Почем в Москве хлеб-соль

     Когда-то говорили: не красна изба углами, а красна пирогами. Человеку, приехавшему в Москву, быстро и без потерь обрести кратковременный или долгосрочный угол – не последнее дело.

     ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С БАНИ

     Первые правила организации гостиничного дела на Руси были введены в XII веке в иноземных дворах Новгорода, который являлся центром не только внутрирусской, но и международной торговли. Готский, Немецкий, Датский и Шведский иноземные гостиные дворы, а так же русские – Псковский и Тверской потребовали составления определенных «правил поведения и торговли» купцов, для чего и была создана «скра», что означает «книга законов» или «судебник». В гостином дворе скра выполняла функции правил пользования, поведения, проживания, внутреннего распорядка и взаимоотношений с местным населением всех без исключения пользователей. Особо скра предписывала правила поведения за столом и даже устанавливала «форму» приличной одежды, соответствующей каждому сословию. За нарушение этого правила накладывался штраф в 5 марок. Существовал ряд статей по противопожарной безопасности, оговаривался порядок размещения, плата за жилье. Был установлен налог с привезенного товара и велась строгая финансовая отчетность, так называемые «памятные книги», а руководство гостиных дворов дважды в год отчитывалось в собранных налогах и расходах по содержанию гостиных дворов. Купцы подразделялись на зимних и летних гостей, из которых первые прибывали в Новгород осенью, а покидали его весной. Им на смену приезжали летние гости. График заездов и комплектация групп купцов проводилась иностранными городами самостоятельно. Существовал ряд ограничений по количеству прибывающих и по срокам нахождения в гостиных дворах. Так немецкий гостиный двор был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек и занимал площадь в 1960 кв. м., такую же площадь занимали Шведский и Готский дворы.

     Первые средства размещения в русской столице возникли, очевидно, в XII-XIII веках. О прародителях московских гостиниц история умалчивает, но видимо, они мало отличались от древнерусских вообще. Основные установки диктовали не только местные обычаи, но и православная церковь. В средние века действовал сословный принцип: для купцов – гостиные дворы, для ремесленников – слободы, для иностранцев – посольства, для богомольцев – монастыри, а вне сословий и для прочих – знакомые, родня, земляки. Гостиные дворы были наиболее демократичны. Основной строительный материал в то время был дерево, санитария и гигиена – весьма условны, из нынешних удобств доступна лишь баня.

     Полнее всего сведения о гостиницах Московии донесли европейцы – папские легаты, путешественники, дипломаты, торговые агенты, рыцари, купцы... Каждый описывал увиденное субъективно – дружески или же враждебно. В пути иноземное посольство полностью освобождалось от дорожных издержек, но селиться вместе с соотечественниками гостям было запрещено – им отводили пустой дом без мебели и даже без постелей. При царе Алексее Михайловиче для гостей был построен Посольский двор на Ильинке. Историк В. Ключевский так описывает его: «...обширное здание в три этажа, с четырьмя башенками по углам. Над подъездом возвышалась пятая, большая башня, вокруг которой были устроены в три ряда, один над другим, балконы (гульбища), откуда открывался красивый вид на Москву. В этом здании в 1678 году без труда поместилось с экипажами и лошадьми польское посольство, состоявшее более чем из 1500 человек. Среди здания находился квадратный двор с колодезем посредине. В комнатах вокруг стен шли лавки; в одной палате посредине стояли длинные столы с такими же длинными скамьями... При доме были три обширные кухни с кладовыми, погребами и прочими хозяйственными принадлежностями».

     Гостей возмущало, что уже с XV века по строгости столичных порядков всех оставшихся без ночлега стража забирала, била и сажала в темницу. За иноземцами вообще был постоянный надзор. Поэтому народ попроще останавливался в подгородных слободах – на постоялых и ямских дворах.

