Как преодолеть волнение на публике

Несмотря на то, что на тему преодоления волнения перед публичным выступлением написано немало трудов, я всё-таки решил внести и свою скромную лепту и посвятить этой теме небольшую статью.
Прежде всего, необходимо начать называть вещи своими именами — волнение это страх и ничто другое. Причём страх настолько большой, что многие люди не решаются даже в гостях произнести тост, не о говоря уже о том, чтобы выйти где-то на трибуну или на сцену и выступить перед широкой аудиторией. Но с другой стороны, есть немало и тех, кто по долгу службы или по каким-то другим причинам не может избежать публичных выступлений и каждый раз сталкивается лицом к лицу со своим страхом, не зная, как преодолеть этого монстра. И часто эта борьба кончается тем, что у выступающего предательски дрожит голос или трясутся руки, и он ничего не в состоянии с этим сделать, что, разумеется, оставляет неприятное о нём впечатление у присутствующих.
Немаловажно знать и тот факт, что человек может хоть тысячу раз репетировать дома перед зеркалом, но к преодолению страха это его не приблизит ни на йоту. Как раз наоборот, чем чаще человек думает о предстоящем выступлении, тем сильнее растёт его страх непосредственно перед выходом на сцену. Но и не думать вовсе об этом человек тоже не может и в результате возникает вопрос — что же со всем этим делать и как с этим бороться?

Я начну немного издалека и, как обычно, прибегну к аналогии. Представьте себе девчушку где-нибудь на пляже, которая нашла красивую ракушку и со всех ног бежит к загорающим маме и папе, чтобы показать им свою находку. Вопрос первый - почему она хочет показать им эту ракушку, а не что-то другое? Ответ — потому что эта ракушка очень понравилась ей самой. Отсюда вытекает правило первое -  ВЫСТУПАЯ НА ПУБЛИКЕ, СТАРАЙТЕСЬ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ЛЮБИТЕ САМИ. Если вы будете на публике петь, то пойте ту песню, которая нравится вам самим; если вы будете танцевать или играть на музыкальном инструменте, то выбирайте то произведение, которое любите сами; если вы будете произносить речь, то выбирайте ту тему, которая не оставляет вас равнодушным, которая вам небезразлична, которая затрагивает вашу душу.
Но вернёмся к нашей девчушке. Возникает второй вопрос — почему она хочет показать красивую ракушку именно маме и папе, а не незнакомым тёте и дяде, которые загорают неподалёку? Ответ — потому что маму и папу девчушка любит гораздо больше, чем кого бы то ни было. Отсюда вытекает правило второе — ЛЮБИТЕ СВОЮ ПУБЛИКУ, ИСПЫТЫВАЙТЕ СИМПАТИЮ К ТЕМ, ПЕРЕД КЕМ ВЫСТУПАЕТЕ. Если случилось так, что вам симпатичен всего лишь один человек, а остальные нет, значит, сконцентрируйтесь на симпатии к нему и забудьте о других.
Каждому из вас наверняка приходилось наблюдать, как выступающий перед небольшой аудиторией, смотрит на кого-то одного из слушателей и даже складывается такое странное впечатление, что он рассказывает только одному человеку то, что по идее адресовано всем. Некоторые это даже интерпретируют как неуважение ко всем остальным. На самом деле, выступающий таким образом спасает своё выступление, потому что симпатия к этому одному слушателю резко снижает у выступающего уровень волнения и страха. Но не только это.
Чем меньше ваш страх и волнение, тем сильнее ваше желание показать или расказать что-то на публике. Давайте в третий раз вернёмся к нашей девчушке и  зададим третий вопрос — почему она со своей интересной находкой не просто идёт, переминаясь с ноги на ноги, а несётся во весь дух? Ответ — потому что она ЖЕЛАЕТ показать её тому, кого она любит. Отсюда вытекает правило третье — СИМПАТИЯ К СВОЕЙ К ПУБЛИКЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ СИМПАТИЧНЫХ ВАМ ЛЮДЕЙ СРЕДИ ПРИСУТСТВУЮЩИХ СОВСЕМ НЕМНОГО, РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТ ВАШЕ ЖЕЛАНИЕ ВЫСТУПИТЬ И РЕЗКО УМЕНЬШАЕТ СТРАХ.
Возникает ещё один вопрос — как же всё-таки происходит это устранение волнения? То есть, по какому критерию можно безошибочно сказать, что страх перед публичным выступлением исчез? Ответ - страх, причём любой страх, будь-то страх высоты или страх перед публикой, всегда исчезает по одной и той же схеме — рушится некий внутренний шаблон и вы начинаете воспринимать публику не как чужеродный «предмет», а как неотъемлемую часть себя самих.
Вы, вероятно, будете смеяться, но я приведу аналогию с сексом. Вот некий ловелас домогается молодую женщину, проявляет буйный темперамент, настаивает, пылает страстью и уже фактически уложил её в постель, но женщина, слабо отбиваясь, всё ещё противится. Однако, наступает момент, когда она в конце концов сдаётся. Нам, мужчинам, кажется, что это согласие женщины носит чисто физический характер — махнула рукой и просто раздвинула ноги. Но женщины не дадут мне соврать — это согласие именно эмоционально-внутреннее. То есть, женщина готова отдаться полностью только тогда, когда рушится некий внутренний эмоциональный барьер. Только в этот момент она готова впустить в себя мужчину в прямом и в переносном смысле.
Примерно тоже самое происходит, когда исчезает страх перед публикой. В какой-то момент внутри человека рушится некий эмоциональный барьер и он перестаёт смотреть на публику как на нечто чужеродное и словно впускает её в себя. С этого момента он смотрит открыто не только на тех, кто ему симпатичен, но и на всех остальных. С этого момента публика становится частью его самого. Это в свою очередь означает, что такое действие как «выступление на публике» прочно вошло в парадигму человека и что человек отвоевал у страха ещё один плацдарм.

Во французских университетах есть такие кружки, куда приходят студенты только для того, чтобы научиться говорить. Садятся за столом за чашечкой чая и кто-то один начинает рассказывать остальным какую-нибудь историю или сказку. Посетитель подобной группы рассказал мне, что люди раскрываются буквально на глазах. Уже через месяц от путаной и бессвязной речи не остаётся и следа. На мой взгляд это происходит именно потому, что во время подобных рассказов разрушается этот внутренний эмоциональный барьер.


Рецензии