Черчилль и скафирингус

Черчилль и скафирингус.
 Зимний отпуск в Ялте необыкновенный: горы в снегу, воздух ядрёный, морской, прибрежная вечнозелёная зона, прогулки по прекрасной набережной, кормление чаек с рук, посещение дегустации вин, крепкий запах кофе в барах, интересные встречи, знакомства, соприкосновение с древностью.
Перед обедом в столовой санатория девушка предлагает различные экскурсии. Красивые плакаты, интересные предложения. «Надо съездить по интересным местам»,- подумал я.
- Есть два билета на послеобеденную экскурсию в Воронцовский дворец. Прибудете как раз к ужину.
Я начал рассматривать девушку: весёлая, озорная, глаза дерзкие, очень заманчиво предлагает билеты, с ней бы вечером в бар.
- Вы надумали ехать на экскурсию?
- Видимо, да.
- Вы так интересно все разглядываете рекламу.
 Великолепная экскурсия в Воронцовский дворец. Утреннее лечение проведено, обед и сразу экскурсия. Решено! Еду!
- Давайте билет!
  Погода стояла изумительная, плюсовая температура, солнце, крымские леса блестят в снегу, море – тёмно-синее в мелкий барашек.
Откинувшись на сидение автобуса, я глядел в окно. Дорога была не очень долгая. Мы подъехали на стоянку транспорта Воронцовского парка. Шли по дорожке из красного песка, очень приятно. Экскурсовод интересно рассказывал, как создавался парк, про первый кипарис, посаженный здесь, диабазовый хаос, пруды с лебедями. Нас окружали люди других экскурсионных групп. Это была весёлая масса народу, прибывшая со всего Советского Союза. Они фотографировались, пили вина в кафе, кормили лебедей в пруду, танцевали под музыку семидесятых годов. Каждый сам по себе в этой большой семье отдыхающих и вместе со всеми. Красота.
Идя по парковой аллее, глядя на Ай-Петри, сосны, кипарисы, траву, правильно разложенные камни, ручейки с чистой водой, я вдыхал необыкновенный воздух Крыма. Великие были люди. Строили и создавали красоту, ландшафты, оставили о себе добрую память. Хорошее – вечно.
Вот и дворец. Зимнее солнце шло к закату, очертание гор, парка, дворца стало более сказочным. Нам объявили, что экскурсию во дворце будет вести экскурсовод с большим стажем работы. Экскурсия шла интересно: история строительства дворца, жизнь графа Воронцова, как создавались шедевры, кто посещал и даже жил во дворце.
- Здесь, во время Ялтинской конференции жил У. Черчилль в феврале 1945г. Дворец был его резиденцией. Произошёл интересный эпизод. У.Черчилль ежедневно подавал меню – заказ на следующий день. Однажды на ужин заказал « жареный скафирингус» - рыба с гарниром.
В.И. Сталин, как хозяин положения, делал всё, чтоб гостям было комфортно и меню - заказ просматривал лично. Изучив меню – заказ Черчилля, В.И.Сталин спросил:
- Что за рыба скафирингус? Водится ли она у нас и где?
Специалисты отметили, что эта рыба водится в р.Миссисипи и р.Амударья в районе г.Термез. Выслушав доклады, вождь процедил сквозь зубы:
- Лаврентии, надо уважать гостя!
- Будет исполнено! – резво прокричал Берия.
На следующий вечер жареный скафирингус - в лучшем виде с шикарным гарниром и зеленью был подан на стол У. Черчиллю. После ужина знаток и гурман рыбных блюд У. Черчилль, попивая армянский коньяк у камина, пробурчал дочери:
- Наверное, Рузвельт помог русским!
 Хорошее настроение, взял скрипку и начал играть любимые мелодии. Вечерний дворец, великолепная музыка, всё было сказочно.
Этот рассказ произвёл на меня двойственное впечатление. У. Черчилль жил здесь, ел скафирингус, я так же ловил эту рыбу и тоже ел на берегах Амударьи.
Экскурсия заканчивалась в зимнем саду, мы поблагодарили экскурсовода и двинулись на посадку. Подошёл я к бару на стоянке автобусов, взял маленький фужер «Муската белого, красного камня», сделал несколько глотков, посмотрел на море, горы, освещённые луной.
- Спасибо, граф Воронцов, за то, что ты был и сделал это,- допил мускат, сел в автобус.