     При Иване Грозном был построен Англицкий гостиный двор на Варварке (англичане имели привилегию на торговлю мехом). На Никольской улице стоял Греческий гостиный двор, у старого гостиного двора (Китай-город) обосновался Персидский двор. От русских городов у церкви Ильи-пророка издревле стояло Новгородское подворье, рядом находился Псковский двор. У иноземца Олеария читаем: «...Стрелецкая слобода ...лежит в южной части, за Москвой-рекой в сторону к Татарской земле, окружена заборами наподобие частокола... Часть эта построена отцом тирана, Василием, для иноземных воинов: поляков, литовцев и немцев...» Позднее иностранцы селились в районе Лефортово, где располагалась Немецкая слобода.

     В конце XVIII века в Москве насчитывалось 15 трактиров и 188 постоялых дворов. Основное население столицы составляло 300 000 человек летом и 400 000 – зимой. Ежегодно Москва принимала 100 000 «туристов». Но основным средством размещения в старой Москве оставался жилой сектор (сюда уже съезжались на зимние сезоны дворяне, их дома лепились по переулкам впритык). Трактиры имели около десяти гостевых комнат. Постоялые дворы считались низкокатегорийной формой. Именно поэтому в Москве не сохранилось ни одной гостиницы той эпохи. Однако уже Павел Первый приказал строить у всех ворот Белого города «одинаковые фасадою» гостиницы. Проект разработал петербургский архитектор Стасов. Два таких здания дошли до наших дней – низенькие желтые дома на Чистопрудном и Страстном бульварах. Еще одно уцелевшее здание расположено на ул. Немировича-Данченко, дом 6. Здесь на гостиничный постой останавливались А. С. Пушкин и польский поэт А. Мицкевич. В последние годы тут размещался Комитет советских женщин.

     Капитализм наводнил Москву XIX века пришлой рабсилой, а с нею – гостиницами, трактирами, меблированными нумерами и ночлежными домами. Конец XIX века открыл новую страницу гостиничной летописи – в это время появляются величественные каменные сооружения, соответствующие статусу города и возведенные специально для гостиниц. Даже появляется книга для приезжих «Москва и ея окрестности», носившая утилитарный характер. Там мы найдем строки: «Первою заботою путешественника – выбор гостиницы, если у него нет родных или знакомых, у которых он заранее предположил остановиться». Первоклассные гостиницы той поры – «Дюссо», «Славянский базар», «Дрезден», «Париж», «Лоскутная»; второклассные – «Гранд-отель», «Европа», Ечкина на Трубе (бывшая Кокорева на набережной Москвы-реки), «Берлин». Кроме того на каждой улице было уже полно третьеклассных, все они по большей части содержались плохо, а по ценам не уступали второклассным. Из семи первоклассных шесть находились на Тверской («Англия», «Германия», «Север», «Дрезден», «Париж» и гостиница Шевалдышева; все они, кроме «Дрездена», были снесены в ходе реконструкции улицы в 1935-37 гг.).

     Лучшая гостиница той поры – «Лейпциг», затем переименованная в «Россию» (стояла на углу Петровки и Рождественского бульвара), сюда впервые было проведено электроосвещение. Исходя из спроса, гостиницы, росшие тесно на волне бума, легко перестраивались в рестораны, кинотеатры, кафе... Стоимость люксов в первоклассных гостиницах доходила до 40 рублей в сутки. На эти деньги можно было жить месяц, снимая в городе просто трехкомнатную квартиру «со столом». Ночлег в ночлежном доме стоил 5 копеек. Номер в средней гостинице – три рубля с человека в сутки. Стандартный номер в гостинице отличался от современного отсутствием ванной – в углу стоял умывальный столик, воду приносил персонал, отапливался номер камином или голландской печью (до 1879 года), а лифт для двух этажей просто не был нужен. Особенностью дорогих гостиниц считались электрическое освещение, подъемная машина (лифт), телефон и «электрический концерт» (оркестрион в ресторане). Так хвастала реклама, зазывая в «Россию» или «Континенталь».

