О геральдике ОНТ

NNDNN

На Рождество 1907 г. барон Йорг Ланц фон Либенфельз, объявивший себя Приором (Настоятелем) Верфенштайна и Великим Мастером (Магистром) «Ордена Нового Храма», поднял над своим орденским замком два знамени собственного изобретения:

1) Орденское знамя с прямостоящей красной свастикой и двумя голубыми лилиями на золотом поле (таким оно описано большинством современников, за исключением Франца Герндля, утверждавшим, что на знамени «Ордена Нового Храма» была изображена прямостоящая «красная свастика, окруженная четырьмя голубыми цветами на золотом поле», не указывая, что это были за цветы, и Бригитты Гаманн, утверждавшей в своей книге «Вена Гитлера. Годы учения диктатора» (Hitlers Wien. Lehrjahre eines Diktators), что на знамени ОНТ были изображены «крюковидный крест-свастика и лилии, выполненные в цветах ордена - серебре и лазури»; последнее можно понимать по-разному - либо свастика и лилии на знамени «неотамплиерского» Ордена Ланца были серебряными на лазурном поле, либо - наоборот);

2) Знамя с гербом самого Ланца, как Приора и Великого Магистра Ордена «новых храмовников» (ОНТ). Этот герб представлял собой «норманнской» («варяжской») формы щит, имевший во главе прямостоящую красную правостороннюю свастику на серебряном поле, а в нижней части – пять золотых геральдических лилий на лазурном поле (все это, согласно одному из наиболее распространенных толкований, символически означало конечное торжество храмовнической – ариогероической германской, по Ланцу, - идеи над французской – романско-средиземноморской, по Ланцу, - монархией, осуществившей разгром средневекового Ордена храмовников совместно с папским Римом).

По толкованию «глубинного психолога» Вильфрида Дайма (ссылавшегося на слова самого Ланца), «золотое поле означало вечность, красная свастика – восходящее солнце ариогероизма, лилии – (расовую) чистоту».

Герб Великого Магистра «Ордена Нового Храма» был вырезан и на должностной печати Ланца, по краю которой шла латинская надпись «Йорг Ланц де Либенфельз, владелец Верфенштайнского Дома».

На экслибрисах, сохранившихся на некоторых дошедших до нас книг из библиотеки Ланца был изображен его должностной герб, несколько отличавшийся от описанного выше. Это был вписанный в кольцо щит «норманнской» формы, увенчанный «горшковым» шлемом-«топфгельмом» (нем.: Topfhelm) с наметом и короной с тремя зубцами в форме цветков геральдической лилии, наложенный на скрещенные в форме косого (Андреевского) креста обнаженный меч острием вниз и должностной жезл Архиприора Верфенштайна с круглым навершием-яблоком. В главе щита был изображен т.н. «костыльный» («иерусалимский», «виселицеобразный» или «усиленный») крест (cчитающийся, вообще-то, гербом рыцарей Святого Гроба Господня, а не рыцарей Храма), а в нижней части - пять расположенных в два ряда геральдических лилий. Герб окаймлялся шедшей по кругу латинской надписью: EX LIBRIS ORDINIS NOVI TEMPLI ARCHIPR. AD WERFENSTEIN (ИЗ КНИГ  ВЕРФЕНШТАЙНСКОГО АРХИПР. ОРДЕНА НОВОГО ХРАМА). В верхней части экслибриса был немецким готическим шрифтом написан девиз: ЧЕРЕЗ КРЕСТ К СВЕТУ! (DURCH KREUZ ZUM LICHT!). Латинский перевод девиза (PER CRUCEM AD LUCEM) полукругом опоясывал нижнюю часть гербового щита.

Следует заметить, что «костыльный» (именующийся в нашей отечественной геральдике «выступным») крест (представляющий собой, собственно говоря, две сложенные вместе «классические» прямостоящие свастики - левостороннюю и правостороннюю) в 30-е гг. ХХ в. использовался в качестве эмблемы не только «новыми тамплиерами» Ланца, но и австрофашистским «Отечественным Фронтом» («Фатерлендише Фронт», Vaterlaendische Front) Энгельберта Дольфуса и Курта фон Шушнига, в посткоммунистической «незалежной» Украине - праворадикальной полувоенной организацией Украинская Народная Самооборона (УНСО) Дмитрия (Дмитро) Корчинского и Юрия Шухевича, в постсоветской Литве - радикальными националистами Миндаугаса Мурзы, а в ельцинской Российской Федерации - Партией Народных Националистов (ПНН) Александра Кузьмича Иванова-Сухаревского, переименованной впоследствии в ННП (Народную Национальную Партию), а также - в несколько измененной форме, стилизованной под «хрисму» (монограмму имени Христа, введенную в качестве эмблемы римским императором Константином I Великим) - организациями Константина Родионовича Касимовского «Русский Национальный Союз» и «Русское Действие». Но это так, к слову...