В том же году у меня была служебная командировка в г. Термез. Самолёт приземлился, подкатил к зданию аэропорта. Июль, полдень, Термез – температура выше сорока в плюсе. Всё притихло. Выйдя из аэровокзала, я почувствовал родной воздух, жару. Собаки, кошки лежат  в кустах зелени, мухи не летают, но всё знакомое, даже мелкая дорожная пыль.
Меня встречали наши смежники. Поздоровались, пошли к машине.
- Хотите холодной минералки?  - спросил водитель.
- В жару сколько не пей, всё выйдет обратно. Надо ехать.
Отработав  по плану, через два дня я попросил машину, чтобы навестить больного друга.
Термезский порт находился  ниже города и к нему идёт очень красивый спуск. Мой друг, Валера Салахов, жил у реки Амударья в доме с родителями. Подъехав  к дому, я увидел под яблоней сидит Валерка, исхудавший и бледный.
- Гостей примите?- я обнял Валерку.- Привет.
- Не ожидал. Рад тебе. Привет, садись. Какими судьбами?
- Приехал по делам, а к тебе специально заехал.
Шофёр разгрузил гостинцы из машины, мы присели под виноградник за летний стол.
- Вот уже два месяца болею, что-то не совсем понятно. Надо обследоваться в центре, но обл.здрав что-то тянет. Жена работает в школе, сейчас подрабатывает в пионерском лагере, сын с ней. Живу здесь с родителями, как раньше, работаю в порту.
- В медицине разбираюсь слабо, но содействие окажу. Дай мне телефон.
В разговоре с зав.обл.здрав отделом объяснил ситуацию, попросил в течение двух дней оформить необходимые документы, получил удовлетворительный ответ.
- Валера, через два дня подойдёшь к секретарю обл.здрав отдела, возьмёшь документы, приедешь ко мне. У меня и остановишься, обследуем тебя, а там видно будет.
     - Это всё можно?
- Валера, всё можно, только осторожно; фирма веников не вяжет.
Мы пили зелёный чай, сняли рубашки. Несмотря на жару, под виноградником было прохладно, ветерок с реки – естественный «кондиционер».
- Что сами пьёте? – раздался знакомый голос.
- Смотри, наш Генка, одноклассник.
- Какие гости, а пьёте, чёрт знает что. Здрасте, гости дорогие, заморские,- шутил Гена и поставил на стол графин холодного красного вина.
- Я спрашиваю у шофёра,- продолжал Гена,- крутая тачка, что Алла Пугачёва приехала? А он мне про тебя, я быстро домой из холодильника взял вино, надо друга побаловать « Изабелла - Рясловская», то бишь моя.
Выпили по стакану вина. Полегчало, настроение поднялось.
- Ребята, пора тряхнуть стариной «линейки». Гена, готовь посуду. Валера, стели чистую скатерть.
«Линейка»- это линия в футболе. Я играл центрального защитника, Валера полузащитника в центре, Генка центр форвард, то есть от ворот до ворот соперника «линейка». Бывало, дам пас Валерке, он обрабатывает мяч и давал на ход Генке. При хорошем раскладе он забивал гол. Наш тренер так и говорил: «Эти три друга забили, как по «линейке»», вот и стала «линейка в команде.
Составив список нужных продуктов, отправил шофёра на закуп, а когда всё прибыло, начали готовить димламу. Предварительно обработанное специями свежее мясо с жиром ложится в горячий казан, далее слой нарезанного лука, картошка кругляшками, баклажаны, болгарский перец, резанные помидоры, укроп, петрушка, сельдерей, душистые специи, морковь  дольками – всё это накрывается листами капусты, закрывается крышкой и готовится на медленном огне 4 часа. 
Постелили чистую скатерть, салфетки, поставили посуду, фужеры, рюмки,  свежие лепёшки, зелень, помидоры, огурцы, чеснок, лук, сделали нарезки из копчённого мяса, сыра, брынзы, колбасы, на десерт – фрукты, дыня и арбуз. Из морозильника достали водочки и минералки.
- Ба, какие гости и какая гулянка! – почти прокричал отец Валерки, дядя Вагиз.
- Животик появился,- продолжил Вагиз ака,- лысина проклёвывается, а в общем красавец,- дядя Вагиз обнял меня.