     Об уровне гостиницы и цены говорят постояльцы. Творческая элита останавливалась в «Славянском базаре», люди науки – в более скромном «Рояле» на Мясницкой. «Боярский двор» молодое советское правительство превратило в административное здание, зато пощадило «Националь», где в № 107 жил одно время В. И. Ленин, а позже останавливались А. Франс, Дж. Рид, А. Барбюс, Г. Уэллс, П. Неруда... Знаменитый «Яр» тоже не сразу стал гостиницей «Советской», тут сперва размещалась киностудия «Межрабпромфильм», затем – Всесоюзный институт кинематографии, про который Ю. Нагибин напишет: «Мы знали, что в директорском кабинете под новыми обоями скрываются соблазнительные картинки, которыми услаждались кутящие с мамзелями купчики... Мы гордились, что учимся в таком историческом месте, чертоге песен и любви, и, разделяя всеобщее заблуждение, выводили название «Яр» из «яри» – яростной гульбы».

     К 1915 году в Москве было 260 гостиниц, меблированных комнат и ночлежных домов. Последние являлись самыми вместительными. Гостиницы первого класса («Метрополь», «Марсель», «Бельэтаж» и др.) насчитывали от 330 до 430 номеров.

     Опустим трудности советского времени, «железный занавес» исключал туристический, а, стало быть, гостиничный бум. Новые отели стали появляться в Москве в 50-е гг. Для командированных соотечественников и внутренних туристов – в районе ВДНХ, например. Характерны три «шедевра» той поры – гостиницы «Россия», «Минск» и «Интурист». Если б они восстали не в центре, никто б не возражал против их «достоинств». В 80-е годы ряд гостиниц был построен к Олимпиаде (по примеру «спальных районов»), исключение тут – «Космос», возведенный французами. «Берлин» на юге Москвы строили финны. При иностранном участии появились и гостиницы «Международная», «Союз-1» и «Союз-2».

     Появившиеся в 50-е годы в США мотели (с 80-х гг. прочно вошедшие в быт американцев) в те же 80-е имели в Москве два адреса: на Минском шоссе и «Можайская». Мотель – сокращение от «мото-отель». Кемпинг вообще имелся один – «Солнечный». Если некому путешествовать на автомобиле – зачем строить ненужное...

     Еще 10 лет назад москвичи даже представить не могли, что такое пятизвездочная гостиница. До сих пор в стране, и в Москве в том числе, существуют такие гостиницы, которым и одну звезду жалко дать. Но зато теперь гордо возвышаются над ними красавцы 5-ти, 4-х звездочные отели, да, что говорить, если даже 3-х звездочный «Новотель» выглядит престижнее, чем «Пекин», «Украина», «Минск» и «Москва», а ведь раньше эти гостиницы были эталоном Московского гостиничного дела. Конечно, всегда существовали «Метрополь», «Савой», вполне приличные отели и в те, советские времена, но известные на весь мир хамоватый вид обслуживания и принцип взяткобратия на всем портили даже эти отели.

     ВОЛКИ СЫТЫ, ОВЦЫ ЦЕЛЫ

     Теперь в Москве сплошь и рядом – сияющие таблички с золочеными латинскими буквами, во всем мире символизирующие роскошь международного класса и хорошее обслуживание. Эти сверкающие островки западного изобилия выросли чуть ли не за ночь и стали, как губка, впитывать в себя то богатство, которое как иностранцы, так и русские с неожиданной для себя легкостью готовы тратить за место в этом новом экономическом порядке. Старые светские львы, такие как «Националь», «Метрополь», «Савой», долгое время бывшие лицом московского гостиничного бизнеса, вдруг столкнулись с конкуренцией со стороны «пришельцев» – отелей «Рэдиссон-Славянская», «Палас», «Балчуг Кемпински» и многих других, предоставляющих услуги не хуже, чем западная гостиничная индустрия.

     Россияне воспрянули и уже не селятся там, где места просто есть, а хотят проживать по европейскому классу. Но столичный гостиничный департамент привык рассчитывать на богатого интуриста, в широком смысле – заморского гостя вообще, независимо от цели его приезда в белокаменную. Основными поставщиками туристов в Россию ныне являются Польша, Финляндия, Германия и Китай. Вдвое больше, чем прежде, едет народу к нам из Испании, Италии и Норвегии, еще больше – из Австрии (почти втрое). Не забывают заглядывать в Москву японцы, корейцы (как северные, так и южные) и вьетнамцы...