В соответствии с Уставом (Кодексом) Нового Храма орденские браться подразделялись на 7 разрядов, в зависимости от «степени расовой чистоты».

Низший, VII разряд составляли слуги-сервиенты («Сервиентес Нови Темпли», СНТ, Servientes Novi Templi, SNT), чья «расовая чистота», в соответствии с соматологией Ланца, составляла менее 50%, или же не достигшие еще 24-летнего возраста, по достижении которого кандидатами проводился тщательный и скрупулезный расовый тест;

VI разряд – фамилиары («Фамилиарес Нови Темпли», ФНТ, Familiares Novi Templi; FNT) – «члены орденской семьи», друзья «Ордена Нового Храма», оказавшие ему большие услуги, но не стремившиеся стать полноправными «орденскими братьями» (среди «фамилиаров» числились, к примеру, упоминавшиеся выше шведский драматург Август Стриндберг, объявивший главный труд Ланца о «теозоологии» книгой, «страшной для новых язычников», британский фельдмаршал лорд Горацио-Герберт Китченер и венский ариософ Г(в)идо фон Лист);

V разряд – послушники, бельцы или новики («Новицес Нови Темпли», ННТ, Novices Novi Templi, NNT), «расово чистые» на более чем 50%, однако еще не подготовленные к вступлению в высшие орденские разряды «новых тамплиеров»;

IV разряд – магистры («Магистри Ордо Нови Темпли», МОНТ, Magistri Ordo Novi Templi, MONT), имевшие от 50% до 75% «расовой чистоты» (что удостоверялось специальным, выданным им лично бароном Йоргом Ланцем фон Либенфельзом «сертификатом чистоты крови»);

III разряд – каноники («Каноници Ордо Нови Темпли», КОНТ, Canonici Ordo Novi Templi, CONT), имевшие от 75 % до 100% «расовой чистоты» (что также удостоверялось соответствующим сертификатом);

II разряд составляли Пресвитеры, выше которых стояли члены «Ордена Нового Храма» I разряда - Приоры (Предстоятели или Настоятели).

Вершиной орденской иерархии был сам Великий Магистр новых тамплиеров и Приор Орденского Дома Верфенштайн.

Любой магистр или каноник ОНТ мог стать пресвитером, но для этого ему требовалось основать новый «Орденский дом» («Орденсгауз», Ordenshaus), то есть новый филиал ОНТ. Они были вправе читать службы и совершать требы, но не принимать в «Орден Нового Храма» новых «братьев» и не рукополагать каноников. Всякий пресвитер, которому подчинялись более пяти магистров или каноников, мог выступать в качестве Приора, но оставался при этом подчиненным Йоргу Ланцу фон Либенфельзу, как Верховному Духовному Главе, Приору Орденского дома Верфенштайн и Великому Магистру всего «Ордена Нового Храма».

Для братии каждого разряда орденской иерархии была разработана система рыцарских крестов (одинакового для всех рангов «тамплиерского» красного цвета) различной формы, в зависимости от разряда («костыльных», «лотарингских», «лапчатых», мальтийских, свастичных), нашиваемых на единообразное орденское облачение (Habit) – белую монашескую рясу с капюшоном-куколем, как у цистерцианцев и средневековых храмовников. Судя по дошедшим до нас фотографиям, «новые тамплиеры» во время некоторых орденских церемоний надевали на голову капюшоны своих белых ряс, имевшие прорези для глаз (что делало храмовников барона Ланца похожими на монахов некоторых римско-католических конгрегаций - в частности, испанских или португальских -, на членов американской расистской организации «Ку-Клукс-Клан» (ККК) и на французских фашистов из тайного союза «кагуляров» («капюшонников») периода между Первой и Второй Мировыми войнами. Пресвитеры ОНТ носили красные береты. Знаком должности Приора служил особый золотой жезл с шарообразным навершием. Над входом в каждый орденский молитвенный дом располагался его герб, причем щитодержателями герба всегда служили ангел и фавн (сатир), символизировавшие двойственность, присущую, по Ланцу, человеческой природе (между прочим, фавны-сатиры встречались и среди фигур-щитодержателей средневековых гербов Верховных Магистров-«Гохмейстеров» духовно-рыцарского Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии, заимствовавшего «военную» часть своего устава у Ордена «бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова»).

На обложке, по крайней мере, одного выпуска ланцевского журнала «Остара» был изображен конный рыцарь с копьем наперевес, со щитом, копейным флажком-вымпелом («гвидоном»), одеянием и конской попоной, усеянными знаками крюковидных крестов («гакенкройцев», «коловратов» - то есть, свастик). Мы поместили это изображение, в качестве иллюстрации, в заголовке настоящей геральдической миниатюры.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии