Бахчисарайский фонтан
«В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан
В углу дворца уединенный ».
А.С. Пушкин.
«Бахчисарайский фонтан».
Мы с Ильяром любили отдых в Крыму и считаем его наилучшим. А самое удачное время для отдыха – конец августа – начало октября, так называемый «бархатный сезон». Друзья отговаривали нас: « Лучше езжайте в Турцию, Грецию, Кипр и т.д.».
Мы отдыхали на пляжах Индийского, Тихого океанов, Турции, но красота, уникальный климат Крыма, горно-сосновый ландшафт, Чёрное море, красавица Ялта, её набережная, история, легенды Крыма, прекрасное вино перевесили всё. И мы летим в Крым.
В аэропорту имеется очень весёлое место «накопитель». Народ перед вылетом очень радостный; если чего-то не хватает, есть duty free. М; устроились в креслах, слышим:
- Значит, ты крымский татарин, а в Крыму не был? Едешь в первый раз? – говорил мужчина с крымским акцентом.
- Так получилось, что мои родители из Бахчисарая, в последнее время болели и мы не могли выехать в Крым. Я родился и вырос в Ташкенте. Перед смертью родители наказали, чтобы я переехал в Крым. Вот, еду посмотреть, что к чему,- отвечал ему собеседник.
- Ты – молодец! Бахчисарай… я там был на экскурсии. Ханский дворец, необыкновенный «фонтан слеза»…Обалдел, когда мне рассказали историю фонтана. А.С. Пушкин написал на эту тему поэму. Я её читал, но сейчас забыл. Очень интересная вещь. Правильно делаешь, что едешь на Родину.
Дали объявление: «Всем на посадку!»
Перелёт до Симферополя был очень спокойным. Посадка, все необходимые мероприятия мы прошли во время, вышли в зал ожидания.
- Здравствуй, Ильяр,- пожилой мужчина обнял его,- молодец, что позвонил. Я тебя ждал.
- Спасибо, Каххор ака.
Я поздоровался.
- Всё в порядке. Вещи получили, идёмте к машине, она на стоянке.
Начали размещать багаж в машине.
- Какая красивая дыня, Ильяр. А как пахнет…
- Это Вам, Каххор ака, ичи - кизил.
Слышим, знакомый кавказский говор:
- Смотри, татарин, в Бахчисарае пойди в ханский дворец, поклонись «фонтану слеза», вспомни Пушкина. До свидания!- кавказец сел в такси и уехал. Татарин помахал ему в след.
- Это ваши попутчики, любители «Бахчисарайского фонтана»?- спросил Каххор ака.
- Интересные люди, своеобразные, кавказец поднял хорошую тему.
- Ильяр, я до сих пор работаю в санатории «Узбекистан». У меня интересная жизнь. Я возил твоего отца, мать, вас – детей. Встречался с Усманом Юсуповым, Мукаррам Тургунбаевой, Тамарой Хонум, Сарой Эшантураевой и многими другими. Я – счастливый человек! Видел их и слышал. О Бахчисарае и фонтане у меня целая история - история моей жизни.
- Нам до Ялты ехать долго, расскажите нам об этом.
- Хорошо, ;уло; сол.
Мотор приятно заурчал, мы двинулись в путь.
- Осенью сорок пятого я, демобилизованный сержант автобата первого Белорусского фронта, прибыл домой в Ташкент. Радости много – остался жив, а вокруг много интересного. Мой дядя помог мне устроиться на работу в гараж Совмина Республики. Ходили мы в военной форме без погон, довоенная гражданка была мала, а на новую еще не заработали.
Получив машину, привёл её в порядок, помыл, заправил, поставил на стоянку. Ко мне подошёл симпатичный мужчина в тёмном костюме, белой рубашке, с красивым галстуком, туфли были начищены до блеска, веял запах ароматных духов.
- Здравствуйте, Вы - водитель автомобиля? Давайте знакомиться. Расул Гуламов.
Он пожал мне руку, я почувствовал мужское рукопожатие.