     В Москве – 179 гостиниц, которые делятся на муниципальные (15), государственные (6), совместные с иностранцами (9), акционерные (51), ведомственные (58) и посольские (10). Но проще разбить столичные гостиницы на три группы – по методу управления ими, а значит по уровню сервиса и принципам ценообразования. Каков поп – таков и приход.

     1. С присутствием иностранного менеджмента, входящие в международные гостиничные сети – это отели уровня 4-5 звезд, как «Балчуг Кемпински», «Марриотт» (Аврора Роял, Гранд-Отель, Тверская), «Шератон Палас», «Ренессанс», «Новотель», «Аэростар» и др. Тут неценовой подход удержания постояльца – раз, собственная корпоративная компьютерная система бронирования – два, международная известность брэнда, обеспечивающая кредит доверия гостинице – три, финансовая взаимовыручка внутри сети – четыре, безупречность сервиса – пять, жесткий контроль за всеми процедурами обслуживания и мониторинга – шесть. Из всего перечисленного вытекают и минусы: слишком мелочно опекаемый персонал может сорваться на клиенте (у всех есть нервы, а люди не роботы); чрезмерная стандартизация процессов лишает постояльца права на индивидуальный подход в обслуживании; стиль руководства, взаимодействие с гостями и даже интерьеры сетевых отелей зачастую копия друг друга (что скучновато для туриста, ищущего местной экзотики).

     2. Ведомственного подчинения (от Управления делами Президента РФ до аэропортов и посольств) – это «Золотое Кольцо», «Президент-Отель», «Арбат», «Международная-1», «Газпром», «Протон», «Даниловская», «Академическая», «Битца» и др. Плюс таких гостиниц – дополнительный канал бронирования через головные организации, корпоративные цены и скидки для делегаций и посольств, акцент на особую безопасности клиентов и пр.; минусы – несамостоятельность и понижение оперативности и уровня профессионализма, стандартный набор дополнительных и специальных услуг, недостаточная заинтересованность персонала в качестве работы, избирательный контроль (уборка номеров, обслуживание в ресторанах), бюрократизм управления, 10-15 % номеров сдаются под офисы.

     3. Приватизированные (акционерные), а т.ж. частные гостиницы – это «Космос», «Украина», «Россия», «Пекин», «Байкал», «Заря», «Паллада», «Алроса», «Альфа», «Белград», «Орленок», «Минск», «Дон», «Сверчков, 8» и др. Ориентированы эти гостиницы на внутренних и внешних туристов, малых бизнесменов и участников всевозможных симпозиумов и конгрессов. Отсюда – специальные скидки для россиян, долгосрочные турпрограммы обслуживания, прямые заказы, комиссионные цены, сезонные цены и цены выходного дня, 15-20 % номеров сдается под офисные помещения.

     В книге-учебнике для гостиничных работников (за 2000 год) с классификацией вообще путаница. Гостиницы во всем мире делятся по-разному, так как нет четких критериев отбора. Не у специалистов, а вообще в природе. Поэтому окончательное решение принимает клиент. Еще  в начале ХХ века Элсворт М. Статлер («Генри Форд» гостиничного дела) сказал: «Клиент всегда прав». Для гостиничных служащих это значит, что клиент прав не всегда, но он остается клиентом. Угодить каждому – задача не из легких, но если клиент подобрал отель себе по вкусу, то и угодить ему будет легче.

     Первое, по чему определяется нами обычно гостиница – по фасаду. Это как театр, который начинается с вешалки. Хотя на самом деле он начинается с труппы и репертуара. Что такое фасад? Кирпич, цемент, стекло... архитектура, интерьер... Климат же в гостинице создают персонал и внутренний устав. Встречает нас администратор у стойки на службе приема. Служба – это швейцары, портье – визитная карточка отеля. У отеля должна быть история, а история – это репутация. Количество звезд – лишь следствие. Как выбрать свой отель? В США, например,  16 000 аэропортов и 47 000 гостиниц. В Москве, конечно, проще, но и сложнее: приходится выбирать из того, что есть.