- Почему не предупредил? Мать обидеться. Она всегда вас встречала бешбармаком.
Мне было приятно видеть дядю Вагиза. Он был крепкого телосложения, мозолистые крепкие руки, хитроватая улыбка, всегда весёлый, профессиональный речник, фронтовик, настоящий семьянин, воспитал троих сыновей – сильная личность!
  Через ограду зарослей малины появились два весёлых лица – братья Рясловы -  отец и дядя гены.
- Привет столичному гостю. Какими судьбами? Мы с Вагизом в порт. Надо ребятам помочь, пенсионерам не сидится, а тут вы «поляну» накрыли.
Братьев Рясловых в порту все знали – капитаны теплоходов, фронтовики, авторитетные речники. Во время наших летних каникул они брали нас в рейсы юнгами, мы драили палубу, делали черновую работу, получали удовольствие, а главное были при деле.
Я пригласил всех к столу. Выпили по стопочке, обменялись новостями.
Зазвонил телефон. Дядя Вагиз взял трубку.
 - Здравствуй, сынок. Как долетели? Как отдых? У нас всё в норме. Не волнуйся, звони. Привет от всех сидящих. До свидания! Сашка, мой старший, отдыхает с семьёй в Ялте, санаторий «Узбекистан», устроились хорошо, купаются в море, были вчера в Воронцовском дворце на экскурсии.
- Ты что такой задумчивый стал?- спросил меня дядя Вагиз.
- Можно вопрос?
- Давай, кати.
Я рассказал про мой отдых в Ялте, Воронцовский дворец, про Черчиля и скафирингуса. Наступила тишина, Рясловы курили т смотрели на дядю Вагиза. Начался смех, который перерос в хохот.
- Это он поймал лопатоносиков для Черчиля, а  тот их слопал,- Ряслов старший указал пальцем на дядю Вагиза.
- Было дело, было,- оправдывался виновник.
- Дядя Вагиз, расскажи, если можно, как это было.
- Ну, если гость просит, я расскажу. Но сначала по второй стопке. Наши родители были капитанами теплоходов нашего порта, мы выросли на реке, война, отсюда на офицерские курсы, фронт. Воевали, были ранения, а в конце сорок четвёртого после очередного ранения, капитан Салахов прибыл домой из госпиталя зализывать раны. В это время здесь оказались и Рясловы, так же битые, но живые.
В порту людей не хватало и мы, несмотря на ранения, помогали нашим, учили молодежь, а сами ждали вызова в военкомат на перекомиссию, уж очень хотелось добить фашистскую гадину.
Однажды, в феврале сорок пятого наша тройка растопила баню, добыли самогона, отварили картошки, взяли солёные огурчики, помидорчики, чёрный хлеб, два дубовых веника, чистое бельё и с танцами двинулись в нашу баню. Не тут то было! Около дома резко остановился =вилис=, вышли  из него двое: начальник порта и мужчина высокого роста в кожаном пальто. Чую, что-то неладное, конец баньке.
- Ребята, здравствуйте!
Поздоровались за руку.
- Надо перетереть один вопрос. Едем ко мне,- сказал начальник порта.
Через десять минут мы сидели в кабинете начальника порта. Мужчина в кожаном пальто сказал:
- Обращайтесь ко мне : «Товарищ полковник». Дело серьёзное, надо срочно выловить в реке несколько скафирингусов (лопатоносов). Что вы думаете? Как лучше это сделать?
Мы молча переглянулись, молча положили бельё, веники, закуску, самогон в свободное кресло.
- К чему спешить? Уже темнеет, февраль, холод, рыба зимует в ямах, скаифирингуса достать – проблема,- объяснил Ряслов старший.
- Слушайте меня,- спокойным голосом говорил «полковник»,- в порту четыре катера на хорошем ходу, собираем четыре бригады, всё необходимое привезли : сети, накидки, морды, сачки, тёплую одежду, водонепроницаемые костюмы, прожектора, связь, медицина на месте. Вы все мобилизованы мною. К раннему утру рыба должна быть у нас. Капитан Салахов, командир разведроты, назначаетесь старшим для всех групп. Я понял, что и как, высказал своё мнение.
- Надо срочно вызвать знающих дело людей, перечислил всех по фамильно, надо сделать четыре бригады по количеству катеров. На каждый катер четыре человека. Сейчас срочно проверить снасти, оборудование, инструменты, одежду, г.с.м., взять н.з., время не ждёт.
