О смерти души

У меня есть друг. У него есть мама. Некоторое время назад у неё случился инсульт.  В больницу она пришла сама. Сын о ней позаботился: нанял сиделок, встретился с доктором и т.п. После курса лечения он маму из больницы вывозил. Сама она уже не ходила.
Дома она легла в кровать и ни до чего не касается. Не убирается, не готовит, даже не моется – не хочет. Лежит в памперсе и смотрит телевизор.
Друг возил её к своему знакомому доктору, но тот, осмотрев её и поговорив с ней, отказался её лечить. Аргумент – она сама не хочет.
Друг спросил у меня, не посоветую ли я что-нибудь? Я, услышав вопрос, как-то вдруг ярко вспомнил, как друг только что возмущался приводимыми мамой многочисленными отговорками, чтобы не выходить на улицу: то скользко, то мокро, то холодно, то жарко…
И ответил я ему вопросом на вопрос:
- Скажи, а ты почему в храм не ходишь?
Он, вроде, набрал воздуха, чтобы ответить, но тут же, выпустил воздух и виновато-понимающе, как будто его подловили, улыбнулся.
- Интересный вопрос… - только и сказал он.
Другого ответа от него я так и не услышал, но понял, что он был готов привести очень схожие с мамиными аргументы…
Тогда я ему сказал:
- Начнёшь ходить в храм, поймешь, как помочь маме.
Тогда он мне с радостью рассказал, что ходил в храм, даже в несколько, когда путешествовали они летом на машине.
- Один храм оставил неизгладимое впечатление… до сих пор вспоминаю, и сердце замирает! – добавил он в конце вдохновенно.
И мне как-то опять, к слову, подвернулся другой яркий образ.
- Смотри, мне кажется, что суть сказанного тобой вполне справедливо можно переложить на другую, просто более понятную тебе аналогию: «Знаешь, я тут дышал… и один вдох во мне оставил такое неизгладимое впечатление»! То есть в остальное время ты просто не дышишь… А если человек не дышит, то он, сам понимаешь, умирает.
Душа человека живёт благодатью. Каждый миг общения с Богом насыщает душу благодатью. Дом Бога – храм. А в мире, в котором мы живём, совсем другой хозяин. И он насыщает наши души ядом потребления и удовольствий. Мы даже если и готовы напрягаться, то ради получения выгоды. А душа, она Богом для другого создана. Бог её для любви создал. А основное свойство любви – отдавать. И если душа не привыкнет отдавать, то любовь в ней преобразуется в любовь только к себе - эгоизм. А это смерть для души. Если душу лишить благодати, она умирает. Что и произошло с твоей мамой. Прости.
Друг слушал внимательно. Тяжко вздохнул. Думаю, он увидел перед собой большую и трудную работу. Но зато теперь он знает, что делать.


Рецензии