Сотворение и Рождение Человека

Божественная Двойца Элогим сотворила небо и землю, и всё, что на ней…. Если следовать анимистическим представлениям племен мезоамерики, например, то человек должен стоять в этом ряду, и пребывать в числе сотворенных существ вместе с другими животными и растениями, которые, по мнению индейцев колумбийской Амазонии,  тоже суть «маса», или люди. Однако, в библейском повествовании сотворение человека отделено от сотворения земли и неба, и их обитателей. Почему?
Странность Священной Истории в этом пункте не укрылась от первых интерпретаторов Откровения. Иначе не появились бы объяснительные резоны, согласно которым человек оказывается неким второсортным, вспомогательным творением ad hoc.
Изначально боги Элогим заботились о себе и строили себе жилье. Поэтому венцом творения – вопреки позднейшим интерпретациям – явился не человек, а Сад Эдем – обитель богов. Элогим поселились в нем и зажили себе припеваючи. И вот тут-то им понадобился садовник…, сиречь работник, слуга, который бы ухаживал за Садом. И тогда они сотворили человека.
В этой логике Творения человек – низшее из существ: его цель не он сам, а все другие растения и животные, населяющие Сад;  он единственный, кто работает, и работает на них!
К этому незавидному положению человека в Эдеме добавляется еще и провинность непослушания Хозяина; провинность, возможная только для работника и слуги. За каковой провинностью следует изгнание. Куда?! – за пределы насаждённого богами Сада, в пустыню, где нет богов и, соответственно, нет их живородящей силы; где господствует скудость и смерть. Волчцами и терниями питается отныне человек, чтобы вскоре умереть, ибо волчцы эти не способны сохранить ему жизнь, дарованную богами Элогим.
Такова печальная ветхозаветная история происхождения человека. Очень она далека от телеологии прогрессивной эволюции видов, вдохновлявшей Чарльза Дарвина. Никакого оптимизма! Даже для робкой надежды возможного возвращения в Эдем у человека нет оснований, ибо бессмертные ангелы с огненными мечами навсегда заградили райские врата для людей.

Но мы с вами христиане – люди, явившиеся именно благодаря появлению надежды Возвращения; живущие этой надеждой и верящие в возможность ее осуществления. Как так? Какие у нас к тому основания? Что ещё такого есть в истории Творения, чего мы не сумели прочесть…? Да и может ли быть? Ведь это всё «ветхий завет»…! Его вообще нужно понимать аллегорически…..
Всё так, всё верно, и, тем не менее, ЕСТЬ кое-что ещё.

Повторим:  сотворили боги Элогим небо и землю, и птиц и зверей, и рыб и гадов земных, и насадили чудесный сад и населили его. И лишь после всего этого создали работника, человека. И вот, этот последний в ряду творений оказался прекраснее всех тварей! 
Как?! Почему?! Слуга и прекраснее всех?
Да, прекраснее, – потому что он единственный из всех тварей сотворён оказался по образу и подобию Божьему!
Странно, не правда ли? Чтобы работать в саду вовсе необязательно походить на богов! Что-то в этом кроется…. Но, что?
Посмотрим повнимательнее на сотворенного человека. Во-первых, он не один, но их пара – муж и жена (адам и хева).  И это, как будто, нормально, поскольку Элогим суть Двойца. Но это лишь на первый взгляд кажется нормальным.  На деле, двойца и пара – это не одно и то же!
Значит…, они либо не подобны богам, либо в акте сотворения человека сами боги Элогим претерпели трансформацию – из Двойцы стали Парой….  Зачем?