Через полчаса весь личный состав был построен с резервом. Осмотрели всё оборудование, снасти – всё новое, с завода, качество отличное.
   Построились по экипажам, получили водонепроницаемые часы, рации, прожектора, аккумуляторы, фляги со спиртом. Разложили карту реки, выбрали квадраты ловли, получили инструктаж полковника, вышли в свой квадраты. Реку знали хорошо, наше место - напротив пятой заставы. Погранцы нас ждали, на берегу горел костёр, грузовая машина, лошади, радиостанция, полевой телефон.
- Ребята, если что, мы подможем,- кричал молодой лейтенант погранец.
Холодно. Я разрешил сделать по глотку спирта. Вода в реке ледяная.
- Вагиз, как дела? Что делаете? – раздался голос «полковника» по рации.
- начали ставить сети, «морды», работаем накидками, надо бреднем пройти, есть одна задумка.
- Настрой всех, разведка, надо сделать всё красиво, конец связи.
Всё было сказано с большим спокойствием, чувствовалась серьёзность задачи, но я не понимал, для чего эта рыба, такая спешка.
Отец водил нас в детстве на реку и мы удивлялись пойманному красавцу лопатоносцу. Он был килограмма на два, голова, как у осётра,  только плоская, как лопата, рот на нижней стороны головы, глаза маленькие, скелет хрящевой, на конце рыла пять острых шипа, хвостовой стебель и мышиный хвост сантиметров на семь.
- Научное название данной рыбы – «скафирингус» или «амударьинский лопатонос»,- объяснил отец.
Папа разделал лопатоносика, подсолил, поперчил, поджарил на масле, нарезал чёрного хлеба, зелень, помидоры, огурчики, чеснок. Всё было не только красиво, но и вкусно. Кусочки лопатоносика таяли во рту. Мы были на седьмом небе.
Плеснула водичка в лицо, я очнулся от воспоминаний, передо мной тёмная река, серый берег, прошлогодний камыш, только луна иногда выходила из-за туч, освещая всё вокруг.
Даю команду:
- Продолжать ставить «морды», работаем накидками, готовим средний бредень. Пойманную рыбу, кроме «лопатоносика», отпускать, чтоб не мешала.
- Вагиз, как дела?
- Товарищ полковник, пока – ноль!
- Ребята, думайте, используйте все варианты, уже далеко за двадцать три, до связи.
  Расставили сети, закрепили их, время летит, холодно, сделали ещё по одному глотку спирта.
- Ребята, готовьте бредень, подойдём ближе к берегу к затопчику, брести будем с Рясловым, одну сторону закрепим концом к моторке, а вторую в дело, «мотню» оттягивать шкертом и по течению. На берегу погранцам наделать шуму, расшевелить всю прибрежную живность в норах под водой.
Измерили глубину – метр двадцать, норма. Погранцы завели машину для езды по берегу. Накидками ловили сомят, сазанчиков и ни одного лопатоносика. Сошёл я в врду, взял бревно, подсвет прожекторов, течение не очень быстрое, дно песчаное, с наносами. Чую, в мой водонепроницаемый костюм начала капать вода.
- Нашла водичка дырочку,- подумал я.
Начал брести, погранцы делают шум на машине по берегу.
- Вагиз, как дела? Уже двадцать четыре или ноль ноль, как понравиться?
- Товарищ «полковник», Вагиз на бредне, результатов пока нет,- ответил моторист.
- Как освободится, ко мне на связь.
Дно понемногу уходит, вода начала капать во внутрь быстрее. Как быть? Сдаваться нельзя, буду работать «поплавком», если будет надо.
Метод «поплавок»- не новый: держишь бредень в руках, если глубина с головой, опускаешься на дно, отталкиваешься вверх, глотаешь воздух, оглянулся, что делать обратно. Держишь всё под контролем.
Летом, в жаркую погоду, «поплавок» такой приятный, но в феврале….
В воде уже более получаса, иду спокойно, вода стала по грудь, повезло, наступил на нанос. С берега погранцы бросают конец. Поймал его, затянул конец за бревно бредня, начал движение к берегу. Лейтенант погранец идёт ко мне на помощь. Без лишних слов, вытягивая бредень, улыбается мне. Брег песчаный, очень удобный для вытяжения бредня. Подбежали солдаты, помогли. Ряслов мокрый трясётся.
