Глава 12. Исаак

Глава 12.  Исаак

Смеху много было при рождении Исаака.
Смеялась Сарра.
- Смеху - говорила она, - наделал мне Гора. Все, кто ни услышит, что я в такой старости родила, все смеяться надо мной будут, никто не поверит! (Быт.21)
Вполне резонно предположить, что она знала, о чем говорила?

Не смеялся только Авраам.
Судите сами, что было делать старику?
С одной стороны, действительно, смех и грех - у преклонных лет парочки сын родился, когда оба уже ни на что не способны были!
И все об этом знали, даже куры.
С другой стороны, Гора вроде бы оказался прав, и за свои насмешки Авраам перед ним оказался в луже по самые уши.
А уж тот никогда не упускал момент повыкручивать руки и не в таких ситуациях!
И не упустил.

- Авраам! – позвал как-то Гора.
- Вот я! - отозвался Авраам.
- Вот что, - сказал Гора, - бери-ка ты сына своего, единственного своего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там зажарь его мне на шашлык.
На горе, которую я тебе укажу!

Надо ли искать, да и не найдется слов, чтобы описать, что творилось на душе у несчастного старика после таких указаний свыше…

Авраам всю ночь не спал, и утром, поднявшись чуть свет и взяв с собой осла и двух пацанов, чтобы тащить дрова, и сонного Исаака, отправился в путь.
На третий день, подойдя к указанному холму, Авраам оставил пацанов внизу, навьючил дрова на Исаака и они стали подниматься наверх.

- Отец, - остановился Исаак, - вот, мы несем дрова, несем шашлычницу, а где же барашек, из которого мы будем жарить шашлык?
- Гора нашел себе барана! - отрешенно пробормотал Авраам, и они пошли дальше.

На отмеченном условным знаком месте он установил шашлычницу, сложил дрова и, связав Исаака, положил его сверху.

Долго стоял Авраам над сыном и смотрел на него ничего не видящими из-за слез глазами…
А Исаак смотрел на него доверчиво снизу, удивляясь, что это за новый ритуал, которого он еще ни разу не видел?
Наконец, Авраам поднял нож, но в это время сверху, из-за кустов, раздался знакомый голос одного из мордоворотов Горы:
- Авраам, Авраам!
- Вот я! - осекся Авраам и от испуга чуть не выронил нож.
- Стой, чертов старик, опусти нож, старый дурак!
Знаем мы теперь, что боишься ты Гору!
Правильно, бойся, не то мы тебе еще не такое устроим!
Вот, возьми барашка на шашлык.
 Да развяжи и не пугай ребенка, старый осел!

Действительно, хотя Авраам и сам был пройдоха, каких поискать, но куда уж ему, старому ослу, было тягаться с Горой и его молодыми братками!
Да и мы, будь на его месте и в его состоянии, тоже не обратили бы внимание, что команда на заклание Исаака была дана не вообще, а для исполнения именно в точно оговоренном месте!
Это теперь мы знаем, что это был просто жестокий, издевательский розыгрыш!

А прояви он рвение и поджарь Исаака где-нибудь раньше и в другом месте???
Вся история этого народа пошла бы совсем по другому пути…
И не только этого народа!
И все же стоит привести этот эпизод так, как он трактуется в официальных источниках:

…И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам!
Он сказал: вот я.
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собой двух отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором говорил ему Бог.
На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой!
Он отвечал: вот я, сын мой.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
И шли далее оба вместе.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и построил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И дальше – квинтэссенция этого эпизода, многократно и благоговейно обмусоленная и самими «святыми отцами», и купленными ими деятелями искусства и просвещения.
А на самом деле, как мы с вами воочию убедились, одна из самых жестоких и самых мерзогадостных в этой чудовищной кладези «святой» безнравственности:

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!
Он сказал: вот я.
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
(Быт.22)

Мы привели этот очень существенный и, на наш взгляд, очень показательный момент перехода выступлений посредников от имени кого-то, к выражению собственных интересов.
Начало перехода от выступлений посредников от имени чьей-то власти, к присвоению посредниками права на саму эту власть!

Ведь, от имени Бога  выступает Ангел Господень!
Как видите, оба персонажа называются на равных - с заглавной буквы!
И в конце - этот посредник, шестерка, прихвостень! - выдает себя с головой окончательно: Я знаю... не пожалел сына... для Меня.

Не для Него, как следовало бы сказать, а для Меня!
Как вам это нравится?
Это не описка, не опечатка и не оговорка в простом разговоре.
Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что это именно такая оговорка, которая подразумевается поговоркой: «Что у трезвого на уме - то у пьяного на языке!»

Как ситуация развивается дальше в таких случаях?
История показывает: номинальная власть недееспособных монархов переходит в реальную власть регентов, номинальная народная власть переходит в реальную власть «слуг народа», а виртуальная власть «господа бога» присваивается и становится реальной властью «служителей бога».

