Венецианские краски зимой и летом. Часть 2

                Из цикла "Европа своими глазами"


Начало - Часть 1 - http://www.proza.ru/2015/02/16/1085



На авторском фото - Собор Святого Марка;  Дворец Дожей;  место отправления гондол.  Венеция, Италия.


С первых шагов по тихим и узким улочкам чувствовалась неповторимость Венеции. История как бы застыла, а время остановилось.  Тишину нарушали лишь курлыканье чаек и разговор встречных прохожих.

Воздух был пропитан влагой с запахом затхлости. Нет, не в смысле заплесневелости, а в смысле старины. Этот специфический запах в Венеции отмечают все, кто сюда приезжает. Ведь город стоит на деревянных сваях в воде, которым около 800 лет.

Да и камень от постоянного присутствия влаги покрывается мхом. Это и создаёт атмосферу «затхлости». Летом к этому запаху примешивается и запах нечистот. Системы канализации и водоотведения старые, и если случаются протечки, то нечистоты попадают в каналы, создавая неприятные "ароматы".

Но с этим можно смириться, Венеция стоит того!

По сравнению с красотами города это всё ничто! Миллионы туристов со всего света приезжают сюда и зимой, и летом. Вот и сейчас нам на пути попадалось немало туристов, особенно из Японии и Китая.

Транспорта, кроме водного, в Венеции уже нет с 1960-х годов. Хотя представить это трудно, ведь улицы очень узкие, но раньше было троллейбусное сообщение.

Архитектура современного города сформировалась в период расцвета Венецианской республики, в 14-16 веках.

В период  римского владычества на островах лагуны не было городских поселений.  Когда-то здесь, при впадении небольшой реки в залив Адриатического моря, на островках селились общины людей.

Со временем общины росли, обустраивались каналы, по которым общины между собой общались. Образовался своеобразный водный лабиринт. И даже сейчас, если посмотреть на город сверху, можно увидеть русло той реки, которое со временем и образовало Большой канал, вокруг которого и разросся город.

Все здания строились на сваях из лиственницы, произрастающей в Альпах, которая практически не гниёт в воде. Глубина в каналах небольшая, всего около трёх метров. А в Гранд канале – около шести.

Сам город состоит из многочисленных островков и островов, соединённых между собой мостами. На сегодняшний день это 150 каналов и протоков и около 400 мостов. На островах постоянно проживают около 58 тысяч человек.

И только в 7 веке по инициативе Византии, к которой Венеция формально относилась,  город был объединён под властью единого правителя – дожа.  Правитель избирался, и первым был избран Паоло Анафесто в 697 году.

Вообще хотелось бы сказать о том выгодном географическом положении, которое  занимала Венеция. Ведь не просто так она стала центром торговли в средние века.
 
Следует также отметить, что на протяжении всей своей истории в Венеции не было вассальных отношений, с самого начала это было уникальное государственное образование, это была республика. А раз было равенство, то это подтолкнуло к развитию ремёсел и торговли.

Оказавшись на улице, ведущей от моста Конституции, мы направились к площади Сан Марко. Времени у нас было мало - через два часа у нас была заказана прогулка на гондоле. Прохладный ветер, задувающий с лагуны, заставил надеть головные уборы и закутаться в шарфы. Хотя для начала февраля было тепло, + 9 градусов и солнечно. Венеция расположена на широте Крыма и Краснодарского края. Снег здесь бывает крайне редко, Альпы защищают от снежных северных циклонов.

Ну и, конечно, хотелось согреться и перекусить. Запах кофе быстро привёл нас в нужное место.   Это оказалось маленькое кафе, где  мы выпили кофе с коньяком и с великолепной венецианской выпечкой. Кстати, это типичный напиток для Венеции. Думаю, всё дело в желании согреться – постоянные ветры с Адриатики пронизывают до дрожи.

А иногда ветры сопровождаются подъёмом уровня воды, тогда происходят наводнения.  Это сразу бросилось в глаза, стоило ступить на мостовую. При выходе из кафе взгляд упал на низ двери и жёсткие жалюзи.  Дверной порог явно завышен и выполняет функцию перегородки между полом и уличной мостовой.

Наталья объяснила, что во время наводнений, которые здесь бывают часто, двери первых этажей запирают наглухо, опускают  массивные жалюзи, получается такой своеобразный барьер, который воде не даёт проникнуть в помещение. Но со стороны улицы из-за постоянных подъёмов воды нижняя часть зданий по цвету отличается от верха. От стоячей воды образуется зелёный налёт.

Вообще Венеция постепенно уходит под воду, это было ещё с древних времён. По расчётам учёных уже к 2028 году Венеция может быть непригодна для жизни, а к 2100 году затонуть полностью. Так что поспешите познакомиться с Венецией (шутка).