Нетрудно догадаться, что ответ на этот вопрос кроется в дальнейшем поведении Их подобия, пары человеческой, Адама и Хевы. С точки зрения трудовых отношений, они нарушили трудовой договор: именно, запрет хозяина сада на срывании и поедание определенных плодов…. Но, с точки зрения отношений с богами, они совершили грех!  Какой же грех они совершили?
Понять это можно только исходя из их отношений с богами. Каковы же эти отношения? – Быть подобием, походить на богов; других отношений нет. И вот, они перестали походить на богов. В этом и состоял грех, который и разлучил их с богами. И вовсе не по гневу божьему, – боги жалели  их, –  но, по обретенному в грехе  неподобию богам.
В чем же заключилось неподобие? Писание говорит лишь об одном отличии Адамы и Хевы от божественной Пары: Боги не вкусили запретного плода, а люди вкусили. Что это значит в контексте бытия пары…?
Для пояснения нужно присмотреться к паре как таковой. Это не просто два человека, два садовых работника, но – Муж и Жена. Было бы ошибкой свести их разность к гендерным  различиям, а дополнительность к физическому соитию. Если бы так, мы имели бы самца и самку, и люди не отличались бы от прочих животных. Но они отличаются. Они – супружеская пара. Их союз –  это семья.  Значит, их связывает Любовь.  (Я пишу слово «любовь» с заглавной буквы, потому что  разумею Любовь, о которой благословлял нас Учитель Иисус, говоря: Любите друг друга!)  И в Любви, а не в соитии, супруги рождают и воспитуют Третьего, Сына.  Откуда  заключаем, что благословение двойцы Элогим: «Плодитесь и размножайтесь!» – не относится к Адаму и Хеве. Ибо плодятся животные. Люди же рождают и воспитывают свое подобие. То есть, делают точно то самое, что Боги, которые сотворили человека в подобие Себе, – и этим выражают свое подобие богам.
За пределы этого богоподобия им запрещено выходить. В частности, им  запрещено плодиться. Они не могут случаться и размножаться, подобно животным. Это логически включено в  запрет вкушения плода Груши, мирового дерева. Запрет этот означает, говоря современным языком, что человеку, который подобает Богу, не подобает быть ветвью Древа Эволюции видов. Так ложится на человека обязательство богоподобия, выводящее его из ряда тварей земных.
Тем не менее, телесно человек принадлежит Мировому Древу – это неопровержимо доказано наукой. Значит, телесно Адам неподобен Богу? Невозможно! Может быть, у Бога иное тело, чем у твари? Скорее всего. Поищем, в таком случае, чем отличается Адам от прочих тварей земных. В самом начале мы выяснили, что он в Саду не просто насельник, но – работник! То есть владеет орудием. Последнее невозможно без речи. Также запрет словесный человеку от Бога был бы невозможен без наделения Адама речью. Как известно Адам выделятся из обитателей Сада тем, что нарицает имена всем тварям земным, образуя таким образом пространство речи.  Именно в этом пространстве существует Слово Бога, слово Запрета. И мы видим, что никаким иным способом, кроме как Словом Боги не обнаруживают себя в сотворенном мире. С другой стороны, мы знаем из Писания, что Бог есть Слово. Так, может быть, слово и есть тело бога? Но слово вообще, разве  телесно?
Сад полон звуков. В нем щебечут птицы и ревут слоны…. Но слово – это не звук. Слово – это понятие. И, тем не менее, слово звучит! Звучит иначе, чем крики животных. Потому речь человека называется членораздельной, в отличие от птичьего щебета. Вот этот звук речи, износимой Адамом, и есть  богоподобное тело человека. И этому телу отвечает богоподобная душа, или дух, отличающийся от животной души, оживляющей физическое тело.  Душа зверя – субъект движения, а душа человека – субъект высказывания. Иными словами, животная душа осуществляется в движении физического тела, а дух осуществляется в речи, имеющей звуковое тело.
Тело нужно для дела. Адам именует тварей и создает пространство речи. Для чего ему это пространство?  Для любви, ибо любовь есть единение душ, осуществляющихся в речи, – и для воли, ибо запрет богов обращен к воле; и наличие у человека воли есть еще одно выражение богоподобия, отделяющего его от прочих тварей.
Животные ведь не имеют воли: их нравственная форма уже определена; задана формой телесной. У человека же нравственная форма отделена от телесной. И, если телесная форма принадлежит Мировому Дереву Эволюции, то нравственная форма задается Духом Святым, исходящим  от Богов; и как раз Дух Свят несёт человеку подобоволие, запечатлеваемое нравственной формой человека.
Одновременно это означает, что  человек волен в богоподобии своем и может стать неподобным.