- Каххор.
- Фронтовик, где воевали?
- Первый Белорусский.
- Награды, ранения?
- Орден, три медали, два ранения.
- Холост?
- Живу с родителями, не курю, спиртным не увлекаюсь, комсомолец,- заулыбался я.
- Каххор-жан, работа у нас ненормированная, дисциплина, порядок, честность, никаких лишних разговоров, безупречный внешний вид. Я выпишу вам аванс, купите гражданку. Отношения с родителями хорошие?
- Родители на пенсии, брат и сестра семейные, живут отдельно, а мы с младшим братом живём с ними, пока холостые.
Расул Гуламович был очень организованным - четкость, ничего лишнего, интеллигент. Всё свободное время он отдавал семье. Очень любил жену и детей, литературу, театр, общался с артистами, работниками культуры и науки. В республике ни одно мероприятие не проходило без присутствия Расула Гуламовича. Представьте, как мне повезло. Вырос я за короткий срок, увлёкся литературой, искусством. А твоя мама, Ильяр, была удивительная женщина: очень красивая, статная, с интересным жизненным миром. Оперная певица, обучалась в Москве, а голос у неё был лучший в республике. Когда я услышал её на сцене в первый раз, моё тело, сознание, душа летали, меня аж подтолкнули, я очнулся, смотрю, стою на земле, а вокруг рукоплескания. Назира Ахмедова! Твоя мама могла петь русские, узбекские народные песни, вершиной всего было исполнение ею героинь из опер «Лайли ва Мажнун», «Бурон», «Дилором», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Кармен» и многое другое.
В вашем доме царила обстановка дружбы, взаимопонимания, культура, любовь к науке, искусству. Я видел, как вы читали книги, журналы, газеты, перехватывали их друг у друга, чтобы почитать первыми. Дружно с родителями работали во дворе. Отец был с вами строг, прививал вам ответственность, поэтому вы стали большими людьми. Я учился у ваших родителей, мне хотелось иметь такую же семью, как у вас.
В один из дней весны сорок шестого Расул Гуламович подошёл ко мне, взял под руку, мы сели на скамейку у стоянки.
- Каххо-ржан, дело в том, что меня направляют в командировку на длительный срок. В Крыму Узбекистану вернули большой участок земли в г. Ялта, ранее принадлежавший Эмиру Бухарскому. Там намечено построить санаторий для отдыха наших тружеников. Меня назначили руководителем строительства, нужен водитель. Если у тебя есть возможность, едем вместе. Но надо этот вопрос согласовать с родителями и роднёй.
На следующий день, получив согласие родителей, я дал положительный ответ Расулу Гуламовичу, очень мне хотелось с ним работать. Через месяц наша группа со всем необходимым двинулась на поезде в Крым, а из Симферополя добирались до Ялты на машинах целый день. В то время дорога шла вдоль моря, построенная еще графом Воронцовым. В Ялте место для нашего санатория было отличное: над городом, в лесу, красота, чистый воздух, необыкновенный вид – горы и море. Старые постройки Эмира Бухарского были разграблены, дорожки разрушены. Расул Гуламович собрал нас и сказал:
- Дорогие товарищи, видите, какая красота, отличная аура. Здесь будет построен лучший санаторий Крыма.
Работа закипела, набрали необходимый штат, шла планировка. Начали готовить фундамент будущих корпусов. Я рядом с твоим отцом на трофейном «Мерседесе». Летом темп работы резко увеличился.
Как-то вечером, после работы мы сидели на берегу моря, Расул Гуламович читал книгу, оставив её, прыгнул в воду и поплыл. Я поинтересовался, что за книга. Смотрю, А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан».
Гирей сидел потупив взор
Янтарь в устах его дымился
Безмолвно раболепный двор
Вокруг хана грозного теснился.
Я положил книгу на место. В те времена в Крыму не было ни одного татарина, они были депортированы в Среднюю Азию.
«Гирей-хан, Бахчисарай»- думал я. Отец вышел из моря.
