Домбайская легенда о Доммае

Сын престарелого князя, его наследник Бекболат, был уже в зрелых летах когда, овдовев, привёл в дом новую княжну. Молодой женой стала красавица Даута - дочь старого друга, поэтому её давно знали в доме князя. Можно даже сказать, что она выросла с княжескими детьми и получила придворное воспитание.

Могущественный князь Азамат по старости и немощи давно в сражениях сам не участвовал, а посылал на войну своего сына Бекболата. Но к совету старейшин, где принимались важные для жизни народа решения, он его не допускал. Это умаляло наследника в глазах сверстников – бывалых воинов, которые по летам теперь не принимали участия в ратных делах и многие из них входили в совет старейшин. Почему старый князь никогда не приглашал своего наследника на совет, никто не понимал. Но когда об этой печали мужа узнала молодая княжна, то обратила внимание своего сверстника и пасынка Тембота на то, что ритуальные кубки княжеской власти из рогов священного зубра - Доммая были оба левые. Ведь когда умирал князь, то рога его жертвенного Доммая доставались: правый рог – сыну, как непосредственному наследнику власти, а левый – внуку, то есть следующему престолонаследнику. Таким образом, на важных собраниях и пирах у правящего князя и его сына – наследника в руках должны были быть кубки из рогов Доммая, закланного на похоронах прежнего князя. Так утверждался порядок преемственности власти. Со старейшинами князь мог пользоваться левым кубком, известным им ещё с юности, то есть доставшимся ему от отца на поминках деда. Но совместные собрания с наследником предписывали использование обоих ритуальных кубков из рогов зубра, закланного на похоронах прежнего правителя. Но кубка из правого рога в сокровищнице Азамата не было. И в этом скрывалась какая-то тайна.
Старый князь Азамат не приглашал на пир старейшин сына – наследника Бекболата потому, что символами княжеской власти имел два левых кубка из рогов зубра, а не левый и правый, как полагалось по Завету. И чтобы это скрывать или хотя бы не афишировать Бекболата на совет старейшин не приглашали.

Внук старого князя Тембот славился охотничьей удачей. Обычными трофеями были кабаны да косули, но временами поздней осенью в их леса спускались с высокогорных пастбищ огромные зубры - доммаи. Добыть доммая считалось доблестью, но охота на него была табуирована, поскольку этот зубр почитался священным животным. Одним словом, охотиться на него только для пропитания, а тем более ради охотничьего азарта и развлечения было строго-настрого запрещено. Для ритуальной добычи Доммая использовались древние сакральные знания. Охотника окуривали дымом магических трав, а жало копья натирали мифическим карниолийским корнем. Только тогда человеку удавалось подобраться к реликтовому зубру – Доммаю и поразить его своим копьём.

Охотники вышли на его след случайно над ущельем за скалами волчьих ворот. Помня о сомнениях мачехи Дауты, молодой княжич последовал за этим Доммаем. По следу было видно, что огромный бык держался поодаль, сопровождая и охраняя стадо. Княжич хотел выследить именно этого огромного быка и пошёл по его следу. Зубр не горный козёл и не пускается наутёк по крутым скалам. В случае опасности он уводит охотников за собой или разворачивается и сметает всех на своём пути. И этот зубр не убегал от охотников. И не они его гнали, а он их ловко уводил от стада, увлекая за собой по звериной тропе в сторону каменного мешка охотничьей западни в теснине ущелья. А затем…, бесследно исчез. Наверное, скрывая след в русле ручья и осыпью, ушёл от преследователей в свои укромные заимки. Всего на миг Доммай попался на глаза Темботу. И княжичу показалось, что у этого зубра всего один рог. Правый рог.

Тогда Тембот задумал добыть этого Доммая, несмотря на строжайший запрет. Три дня и две ночи таился охотник под турьей шкурой в расселине валуна у звериной тропы, пока на третью ночью перед ним встала огромная тень. Блеснуло лезвие копья и молнией вонзилось глубоко в плоть над ключицей исполина. Доммай замер, сделал шаг назад и рухнул, содрогнув землю. Тембот взялся за благословенный правый рог и тот остался у него в руках, а туша тут же превратилась в камень. Вот откуда у старого князя кубки, только из левых рогов, - понял Тембот. От удара под левую лопатку, Доммай падал на правый бок, так что можно было успеть забрать только левый рог, а правый обращался в камень.

За нарушение табу охоты на сакрального Доммая над княжичем нависло проклятие богов. Как только на охоте его копьё касалось животного, плоть жертвы обращалась в камень. Без охоты наследник княжеского рода ещё мог бы обойтись, а вот не добыв сакрального Доммая для похорон усопшего князя нельзя было получить для себя благословения предков на княженье. Тогда, без правомочной власти, народ приговорён к междоусобице, а разделившийся в себе род обречён на ослабление и даже гибель от внешних врагов.

Тембот принёс добытый рог старому князю. С кубком из него стал пировать князь Азамат со своим наследником Бекболатом на совете старейшин. А потом, когда настало время, Бекболат добыл для перехода князя Азамата в мир предков его ритуального зубра - Доммая. Но сосем недолго правил благословенный князь Бекболат. И добыть для него сакрального Доммая было уже некому. Ведь Тембот своим копьём превращал зверей в камень. Тогда началась смута и стали люди друг в друга стрелять из английских ружей. Потом, этим же оружием истребили всех реликтовых зубров. С тех пор прервалась связь власти с мудростью и покровительством предков. Народ осиротел и должен был повзрослеть, чтоб не обманываться вождями и ложными пророками. Новое время привнесло новые законы. Не мне судить, насколько они плохи или хороши. А эту легенду мне поведал Асхат - праправнук Тембота и Дауты. Мой товарищ тогда спросил его о морали сей легенды. - Всегда права только одна любовь, - ответил он, - а за дедовские грехи расплачиваются внуки.


Рецензии