Судя по Подобию, явленному и разрушенному Адамом и Хевой, божественная Двойца Элогим в акте Творения мира перестала существовать. Она как бы разделилась и образовала божественную супружескую Пару. Теперь, в конце Творения, Они суть Эль и супруга его Ашера, пребывающие в Любви.
В Любви рождают они Третьего, Сына, и так образуют Тройцу, которую мы, христиане, чтим под нарицательным именем  «Бога».
Подобно этому Адам и Хева должны были бы родить в Любви Сына и образовать богоподобную Тройцу на земле.
Но этого не случилось. Муж и Жена злоупотребили своей волей и нарушили запрет на вкушение плода Мировой Груши. В результате, Хева, зачавшая в Саду по подобию от Духа Свята,  рождает  уже за пределами Сада; уже в поле человеческого неподобия богам.  И рожает двоих: Каина а Авеля, – вместо одного! Так что вместо богоподобной Тройцы, в человечестве имеем Четверицу!
Если бы это было правильно и богоподобно, тогда и Мария Дева родила бы двоих сыновей. Но этого не случилось, ибо муж её Иосиф не преступил запрета Райского.
Итак, в поле неподобия мы обнаруживаем не троих, но – четверых; и этим уже разрушено подобие. Но этого мало! Как мы отметили выше, подобие, равно и неподобие, принадлежат нравственной форме человека. Соответственно, и поле неподобия, в котором очутились Адам и Хева, есть нравственное поле. Что же находим  мы в нём?  –  Гордыню, зависть, ненависть, коварство и убийство.
Брат убивает брата! И в этом убийстве мы видим прообраз будущего грешного человечества, как оно явит себя в убийстве Христа Иисуса. Ибо Каин убивает не просто брата по крови, он убивает  Сына Божия!
В этом тайна Четверицы. Хева родила двоих, потому что имела два зачатия: первое – по подобию, от Духа свята; и второе – от поедания Груши. От Духа Свята родился Авель, и от Мирового Древа родился Каин. Соки этого Древа естественным образом питают и направляют волю Каина навстречу Авелю…. Не для убийства вовсе, а в ожидании встречного движения, встречного хода в игре-соревновании, свойственной выживанию видов.  Но Авель – другой природы. Он не понимает игры-соревнования, – им  движет Любовь. Каину это непонятно. Неадекватность и непонятность  Авеля возбуждает в нём естественную ксенофобскую агрессию, которая и завершается  убийством.
Это модель всего дальнейшего бытия человечества – в среде его регулярно убивают детей Божьих, которые рождаются из богоподобия человека; убивают, несмотря на то, что в них только смысл существования людей на земле, в их отличии от животных.  Ведь иначе они – просто ошибка Природы, подлежащая исправлению. Именно попытки исправления этой ошибки со стороны людей мертвых в Бозе, рожденных не из богоподобия, а из Мирового Дерева Эволюции, и создают ключевую конфликтность бытия человеческого, описанную в Евангелии.
Герой евангельского повествования, Иисус из Назарета не является единственным сыном Божьим, рожденным в человечестве. Его уникальность в том, что в его Лице, на примере Его личной истории, человечество осознало себя, поняло свое положение и место в мироздании, как Богодержавном  Космосе.
С этого момента открылась перспектива возвращения людей в Эдем. Разумеется, это не географическое понятие; это нравственное состояние богоподобия. Ежели при этом все же отнестись к месту, то люди никуда не переезжают – сама Земля превращается в Райский Сад, в котором мы действительно будем жить вместе с богами.
АМИНЬ!

P.S.  До тех пор, пока этого не произошло, человечество остается раздвоенным и разделенным как бы на потомков Авеля и потомков Каина. В этих условиях сознанию богоподобия человека  в людях противостоит сознание естественности человека. Если в первом сознании цели человека трансцендентны, и следование позитивным целям считается грехом, то во втором сознании, напротив, признаются только позитивные цели, и любые идеалы оцениваются только с точки зрения достижения положительного блага, получения дохода и повышения производительности труда, –  у Каина, как мы помним, это был успех в охоте.  Трансцендентные же цели оцениваются в этом прагматичном сознании как ложные, иллюзорные и служащие порабощению человека. Отличие человека от животных полагается не в богоподобии , а в разуме.
Характерная черта нашей эпохи – временное торжество Каиновой идеологии. Отсюда и неслыханное доселе количество убийств, нами совершаемых, невзирая на то, что целью объявлен человек. Но какой человек? Реальный кирпич в реальном здании? Не упование на высокое в людях, а легитимация и эксплуатация низкого – вот главная идеологема современности.


Рецензии