- Каххор-жан, Крым – очень древнее место обитания людей. Здесь много исторических мест. Русь приняла первое крещение, имеется ставка хана в Бахчисарае. Там, во дворце хана имеется необыкновенный фонтан. Гений Пушкина А.С. увидел в фонтане живое, красивое, философское.
Я был заворожен рассказом Расула Гуламовича.
- Каххор-жан, завтра – воскресенье. Мы с тобой едем в Бахчисарай, посмотрим дворец, фонтан. Я его видел до войны.
Всю ночь я думал, увижу ханский дворец и обязательно гарем, гарем, гарем. Рано утром взял запас бензина, подготовил машину, загрузил сухой паёк. После завтрака двинулись в дорогу через Ай-Петри - красота неописуемая: смотровая площадка на вершине, каньон, спуск вниз, сплошные сады. Послевоенный Бахчисарай напоминал заброшенный посёлок. Отступавшие фашисты разрушили всё, что могли : вдоль дорог битая техника, народу было немного. Подъехали к ханскому дворцу. Стучимся в ворота, молчок, подошли к другим воротам, они приоткрыты. Во дворе охранник без левой руки. Увидев чёрную машину, нам охранник отдал честь.
- Охранник дворца Хана Гирея – Сергеев.
- Здравствуйте, товарищ Сергеев. Вы - штатный работник?
- Я – штатный. И даже живу здесь.
- Моя фамилия Гуламов. Можно ли осмотреть дворец?
- Вам можно. Всё покажу. Раньше тут было очень красиво, но после войны сами видите: тротуары разрушены танками, в помещениях были склады.
Показал нам Сергеев ханские покои, гарем, подошли к месту, где должен быть фонтан.
- А где фонтан, Сергеев?
- Вот здесь, под вами, завален камнями, бомба сюда попала.
Расул Гуламович взял томик А.С.Пушкина, сел на камень, рассказав историю тех лет и заключил:
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.
- Мы победили в этой страшной войне, а с разрухой справимся, всё будет, но не сразу. За фонтан надо взяться, начнём возрождение исторического памятника с этого. Сергеев, у вас есть люди, которые знают, как восстановить фонтан?
- Есть у нас Михалыч, до войны был здесь смотрителем, руки у него золотые.
- Можно позвать его?
- Да вот он, идет за своей коровой, она здесь пасётся.
Михалыч, хромая, подошёл, поздоровался, выслушал Расула Гуламовича.
- Я знаю, как надо всё это восстановить. У меня ранение ноги, но жена и сыновья помогут. Один уговор – расплата продуктами.
- А вы точно знаете что делать?
- Я до войны принимал участие в ремонте, даже знаю, как «слезу» соединить. Конечно, всё надо делать по уму, инструменты нужны, а расчистка зала, ремонт дорожек легче.
- Хорошо, подготовьте мне список инструментов, через неделю я их привезу, а вы всё расчистите и подготовьте фронт работ.
- Ладно. Вы откуда?
- Я, Расул Гуламов, восстанавливаю санаторий «Узбекистан» в Ялте.
- Согласен. Мы начинаем работы завтра, а вы нам что-нибудь из еды.
- Каххор-жан, что у нас?
- Хлеб, колбаска, консервы.
- Принеси, пожалуйста.
- Расул Гуламович……???
Он так на меня посмотрел ласково.
- Бегу…. бегу….
Сухой паёк был принесён.
- Вот вам хлеб, колбаска, консервы.
Михалыч взял всё это в руки, бережно завернул в полотенце и сказал : «Я- самый богатый человек в Бахчисарае, не подведу, всё будет «абге-махт», сделано, как сказали».
- Добро, до встречи.
Мы распрощались.
Обратно ехали молча, в животе что-то спокойно урчало. Подъезжая к Ай-Петри, я увидел красивую яблоню.
- Расул- ака, смотрите какая яблоня….Может, остановимся?
- Остановись.