Подкрепившись кофе и согревшись от коньяка, путь до площади Сан Марко преодолели легко!  Да что там легко,  с удовольствием,  наслаждаясь архитектурой старинных зданий, маленькими изящными мостиками  совершенно неповторимой архитектуры.  И, конечно,  восхищали гондолы, проплывающие по каналам! Но об этом будет отдельный разговор.

Улицы города расположены перпендикулярно друг другу, на пересечении улиц – изящные мостики. Кто бывал в Санкт-Петербурге, может представить. Только Венеция – совсем крошечная по сравнению с ним.

Известно, что Пётр 1, задумав строительство нового города в устье Невы,  приезжал в Венецию, очень похожую в топографическом плане. И многие идеи им были почерпнуты именно здесь.

Вот и площадь Сан Марко,  огромная даже по масштабам большого города. К ней мы вышли, пройдя многочисленными улочками от Римской площади, обогнув Гранд канал. Его мы не пересекали.

Помимо легко узнаваемых  собора Святого Марка, примыкающего к нему вплотную Дворца Дожей, колокольни с часами, бросились в глаза строительные леса и сборные конструкции для установки трибун – скоро фестиваль масок! Повсюду суетились рабочие, закреплявшие вывески и транспаранты фасадах зданий, выходящих к площади.

Мы же вышли на набережную, так называемую Рива дель Скьявони. Названа она так в честь славянских купцов Скьявони, привозивших сюда мясо и рыбу. Когда-то здесь располагались рынки, и шла бойкая торговля товарами со всего света.

Вообще лично у меня при посещении таких древних мест разыгрывается воображение, представляется, как тогда жили люди, чем занимались, о чём думали.  А Венеция тем более, особенный город – старины, которая пришла из глубины веков. Здесь всё подлинное, а собор Святого Марка самый старый архитектурный ансамбль – образец византийской архитектуры в Западной Европе.

Предание гласит, что апостол Марк проповедовал в поселениях Венецианской лагуны и считался его покровителем. И когда в 9 веке в египетской Александрии началось разрушение христианских храмов, венецианские купцы спасли мощи святого, хранившиеся там,  привезли их в Венецию и построили Базилику.

История эта, как удалось вывезти мощи, тоже очень интересная, как и то, почему долгое время от жителей Венеции скрывался этот факт. Долгое время было принято считать о чудотворном появлении мощей. Тот, кому это будет интересно, может прочитать в литературе.

Базилика укреплялась, украшалась, облицовывалась мрамором. Современный собор состоит из элементов различных архитектурных стилей – византийских, романских, готических, восточных. Часть рельефов и мраморных колонн привезена из Константинополя.

А мозаика над главным входом посвящена библейским пророчествам о Втором пришествии Христа. Среди памятников византийского зодчества Базилика Сан Марко по значению приравнивается к собору Святой Софии в Стамбуле.

Конечно, мы не могли не посетить такой  значимый в истории Византии собор! Вход туда бесплатный. Собор  и сегодня является главным кафедральным собором Венеции. А когда-то все значимые  и крупные мероприятия проходили именно здесь. Даже церемонии благословения войск и скрепление мирных договоров императорами.

Внутреннее убранство поражает своей роскошью. И хотя мы посетили многие города Европы, а в них обязательно Кафедральные соборы, такого великолепия не видели нигде! Разве что в Ватикане.

Наравне с восторгом от увиденного пришло понимание того, что всё не вечно! Необыкновенно красивый мозаичный пол собора как бы вибрировал под ногами. Это была иллюзия, конечно, пол не продавливался под нашими ногами.

Просто за тысячу лет от тяжести здания проседал и пол, и был неровным, с бугорками и впадинами. Если ещё вспомнить, что под ним зыбкая почва, деревянные сваи, а ещё, сколько он за свою жизнь видел больших наводнений,  то и вовсе. 

Наше внимание привлёк «Золотой алтарь», так называемая «Храмовая книга», изготовленная византийскими мастерами в 1343 году.  Конечно, иконостас, описывающий житие апостола Марка и сцены Нового Завета, не золотой. Он состоит из позолоченного серебра. 250 эмалевых миниатюр инкрустированы  драгоценными и полудрагоценными камнями.

Многие подвергают сомнению подлинность таких древностей, а зря. Венеция никогда не участвовала в войнах, её никто не разорял. Может, я повторюсь, но с 7 века этот город-государство был успешной республикой и центром мировой торговли.

Ну, а самое главное, город всегда хранил его небесный покровитель – апостол Марк. И венецианские купцы это всегда помнили и берегли реликвию.

Хочется сделать небольшое отступление на тему, кому и зачем нужно уничижать предметы старины, хранящиеся в многочисленных музеях и соборах Европы. Думаю, это нужно тем странам, которые не имеют своей далёкой истории.

