровь сука. Что в конечном итоге, стало причиной покупки мной этого аппарата...
Еще Дик, корабельный пес, отважный и хитрый, создающий непримиримую оппозицию коту, любимцу команды. В конечном итоге утопил кота, будучи уверенным что его никто не видит, я видел, но об этом никто не знает, кроме меня и Дика. Просто загнал его на корму, кот в клюз, отверстие в фальшборту под швартовочный конец, скользкий и гладкий, повернулся задом и сбросил в море.
Был тузлук, прибалт, пизженный не раз за гнилую натуру, в том числе и мной и бежавший на перегрузчик так быстро, что чемодан с пожитками утопил в море.
Были погранцы и всякого рода проверяющие, одного кэпу пришлось успокаивать бутылкой с коньяком об голову, ну не подкупный оказался. Кэпу пришлось импровизировать на ходу, придумал что проверяющий педераст и начал приставать с пьяну...сопровождению ничего не оставалось, как убраться под руки с бесчувственным телом и никак по другому, все с автоматами. Дело в том что донные тралы запрещены, совсем...а другим, ничего и не поймаешь, все ловят донными. Но надо еще и обмануть проверяющих, это зависит от тралмастера и кэпа, приходится изгаляться.
Был корейский Пусан, с его техасом...рай для моряков, кроме алкоголя, качественный дорог, очень, а то что пьют корейцы, соджик - помои.
Много чего было, тогда, многое забывается, но Мендель - в моем сердце...остался.
Наверное нет его уже, разрезали на металл, кто знает.
Когда нибудь напишу что нибудь стоящее, возможно, это пока зарисовки, проба, наброски, что получилось, то получилось...
Продолжение или грубоватая походка по жизни, будет далее... во всяком случае надеюсь...
P.S. А фамилию Андрюхину вспомнил, аж от сердца отлегло - Дьячков.


Рецензии