Допустимое зло

«Допустимое» зло.

«Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня» (2Цар.3:39)

«Нам нужно мужество, чтобы искоренять зло в себе, это так. Но, даже когда ты чист от зла сам, тебе понадобится много мужества, чтобы бороться со злом в своем ближайшем окружении. Легко обличить слабого родственника, сотрудника или подчиненного. Но когда зло исходит от того, кто сильнее тебя? Может, ты сам от него зависишь, ну как такого обличить? И мы часто не находим в себе мужества, чтобы бороться, а потом пожинаем горькие плоды».


Вспомните историю про Авессалома и Иоава - главного военачальника Давида. Во время восстания Авессалома Иоав остался верен царю и со своими оруженосцами убил Авессалома. Только Давид не обрадовался этому, а все плакал и плакал: «Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!» Но Иоав не понимал Давида, и от его глаз было сокрыто, что в смерти сына Давид винит себя. А когда пришел конец его царству, Давид посоветовал сыну своему Соломону избавиться от Иоава, что тот и сделал.

Иоав был сыном сестры Давида, Саруи. Как родственник и ближайший сподвижник, Иоав следовал за Давидом еще со времен его скитаний. Иоав был воином и военачальником Давида в течение всего царствования Давида. Но по характеру Иоав был своевольным, злым и мстительным человеком, способным на любое преступление. Внешне может показаться, что он был верен Давиду, но на самом деле Иоав всегда был верен только самому себе и своему призванию генерала.

Справедливости ради можно согласиться, что Иоав при Давиде ни разу не сделал попытки захватить престол. Он знал свое место, но это место он охранял жестоко, расправляясь с конкурентами даже вопреки воле самого царя. Например, он дерзко убил Амессая, которого Давид назначил пожизненным военачальником вместо Иоава (см. 2Цар. 19:13, 2Цар. 20:9 и след.). А впервые Иоав публично пошел против воли Давида, убив Авенира, брата Саула и бывшего начальника его войска. Давид публично заявил о своей непричастности к этому убийству и приказал народу оплакивать Авенира, но он не отважился наказать Иоава (см. 2Цар 3:39). А почему?

Давид был мужественным человеком в борьбе с врагами, но не имел мужества расстаться со злом в своем собственном стане.

Можем ли мы сказать, что Давид боялся Иоава? Или что Иоав подавлял Давида своей жестокостью? Давид проклял Иоава перед лицом Бога за убийство Авенира (см. 2Цар.3:29), но не решился отстранить его от командования войском. И Давид позже поплатился за это, потому что Иоав убил Авессалома, сына Давида, вопреки царской воле и воле отца.

Иоав был генералом по призванию, профессионалом, человеком на своем месте, трезво оценивающим свои способности, но готовым отстаивать свои профессиональные права любыми средствами. Для того чтобы быть генералом, ему нужно было иметь над собой хорошего и сильного правителя, и поэтому Иоаву не нравилось, что Давид временами проявляет слабость или праздность (см. 2Цар.12:26-28 и 2Цар.19:7). Когда государство пришло в шаткое состояние из-за отсутствия мира в царской семье, Иоав предпринял действенные шаги, для урегулирования конфликта между Давидом и Авессаломом (см. 2Цар. 1-23), но при этом, по большому счету, его интересовал не лично Давид и не лично Авессалом, а интересы государства, где он, генерал, состоял на службе.

Возможно, поведение Иоава типично для всех генералов, а также всех политических, религиозных и прочих профессионалов, которые сформулировали для себя принцип «цель оправдывает средства», имея в виду, что благая цель оправдывает любые, в том числе преступные средства. Данный принцип был и остается основой морали политики многих государств в мире, где из целесообразности власть имущие подминают под себя правосудие, честь и свободу граждан. Они говорят: «Наша цель стабильность и безопасность», - но не любой же ценой!

