Мой любимый капитан. Знакомство

"О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были".
В.А. Жуковский            

За сорок пять лет на флоте работал я с разными капитанами. Было много греков, одного из них я ненавидел всеми фибрами своей души, был швед, который пил мою кровь литрами, многих капитанов я недолюбливал, но многих и уважал безмерно за их профессионализм, порядочность, справедливость, приверженность к своей тяжелой работе.
 
Сегодня же я хочу вспомнить единственного капитана, которого я любил, которым восхищался, настоящего человека, греческого македонца, Афанасия Сапунаса. Год назад он ушел из жизни, но до сих пор он жив в моем сердце, в моей памяти. Часть моих морских баек, которыми я ежедневно развлекаю флотскую молодежь – о нем.  Но мне хочется, чтобы о нем узнало больше людей, он этого заслуживает. Попробую записать кое-что по памяти  и постараюсь, чтобы это было интересным.
 
Познакомились мы с Афанасием  в 1995 году, когда я сменил греческого старшего механика на борту небольшого сухогруза с интернациональным экипажем в порту Лас Пальмас. Два дня я наслаждался жизнью в отеле, расположенным прямо на пляже, ожидая подхода моего судна "Sea Mother", вышедшего  из Дакара почти неделю назад. По всем расчетам пароход давно должен был быть в порту, но запаздывал, как я потом узнал, из-за проблем с главным двигателем.

По приходу на судно, я зашел, как обычно, к капитану, чтобы представиться. Капитан не стал скрывать проблем и сразу же сказал, что о причинах неполадок двигателя лучше узнать не у старшего механика - грека, а у второго, украинца, который, как и стармех  должен был вылетать домой завтра утром, замена ему уже была на борту. Через пару часов мы с мастером встретились снова.

- Ну что, механик, говори свое мнение. Чего  этой железяке не хватает?
- Похоже, что напрасно ваш дед цилиндры вскрывал. Я согласен со вторым. Если условия стоянки позволяют, надо разбирать газовую турбину, чистить сопловой аппарат.  Обеспечим нормальный проход газов, поднимем наддув, упадут температуры выхлопа, перестанут клапана гореть.
- Справишься?
-  Только если вы оставите на судне второго до самого отхода. Возможно это сделать? Сам он не против, но вот как это организовать… У него самолет утром.
- Оставим. Не твоя печаль. С компанией я договорюсь. Останется на неделю, до Дьеппа, следующего порта. Чем тебе еще помочь?
- Господи, да чем вы еще-то можете помочь? Если даете добро перебирать турбину, да еще второго оставите, и так в ноги кланяюсь.
- Ну, а вот я слышал, что нужно утилизационный котел почистить. Как твое мнение?
- Хм… Да уж хуже точно не будет. А помочь… помочь - может. Только  поставить мне туда некого, людей свободных нет.
- Это я на себя беру. Занимайся турбиной, пусть у тебя о котле голова не болит.
- Не понял?!
- Я на это дело боцмана с матросами отряжу. Вылижут твой котел лучше ваших маслопупов. Я за этим лично присмотрю.

Я был просто в шоке. Такого капитана я никогда не встречал. Ни до того, ни после, а уж двадцать лет прошло. Никогда больше у меня не было одновременно двух вторых механиков, никогда больше капитан не участвовал в котлочистке. Ни один капитан не  давал мне столько полезных советов. Никто больше не поражал меня своей щедростью и великодушием, неутомимостью и оптимизмом. У Афанасия я научился очень многому, просто работая рядом с ним. Вот тебе и грек. А еще говорят: "Пожал руку греку, пересчитай пальцы".

   


Рецензии
Одно слово - Капитан! Спасибо Вам за знакомство с этим человеком...
Алаверды Вам - мой морской рассказ "Материнский инстинкт".

Александр Колмогоров   10.09.2022 12:52     Заявить о нарушении
Не ответил на Вашу рецензию Александр, извините! Об Афанасии у меня много написано. Человечище! А к Вам обязательно еще зайду прямо сейчас.

Михаил Бортников   21.09.2022 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.