     Отель или гостиница – это заведение, призванное разместить клиента и оказать ему сопутствующие услуги: предоставить напитки и питание, обслужить в номере (забота горничных), плюс швейцар и охрана, прачечное обслуживание, обстановка, оборудование... В гостиницах может быть от 10 до 2000 номеров (в некоторых новых отелях Лас-Вегаса их 5000, в московской «России» – 3063). В малых гостиницах обычно от 10 до 50 номеров. Бывает и меньше. В Москве это «Арт Отель» (51), «Бега» (37), «Битца» (30), «Брайтон» (10), «Гостиный двор» (9), Дом приезжего писателя при Литинституте (16), «Екатерина» (24), «Ист-Вест» (26), «Клуб-27» (49), «Клайк» (3), «Крылатское» (30), «Лианозовская» (4), «Луч» (32), «Мосфильм» (36), «Нефтяник» (19), «Никоновка» (13), «Олимпийская деревня» (26) и т.д. Чем меньше номеров – тем выше уровень персонифицированного обслуживания.

     Гостиницы делятся по принципам размера (наиболее формальный выбор): малые – до 150 номеров, средние – от 150 до 299 номеров, большие – от 300 до 600 номеров, и мега-отели – более 600 номеров. Про деление по принципам управления мы уже говорили. Далее идут бизнес-отели, обслуживающие деловых клиентов. Раньше они назывались транзитными, так как тяготели к вокзалам, теперь эту роль выполняют гостиницы при аэропортах. Число услуг тут разнообразно: бесплатная газета, утренний кофе, местный телефон, кабельное телевидение, видео, ПК, факс, Интернет... Дополнительно – доставка в аэропорт, прокат автомобиля, буфет, столовая, коктейль-бар. В большинстве таких отелей – конференц-залы, номера «люкс» и президентские номера. Широко практикуется обслуживание в номере и обслуживание банкетов. К этому добавляется прачечная, химчистка, мини-бар в номере, бесплатные местные перевозки, розничная торговля. Тут на одного клиента – повышенное количество персонала. В последнее время сервис бизнес-отелей предлагает оздоровительные программы (с бассейном, фитнесс-клубом, солярием, сауной и тренажерными залами).

     Сюит-отели – это отели с апартаментами. Сюит-номера в обычных отелях – это большие комнаты с ярко выраженными зонами – гостиной и спальной, от двухместных их отличает отсутствие перегородки. Некоторые номера имеют маленькую кухню с холодильником и мини-баром для напитков. В связи с этим реестр прочих услуг тут ограничен. Здесь предпочитают останавливаться переселенцы, заядлые путешественники (кому дом – дорога), специалисты (например, бухгалтеры и юристы, т.к. тут хорошо работается). Питание в сюит-жилище может и не включаться в  стоимость проживания. Зато совместные столования позволяют находить новых друзей тем, кто остановился здесь на длительный срок.

     Апарт-отели – это уже гостиницы длительного проживания. Кухонное оборудование в номере здесь не возможно, а обязательно. Но про услуги носильщиков, администраторов на этажах и швейцаров забудьте. Про услуги питания и прачечные – тоже. К дополнительным услугам может относиться, например, организация полетов на дельтаплане или прыжков с парашютом. На оба предыдущих типа похожи резидентные гостиницы, но они распространены в основном в США.

     Казино-отели – это гостиницы, связанные с игорным бизнесом. Поэтому жить тут крайне дорого. Чем-то похожи на них отели, привязанные к причалам, у которых пришвартованы суда, оборудованные под казино.

     Конгресс-центры – это бизнес-отели повышенного профиля. Здесь есть все: площадки для гольфа, крытые и открытые бассейны, теннисные корты, минеральные и горячие источники, маршруты для бега и т.д. Конгресс-центры занимают обширные площади и выставляют клиентам общую цену за весь комплекс услуг. Однако услуг этих меньше, чем в бизнес-отелях, и они более специализированы. Конгресс-отели отличаются от конгресс-центров стремлением прежде всего расселить всех участников данного форума (одновременно несколько тысяч человек). Они располагают выставочными залами и всевозможными залами для встреч. Питание тут очень разнообразно: от кафетериев до фешенебельных ресторанов. Тут полный набор бизнес-обслуживания. Забронировать место в конгресс-отеле непросто, или за два года до мероприятия, или за 10 лет вперед! И поэтому часто приходится идти на уступки администрации. В Москве такой отель – гостиница «Международная».