Мы вышли из машины, яблоня росла недалеко от дороги. Яблочки одно к одному, светились насквозь, даже косточки видны. Попробовали на вкус – приятный спелый, с хрустом. Сели на траву, тишина, небольшой ветерок, запах скошенной травы, здорово! Съели по несколько яблок, взяли корзину для ребят. Стало веселей.
До Ялты ехали быстро, ни одной встречной машины. Приехав на базу, угостили всех сладкими яблоками.
Среди недели отец искал необходимые инструменты для ремонта фонтана. На базаре всё есть, только дорого. Расул Гуламович покупал инструменты на кровные свои. «-Государственное трогать нельзя»- говорил он. Отец и дед Расул Гуламовича в своё время были людьми образованными, хорошо знали право, пользовались доверием народа, принимали участие в государственных делах. Я не удивлялся тому, что видел.
Через неделю мы прибыли в Бахчисарай. Видно, сделано многое: зал был убран, дорожки приведены в порядок, плита фонтана очищена и готова к установке.
- Молодец, Михалыч! Всё по плану. Здравствуйте!
- Здравствуйте, Расул Гуламович. Стараемся.
Михалыч, пыхтя рассматривал инструменты.
- Давно такого хорошего инструмента не видел.
Мы с отцом переоделись в «робу» и до вечера работали у фонтана. Наметили, что дальше, расплатились продуктами. Михалыч обещал закончить работу за неделю. Работа по восстановлению санатория была в самом разгаре.
Однажды вечером звонок из Ташкента. Звонил Усман Юсупов, трубку взял отец.
- Ассалом алекум, Расулжан!
Отец поздоровался, доложил о положении дел, просил, чтоб стройматериалы высылались своевременно.
- Значит, Расулжан, мы можем приехать в Крым, в наш санаторий отдохнуть, посетить исторические места, например Бахчисарай. Говорят, ты там помогаешь восстановить фонтан во дворце хана Гирея?
- Это вне рабочего времени, Усман Юсупович.
- Скажи мне, почему ты за свои деньги покупаешь инструменты для этой работы? А как семья?
Расул Гуламович молчал.
- Расулжан, эти инструменты включи в план нашего строительства и подари их руководству Бахчисарайского дворца, как подарок от нас, а по завершению работ и открытия фонтана сделайте плов для бахчисарайцев, передайте всем привет от узбекского народа. Расулжан, мы не зря тебя туда послали. Если надо помочь местным, по возможности это надо делать. Дружба народов СССР – основа нашей жизни, война это показала. До свиданья. Всем нашим большой привет.
Расул Гуламович положил трубку. Тишина.
- Друзья, Усман Юсупович пожелал нам всего наилучшего, просил темп работы не снижать. На сегодня всё! Ужинать.
Выйдя на свежий воздух, глядя на море, отец сказал:
- Каххор- жан, едем на море, пока светло, поужинаем позже.
Вода была великолепная, штиль, заход солнца, вечереет, синяя дымка покрывает макушки кипарисов, раздаётся музыка из соседнего санатория, смех отдыхающих. Крым в эти дни великолепный, игристый, пахучий, необыкновенные ароматы.
Расул Гуламович сделал два заплыва, вышел, обтёрся полотенцем, сменил бельё.
- Расул- ака, откуда Усман Юсупович узнал про Бахчисарай?
- Живи честно и всегда будешь в почёте. Надо заканчивать с фонтаном, сделать, как сказал Усман– ака.
Очередной приезд в Бахчисарай, Михалыч нервничет, всё в норие, только вот капля из глаза фонтана идёт не как надо.
- Будем искать причину,- пыхтел Михалыч.
- - Здравствуйте, Расул Гуламович. У нас новость. Жители нашего посёлка вчера избрали Михалыча председателем госсовета.- рапортовал Сергеев.
- Михалыч, мы вас поздравляем.- Расул ака и я пожали руку Михалычу.
- Спасибо, друзья. Вы не беспокойтесь, я фонтан доведу до ума, немного времени надобно.