То есть, тунеядцев-«пастырей», всех мастей, цветов и оттенков.
В то время, как всем остальным людям отводится роль бессловесных баранов «божьих», стригомых или ведомых на заклание.
Или покорных рабов «божьих», обреченных безропотно «нести свой крест» кормления этих дармоедов!
Так оно и будет, впоследствии.
Вроде бы сначала бог сам везде является и всем руководит.
Потом вроде бы он руководит только пророками, а уже те руководят, руководствуясь его указаниями.
А затем, эти тунеядцы-мошенники, везде полезли командовать сами, даже не ссылаясь на «указания» своего «руководителя»!

Сарра благополучно прожила еще довольно долго и скончалась в возрасте 127 лет.
Авраам купил для ее погребения поле с холмом и пещерой в нем за 400 сиклей у Хетов, в земле Ханаанской.
Так что, Сарра с лихвой заработала себе у Авимелеха не только на свои похороны, но и на фамильный склеп для всей семьи.   

Официальный источник сообщает нам, что «Авраам был уже стар и в летах преклонных» (около 140 лет – по нашим подсчетам!), когда, наконец-то, задумался он о личной жизни Исаака и для устроения ее вызвал к себе в кабинет своего раба, управляющего всем его имением.
 - Послушай-ка, имярек, положи руку твою под стегно мое и поклянись мне господом, богом неба и богом земли, что ты не возьмешь сыну моему, Исааку, жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу.
Но пойдешь в землю мою, на родину мою и к племени моему, и возьмешь оттуда жену сыну моему, Исааку.  (Быт 24)

Читателя может заинтересовать, что это за «стегно» такое, под которое надо класть руку, клянясь именем господа?
Клянемся, что точно мы этого не знаем.
И никто не знает.
Но мы подозреваем, что это та, самая драгоценная часть хозяйского тела, которую, по современным понятиям, не совсем прилично не только трогать.
Тем более, не у себя и, упаси боже! - на публике!
Неприлично даже упоминать, поэтому, клянясь в чем-нибудь, руку кладут сейчас не под, а на, и не стегно, а библию.

Кроме «стегно» это повеление интересно еще и тем, что Авраам напрочь отказывался родниться с народом, среди которого жил.
Почему – внимательному читателю уже почти ясно.
Видимо, уже и здоровьишко такое хилое было у Авраама, под стать преклонным годам, что не позволяло заняться этим важнейшим семейным делом самому?

Так или иначе, но раб послушно в путь потек и без приключений возвратился с невестой для сорокалетнего Исаака.
Девушку звали Ревекка.

И тут, совершенно неожиданно, первоисточник сообщает нам, что несмотря на старость, несмотря на лета преклонные…
И несмотря на хилое здоровьишко, не позволившее лично заниматься устройством личной жизни сына…
Авраам устроил свою собственную  личную жизнь, после женитьбы Исаака взяв себе в жены женщину, по имени Хеттура!
И несмотря на старость, несмотря на лета преклонные, а ему уже было далеко за 140, одна только Хеттура родила шестерых сыновей!
Не считая детей от наложниц. (Быт.25)

Такой-то «немощной» старости и такому-то «хилому здоровьишку» остается только позавидовать!
В такие-то лета…
Однако, тогда остается загадкой, почему так смеялась девяностолетняя Сарра больше 40 лет назад, когда ей напророчили родить от столетнего Авраама?
Может быть, и правда, мордовороты Горы не оставляли его в своей милости?
И дали нам повод посмеяться - и вместе с Сарой, и спустя много лет после ее смерти?
Умер Авраам в возрасте 175 лет.

Исаак наследовал все имущество Авраама. Всех же остальных детей, одарив их кульками с кириешками, Авраам отправил на все четыре стороны еще при жизни.
По этой причине провожать Авраама в последний путь Исааку пришлось вдвоем с Измаилом, первенцем Авраама от служанки Агари.
Никто больше на похороны не явился.
(Быт 25)

Ревекка долгое время тоже была бесплодна.
И тут мы должны отметить то же, что внимательные читатели уже заметили сами – проблемы с деторождением у законных жен наших героев.
Причина банальна: близкородственные связи.
Наши герои упорно блюли чистоту расы и женились только на своих.
Сарра приходилась сводной сестрой Аврааму, Ревекка приходилась Исааку племянницей.
Забегая вперед, скажем, что эта практика продолжалась, в той или иной мере, еще очень много поколений.

Через какое-то время опять разразился голод, еще почище, чем во времена Авраама, и Исаак откочевал в Герар, где все еще царствовал Авимелех.
Да-да, тот самый, что принял какое-то неясное участие в появлении на свет самого Исаака!