- Иди к костру, переоденься, а я посмотрю, что у нас там.
Появилась мотня, коряги, камыш, сухая трава, глина с песком.
- Кажется, всё зря. Переоденься и начнём снова,- прикинул я.
Солдатики начали чистить мотню, убрали коряги, камыши. Луна предательски спряталась за тучи, работа под прожекторами.
- Там что-то есть. Белопузая рыба. Наверное, сомята,- крикнул солдатик.
    - Давай быстро прожектор с машины,- кричал я.
Не чувствуя холода, бросился поближе, сердце готово вырваться из груди. Что там? Присмотрелся….
- Есть мои родные лопатоносики…..шесть штук!!!!!- кричал я.
Шесть лопатоносиков, каждый примерно по килограмму. Ура! Удалось выгнать из нор.
Рыбу быстро в деревянную бочку с водой.
- Ребята, отдыхайте. Перекур. По осмотру груза сообщим решение. Быть в готовности. Я «полковник» на связи.
Быстро переоделись в солдатскую одежду, мокрую развесили около костра. Спирт кончился. Сидим, пьём чай, открыли банку «второго фронта», всё же лучше, чем на катере. Луна светит во всю, звёзды блестят, я прилёг, уже два часа ночи, думаю, для чего же им эта рыба? Неужели, снова в воду? Тепло костра, сухая солома, сухая одежда, сытый…… какое благо, начал дремать.
- Ребята, задание выполнено. Закругляйтесь! – раздалась команда «полковника».
Мы собирали свои снасти, уложили их в катер, распрощались с погранцами  и в порт. Раннее утро. На пирсе стояли наши жёны.
Подошли к ним, обнялись молча. Что-то внутри перевернулось, у меня появились слёзы, я тихо их убирал. Какие же у нас жёны: с рейсов, войны ждали и вот с этой рыбалки.
- Большое спасибо,- кричал вышедший из конторы начальник порта, обнял нас, заплакал:
- Отдыхайте сегодня, вечером соберёмся у меня, поджилки трясутся, пока.
- Вагиз, баня ваша топится, Сережа дрова подбрасывает,- радостно сообщила моя зазноба.
В предбаннике стол валился от наших «деликатесов»: набор солений, сало, зелень, картошка в «мундире», чёрный хлеб, чеснок и бутыль червячка. Баня протоплена на все сто, веники замочены, какое счастье - наше баня.
Мылись тихо, не до разговоров было. Знали, пронесло нас. Спасибо судьбе и всевышнему.
- Да здравствует жизнь, подождёшь Калыма,- подумал я.
Днём нас пригласил директор порта. В кабинете сидел наш «полковник» в генеральской форме. Он встал, поздоровался с нами, пригласил к столу, налил в рюмки водку.
- Ребята, спасибо за всё. За победу!
Мы выпили, закусили.
- Прошу меня извинить, я должен ехать, служба, а вам от нас подарок, каждому хромовые сапоги.
Тепло попрощавшись, генерал и начальник порта вышли из кабинета.
- Ребята, а сапожки надо еще примерить,- пошутил Ряслов старший,- богатый подарок!
  - У генерала, как в аптеке, люди серьёзные, не проведёшь,- заключил Ряслов младший.
Допили водку, молчим.
- Ребята, вы даже не понимаете, какое дело сделали. Моя жена жарит сомят. Возьмите гитару, гармошку и вместе с жёнами ко мне домой, надо гульнуть,- с высоким вдохновением произнёс вошедший начальник порта.
Гуляли до утра.
На следующий день мы узнали от аэропортовских, что нашу рыбку на двух самолётах отправили в Крым, а что дальше? Вот что было?
  Сидел я в компании великолепных людей, уникальная у них жизнь, много пережили.
Для Советского Союза Ялтинские переговоры держав победительниц прошли успешно.  Какую- то роль сыграл тот последний вечер У. Черчилля в Воронцовском дворце, когда он отведал наших лопатоносиков, выпил армянского коньяка и с хорошим настроением играл на скрипке.
Приятно, что именно в Узбекистане водится необыкновенная рыба – амударьинский лопатонос (скафирингус). Хотите отведать? Приезжайте в Термез.   
А Валерку мы обследовали и вылечили, работает он в Термезском порту.
 


 



   
 


Рецензии