В. Э. Борисов-Мусатов. Сон и явь
Зеленые оттенки от ярчайшего, сияющего изумруда до почти серой оливки. Палевые, серебристые, синие, сиреневые цвета переливаются всеми имеющимися у них оттенками, тонами. А он ловит тени, прикалывает их, а потом меняет местами – и это легкое движение теней остается на холсте даже тогда, когда краски высыхают, всё успокаивается и картина живёт в отдалении от Мастера, но она дышит, тихо, спокойно, как во сне.
Он может всё. Его изумрудное ожерелье везде: отражается в пруду, оно играет переливами, солнечными отсветами в листве, оно рассыпается бусинами по всем полотнам его картин…
«Агава» выпадает из чудесного пространства своей земной природной силой и радостью яркого солнечного света. Глиняный горшок, блики солнца, палевый с многочисленными рефлексами песок, небесный синий – всё реальность. Это заземляет, не позволяет зрителю улететь в фантазиях или пропасть в зазеркалье отрешенности обликов. Казалось бы, «Куст орешника» и «Балкон осенью» могут также заземлить, но не тут-то было: опять нереальная ускользающая полуявь-полусон затягивают зрителя в глубину созданного художником-архитектором пространства, а там живет что-то особенное, не виденное нами доселе. Мир сказки, придуманной автором, живущим на земной, вполне реальной почве.
Предлагаю вам совершить «Прогулку на закате», пройтись к «Водоёму», присмотреться к «Изумрудному ожерелью», прогуляться по «Осеннему мотиву», созерцая «Гобелен», повстречать там же «Гармонию» и остановиться в поклоне перед памятью друга у «Реквиема». В этом путешествии проходит чья-то жизнь, там чувства-бутоны не даны всем напоказ, несколько скрыты от посторонних, и краски приглушены заботливым светом, чтобы никого не раздражать и не отвлекать, соответствовать моменту созерцания другого бытия…
Женщины в кружевных накидках, внутрь себя обращенные взгляды, веришь, что внутри - их подлинное богатство. Тихо, птицы не поют, никто не произносит громких слов, музыка не звучит, о ней только мечтают и воспроизводят её мысленно, видимо, поэтому дамы, кажется, легко движутся в медленном танце. Все изображенные, будто играли в детское «Фигура, замри!». Они ждут, когда их расколдуют. Позировали художнику, в основном, сестра, жена и жена друга, поэтому образы в его работах похожи, и это тоже роднит изображенное с видЕнием или с повторяющимся сном-превращением.
Я не знаю другого такого, кто мог отразить в каждом облике одновременно земное и внеземное. Возможно только Врубель, но иначе. Оба – мои любимые. Признаюсь им в любви.
Москва. 19 февраля 2015г.
Фото картины В.Э.Борисова-Мусатова "Изумрудное ожерелье" из интернета.
Свидетельство о публикации №215021901503
А как ещё можно писать, если прикасаешься к творчеству таких гениев кисти, как Борисов-Мусатов и Врубель! И мои тоже самые любимые художники. Жаль, что в мою бытность у Борисова-Мусатова не было своего зала в Третьяковке... Зато его "Призраки" на моей книжной полке радуют меня уже лет сорок... Спасибо Вам, Наталья, за этот гимн таланту художника. Прошлась по Вашему приглашению по виртуальной галерее: сон наяву...
Лариса Бережная 04.02.2023 23:00 Заявить о нарушении
Почитайте небольшой очерк о Зинаиде Серебряковой, если любите ее.
Вам - всяческих удач и приятных прогулок с продолжением их на «Прозе».
Наташа
Наталья Мезенцева Тайна 05.02.2023 18:30 Заявить о нарушении
Ну как можно не любить живопись Серебряковой?!
Зайду обязательно.
Лариса Бережная 05.02.2023 18:33 Заявить о нарушении