Соответственно, и предметов старины. И тогда они находят объяснение, что мол, все эти предметы – подделка. А вот и нет! Не подделка. Народы этих стран бережно хранят память о своём далёком прошлом, люди погибали сами, но сохраняли частички мощей, другие предметы старины для потомков и их назидания.

Например, в путешествии по Португалии нам приходилось встречать фрески, которыми были украшены стены алтаря в Ротонде в городе Томар, аж 12 века! И не только там, а и в других местах страны. Да и в Оружейной палате в Москве хранятся клады, найденные в местах исторических событий, аж 15 века.

Не могли мы не посетить и раку с мощами Святого Марка, которая установлена под главным алтарём, и икону Божьей Матери Никопея.

Времени оставалось в обрез, мы успели покормить голубей на площади, немного прогуляться по Славянской набережной. Отметили, что всё-таки не сезон: в специальной рекреации для стоянки гондол много зачехлённых лодок. И направились к месту отправки гондол в путешествие по каналам.

Мы едва успевали за своим гидом, хотелось всё разглядеть. И как живут венецианцы, и что продаётся в многочисленных сувенирных лавках. Конечно, перед фестивалем в витринах магазинчиков было много костюмов и масок. Просто великое многообразие, глаза разбегались!

Наверное, нет такого времени года, когда в Венеции мало туристов! Но всё же в феврале было довольно пустынно, лишь несколько одних и тех же групп японцев и китайцев, следующих за своими экскурсоводами вместе с нами по улочкам города. Как показала практика, что меньше всего встречается американцев. Не любят они путешествия по Европе и не ценят старину!

В месте, где начинается осмотр города «Каналы и мосты Венеции» на гондолах,  было шумно и многолюдно. Это группа японцев из 25 человек рассаживалась по гондолам. Мы ждали своей очереди. Наталья заглянула в диспетчерскую будку, которая связывалась с гондольерами, и изрекла, что вон та гондола идёт за нами.

Наше путешествие по каналам началось со знакомства с гондольером. Сам он из Осло, его мать норвежка, но по отцовской линии он венецианец.  Получил эту лодку и должность в наследство, и переехал жить сюда.

Вообще не так-то просто стать гондольером, это, пожалуй, покруче, чем получить права на вождение автотранспорта. У гондольеров есть и свой дресс код, прописанный в правилах. Помимо всего он должен уметь петь баркаролу – барочную песню. Но за дополнительную плату. Мы попросили его исполнить что-нибудь. Все они должны обладать приятным голосом.

Обвеваемые ветром, с песней гондольера, мы отправились в часовую прогулку по каналам.  Укутавшись в плед и шарфы, мы глазели по сторонам. Поражало то, что дома, выходящие к каналам, как минимум лет 500 не реставрировались!

Подкрашиваются только фасадные стены, которые выходят на улицу. Но это и представляет большой интерес. На окнах - цветущие настурции и герань, на маленьких кованых балкончиках на верёвках сушится бельё.

Такая Венеция даёт представление о натуральной, не фасадной жизни местного населения. Вообще здесь не только дорого жить, но и снимать номер в отеле. Поэтому заработки гондольера высокие – около 70 евро стоит полчаса прогулки. Летом они работают и по 15 часов в день. Сейчас не сезон, и заработок их уменьшается.

Проплывая мимо старинных домов, обратили внимание, что во многих идёт ремонт: жужжит дрель, рабочие разгружают цемент. Вместо грузовых машин – специальные маленькие катера, развозящие строительные материалы. Город со всей своей инфраструктурой жил и работал.

А нам подумалось, что жизнь простого люда идёт своим чередом, как и тысячу лет назад. Люди благоустраивают свои жилища, катают туристов на гондолах, просто живут!

В завершение поездки свернули на Большой канал, проплыли под известным мостом Риальто, которому почти 500 лет и который стоит на 12 тысячах свай, и завернули к месту высадки на площади Сан Марко.  Пора было подумать об обеде и возвращаться на вокзал. Зашли в пиццерию, и не прогадали! Сытно и недорого.

Времени было в обрез, обратную дорогу к вокзалу проделали на городском водном трамвайчике. Было очень многолюдно, особенно много молодёжи, влюблённых парочек, которые всю дорогу смеялись и радовались жизни.  Видимо, все торопились на свои поезда. Отсюда до большой земли 4 км по воде, и если не успеть на поезд, то придётся добираться до берега на водном такси.

На этот раз мы сели в свой поезд! Большинство пассажиров ехали до первой остановки на берегу, или до Падуи. Люди приезжали просто погулять в воскресный день, или навестить родственников.

На обратном пути хотелось помолчать. Увиденное за несколько часов охватывало период в тысячу лет. Что оставим мы после себя?


Продолжение о летних красках часть 3 - http://www.proza.ru/2015/02/23/1478


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.