Со скорбью надо отметить, что религиозные «профессионалы» здесь мало чем отличаются от других категорий земных «профессионалов» власти. Недаром же считается, что впервые принцип «цель оправдывает средства» сформулировали для себя иезуиты. На самом деле этот монашеский орден пользовался еще более страшной формулировкой: «Любым средством» (Todo modo). Христос заповедовал нам принципы любви и добра, тогда, как они поступали безнравственно, дискредитируя христианство.

Иоав был при Давиде «допустимым злом». «Допустимое зло» - это зло, с которым нравственный человек сознательно мирится по той или иной причине. Как мы говорили, первая причина, по которой Давид не стал искоренять зло в лице Иоава, состояла, по его же словам, в том, что в определенный момент племянники Давида (Иоав и брат его Авесса) были сильнее его самого. Но позже, хотя Давид утвердился на царстве, он все равно не избавился от зла в своем ближайшем окружении. И больше того, Давид научился сотрудничать со злом настолько, что даже поручил ему решение своих тайных вопросов, а именно устранение Урии - законного мужа любовницы Давида - Вирсавии. А это было уже преступлением самого Давида.

Отсюда мы делаем вывод, что когда мы пользуемся подручным злом, для достижения каких бы то ни было целей, то ответственность за содеянное ложится не на то зло, а на нас самих. Можем ли мы сказать, что Давид в период расцвета своего царства уже не хотел избавляться от зла, потому что, пусть подсознательно, научился извлекать из сотрудничества с ним пользу? Да, это так. В период падения Давида «зло» вело за него войны и осаждало города. Но сотрудничество со злом развратило сердце Давида, и ему пришлось заплатить за это страшную цену: «не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою» (2Цар.12:10).

Почему Давид силой и коварством завладел чужой женой? Разве ему не хватало женщин? По законам того общества, Давид мог иметь столько жен, сколько хотел. Например, у его сына Соломона было семьсот жен и триста наложниц (см. 3Цар.11:3). Давид не был бедным царем и мог вполне содержать женщин, которые ему были нужны. Недаром Господь упрекал его через пророка Нафана: «если тебе было мало, я дал бы тебе больше, зачем же ты сделал злое». А это была похоть очей. Что такое похоть? Это когда человек перестает контролировать свои желания и только твердит: «Хочу!» А если к похоти добавить власть? Бедный человек власти не имеет, хочу, не хочу, а приходится свои похоти сдерживать. Некоторые, правда не сдерживаются и крадут, это тоже от похоти.

А уж если ты царь, тут трудно удержаться, только отдавай приказы. Так Давид и сделал. Об этом и Иаков пишет в своем послании: «похоть, зачавши, рождает грех, а грех – смерть» (см. Иак.1:15). Точно, так оно и получилось, ребенок, зачатый в грехе, умер. Но это не все: не отступит меч от дома твоего, Давид. И точно, прошло время, и сын Амнон повел себя точно так же, как отец (см. 2Цар.13:2), он не смог справиться с похотью в отношении своей сестры Фамари и изнасиловал её. А брат Фамари Авессалом не стерпел такого оскорбления своей сестры и убил Амнона, и пошло смертоубийство. В результате погиб сам Авессалом, а кто убил его? Иоав! Вот какую цену берет зло за услуги, которые оно оказывает. Давид оплакивал Авессалома, потому что знал, кто виновен в его смерти. Чего не хватело тебе, Давид? Все, чего не хватало тебе, ты мог получить от Господа. Так и мы, иногда берем то, что нам хочется, разными неправедными методами, вместо того, чтобы просить у Бога. А так делать нельзя. Потому что зло предъявит счет, обязательно предъявит, и грех твой найдет тебя в твоих детях.


Рецензии
есть над чем поразмышлять. Интересно, что когда я заинтересовалась личностью Иоава, мне попалось Ваше произведение ...

Ирина Верхошинская   22.02.2018 13:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.