     В то время, как к альтернативным структурам размещения во всем мире относят площадки для паркинга, кемпинга и караванинга (домов на колесах), не считая жилого сектора, речных судов и т.д., в Москве подобные услуги приняли экстравагантные формы – на столичных вокзалах приезжих селят в неиспользуемых пассажирских вагонах.

     Рейтингами гостиниц занимаются специальные службы (например, на основе данных, получаемых от туроператоров). Если брать Россию, то в СССР существовало деление гостиниц на 7 классов: люкс, разряд А, разряд Б, I, II, III, IV разряды. Самые высокие требования были к гостиницам Госкоминтуриста, у Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС имелись некоторые отступления от требований. Сейчас практикуется добровольная сертификация. Это значит, что гостиница в своей рекламе использует нужное ей количество звезд, право на которое она должна заслужить. Тут 6 категорий – от 0 до 5. Звезды утверждает соответствующая служба при Госстандарте РФ.

     ЧТО ЛАРЧИКА ВНУТРИ?

     Возьмем несколько разных по типу московских гостиниц для примера, на предмет удобств проживания в них, чтоб понять их различие вообще, а так же что означает та или иная услуга. От муниципальных пусть будут «Алтай» и «Турист». Находясь в одном подчинении, они весьма существенно отличаются друг от друга. В первой, расположенной на Ботанической улице, 665 номеров (полулюкс, 1 и 2-комнатных), во второй, расположенной на Сельскохозяйственной улице – 760 номеров, в том числе люкс. Удобства в номере гостиницы «Алтай» – телевизор, сейф, чай, кофе, холодильник; разрешено содержание домашних животных. Удобства в номере гостиницы «Турист» – телевизор, холодильник, сейф. Любимым питомцам вход туда воспрещен. Услуги в «Алтае» – конференц-зал, авиабилеты, секретарь, обмен валюты, обслуживание номеров, телефон, видеопрограмма, магазин сувениров, кафе, парковка, сад. «Турист» предоставляет конференц-зал, бизнес-центр, переводчика, секретаря, сувенирный магазин, медицинский кабинет, парковку, авиабилеты и сауну.

     Мини-бар здесь располагает обычным набором прохладительных напитков. Номер может снять любая состоятельная пара, не состоящая в браке (как мне сказали: «Хоть Иванов с Сидоровым!»). Цена номера в сутки в «Туристе» (в рублях): люкс – 2800-3000, полулюкс – 1500-2000, 1-комнатный – 700-800, 2-комнатный – 630-1000. Наличие свободных мест зависит от ситуации, на момент написания статьи мест не было. В «Алтае» 1-комнатный 1-местный номер стоит 610 рублей, евростандарт – 1280,  2-местный 1-комнатный – 950, 2-местный 2-комнатный – 1220, евростандарт – 2200 на 2-х жильцов, апартаменты люкс (3 комнаты – спальня, гостиная, кухня) – 3400. Во всех номерах полный санузел, телефон, спутниковое TV из 16 программ. Кроме перечисленного в стоимость номера входит завтрак – шведский стол. Номера обычно бронируются за неделю вперед, 25 % от стоимости за первые сутки. Круглосуточная охрана с видеослежением. Срок проживания неограничен.