Расул Гуламович рассказал о разговоре с Усманом Юсуповичем, все вместе набросали план проведения мероприятия.
- Расул Гуламовия, я, как председатель госсовета, думаю, нам это мероприятие надо организовать на высшем уровне, даже лучше, чем их проводили до войны.
- Михалыч, ты стал совсем другим, это здорово.
Среди неделт Михалыч позвонил нам и сообщил: “-Фонтан исправлен, надо готовиться к празднику, ждем вас.”
В указанное время мы приехали в Бахчисарай, ханский дворец был чистый, всй в порядке, развешаны флаги, играет военный оркест соседней части. Наш повар быстро установил казан, разгрузил продукты и начал делать плов. У фонтана я увидел красивую девушку, подошёл к ней, познакомился. Её звали Нина, она работала медсестрой в поликлинике. Оркестр играл фокстрот, я пригласил Нину на танец.
От нашего казана шел аромат готовящегося плова по всему дворцу. Пионеры построились у фонтана, фронтовики на задах сели на скамейках, остальные стояли. Торжество начал Михалыч.
- Товарищи,месяц назад к нам приехал Расул Гуламович и решил лично восстановить наш фонтаню Это пример, как надо возрождать жизнь. Слово Расулу Гуламовичу.
Все притихли. Отец взял настоящее, прошлое и будущее, читал А.С.Пушкина наизусть. Народ аплодировал, дарил ему цветы. Выступили пионеры, представители войсковой части.
Плов был готов,пригласили всех его отведать. Каждый имел свою посуду. Не удивляйьтесь, время такое было. Оркестр весело играл, началась раздача плова. Наш ошпаз стал самым нужным человеком.
Я старался понравиться Нине, угощал её пловом, показал, как звавривать зелёный чай.
Народ расхваливал плов, запивал его зелёным чаем.
- Расул ака, я оставил плов для наших, давайте сядем, перекусим.
Расул Гуламович смотрел, как вокруг котла малышня крутится.
- Что, ребята? Опоздали?
- Да, дяденька. Опоздали.
- А вы знаете, что такое ляган? И как из него плов едят руками?
- Не знаем, но хотим научиться.
- Сапар, давай ляган, а в него наш плов.
Расул Гуламович поставил ляган на стол.
- Это – ляган, а это – плов, это – лепёшка, это- зелёный чай. Теперь садитесь и смотрите, как плов едят руками и запивают чаем.
- А сахар есть? Давно не видели.
- Сапар, давай нам сахарку к чаю.
Отец показал, как едят плов руками и отошёл. Малышня активно начала есть плов по-узбекски. Через пять минут ляган блестел, от лепёшек, чая и сахара так же ничего не осталось.
Торжества подошли к концу. Нас благодарили, было очень приятно.
- Спасибо вам всем, вы приехали из Ташкента, сделали доброе дело, наш фонтан работает, ваше угощение очень вкусное. Отдельное спасибо за инструменты для дворца, будем продолжать ремонт,- сказал, прощаясь Михалыч.
Проводы были тёплыми.
- Дядя Расул, я ел плов руками. Он был такой вкусный, пальцы долго облизывал. Спасибо вам, буду помнить всю жизнь,- радостно кричал рыжий паренёк.
По дороге в Ялту мы остановились на смотровой площадке Ай-Петри.
- Каххор, доставай сухой паёк, перекусим, неудобно было плов есть, когда детям не досталось. Давай мою бутылку вина, гулять, так гулять! Все были рады за проделанную работу, вспоминали интересные эпизоды.
Через год с разрешения родителей и Расула Гуламовича я женился на красавице Нине, живу здесь, имею двоих сыновей и дочь, работаю шофёром в нашем санатории.
Мы подъехали к санаторию «Узбекистан», вышли из машины, посмотрели на детище Расула Гуламовича.
- Как здесь здорово: горы, леса, море. А куда, Каххор ака, первая экскурсия?
- Конечно, в Бахчисарай!
Мы весело рассмеялись.
Свидетельство о публикации №215021901611