Офицеры

Вот и дошла очередь до тех, с кем пришлось проработать много лет. Никакими подписками я уже не связана, многих офицеров давно нет в живых, многие в других городах. Те, кто остались, уже отставники, о молодых, кто продолжает работать сейчас, я почти ничего не знаю.

Начну с Евгения Кузьмича Береснева. Он работал начальником ЭВМ, когда мне пришлось вернуться в свой родной город, он принял меня на работу. Конечно, не просто так, «с улицы» туда никого не принимали. Но друг отца Ужинский занимался по физике с дочерью Береснева, рекомендации Ужинского оказалось достаточно.

Евгений Кузьмич сразу предупредил, что берут меня на место Ольги Орлицкой, которой пришлось уволиться из-за частых болезней сына, поэтому больничных должно быть как можно меньше. Он дал краткую характеристику каждой из тех,  с кем мне предстояло работать, рассказал о дисциплине. Предупредил, что будут привлекать к хозяйственным работам, то есть в любой момент могут предложить мести дорожки, собирать листья, белить деревья и т.д.

В лаборатории программирования, куда меня принимали, было в тот момент шесть женщин, один офицер и один отставник, который вскоре перешел в другой отдел. Приняли меня сначала на должность техника, но скоро должно было освободиться место инженера-программиста. Женщина, которая это место занимала, была в декретном отпуске, уехала с мужем в Москву, возвращаться не собиралась.

До этого я училась и работала в коллективах большей частью мужских, здесь наоборот. Почувствовала это сразу, как только одна из работниц вышла за дверь, и сразу началось горячее обсуждение ее личных качеств. Она пришла, замолчали. Вышла другая, снова обсуждение. А начальник лаборатории плотный голубоглазый Михаил Иванович Скородумов вроде бы внимательно читает очередное руководство. Но иногда, если обсуждение становится уж слишком откровенным, в рыжеватых  усах появляется и исчезает мимолетная улыбка.

Что говорилось обо мне, я не знаю, конечно, что-то говорилось, возможно, неприятное. Но когда мои программы стали работать,  вроде бы притихли. Это мне Евгений Кузьмич  передал. Но я не о женщинах, о них я уже  писала. Об офицерах.

Наш отдел считался вспомогательным. Основные научно-исследовательские и испытательные работы вели другие отделы.  Мы обеспечивали их выполнение, все наши лаборатории были ориентированы на это. Гражданских у нас было больше, чем в других отделах, офицеров  не очень  много.

Мне, как программисту, приходилось выполнять самые разные задачи. Далеко не каждый умел эти задачи грамотно сформулировать. Сами не очень  хорошо представляли, что они имеют и что хотят получить, поэтому было трудно объяснить это программисту. Были и такие, с кем работалось легко, но честно признаюсь, их было не очень много. Они, как правило, у нас надолго не задерживались, переводились в другие части, уезжали в другие города. К радости местных «дубов», которым они мешали расти, продвигаться по службе.

Иногда доходило, чуть ли не до анекдота. Пишу две разные программы по одной задаче двум разным заказчикам. Они спорят между собой, каждый доказывает преимущество своего метода. Вижу явную математическую ошибку в одной из программ, указываю на нее. Мне отвечают:
- Здесь так и должно быть.
А оппоненту вообще заявляют:
- У меня выше звание, поэтому я прав.

На территории части находятся продовольственный и промтоварный магазины. Снабжение здесь гораздо лучше, чем в городе, но все равно не  хватает. Часть продуктов распределяют по талонам. На дефицитные промтовары записывают в очередь. Везде преимущество для офицеров.  При дележке талонов у офицеров учитывается вся его семья, включая детей, у гражданских – только один работающий.  При свободной продаже дефицитных товаров  в магазинах офицеры пропускаются без очереди. Сами для себя постановили и сами решили.  Не очень-то приятно видеть, как тот, который только что при формулировании задачи не мог связать два слова, подходит в магазине и становится впереди тебя в очереди.

Я  спросила на одном из собраний у командира части, почему я должна пропускать офицеров без очереди, они что – больны, инвалиды? Вразумительного  ответа не получила. Командир замялся, вспомнил, что в войну уважали, пропускали. Может быть. Но сейчас не война,  у многих жены работают здесь же , в части, и у всех жен есть пропуска на территорию части.

На субботниках по уборке территории части наш Михаил Иванович работал всегда с нами. А вот более молодой Сергей Лагутин, который пришел на его место, когда Скородумова перевели в другой отдел, предпочитал стоять в сторонке и показывать, что нужно делать. В том числе носить спиленные тяжелые сучья. В отделе был еще Виктор Лабутин, дважды разведенный, женившийся в третий раз на дочери бывшего начальника политотдела. Мы говорили, что у нас двое с похожими фамилиями, только один «г», а другой – «б».

Когда мне сказали, что мой пес, увязавшийся за мной на работу, сидит у корпуса и лает на людей, я переспросила:
- На кого он там лает?
- На офицеров.
- А-а. Я думала на людей.
Заставив вздрогнуть и недовольно поморщиться проходившего мимо Валерия Тарана.

Но вообще-то друзей среди офицеров у меня было много. Они помогали мне, когда  мне пришлось уволиться в перестройку и работать на других предприятиях. В этот период  нашу воинскую часть расформировали почти полностью. В 2000 году частично восстановили и предложили мне вернуться. Я вернулась и работала там до пенсии и какое-то время уже пенсионеркой.

Я особенно благодарна за помощь Евгению Кузьмичу Бересневу (умер много лет назад от рака), Леониду Косянчуку (погиб в автомобильной катастрофе 20 лет назад), Николаю Самокину (сейчас в Москве), Владимиру Назарову (сейчас в Санкт-Петербурге).


Рецензии
Вот... Прочитал у Вас про военных. "Офицеры"! Фильм такой замечательный есть. И фразу из этого кино все помнят: "Есть такая профессия - Родину защищать!". Спасибо Вам за рассказ, Галина Павловна. Было и такое... Немножко перефразирую: есть такая профессия - на работу ходить! Это и про Ваших офицеров. С уважением, теплом и улыбкой,

Николай Кирюшов   16.08.2023 11:36     Заявить о нарушении
В какой-то степени у меня предвзятое отношение к офицерам из-за учёбы на физическом факультете. Какие только анекдоты у нас не рассказывали про военную кафедру! И несколько пренебрежительно смотрели на тех, кто распределялся после окончания учёбы в армию, не хотели выполнять чьи-то приказы. А приказы нам так или иначе приходится выполнять, в любом месте.
Часть была организована сравнительно недавно, многие из направленных сюда офицеров окончили Рижское военное училище, причем с красными дипломами, как наш Скородумов, он тоже, к сожалению, рано ушёл, о нём рассказ "Михаил Иванович".

Галина Вольская   16.08.2023 16:13   Заявить о нарушении