     От государственных предприятий возьмем гостиницу «Арена» – 147 номеров люкс, 1-комнатных и 2-комнатных, от совместных с иностранцами – «Савой» – 85 номеров (апартаменты и полулюкс). Удобства «Арены» – обслуживание номеров, холодильник (мини-бар), телевизор. Удобства «Савоя» – телевизор, телефон, спутниковое TV, холодильник, номера для некурящих. Услуги «Арены» – бизнес-центр, комнаты для переговоров, сауна, массаж, ресторан, ночной клуб, кафе, такси, телефон, прачечная. Услуги «Савоя» – бизнес-центр, отделение банка, обмен валюты, кредитки, банкетные залы, ресторан, казино, бары, парикмахерская, сауна, тренажерный зал, парковка и аренда автомобилей, вызов такси, заказ билетов, обслуживание номеров, прачечная, бутики, сувенирный магазин.

     По ценам, безопасности, условиям бронирования и наличию свободных мест в государственной гостинице «Арена» я ответов не нашел (видимо, большой секрет). Поэтому даю прозападный «Савой». Стоимость проживания здесь – от $170 (+20 % + 5 % налогов) за самый скромный номер (в стоимость входит шведский стол) и $500, не считая налогов, за 3-комнатные апартаменты в сутки. Мини-бар располагает всеми видами напитков, от прохладительных до горячительных. С домашними животными сюда нельзя. Места бронировать лучше заранее, т.к. отель небольшой. Круглосуточная охрана с видеонаблюдением (камеры повсюду, 2 охранника в холле и два дневных посменно – на улице). Срок проживания не ограничен.

     У нас остаются гостиницы-акционеры, ведомственные и посольские (про которые ничего выяснить мне так и не удалось). Берем «Дон» и «Пирс». «Дон» – это 156 номеров 1 и 2-местных с телевизором, телефоном и холодильником. Из услуг –  оплата московских разговоров по телефону, кафе, парковка и вызов такси. «Пирс» – это 11 номеров с теми же удобствами. Из услуг – кафе, сауна, косметический кабинет, мануальная терапия, «соляные копи»,  общий массаж и некоторые виды физиотерапии.

     КАМО ГРЯДЕШИ?..

     В приоритетах столицы – расширение сети трехзвездных гостиниц. К 2010 году мест в таких гостиницах должно быть как минимум 130 000. Есть муниципальная программа, предполагается выделить под это благое дело 26 участков, хотя в скором разрешении гостиничного кризиса, скажем, по части эконом-класса многие специалисты сомневаются. Упор делается на предприятия, не превышающие 100 номеров и расположенные внутри Садового кольца. А это должно быть возведено 200 гостиниц на 50 номеров каждая, 350 – стоместных и около 20 – тысячеместных. То есть по 70 новых гостиниц ежегодно.

     Между тем московская гостиничная база – это 65 000 мест, что равно одной турецкой Анталии. Территория России равна 219 Турциям. Между тем в прежние времена к нам тоже ездили. Были «поезда дружбы». Были гостиницы, которые затем приватизировали, перепрофилировали под жилье, офисы, магазины. Что-то превратилось в то же, но более комфортабельное. Так и потерялся основной, массовый постоялец. Вот если Москва бы победила в конкурсе «Экспо-2010», то куда бы она селила миллион гостей? Так что строить все равно надо.

     Две некогда дешевые гостиницы в центре – «Россия» и «Интурист» – находятся в ожидании. Одна – реконструкции и удорожания, другая – сноса. «Хилтон» вместо «Интуриста» будет в московском дворцовом стиле «под старину», как «Националь». А кто хочет сэкономить – поезжай на периферию. Так во всем мире. «Россия» уже ремонтирует номера, обзаводится новой богатой мебелью, системами кондиционирования и современного комфорта. Сама себя тащит из мещан во дворянки. Пока это длится, у гостей есть выбор: пожить по-советски или уже по-новорусски. И все под одной крышей.