Исаак нуждался, а от папаши он не раз слыхал, как тот поступал в таких случаях.
Поэтому решил попробовать повторить отцовский коронный номер.
И по приходе в Герар он объявил Ревекку своей сестрой.
Однако, то ли герарцы подрастеряли за десятки лет свой южный темперамент, то ли по какой-то другой причине, но такого бурного ажиотажа, какой в Египте в свое время вызвала древняя старушка Сарра, с Ревеккой в Гераре не случилось.
К полному отчаянию наших героев, Ревекка, действительно симпатичная и в самом соку женщина, нужных эмоций среди местных почему-то так и не вызвала.
Напрасно фланировала она по улицам в юбках, с подолом выше пупка, или в брюках, с поясом ниже копчика…
Напрасно Исаак тратил для нее последние деньги на косметику от «Лореаль»…
Лишь однажды к ней около базара пристал какой-то оборванец, но это был совсем не подходящий клиент, и Ревекка быстро его отшила.
Так прошло много времени.

Авимелех, к тому времени уже состарившийся, впал в маразм и пристрастился по ночам заглядывать в чужие окна, в надежде подсмотреть то, на что уже давно не был способен сам.
И вот, однажды, когда, за не имением что поесть, Исаак с Ревеккой развлекались друг другом, Авимелех добрался и до их окна!
На следующий день Исааку прислали повестку явиться пред светлые очи государя. (Быт 26)

Гнев Авимелеха был страшен.
- Ты, что же это, паскудник, делаешь?
Ревекка, говоришь, сестра твоя?!
- А в чем дело, государь? Да, она сестра моя, я об этом всем, сразу по прибытию доложил.
Что, какие-то проблемы?
- А чем это вы вчера с ней занимались, если она сестра твоя?
- Да - так, ничем особенным... Откуда у вас такая информация, государь, не иначе, какая-нибудь подлая тварь, завистник какой-нибудь, импотент злосчастный ложный донос донёс!
- Знаю я, чем! «Ничем особенным!» - взвизгнул Авимелех. – Око государево все видит! Все знаю, во всех подробностях!

Тут Исаак понял, что отпираться бесполезно.
И - опасно!
- Прости, государь! Я просто боялся, что пришьют меня за жену мою, если я мужем такой красивой женщины назовусь.
Прости, черт попутал! Я больше не буду, честное пионерское!

Последний, совершенно неожиданный аргумент сразил Авимелеха наповал, и он тут же сменил гнев на милость.
- Ладно, милую тебя. Тем более, что слово честное даешь, да не простое, а пионерское. 
Да и греха на моих людях не  случилось,  один было попытался, так и то, Ревекка твоя фингал ему вовремя засветила.
Живи уж, так и быть. На выселках землю тебе отведу, сей, паши.
Но имей в виду, всем своим людям под страхом смерти накажу: к тебе и к Ревекке твоей ближе, чем на версту, не подходить!
- Спасибо, государь, век милости твоей не забуду, поминать тебя в своих молитвах всем внукам накажу!
Только какой там - сеять, мне сегодня жрать нечего, а завтра оба с Ревекой ноги протянем!
- Ну, ты и хмырь, скажу я тебе! – вскинулся Авимелех. – Ты и впрямь сын своего народа! Не зря говорят: нахальство - второе счастье?
Слушай, Исаак, знавал я, давненько тому назад, одного проходимца! Авраамом его звали, если память мне не изменяет.
Ты, случайно, не родня ему?
- Это мой отец, государь!
- А-а! Ну-у, тогда с тобой все ясно! – Авимелех как-то по особенному поглядел на Исаака, и тень какого-то воспоминания отразилась на его лице.
Но он отогнал его и сказал:
- Кинул меня твой старик однажды, да еще так красиво кинул! По всему видно, что ты тоже  пройдоха.
Но - не орел!  Нет, по сравнению с Авраамом – не орел! Так себе, серая ворона.
Ну, да ладно, сын за отца не отвечает.
Так и быть, дам тебе пару мешков зерна, но больше ничего не проси. Раз ты - сын Авраама, оставайся сыном Авраама. И коли так - выкрутишься и так.
Проваливай!

И Исаак выкрутился!
Да так, что, спустя не так много времени, и земли и скота у него стало столько, что все местные стали зеленеть от зависти и строить ему всякие козни.
Дошло до того, что Авимелех опять вызвал его на ковер и объявил его «персоной  нон грата».
Но Исаак был уже настолько богат, что бояться ему уже было нечего.
Поэтому убрался он не так далеко, лишь бы не докучали соседи, а в дальнейшем еще и заключил с Авимелехом мир на равных.

В это время, проведав, что Исаак опять оброс жирком, Гора явился к нему со своей старой песней насчет таблицы умножения потомства и стал рассказывать, каким хорошим богом он был его отцу, Аврааму.
Было горячее время, надо было срочно копать колодцы, и чтобы побыстрее отделаться от назойливого гостя, Исааку пришлось раскошелиться на шашлык. (Быт.26)


Продолжение следует…
Следующая, 13 глава называется "Иаков" - http://www.proza.ru/2015/02/24/576

Начало - http://www.proza.ru/2015/02/02/1772


Рецензии
http://www.proza.ru/2015/10/28/910
это вам для сравнения и ответа

Виктор Хажилов   28.10.2015 12:11     Заявить о нарушении