     Дорогие отели вовсю блюдут марку (доллар, евро...). Им кровь из носу надо привлекать клиентов. А если это интурист – ему надо показать не только интерьеры, но и чтоб погулял. Для этого нужны кафе, кофейни, пабы, пешеходные зоны и прочие места досуга. Москве приходится учиться жить напоказ, иначе ей незачем строить пятизвездные терема. Многие рестораны, кстати, на это и ориентированы, поэтому нормальному обывателю посидеть негде, кроме привычной пивной. Ресторан – для тех, кто настроен на дорогое и долгое пребывание в столице. И отелям в центре приходится и предстоит еще больше доставлять постояльцев в музеи, аэропорты и т.д. Было бы куда. Поэтому уже запущена программа привлечения дополнительных инвестиций в сферу туристических услуг и гостиничного бизнеса столицы. Первыми тут не пропадут те, в чьих предприятиях есть городские пакеты: «Савой», «Центральная», «Заря», «Байкал», «Международная», а так же второй эшелон – «Останкино», «Золотой колос», «Ленинградская», «Турист», «Киевская», «Северная».

     Предполагается, что функционально обособленные небольшие гостиницы, предоставляющие весь спектр современных услуг, станут лидерами на рынке и по количеству, и по показателям совокупного роста. В общем, вывод акций на фондовый рынок должен изменить всю погоду в гостиничном хозяйстве.

     Одним из перспективных направлений туристического бизнеса, вероятно, скоро станет медицинский туризм. Наука у нас не слабая, а практика вполне на мировом уровне. С сервисом, правда, надо постараться. А если говорить о соотношении цены и качества, то россиянам в этом помогут полисы ОМС, дающие право на медицинскую помощь независимо от столичной прописки, а иностранцы застрахованы, как правило, у себя на родине, их перестраховывают российские ассисантские агентства. Тут главное – привести нынешнюю разрозненность больниц и поликлиник в некий порядок. Для поддержания высокой работоспособности приезжих существуют гостиничные оздоровительные центры. Но массаж после напряженного трудового дня пока предпочитают, увы, не наши соотечественники, у наших – свои традиционные средства. Хотя все чаще в саунах и тренажерных залах слышна русская речь.

     Интернет для бронирование мест в гостиницах используют миллионы людей в мире. У большинства российских гостиниц уже есть свои сайты в сети. Это одно из приоритетных маркетинговых мероприятий для привлечения клиентов. Есть системы, дающие возможность сделать все в реальном режиме времени (например, Serenata BookHotel), в одиночку и группой, при помощи кредитных карт, с точной информацией о свободных местах и тарифах. Для корпоративных и постоянных клиентов дается свой код доступа и пароль, для каждого такого гостя создается карточка-профайл с персональной информацией. Ответы на запрос поступают непосредственно из гостиничной системы управления. Попутно дается маркетинговый вопросник: «Цель Вашего приезда?» и прочее. Ну, а все подробности – на самом сайте выбранной гостиницы, им располагающей.

     Говорят, клиенты любят глазами. И в гостиничном бизнесе важен свой логотип. Художественное оформление парадного подъезда адресовано не только клиентам, но и всем прохожим. Художественный стиль – это благоприятный имидж отеля, зримый намек на качество обслуживания и комфорт заведения. Меньше всего затрат тут требуют основные носители фирменного стиля: главная вывеска, табло и вывески с указанием цен на размещение, с меню ресторанов и баров (как, например, в отелях Англии) и даже обязательный коврик для ног у входа – полноправный элемент наружной рекламы.

     Есть особые приятности в разных местах: где-то гостю выдается карточка, на которой отмечено время завтрака, обеда и ужина и куда сотрудник вписывает номер столика в ресторане; у немцев вообще принято оставлять недопитое на столе, чтоб наутро получить все это обратно; экзотические яства сопровождаются их вертикальным изображением и подробным описанием... Фирменный стиль – это еще и ключи, брелочки, внутренние дисконтные карты и пр. Плюс, конечно, вся полиграфическая продукция...

     При всем дефиците гостиниц в Москве есть куда селиться. В крайнем случае, у бойкой столичной бабульки или в подмосковной общаге найдется койка на ночь. На худой конец – плацкарта в вагоне, загнанном в привокзальный тупик. Наши всегда изворачивались, а иноземцы давно облюбовали свои отели в Москве. Так что удачного и приятного вам поселения, господа!
    
Автор благодарит ГАО «Москва» и гг. Кривошеина А. Н. и Упорову М. В., Ассоциацию «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса» и г-на Лесника А. Л. за любезно предоставленные материалы.


Рецензии